Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 22:13, реферат
Термин “логика” происходит от греческого слова logos, что значит “мысль”, “слово”, “разум”, “закономерность”, и используется для обозначения как совокупности правил, которым подчиняется процесс мышления, отражающий действительность, так и науки о правилах рассуждения и тех формах, в которых оно осуществляется. Логика изучает мышление, но не всякое, а лишь те мыслительные процессы, которые направлены на обнаружение и обоснование истины, на решение некоторой задачи, на поиск путей преодоления тех или иных трудностей, встающих перед нами как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни. Логику интересуют прежде всего познавательные процессы.
Введение
1.Что такое логика и что она изучает
2.Логика как наука
2.1.Задачи логики
2.2.Виды логики.
3.Логика Аристотеля
3.1.Логика для Аристотеля
3.2.Основные положения логики Аристотеля
3.3.«Диалектика» Аристотеля
3.4. Теория достоверного познания. Определение и доказательство
3.5. Недоказуемые элементы
3.6. Силлогизм как импликация
Заключение
Список используемой литературы
Логика Аристотеля была подготовлена
всем предшествующим развитием философской
мысли Древней Греции. Уже первые
греческие философы занимались научным
исследованием природы, и только
потому, что до нас дошли лишь
свидетельства о результатах
этих исследований, а не о том, какими
путями философы пришли к ним, мы не
знаем, какими умозаключениями и
доказательствами они пользовались.
Ионийские философы-
Софистика и риторика (основатель последней
Горгий) повысили интерес к вопросам логики.
Сократ и Платон пытались решить основные
вопросы логики на идеалистической основе.
Аристотель имел перед собой логику Демокрита
и логику Платона. От них он исходит. Так,
самое главное логическое учение Аристотеля
– его теория категорического силлогизма
– возникло из критики платоновского
учения об определении понятия путем логического
деления. Аристотель, критикуя Платона,
указывает, что платоновский «путь вниз»
(от высших понятий к низшим путем их логического
деления) может дать лишь вероятные результаты,
а не вполне достоверные, что это лишь
«диалектический путь вниз», а не аподиктический.
Этому пути Аристотель противопоставляет
свою дедукцию в форме категорического
силлогизма, гарантирующего абсолютную
достоверность заключения при истинности
посылок.
Логика Аристотеля – закономерное звено
в историческом развитии древнегреческой
логики. Она находится в теснейшей связи
с состоянием научного знания того времени.
Несмотря на то, что Аристотель много занимался
естествознанием и написал специальные
научные трактаты по физике и зоологии,
а математическим наукам не посвятил ни
одного своего сочинения, тем не менее
на его логике лежит печать не естественнонаучного,
а математического мышления. Объяснение
этому надо искать в том, что Аристотель
в течение 20 лет был учеником платоновской
школы, в которой процветала математика
и где, кроме научных открытий в области
математики, большое внимание уделялось
вопросу о придании строго логической
формы математическим доказательствам,
логическому обоснованию истин ,и приведению
их в строгую систему, построенную дедуктивным
методом.
Данная В. И. Лениным характеристика «Метафизики»
Аристотеля: «Масса архиинтересного, живого,
наивного (свежего), вводящего в философию…» применима
и к его логике. Ленин говорит, что «логика
Аристотеля есть запрос, искание ,он отмечает
в логике Аристотеля подход к диалектике.
И если ставить вопрос о том, что нового
внес Аристотель в логику, то необходимо
признать, что его вклад колоссален. Бесспорно,
он является творцом теории категорического
силлогизма, которая была разработана
им впервые и притом с такой тщательностью
и обстоятельностью, что последующим исследователям
осталось внести в эту теорию лишь незначительные,
второстепенные добавления.
Заслугой Аристотеля также является то, что он впервые дал учение
о делении суждений по модальности и разработал
теорию модальных силлогизмов.
Список
1.См.: Дмитриенко Е.А. «Энциклопедия ума».
М.: Олма+, 2008. с. 56
2.См: Гетманова
А. Д. Логика. Для педагогических учебных
заведений. М.: 3.Добросвет, 2009. с.8
4.См: Никифоров
А. Л. Книга по логике. М.: Идея-Пресс, 2008.
с.2
5.См.: Ивин А.А., Логика. Изд. Мир и Образование
— М.,2009., с. 24-25.
6.См.: Джохадзе Д.В., Диалектика Аристотеля. — М.:Дрофа, 1971.
с.35
7Щербатский В.Е. Дхармакирти. Учебник
логики (с толкованием Дхармоттары). СПб.:
Наука, 2007. с. 37
8.Попов Ю.П.. Логика. М.: Феникс, 2009. с.6.
9.Лебедев А. В. Фрагменты ранних греческих
философов. Часть I.. М.: Н11аука, 2010. с. 34
10.Ерышев А. А., Н. П. Лукашевич Логика: Курс
лекций М.: МАУП, 2007. с.134
11.Никифоров А. Л. Книга по логике. М.: Идея-Пресс,
2008. с.2
12.Ивин А. А., Никифоров А. Л. Словарь по
логике. М.: Туманит, 2007. с. 56
13.Асмус В.Ф. Платон. (Серия «Мыслители
прошлого»). М.: Мысль, 2009. с. 41
14Асмус В. Ф. Демокрит. М.: МГУ, 2008. с. 46
15Дёмин Р. Н. Школьный курс истории философии.
СПб.: Олма пресс, 2008. с. 43
16Алексеев П.В., Панин А.В., Теория познания
и диалектика. — М., 1991.
17.Берти Э., Древнегреческая диалектика
как выражение свободы мысли слова // Историко-философский
ежегодник 1990. — М., 1991.
18.Брутян Г., Паралогизм, софизм и парадокс
// Вопросы философии.,-М.,1959.
19.Джохадзе Д.В., Диалектика Аристотеля. — М., 1971.
20.Грядовой Д.И., Логика: Структурированный
учебник (для вузов) – 2е изд., перераб и
доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
21.Зубов В. П., Аристотель: Человек. Наука.
Судьба наследия. («Научно-биографическая
серия»). М., Изд-во АН., 1963.
22.Ивин А.А., Элементарная логика., Дидакт.,
–Изд.2.– М., 1994.
23.Кубицкий А.В. в переработке Иткина М.И.,
Аристотель. Сочинения., т.1., М.: Мысль,1975.
24. Кузнецов С.А., Современный толковый
словарь русского языка., – М.: Ридерз Дайджест,
2004.
25.Маковельский А.О., История логики, —
М., 1967.
26.Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т.2. –Изд.2.–
М., 1976.
27.Микеладзе З.Н., Аристотель. Сочинения.,
т.2., М.: Мысль,1978.
[1] См.:
Дмитриенко Е.А. «Энциклопедия ума». М.:
Олма+, 2008. с. 56
[2] См: Гетманова А.
Д. Логика. Для педагогических учебных
заведений. М.: Добросвет, 2009. с.8
[3] См: Никифоров А.
Л. Книга по логике. М.: Идея-Пресс, 2008. с.2
[4] См.: Ивин А.А., Логика. Изд. Мир и Образование
— М.,2009., с. 24-25.
[5] См..:
Кузнецов С.А., Современный толковый словарь
русского языка., – М.: Ридерз Дайджест,
2004. с.23
[6] См..:
там же. С.36
[7] См..:
там же. С.19
[8] См..:
Микеладзе З.Н., Аристотель. Сочинения.,
т.2., М.: Мысль,1978 С.105
[9] См..:
там же. С. 152
[10] См..:
Кубицкий А.В. в переработке Иткина М.И.,
Аристотель. Сочинения., т.1., М.: Мысль,1975.
с.51
[11] См..:
Кубицкий А.В. в переработке Иткина М.И.,
Аристотель. Сочинения., т.2., М.: Мысль,1975.
с.27
[12] См.:
Джохадзе Д.В., Диалектика Аристотеля. — М.:Дрофа, 1971.
с.35
[13] Ивин
А. А., Никифоров А. Л. Словарь по логике.
М.: Туманит, 2007. с. 56
[14] См..: Кубицкий
А.В. в переработке Иткина М.И., Аристотель.
Сочинения., т.1., М.: Мысль,1975. с.71
[15] Микеладзе
З.Н., Аристотель. Сочинения., т.2., М.: Мысль,1978
[16] Брутян
Г., Паралогизм, софизм и парадокс // Вопросы
философии.,-М.,1959.
[17] Джохадзе
Д.В., Диалектика
Аристотеля. — М., 1971.
[18] Грядовой
Д.И., Логика: Структурированный учебник
(для вузов) – 2е изд., перераб и доп. – М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2003
[19] Берти
Э., Древнегреческая диалектика как выражение
свободы мысли слова // Историко-философский
ежегодник 1990. — М., 1991.
[20] Алексеев
П.В., Панин А.В., Теория познания и диалектика.
— М., 1991.
[21] Гетманова
А.Д. , Логика учебник для вузов, М. 2002
[22] Зубов
В. П., Аристотель: Человек. Наука. Судьба
наследия. («Научно-биографическая серия»).
М., Изд-во
АН., 1963.
[23] Маковельский
А.О., История логики, — М., 1967.С.146
[24] См..:
там же. С.162
[25]Микеладзе З.Н., Аристотель. Сочинения.,
т.2., М.: Мысль,1978. С 228
[26] См..:
там же. С.254
[27] Маркс
К. и Энгельс Ф., Соч., т.2. –Изд.2.– М., 1976.С.79
[28] См..:
там же. С.100
1. [29] Попов Ю.П.. Логика.
М.: Феникс, 2009. с.6.
2.
[30] Асмус
В. Ф. Демокрит. М.: МГУ, 2008. с. 46
[31] Щербатский
В.Е. Дхармакирти. Учебник логики (с толкованием
Дхармоттары). СПб.: Наука, 2007. с. 37