Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2012 в 12:23, контрольная работа
Термин “ логика ” происходит от греческого слова 1оgos, что значит “мысль”, “слово”, “разум”, “закономерность”, и используется для обозначения как совокупности правил, которым подчиняется процесс мышления, отражающий действительность, так и науки о правилах рассуждения и тех формах, в которых оно осуществляется. Мы будем использовать термин “ логика ” в указанных двух смыслах
Вариант №1.
1. Значение термина «логика». Предмет логики и ее место в системе других наук: логика и психология, логика и педагогика, логика и кибернетика, логика и лингвистика, логика и философия.
Виды понятий по содержанию
2. Деление понятий. Правила деления понятий. Ошибки в делении понятий. Виды деления: по видообразующему признаку и дихотомическое деление. Классификация.
3. Сложные суждения и их виды. Логические связки в сложных суждениях.
4. Умозаключение, определение и структура. Дедуктивные, индуктивные умозаключения, умозаключения по аналогии.
5. Сокращённый категорический силлогизм. Виды энтимем.
6. Виды трилемм.
7. Структура спора. Начало и завершение спора.
9.Опровержение. Прямое и косвенное опровержение тезиса. Критика доводов. Выявление несостоятельности демонстрации.
10. Гипотеза. Виды гипотез. Построение гипотезы и этапы ее развития. Способы подтверждения гипотез. Опровержение гипотез. Судебно-следственная версия.
Практическое задание для контрольной работы (выполняется всеми студентами)
Задание №2
Сравните взгляды Платона и Аристотеля по данным в таблице критериям:
Задание № 3
Правильно ли сделаны следующие выводы? Обоснуйте свой ответ:
Задание № 4
В приведенных ниже определениях укажите ошибки, если они есть:
Задание № 5
Задание № 6
Установите, какие перечни понятий соответствуют кругам Эйлера
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ( выполняется всеми студентами)
В процессе построения и подтверждения гипотеза проходит несколько этапов . Эти этапы можно показать на примере построения одной из гипотез о Тунгусском метеорите.
1-й этап . Выделение группы
фактов, которые не укладываются
в прежние теории или
В случае падения Тунгусского метеорита это были следующие факты: "Тайга в долине Подкаменной Тунгусски стояла в солнечном сиянии. Внезапно с неба упал в тайгу огромный шар. Свидетели рассказывают об огненном столбе, который взметнулся с земли. Края огненного столба светились голубым светом и достигали нижних слоев стратосферы. Взрыв сопровождался землетрясением, которое охватило всю Центральную Сибирь. Сейсмические волны были отмечены многими геофизическими станциями мира. Обращает на себя внимание отсутствие в районе катастрофы какого-либо кратера и остатков метеоритной материи."
2-й этап . Формулировка гипотезы
(или гипотез ), т.е. предположений,
которые объясняют данные
Существует много гипотез относительно падения Тунгусского метеорита. Одна гипотеза предполагает, что в атмосферу попал целый рой блуждающих метеоритов, которые упали в виде огненного дождя. Другая гипотеза утверждает, что это было ядро кометы, состоявшее из льда и застывших газов. Проходы через плотные слои атмосферы земли, оно нагрелось, газ, образовавшийся при ударе о Землю космического льда, взметнулся вверх огненным фонтаном и стал причиной огромного пожара в тайге.
Еще одна гипотеза : Землю по прямой пронизало космическое тело, так называемая черная дыра (сгусток материи, стянутый гравитацией в ничтожный объем и имеющий практически бесконечно высокую плотность). Хотя "черная дыра" имеет огромный вес, составляющий заметную часть земной массы, ее поперечник едва ли больше, чем диаметр одного атома, поэтому, как утверждают авторы этой гипотезы , Земля могла пережить это столкновение. Однако данная теория маловероятна.
3-й этап . Выведение из данной гипотезы всех вытекающих из нее следствий.
Из гипотезы о "черной
дыре" вытекают такие следствия:
не будет гигантского кратера,
на пути этого космического
тела в воздушной оболочке
Земли, возникли мощные слои
плазмы, за плазмой шел ударный
фронт воздуха, голубые края
огненного столба возникли в
результате преобразования
4-й этап . Сопоставление выведенных из гипотезы следствий с имеющимися наблюдениями, результатами экспериментов, с научными законами.
Наблюдения в районе падения показали, что кратера действительно не было, грохот ударной волны воздуха донесся вплоть до Монголии, люди наблюдали голубые края огненного столба.
5-й этап . Превращение гипотезы
в достоверное знание или в
научную теорию, если подтверждаются
все выведенные из гипотезы
следствия и не возникает
противоречия с ранее
Ни одна из перечисленных и других более поздних гипотез пока не подтверждена.
Важным условием построения плодотворной гипотезы как в процессе реализации конкретной научно-исследовательской программы, так и в судебно-следственной практике является соблюдение принципа объективности исследования.
В психологическом плане
В логико-методологическом плане объективность означает всесторонность исследования.
Во-первых, при выдвижении гипотезы или версии должен учитываться весь исходный эмпирический материал. Она должна дать рациональное объяснение всем собранным фактам, не допуская никаких исключений. Если версия строится с учетом лишь части фактов, главным образом согласующихся с выдвинутым предположением, и противоречит другим, то она не может считаться надежной. Будучи односторонней, а значит, и необъективной, такая гипотеза обычно уводит следствие в сторону от истины.
Во-вторых, всесторонность требует
построения всех возможных в
конкретных условиях версий . Это
требование диктуется
Гипотеза считается состоятельной,
если удовлетворяет следующим
1. Гипотеза должна быть
непротиворечивой, т.е. предположение
не должно противоречить
2. Она должна быть
3. Гипотеза считается состоятельной,
если она эмпирически и
теоретически обоснованна.
4. Эвристическая функция гипотезы определяется ее информативностью.
5. Способы подтверждения гипотез .
1. Самым действенным способом
подтверждения гипотезы является
обнаружение предполагаемого
При расследовании уголовных дел о хищениях, а т.ж. о разбое, бандитизме, спекуляции важной задачей судебно-следственных органов является обнаружение приобретенных или накопленных преступным путем вещей, ценностей и денежных сумм. Эти ценности и вещи, как правило, прячутся или реализуются преступниками. В связи с этим и возникают частные версии о местонахождении таких вещей и ценностей.
2. Основной способ подтверждения
гипотез - выведение следствий
и их верификация. В процессе
верификации большая роль
3. Косвенный способ превращения
гипотезы в достоверное знание
состоит в опровержении всех
ложных гипотез , после чего
заключают об истинности
СХЕМА.
Явление А могло быть вызвано либо В, либо С, либо Д.
Явление А не вызвано ни В, ни С.
______________________________
Явление А вызвано Д.
Необходимо выполнить два
5. Опровержение гипотез .
Опровержение гипотез
осуществляется путем
Опровержение гипотез происходит в форме отрицающего модуса условно-категорического умозаключения, имеющего форму: (( а ® б )Ù б`)® а. Этот модус всегда дает достоверное заключение.
Структура опровержения гипотезы такова:
Если имела место причина ( гипотеза ) Н, то должны быть следствия:
С1, и С2, и С3, и ...., и Сh.
Следствия С1, или С2, или С3, ...., или Сh отсутствуют.
______________________________
Причина Н не имела места.
В символической логике это умозаключение можно записать таким способом :
H ® ( С1 Ù С2 Ù С3 Ù ... Ù Сh )
_____________________________
С1 Ù С2 Ù С3 Ù ... Ù Сh
______________________
H
Чем большее число следствий
отсутствует, тем выше степень
Практическое задание для контрольной работы (выполняется всеми студентами)
Задание №2
Сравните взгляды Платона и Аристотеля по данным в таблице критериям:
Ответ:
Критерии сравнения |
Платон |
Аристотель |
|
Демократический строй еще более усиливает разобщенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания, кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшей государственной системы – тирании. |
демократия – в охлократию (власть невежественной и темной толпы) |
|
горожан надо наделять земельными наделами, но их имущество не должно быть чрезмерным. Если стоимость имущества превысит стоимость надела в 4 раза, то излишек подлежит передаче государству . Запрещаются также ссуды под проценты и покупка товаров в кредит. Закон должен устанавливать пределы колебания цен. Именно в таком государстве , где выполняются эти правила, не будет ни богатых, ни бедных. |
считал, что истинное богатство состоит из предметов первой необходимости в хозяйстве со средним достатком, что оно по природе не может быть бесконечным, а должно ограничиваться определенными рамками, достаточными для обеспечения «благой жизни». Хотя торговля возникла в силу необходимости и государство не может обойтись без неё, в то же время недопустимо, чтобы она господствовала. Деньги представляют одну из форм, но не абсолютную форму богатства, так как иногда они обесцениваются и не имеют тогда никакой пользы в житейском обиходе. |
|
Главная причина порчи общества, а вместе с тем и государственного строя заключается в "господстве корыстных интересов". В соответствии с этим основным недостатком Платон подразделяет все существующие государства на четыре разновидности в порядке увеличения, нарастания "корыстных интересов" в их строе:тимократия, олигархия,демократия и тирания. |
подчеркивал, что существует разница между обществом и государством . По его мнению, есть различные формы объединения людей, основными из которых являются семья, поселения, государство . « Аристотель считал человека общественным животным, который может жить только в обществе и государстве . Государство , по его мнению важнее семьи и отдельной личности , подобно тому, как целое важнее части. Созданию государства способствует обмен между отдельными людьми». |
|
Идеальное
государство – то, которое удовлетворяет
требованию справедливости. Справедливость
в данном случае состоит в том,
что в обществе созданы условия,
которые гарантируют |
существовало
три вида "правильных" форм правления
в государстве : монархия, где власть
принадлежит наследственному |
Задание № 3
Правильно ли сделаны следующие выводы? Обоснуйте свой ответ:
Ответ:
Задание № 4
В приведенных ниже определениях укажите ошибки, если они есть:
Ответ:
Задание № 5
Ответ:
Установите, какие умозаключения являются:
А
– правильными условно-
В
– правильными разделительно-
1.
Я не успею оформить документы,
2.
Нормы права (по методу
императивными или диспозитивными. Эта норма не диспозитивная, следовательно, она является императивной. правильное разделительно-категорическое
3.
Если свидетель дал ложные
показания, то обвиняемый не
виновен. Свидетель П. не