Контрольная работа по предмету "Логика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2012 в 12:23, контрольная работа

Краткое описание

Термин “ логика ” происходит от греческого слова 1оgos, что значит “мысль”, “слово”, “разум”, “закономерность”, и используется для обозначения как совокупности правил, которым подчиняется процесс мышления, отражающий действительность, так и науки о правилах рассуждения и тех формах, в которых оно осуществляется. Мы будем использовать термин “ логика ” в указанных двух смыслах

Содержание

Вариант №1.
1. Значение термина «логика». Предмет логики и ее место в системе других наук: логика и психология, логика и педагогика, логика и кибернетика, логика и лингвистика, логика и философия.
Виды понятий по содержанию
2. Деление понятий. Правила деления понятий. Ошибки в делении понятий. Виды деления: по видообразующему признаку и дихотомическое деление. Классификация.
3. Сложные суждения и их виды. Логические связки в сложных суждениях.
4. Умозаключение, определение и структура. Дедуктивные, индуктивные умозаключения, умозаключения по аналогии.
5. Сокращённый категорический силлогизм. Виды энтимем.
6. Виды трилемм.
7. Структура спора. Начало и завершение спора.
9.Опровержение. Прямое и косвенное опровержение тезиса. Критика доводов. Выявление несостоятельности демонстрации.
10. Гипотеза. Виды гипотез. Построение гипотезы и этапы ее развития. Способы подтверждения гипотез. Опровержение гипотез. Судебно-следственная версия.
Практическое задание для контрольной работы (выполняется всеми студентами)

Задание №2
Сравните взгляды Платона и Аристотеля по данным в таблице критериям:
Задание № 3
Правильно ли сделаны следующие выводы? Обоснуйте свой ответ:
Задание № 4
В приведенных ниже определениях укажите ошибки, если они есть:
Задание № 5
Задание № 6
Установите, какие перечни понятий соответствуют кругам Эйлера
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ( выполняется всеми студентами)

Вложенные файлы: 1 файл

Логика не надо.docx

— 80.13 Кб (Скачать файл)

В процессе  построения   и   подтверждения   гипотеза  проходит несколько  этапов . Эти  этапы  можно показать на примере  построения  одной из  гипотез  о Тунгусском метеорите.

1-й  этап . Выделение группы  фактов, которые не укладываются  в прежние теории или  гипотезы   и  должны быть объяснены  новой  гипотезой .

В случае падения Тунгусского метеорита  это были следующие факты: "Тайга  в долине Подкаменной Тунгусски  стояла в солнечном сиянии. Внезапно с неба упал в тайгу огромный шар. Свидетели рассказывают об огненном столбе, который взметнулся с земли. Края огненного столба светились голубым светом  и  достигали нижних слоев стратосферы. Взрыв сопровождался землетрясением, которое охватило всю Центральную Сибирь. Сейсмические волны были отмечены многими геофизическими станциями мира. Обращает на себя внимание отсутствие в районе катастрофы какого-либо кратера  и остатков метеоритной материи."

2-й  этап . Формулировка  гипотезы  (или  гипотез ), т.е. предположений,  которые объясняют данные факты.

Существует много  гипотез  относительно падения Тунгусского метеорита. Одна  гипотеза  предполагает, что  в атмосферу попал целый рой  блуждающих метеоритов, которые упали  в  виде  огненного дождя. Другая  гипотеза  утверждает, что это  было ядро кометы, состоявшее из льда  и  застывших газов. Проходы через  плотные слои атмосферы земли, оно  нагрелось, газ, образовавшийся при  ударе о Землю космического льда, взметнулся вверх огненным фонтаном  и  стал причиной огромного пожара в тайге.

Еще одна  гипотеза : Землю по прямой пронизало космическое тело, так  называемая черная дыра (сгусток материи, стянутый гравитацией в ничтожный  объем  и  имеющий практически  бесконечно высокую плотность). Хотя "черная дыра" имеет огромный вес, составляющий заметную часть земной массы,  ее  поперечник едва ли больше, чем диаметр одного атома, поэтому, как утверждают авторы этой  гипотезы , Земля могла пережить это столкновение. Однако данная теория маловероятна.

3-й  этап . Выведение из данной  гипотезы  всех вытекающих из  нее следствий.

 Из  гипотезы  о "черной  дыре" вытекают такие следствия:  не будет гигантского кратера,  на пути этого космического  тела в воздушной оболочке  Земли, возникли мощные слои  плазмы, за плазмой шел ударный  фронт воздуха, голубые края  огненного столба возникли в  результате преобразования невидимых  рентгеновских лучей в видимый  свет.

4-й  этап . Сопоставление выведенных  из  гипотезы  следствий с имеющимися  наблюдениями, результатами экспериментов,  с научными законами.

Наблюдения в районе падения  показали, что кратера действительно  не было, грохот ударной волны воздуха  донесся вплоть до Монголии, люди наблюдали  голубые края огненного столба.

5-й  этап . Превращение  гипотезы  в достоверное знание или в  научную теорию, если подтверждаются  все выведенные из  гипотезы  следствия  и  не возникает  противоречия с ранее известными  законами науки.

 Ни одна из перечисленных   и  других более поздних   гипотез  пока не подтверждена.

 

Важным условием  построения  плодотворной  гипотезы  как в  процессе реализации конкретной научно-исследовательской  программы, так  и  в судебно-следственной практике является соблюдение принципа объективности исследования.

В психологическом плане объективность  означает отсутствие предвзятости, когда  исследователь руководствуется  интересами установления истины, а  не своими субъективными склонностями, предпочтениями  и  желаниями.

В логико-методологическом плане объективность  означает всесторонность исследования.

Во-первых, при выдвижении  гипотезы  или  версии  должен учитываться  весь исходный эмпирический материал.  Она  должна дать рациональное объяснение всем собранным фактам, не допуская никаких исключений. Если  версия  строится с учетом лишь части фактов, главным образом согласующихся  с выдвинутым предположением,  и  противоречит другим, то  она  не может считаться надежной. Будучи односторонней, а значит,  и  необъективной, такая  гипотеза  обычно уводит следствие  в сторону от истины.

 Во-вторых, всесторонность требует   построения  всех возможных в  конкретных условиях  версий . Это  требование диктуется применением  широкоизвестного в науке метода "множественных  гипотез ". Поскольку первичный материал  в любом эмпирическом исследовании, как правило, бывает неполным, он тем самым дает представлении  лишь об отдельных звеньях,  отдельных зависимостях между  явлениями. Чтобы выявить всю  цепь взаимосвязей, необходимо предположить  все возможные объяснения, т.е.  построить ряд  версий , по-разному  объясняющих неизвестные обстоятельства.

Гипотеза  считается состоятельной, если удовлетворяет следующим логико-методологическим требованиям.

1.   Гипотеза  должна быть  непротиворечивой, т.е. предположение  не должно противоречить исходному  эмпирическому базису.

2.   Она  должна быть принципиально  проверяемой. Принципиальная непроверяемость   гипотезы  обрекает  ее  на вечную  проблематичность  и  делает  невозможным превращение  ее  в достоверное знание.

3.   Гипотеза  считается состоятельной,  если  она  эмпирически  и   теоретически обоснованна. Вероятность   гипотезы  зависит от степени   ее  обоснованности  и  определяется  с помощью количественных либо  приблизительных оценочных стандартов.

4.  Эвристическая функция   гипотезы  определяется  ее  информативностью.

5.  Способы   подтверждения   гипотез .

1.  Самым действенным  способом   подтверждения   гипотезы  является  обнаружение предполагаемого объекта,  явления или свойства, которое  является причиной рассматриваемого  явления.Примерами могут служить  открытие планеты Нептун, обнаружение ряда островов в Северном Ледовитом океане, открытие явления искусственной радиоактивности  и  т.д.

При расследовании уголовных дел  о хищениях, а т.ж. о разбое, бандитизме, спекуляции важной задачей судебно-следственных органов является обнаружение приобретенных  или накопленных преступным путем  вещей, ценностей  и  денежных сумм. Эти ценности  и  вещи, как правило, прячутся или реализуются преступниками. В связи с этим  и  возникают  частные  версии  о местонахождении таких вещей  и  ценностей.

2. Основной  способ   подтверждения   гипотез  - выведение следствий   и  их верификация. В процессе  верификации большая роль принадлежит  различным экспериментам. Эксперимент  учитывает чаще всего влияние  не одного фактора, а многих, поэтому надо планировать эксперимент  так, чтобы результат был получен  за более короткое время, более  эффективно  и  по возможности  не дорого.

3. Косвенный  способ  превращения   гипотезы  в достоверное знание  состоит в  опровержении  всех  ложных  гипотез , после чего  заключают об истинности одного  оставшегося предположения. Для  этого применяется разделительно-категорическое  умозаключение, отрицающе-утверждающий  модус. Структура его та же, что  и  при косвенном  доказательстве.

СХЕМА.

Явление А могло быть вызвано  либо В, либо С, либо Д.

Явление А не вызвано ни В, ни С.

_________________________________________________

Явление А вызвано Д.

Необходимо выполнить два условия: во-первых, перечислить все возможные  гипотезы , причем дизъюнкция может  быть как строгой, так  и  нестрогой, во-вторых, следует опровергнуть все  ложные  гипотезы .

5.  Опровержение   гипотез  .

 Опровержение   гипотез   осуществляется путем  опровержения  их следствий. При этом может  обнаружиться, что многие или  все необходимые следствия рассматриваемой   гипотезы  не имеют места в  действительности. Кроме того, возможно, будут найдены факты, противоречащие  выведенным следствиям.

Опровержение   гипотез  происходит в форме отрицающего модуса условно-категорического  умозаключения, имеющего форму: (( а  ® б )Ù б`)® а. Этот модус всегда дает достоверное заключение.

Структура  опровержения   гипотезы  такова:

Если имела место причина ( гипотеза ) Н, то должны быть следствия:

С1,  и  С2,  и  С3,  и  ....,  и  Сh.

Следствия С1, или С2, или С3, ...., или  Сh отсутствуют.

___________________________________________________________

Причина Н не имела места.

В символической логике это умозаключение  можно записать таким  способом :

H ® ( С1 Ù С2 Ù С3 Ù ... Ù Сh )

_____________________________

С1 Ù С2 Ù С3 Ù ... Ù Сh

______________________

H

 Чем большее число следствий  отсутствует, тем выше степень   опровержение  высказанной  гипотезы .  Гипотеза  окончательно опровергнется  , если обнаруживаются факты, обстоятельства, явления, противоречащие вытекающим  из данной  гипотезы  следствиям.

Практическое  задание для контрольной работы (выполняется всеми студентами)

 

Задание №2

Сравните  взгляды Платона и Аристотеля по данным в таблице критериям:

Ответ:

Критерии  сравнения

Платон 

Аристотель 

  1. Отношение к демократии

Демократический строй еще более усиливает  разобщенность бедных  и  богатых  классов общества, возникают восстания, кровопролития, борьба за власть, что  может привести к возникновению  наихудшей  государственной  системы  – тирании.

демократия  – в охлократию (власть невежественной  и  темной толпы)

  1. Проблема собственности

горожан надо наделять земельными наделами, но их имущество  не должно быть чрезмерным. Если стоимость  имущества превысит стоимость надела в  4  раза, то излишек подлежит передаче  государству . Запрещаются  также ссуды под проценты  и  покупка товаров в кредит. Закон  должен устанавливать пределы колебания цен. Именно в таком  государстве , где выполняются эти правила, не будет ни богатых, ни бедных.

считал, что  истинное богатство состоит из предметов  первой необходимости в хозяйстве  со средним достатком, что оно  по природе не может быть бесконечным, а должно ограничиваться определенными  рамками, достаточными для обеспечения «благой жизни». Хотя торговля возникла в силу необходимости  и   государство  не может обойтись без неё, в то же время недопустимо, чтобы она господствовала. Деньги представляют одну из форм, но не абсолютную форму богатства, так как иногда они обесцениваются  и  не имеют тогда никакой пользы в житейском обиходе.

  1. Отношения личности и государства

Главная причина  порчи общества, а вместе с тем  и  государственного  строя заключается  в "господстве корыстных интересов". В соответствии с этим основным недостатком  Платон подразделяет все существующие  государства  на четыре разновидности  в порядке увеличения, нарастания "корыстных интересов" в их строе:тимократия, олигархия,демократия и тирания.

подчеркивал, что существует разница между  обществом  и   государством . По его мнению, есть различные формы  объединения людей, основными из которых являются семья, поселения,  государство . « Аристотель  считал человека общественным животным, который  может жить только в обществе  и   государстве .  Государство , по его мнению важнее семьи  и  отдельной  личности , подобно тому, как целое важнее части. Созданию  государства  способствует обмен  между отдельными людьми».

  1. Идеальная модель государственного устройства

Идеальное   государство  – то, которое удовлетворяет  требованию справедливости. Справедливость в данном случае состоит в том, что в обществе созданы условия, которые гарантируют процветание  всего  государства   и  учитывают  естественное неравенство людей  в их природных задатках. «Сейчас  мы лепим в нашем воображении  государство , как мы полагаем, счастливое, но не в отдельно взятой его части, не так, чтобы лишь кто-то в нем  был счастлив, но так, чтобы оно  было счастливо все в целом». главный принцип  устройства   идеального   государства  – разделение труда, т.е. каждый должен заниматься своим делом. Торговля необходима только потому, что она обслуживает разделение труда внутри города  и  между городами.

существовало  три вида "правильных" форм правления  в  государстве : монархия, где власть принадлежит наследственному правителю, аристократия, где властвуют лучшие  и   демократия , где власть осуществляется гражданами  государства . Однако, по убеждению Аристотеля, недостаток этих "правильных" форм  государственного   устройства  состоит в том, что  они имеют тенденцию вырождаться  в "неправильные" формы, где царят  порок  и  злоупотребления: монархия может выродиться в тиранию, аристократия – в олигархию (власть немногих, подчиняющих свои интересы общим),  демократия  – в охлократию (власть невежественной  и  темной толпы). Поэтому он выдвигал идею формирования "смешанного  государства ", которое  должно сочетать достоинства демократии, аристократии  и  монархии. Аристотель называл эту форму  государства  "политией".


 

Задание № 3

Правильно ли сделаны следующие выводы? Обоснуйте свой ответ:

Ответ:

  1. Судья не может участвовать в рассмотрении дела, если он является потерпевшим. Правильный вывод, т.к. отстаивать его интересы как гражданина будет прокурор, он может выступать как свидетель и потерпевший.Судья К. не  является потерпевшим. Следовательно, он может участвовать в рассмотрении дела. Правильно, если он выступает как судья и у него нет причастности к этому делу.
  2. Если в момент совершения преступления потерпевший оставил ссадины на теле преступника, то они должны быть на нем. На руках, лице и шее подозреваемого М. имеются ссадины. Следовательно, они оставлены потерпевшим. Неправильно, т.к. повреждения подозреваемый мог получить и при других обстоятельствах, пролить свет на это может только результат экспертизы.

 

Задание № 4

В приведенных ниже определениях укажите ошибки, если они есть:

Ответ:

  1. Домохозяйка – это не профессия (из газет).Верно
  2. Произвол – это отсутствие свободы. Неверно, т.к. отсутствие свободы для одних и чрезмерная свобода для других.
  3. Голография – это метод получения объемного изображения объекта, основанный на использовании голографических средств.Верно
  4. Квадрат – равносторонний четырехугольник, у которого стороны попарно параллельны.Верно
  5. Кража – тайное хищение чужого имущества. Неверно, она может быть и не тайной, а в присутствии свидетелей.

 

Задание № 5

Ответ:

Установите, какие умозаключения являются:

А – правильными условно-категорическими;

В – правильными разделительно-категорическими (для разных вариантов разные типы умозаключений).

1. Я не успею оформить документы,  если задержусь на работе. Меня задержали на работе, следовательно, документы я оформить не успел. правильное условно-категорическое

2. Нормы права (по методу правового  регулирования) бывают

императивными или диспозитивными. Эта норма  не диспозитивная, следовательно, она  является императивной. правильное разделительно-категорическое

3. Если свидетель дал ложные  показания, то обвиняемый не  виновен. Свидетель П. не давал  ложных показаний, следовательно, обвиняемый виновен. правильное разделительно-категорическое

Информация о работе Контрольная работа по предмету "Логика"