Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 22:13, реферат
Термин “логика” происходит от греческого слова logos, что значит “мысль”, “слово”, “разум”, “закономерность”, и используется для обозначения как совокупности правил, которым подчиняется процесс мышления, отражающий действительность, так и науки о правилах рассуждения и тех формах, в которых оно осуществляется. Логика изучает мышление, но не всякое, а лишь те мыслительные процессы, которые направлены на обнаружение и обоснование истины, на решение некоторой задачи, на поиск путей преодоления тех или иных трудностей, встающих перед нами как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни. Логику интересуют прежде всего познавательные процессы.
Введение
1.Что такое логика и что она изучает
2.Логика как наука
2.1.Задачи логики
2.2.Виды логики.
3.Логика Аристотеля
3.1.Логика для Аристотеля
3.2.Основные положения логики Аристотеля
3.3.«Диалектика» Аристотеля
3.4. Теория достоверного познания. Определение и доказательство
3.5. Недоказуемые элементы
3.6. Силлогизм как импликация
Заключение
Список используемой литературы
Логик
Если окажется, что наша логика неверна,
все науки станут поэзией. [1]
Станислав Ежи Лец
План
Введение
1.Что такое логика и что
она изучает
2.Логика как наука
2.1.Задачи логики
2.2.Виды логики.
3.Логика Аристотеля
3.1.Логика для Аристотеля
3.2.Основные положения логики Аристотеля
3.3.«Диалектика» Аристотеля
3.4. Теория достоверного познания. Определение
и доказательство
3.5. Недоказуемые элементы
3.6. Силлогизм как импликация
Заключение
Список используемой литературы
Работа менеджера в наши дни является
одной из самых востребованных и, безусловно,
сложной профессий. Она подразумевает
недюжинные знания, как в области точных
наук, так и умение общаться с людьми, налаживать
отношения, разрешать различные конфликты,
как между подчиненными, так и, когда дело
касается заключения выгодной сделки.
Во всех вышеперечисленных начинаниях
логика как одна из древнейших наук играет
ключевую роль.
Термин “логика” происходит от греческого
слова logos, что значит “мысль”,
“слово”, “разум”, “закономерность”,
и используется для обозначения как совокупности
правил, которым подчиняется процесс мышления,
отражающий действительность, так и науки
о правилах рассуждения и тех формах, в
которых оно осуществляется. [2]
Логика изучает мышление, но не всякое,
а лишь те мыслительные процессы, которые
направлены на обнаружение и обоснование
истины, на решение некоторой задачи, на
поиск путей преодоления тех или иных
трудностей, встающих перед нами как в
профессиональной деятельности, так и
в повседневной жизни. Логику интересуют
прежде всего познавательные процессы[3].
Логика как наука[4]
Логика – одна из самых старых
наук. Её богатая событиями история
началась ещё в Древней Греции
и насчитывает две с половиной
тысячи лет. В конце прошлого –
начале нынешнего века в логике произошла
научная революция, в результате
которой в корне изменились стиль
рассуждений, методы - и наука как
бы обрела «второе дыхание». Теперь
логика – одна из наиболее динамичных
наук, образец строгости и точности
даже для математических теорий.
Говорить о логике и легко, и одновременно
сложно. Легко потому, что её законы лежат
в основе нашего мышления. Интуитивно
они известны каждому. Всякое движение
мысли, постигающей истину и добро, опирается
на эти законы и без них невозможно. В этом
смысле логика общеизвестна.
Однако, стихийно сложившиеся навыки логически
совершённого мышления и научная теория
такого мышления совсем разные вещи. Логическая
теория своеобразна. Она высказывает об
обычном – о человеческом мышлении –
то, что кажется на первый взгляд необычным
и без необходимости усложнённым. К тому
же основное её содержание формулируется
на особом, созданном специально для этих
целей искусственном языке. Отсюда сложность
первого знакомства с логикой: на привычное
и устоявшееся надо взглянуть новыми глазами
и увидеть глубину за тем, что представлялось
само собою разумеющимся.
Подобно тому, как умение говорить существовало
ещё задолго до грамматики, так и искусство
правильно мыслить существовало до возникновения
науки логики. Подавляющее большинство
людей и сейчас размышляют и рассуждают,
не обращаясь за помощью к особой науке
и не рассчитывая на эту помощь. Но как
уже было сказано выше, роль логики как
науки в жизни менеджера и человека вообще
гораздо более значительна, чем нам кажется.
Это понимал и затронул в своих трудах
такой значимый в истории всемирной науки
деятель как Аристотель. Именно о его представлении
о логике пойдет речь в данной работе.
Задача логики — установить, каким образом
можно добраться до общего вывода из множества
предпосылок и приобрести единственно
верное знание о предмете размышления,
для того чтобы глубже постигнуть осваиваемый
предмет мысли и его соотношения с другими
частями рассматриваемого явления.
Логика бывает четырех видов (См.: схема
№1):
Роль Аристотеля для логики
В философии стоицизма[13], выступившего
несколькими десятилетиями
«Аналитики» — не единственный труд Аристотеля
по логике. Важным вопросам логики посвящены
также его «Топика»[16], «Об истолковании»[17],
«Опровержение софистических умозаключений»[18],
«Категории»[19], а кроме того отдельные
места «Метафизики»[20] и даже «Этики»[21].
Изучение всех сочинений Аристотеля, посвященных
вопросам логики или, по крайней мере,
рассматривающих эти вопросы, показывает,
что в логических исследованиях Аристотеля
наибольшее его внимание привлекали три
проблемы:
1) вопрос о методе вероятностного знания;
этот отдел логических исследований Аристотель
называет «диалектикой»[22], он рассматривает
его в своей «Топике»;
2) вопрос о двух основных методах выяснения
знания достоверного; эти методы — определение
и доказательство;
3) вопрос о методе нахождения посылок знания;
это индукция[23].
Сравнение учения Аристотеля о знании
с учениями некоторых крупных
рационалистов[24]XVII в., например Декарта[25],
показывает, что в одном чрезвычайно важном
вопросе теории познания и логики Аристотель
видел дальше и яснее, чем знаменитый французский
ученый и философ. Это вопрос о вероятностном
знании. Аристотель с не меньшей силой,
чем позднейшие рационалисты, и ,с гораздо
большим, приближением к материализму[26],
чем они, полагал, что цель знания — верное
отражение самой реальности. Вместе с
тем он ясно видел, что далеко не всегда
и не по всем вопросам знание сразу возникает
как достоверное познание реальности.
В ряде случаев и по ряду вопросов знание
не может быть непререкаемым обладанием
истиной, а есть лишь знание вероятное.
Это знание предполагает свой, особый
метод. Это не метод науки в точном смысле
слова, а метод, приближающий к научному
методу, подготовляющий его. Аристотель
называет его «диалектикой»[27], отклонившись
в использовании этого термина от традиции
его применения у Сократа и у Платона.
Для Аристотеля «диалектика» - только
исследование, а не доктринальное[28] изложение непререкаемых
истин. Предмет аристотелевской «диалектики»
— не сама истина, не соответствие знания
его предмету, а только отсутствие формального
противоречия между терминами обсуждаемого
вопроса, а также между положениями, высказанными
участниками спора. Ценность «диалектики»,
по Аристотелю, во-первых, в ее способности
показать, каким образом должен исследоваться
вопрос; для этого развиваются умозаключения,
которые могли бы привести к ответу на
поставленный вопрос (не к достоверному,
а всего лишь вероятному) и которые были
бы свободны от противоречий. Во-вторых,
«диалектика» дает способ исследовать,
что в ответах на поставленный вопрос
может быть ложного.
Исследованию умозаключений и рассуждении
посвящена «Топика» Аристотеля. В ней
в качестве цели «диалектики» указывается
или установление определения или опровержение.
Кроме различных способов «испытания»,
«диалектика» Аристотеля выдвигает другую
важную проблему. Это исследование высших
начал знания посредством рассмотрения
противоречий и трудностей, которые могут
обнаружиться при разработке того или
иного вопроса. Такое рассмотрение образует
«апоретический» метод исследования[29].
происходит от aporia («трудность», «недоумение»)
«Апоретический» метод — тренировка ума,
ведущая к непосредственному усмотрению
начальных положений науки об исследуемом
предмете. Здесь мысль Аристотеля приближается
к учениям Сократа и особенно Платона
об «эвристическом» и педагогическом
значении «диалектики» противоречий в
подготовке к познанию трудно уловимой
истины.
Вторая часть теории познания совпадает
с логикой. Она выясняет условия,
исследует методы уже не вероятного
только, а достоверного знания. Главные
предмета этой части — теория определения
и теория доказательства
Согласно первой точке зрения на определение,
задача определения в том, чтобы указать
такие свойства определяемой сущности,
которые, не составляя самой этой сущности
как таковой, все же следовали бы из нее.
Только при наличии определения знанию
не угрожает регресс в бесконечность,
а доказательство получает необходимый
для него отправной пункт. Такова первая
точка зрения на определение. Но ею вопрос
об определении не исчерпывается. Согласно
второй точке зрения Аристотеля на определение
неделимые простые сущности имеют бытие
не только как сущности в себе, но и как
сущности для нас.
В науке ценность причинных определений
обусловлена их ролью в доказательстве.
Собственная задача определения в том
и состоит, что оно дает причинное, необходимое
объяснение, и притом объяснение, касающееся
сущности. Соответственно с этим, по Аристотелю,
имеются доказательные определения. В
них сущность — предмет непосредственного
созерцания — доставляет уму предмет
для рассуждения. Для этого в этой сущности
различают часть, не подлежащую доказательству,
а также часть доказуемую.
В проблеме доказательства Аристотель
различает знание достоверное и лишь вероятное
(«правдоподобное»). Началом доказательства
не может быть, по Аристотелю, ни неправдоподобное,
ни даже правдоподобное знание, и умозаключение
должно быть построено из необходимых
посылок.
Две мысли характерны для аристотелевской
теории доказательства. Первая состоит
в утверждении, что исходные начала доказательства
— сущности, природа которых недоступна
доказательству; вторая — в утверждении,
что доказательство все же способно получать
из сущностей свойства, вытекающие из
их природы.
Ценность, в глазах Аристотеля, этого способа
получения свойств из сущностей представится
еще большей, если учесть, что сущности,
познание которых имеет в виду Аристотель,
в большинстве не простые, а сложные. Знание
о таких сущностях дано в суждениях, которые
указывают отношение «материи» к «форме».
Именно этот метод применяется в доказательстве.
Последнее есть умозаключение, в котором
из сущности с необходимостью получаются
истинные свойства. Свойства эти следуют
из сущности, но не порождают ее как таковую.
Научное умозаключение исходит как из
начальных и непосредственных, из максимально
очевидных истин. Заключение зависит от
них как от своей причины, а его применение
адекватно его предмету.
Задача доказательства — привести к усмотрению,
что некоторое свойство принадлежит предмету
или что некий предикат принадлежит субъекту.
Недоказуемые элементы
Всякое доказательство опирается
на некоторые положения, как на исходные
начала. Иногда начала, в свою очередь,
выводятся из некоторых предшествующих
им начал посредством нового доказательства.
Так обстоит дело с познанием свойств,
приписываемых единичным «сущностям».
Аристотель различает три вида недоказуемых
начал: 1) аксиомы[30]; 2) предположения; 3)
постулаты[31].
Аксиомы — положения, обусловливающие
возможность какого бы то ни было знания
либо в любой науке, либо в группе взаимозависимых
наук. Пример аксиомы, общей для группы
наук: две величины остаются равными, если
у них отнять равные части. Пользуются
ими, потому что они определяют сущее как
таковое.
Предположениями Аристотель называет
положения, которые сами по себе доказуемы,
но в пределах данного научного рассуждения
принимаются без доказательства.
Постулатами («требованиями») Аристотель
называет положения, которые принимаются
в пределах данного научного рассуждения,
но принимаются или при полном отсутствии
у учащегося мнения по поводу исследуемого
предмета, или даже при наличии несогласия
учащегося с постулируемым положением.
Главная и наиболее оригинальная часть
логики Аристотеля — его теория
силлогизма и теория доказательства.
В учении о силлогизме он сам сознавал
себя пионером и признавался, что
на создание этой теории он затратил большой
труд.
Аристотель — основатель формальной логики.
Он мог стать им вследствие сделанного
им фундаментального для всей логики открытия.
Исследуя строение силлогизмов, он все
термины в них представляет буквами, т. е.
вводит в логику переменные.
Логика эта не есть конкретное учение
о конкретных вещах или терминах, не есть
учение о «человеке», «смертности» и «Сократе»
(«все люди смертны», «Сократ — человек»,
«следовательно, Сократ смертен»). Логика
— наука о законах силлогизмов, выраженных
в переменных, а не наука о приложении
этих законов к примерам или конкретным
терминам. Силлогизм Аристотеля вовсе
не есть вывод типа: «Всякое В есть Л; всякое
С есть В; следовательно, всякое С есть
Л». Только под влиянием логики стоиков
силлогизм Аристотеля был истолкован
как вывод, вроде указанного. У самого
Аристотеля силлогизм — импликация указанного
выше типа:
Если А присуще всякому В
и В присуще всякому С,
то А присуще всякому С.
Это адекватный пример аристотелевского
силлогизма
Аристотелевская логика предполагает
свое применение только к общим терминам
— вроде: «животное» или «млекопитающее».
Но и эти термины собственно характеризуют
не саму его логическую систему, а лишь
сферу ее применения.
Аристотель разделил все силлогизмы на
«совершенные» и «несовершенные». «Совершенные»
силлогизмы — это, по сути, аксиомы силлогистики:
не требующие доказательства и недоказуемые
самоочевидные утверждения. «Несовершенные»
силлогизмы лишены очевидности и доказываются.