Логика обучения в контексте компетентностного подхода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 17:47, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – изучить понятие и содержание компетентностного подхода в образовании.

Задачи: изучить понятийный аппарат компетентностного подхода в образовании; рассмотреть вопрос о ключевых компетенциях; рассмотреть логику обучения в контексте компетентностного подхода.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

1. Понятийный аппарат компетентностного подхода в образовании…………..4

2. Вопрос о ключевых компетенциях ……………………………………………..8

3. Логика обучения в контексте компетентностного подхода…………………..16

Заключение………………………………………………………………………….18

Список использованной литературы………………..……………………………20

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 32.10 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, ключевыми компетенциями можно назвать такие, которыми должен обладать каждый член общества и которые можно было бы применять в самых различных ситуациях. Ключевые компетентности становятся универсальными и применимыми в разных ситуациях.

 

Ученые, педагоги, работодатели пытаются определиться в вопросе: какие именно компетенции следует рассматривать как ключевые. На этот вопрос трудно дать однозначный ответ.

 

В докладе В. Хутмахера отмечается, что есть разные подходы к тому, что определяют в качестве основных (key) компетенций. Их может быть всего две - уметь писать и думать (scriptural thought (writing) и rational thought), или семь: учение (learning); исследование (searching); думание (thinking); общение (communicating); кооперация, взаимодействие (co-operating); уметь делать дело, доводить дело до конца (getting things done); адаптироваться к себе, принимать себя (adopting oneself). Соответствен­но В. Хутмахер в своем докладе приводит принятое Советом Европы определение пяти ключевых компетенций, которыми «должны быть оснащены молодые европейцы». Это следующие компетенции:

 

«... политические и социальные компетенции, такие как способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов;

 

-компетенции, связанные с  жизнью в многокультурном обществе. Для того, чтобы контролировать  проявление (возрождение - resurgence) расизма  и ксенофобии и развитие климата  нетолерантности, образование должно  «оснастить» молодых людей межкультурными  компетенциями, такими как принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий;

 

-компетенции, относящиеся  к владению (mastery) устной и письменной  коммуникацией, которые особенно  важны для работы и социальной  жизни, с акцентом на то, что  тем людям, которые не владеют  ими, угрожает социальная изоляция. В этом же контексте коммуникации  все большую важность приобретает  владение более, чем одним языком;

 

-компетенции, связанные с  возрастанием информатизации общества. Владение этими технологиями, понимание  их применения, слабых и сильных  сторон и способов критического  суждения в отношении информации, распространяемой массмедийными  средствами и рекламой;

 

-способность учиться на  протяжении жизни в качестве  основы непрерывного обучения  в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни»[8].

 

Основной разработчик компетенций Г. Халаж (G. Halasz) рассматривает их формулирование, как ответ на вызовы, стоящие перед Европой (сохранение демократического открытого общества, мультилингвизм, мультикультура, новые требования рынка труда, развитие комплексных организаций, экономические изменения и др.)[9] .

 

Теоретической основой выделения И.А. Зимней групп ключевых компетенций послужили сформулированные в отечественной психологии положения относительно того, что: а) человек есть субъект общения, познания, труда (Б.Г. Ананьев); б) человек проявляется в системе отношений к обществу, другим людям, к себе, к труду (В.Н. Мясищев); в) компетентность человека имеет вектор акмеологического развития (Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач); г) профессионализм включает компетентности (А.К. Маркова). С этих позиций ею были выделены три основные группы компетентностей:

 

-компетентности, относящиеся  к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности;

 

-компетентности, относящиеся  к взаимодействию человека с  другими людьми;

 

-компетентности, относящиеся  к деятельности человека, проявляющиеся  во всех ее типах и формах[10].

 

Всего И.А. Зимняя выделяет десять основных компетенций. Если представить эти компетенции как актуальные компетентности, то очевидно, что последние будут включать: а) готовность к проявлению компетентности (т.е. мотивационный аспект); б) владение знанием содержания компетентности (т.е. когнитивный аспект); в) опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т.е. поведенческий аспект); г) отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект); д) эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления. Эти компетенции, проявляясь в поведении, деятельности человека, становятся его личностными качествами, свойствами. Соответственно, они становятся компетентностями, которые характеризуются и мотивационными, и смысловыми, и отношенческими, и регуляторными составляющими, наряду с когнитивными (знанием) и опытом.

 

Анализ литературы, свидетельствуя о развитии компетентностного подхода, в то же время показывает, что в настоящее время образование столкнулось не только с достаточно трудной и неоднозначно решаемой исследователями задачей определения содержания понятия ключевых компетенций, но и самих оснований их разграничения, классификации. Об этом свидетельствует, например, приводимое А.В. Хуторским наименование основных ключевых компетенций, в перечень которых входят: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностная компетенция или компетенция личностного совершенствования. Каждая из них, в свою очередь, представляет набор не менее значимых компетентностей, соотносимых с основными сферами деятельности человека.

 

Компетентность по А.В. Хуторскому - это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности[11].

 

Понятие «компетентности», - согласно разработчикам «Стратегии модернизации содержания общего образования», - «... включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую»[12]. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентации, привычки и т.д. При этом отметим, что компетентность всегда есть актуальное проявление компетенции. Однако многие исследователи не разделяют эти понятия, в ряде случаев они приводятся вместе или взаимозаменяют друг друга.

 

Авторами «Стратегии модернизации содержания общего образования» предлагаются наиболее общие основания для разграничения компетентностей - по сферам. Они полагают, что в структуре ключевых компетентностей должны быть представлены:

 

-«компетентность в сфере  самостоятельной познавательной  деятельности, основанная на усвоении  способов приобретения знаний  из различных источников информации, в том числе внешкольных;

 

-компетентность в сфере  гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);

 

-компетентность в сфере  социально-трудовой деятельности (в  том числе умение анализировать  ситуацию на рынке труда, оценивать  собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и  этике взаимоотношений, навыки самоорганизации) ;

 

-компетентность в бытовой  сфере (включая аспекты собственного  здоровья, семейного бытия и проч.);

 

-компетентность в сфере  кулътурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов  использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих  личность)»[13] .

 

Г.К. Селевко вершину иерархии компетентностей представляет как гипотетическую общую компетентность человека, которая, очевидно, состоит из совокупности нескольких самых обобщенных составляющих – ключевых суперкомпетентностей. В школьной образовательной практике он выделяет такие ключевые суперкомпетентности: математическую, коммуникативную, информационную, автономизационную, социальную, продуктивную, нравственную[14].

 

Понятия «компетенция» и «компетентность» отличаются от традиционного понятия «ЗУН». Отличие понятия «компетенция» состоит в том, что она предполагает взаимосвязанные качества личности (ЗУН + способы деятельности) по отношению к определенному кругу предметов, а также направленность личности (мотивацию, ценностные ориентации и т. п.), ее способности преодолевать стереотипы, чувствовать проблемы, проявлять проницательность, гибкость мышления; характер – самостоятельность, целеустремленность, волевые качества. Понятие «компетентность» еще более емкое и значимое, чем «компетенция», т. к. выражает степень владения, обладания человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и к предмету деятельности.

 

Таким образом, понятия «компетенция», «компетентность» значительно шире понятий знания, умения, навыки.

 

Под компетенцией ученика (на основе личностно-ориентированного образования) А.В. Хуторской понимает «наперед заданное требование (норму) к образовательной подготовке ученика, а под компетентностью – уже состоявшееся его личностное качество (совокупность качеств) и минимальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере»[15]. Компетентность ученика, по его мнению, предполагает целый спектр его (ученика) личностных качеств – от смысловых и мировоззренческих до рефлексивно-оценочных. Иными словами, компетентность всегда личностно окрашена качествами конкретного ученика.

 

С точки зрения требований к уровню подготовленности выпускников образовательные компетенции представляют собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся, связанные с их способностью осмысленно применять комплексные знания, умения и способы деятельности в определенном междисциплинарном круге вопросов.

 

Компетенции формируются средствами содержания образования. В итоге у ученика развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых до производственных и социальных.

 

Рассматривая компетентностный подход в рамках модернизации профессионального образования М.А. Югова подчеркивает, что в качестве основных единиц модернизации образования, определяющих его качество, выступают также ключевые компетенции. Совет Европы определил пять групп ключевых компетенций, формированию которых придаётся важное значение в подготовке специалистов: политическая и социальная, межкультурная, коммуникативная, социально-информационная, персональная. Однако, вооружить студентов профессиональными знаниями и умениями не является единственной задачей высшего профессионального образования. Деятельность вуза также направлена на помощь в становлении личности будущего специалиста, адекватной требованиям, предъявляемым обществом, т.е. вуз помогает сформировать профессионально значимые и социально необходимые личностные качества специалиста[16].

 

 

3. Логика обучения в  контексте компетентностного подхода

 

 

Логика обучения в контексте компетентностного подхода состоит из двух взаимодополняющих логик: логика обучения предмету и логика развития учащихся посредством предмета.

 

Наиболее адекватными данному подходу являются следующие образовательные стратегии: модульное обучение; обучение “keis-study”, посредством пакета ситуаций для принятия решений; проектное обучение. В связи с этим можно определить следующий список образовательных технологий: технология модульного подхода; технология развития критического мышления; технология рефлексивного обучения; технологий проектного обучения; технология педагогического сопровождения.

 

Ключевые компетенции предполагают оценивание, которое состоит как из внутренней, так и внешней оценки. Каждый учащийся собирает портфолио (папка достижений), пишет резюме, проводит самоанализ и самодиагностику. Внешняя самооценка задается и оценивается внешним органом. Здесь возможно использовать метод тестирования, метод рецензирования, метод диалога учащегося и оценивающего и др. По результатам оценивания учащийся получает сертификат, определяющий уровень развитости той или иной компетенции. В британской школе таких уровней пять: I-ый и II-ой уровень учащиеся должны освоить к 16 годам в образовательном учреждении, III уровень - уровень после получения специального образования; IV уровень – уровень бакалавра; V уровень – уровень магистра. Сертификат, предъявляемый при поступлении на работу, создает наиболее выигрышные условия для обладателя сертификата высокого уровня.

 

Опыт работы по развитию ключевых компетенций в разных странах убеждает в том, что ключевые компетенции - это необходимое условие повышения качества образования в целом, начального профессионального в частности[17].

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Итак, компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов

 

В последнее десятилетие и особенно после публикации текста «Стратегии модернизации содержания общего образования» и «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» происходит резкая переориентация оценки результатов образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся.

 

Наиболее очевидной становится потребность оценивать результаты образования, т.е. компетентность, не ограничиваясь качеством знаний. Одним из критериев оценки становится образованность, проявленная в личностных характеристиках выпускников средних общеобразовательных учреждений. Компетентностный подход в рамках знаниевой парадигмы обусловливает набор компетенций как совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним. Ключевыми компетенциями можно назвать такие, которыми должен обладать каждый член общества и которые можно было бы применять в самых различных ситуациях.

 

В заключении хотелось бы сделать несколько выводов:

 

- нацеленность на становление  ключевых компетенций является  перспективным направлением в  науке и практике образования;

Информация о работе Логика обучения в контексте компетентностного подхода