Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 21:53, доклад
Термин «доказательство» употребляется в нескольких значениях. Во-первых, под доказательством понимают факты, при помощи которых основывается истинность или ложность того или иного суждения.
Во-вторых, «доказательство» означает источники сведений о фактах: летописи, рассказы свидетелей, мемуары, документы и т.д. Например, в криминологических исследованиях ценным источником фактов являются документы. Различают текстовые (законодательный материал, личные документы и др.) и статистические (правовая статистика, экономическая статистика и др.), официальные и неофициальные.
1. Общая характеристика логического доказательства
2. Логическая структура доказательства
3. Виды доказательств
1. Общая характеристика логического доказательства
2. Логическая структура доказательства
3. Виды доказательств
1. Термин «доказательство» употребляется в нескольких значениях. Во-первых, под доказательством понимают факты, при помощи которых основывается истинность или ложность того или иного суждения.
Во-вторых, «доказательство» означает источники сведений о фактах: летописи, рассказы свидетелей, мемуары, документы и т.д. Например, в криминологических исследованиях ценным источником фактов являются документы. Различают текстовые (законодательный материал, личные документы и др.) и статистические (правовая статистика, экономическая статистика и др.), официальные и неофициальные. Одним из источников документальной информации являются материалы судебной практики, используемые для исследования проблем личности преступника, конкретных причин и условий преступлений, деятельности суда как социального института.
В-третьих, «доказательство» - это процесс мышления. В логике данный термин употребляется именно в этом значении, однако в правовой сфере первые два значения термина «доказательство» также широко применяются.
Итак, доказательство - это логическое рассуждение, в процессе которого обосновывается истинность или ложность какой-либо мысли с помощью других положений, проверенных наукой и конкретной практикой. Примером доказательства может служить следующее рассуждение: «Общественно опасные деяния морально осуждаются обществом, а некоторые из них относятся к преступлениям. Следовательно, преступления морально осуждаются обществом. Если верно, что общественно опасные деяния морально осуждаются обществом, а также верно, что некоторые из них относятся к преступлениям, и если наше рассуждение логически правильно, то верным будет и то, что преступления морально осуждаются обществом. Действительно, оба исходных утверждения истинны; также логически правилен и сам ход рассуждения. Следовательно, заключение, что преступления морально осуждаются обществом, истинно».
Доказательство связано
с убеждением, но не тождественно ему:
доказательство должно основываться на
данных науки и конкретной практики.
Убеждения же могут быть основаны,
например, на вере, на предрассудках, на
неосведомленности людей в
В юриспруденции пользуются как термином «доказательство», так и «судебное доказывание». Рассмотрим, как они соотносятся.
Судебное доказывание - это
специфическая форма познания истины
при расследовании и
Логическое доказательство |
Судебное доказывание |
Это мыслительный процесс обоснования одной истины другими истинами |
Это сложная деятельность, состоящая из мыслительной и практической деятельности. Логическое доказательство составляет лишь одну из его сторон |
Протекает по законам и правилам одной лишь логики |
Осуществляется не только по законам логики, оно подчиняется также юридическим законам |
Субъектом может быть любой человек |
Субъектом может быть только следователь, прокурор, судья; лицо, производящее дознание |
Доказательственными являются все факты действительности |
Доказательственными являются лишь те факты, которые добыты с соблюдением норм процессуального права |
2. Во всяком доказательстве имеются тезис, основания доказательства (аргументы) и демонстрация (форма доказательства).
Тезисом доказательства называется положение, истинность которого требуется доказать. Тезис в доказательстве, говорил С. Поварнин, — это "король в шахматной игре". Как хороший шахматный игрок всегда должен иметь в виду положение и судьбу своего и чужого короля, какой бы ход он ни задумывал, так и хороший оппонент, о чем бы в доказательстве ни заводил речь, всегда, в конечном счете, должен иметь в виду одну главную цель — тезис, его оправдание или опровержение.
Аргумент (основание, довод)
— составляющая всякого доказательства.
Под аргументом понимается мысль, истинность
которой проверена и доказана
и которая поэтому может быть
приведена в обоснование
Основными типами аргументов в процессе доказательства являются суждения о достоверно известных фактах; научные определения понятий; общепринятые в науке обобщения, ранее доказанные законы науки, теории, общие положения тех или иных соответствующих отраслей знания; утверждения о твердо установленных фактах; аксиомы и постулаты.
Помимо истинности аргумент
должен удовлетворять таким
Решение задачи аргументации предполагает соблюдение правил логики оперирования аргументами: как аргументы можно использовать лишь достоверно установленные положения, истинность которых не вызывает сомнений; достоверность аргументов устанавливается автономно по отношению к тезису; аргументы не должны противоречить друг другу; в совокупности аргументы должны быть достаточными для обоснования тезиса.
В процессе аргументации выработка
убеждений у собеседника или
аудитории часто связана с
их переубеждением. Поэтому в аргументации
велика роль риторики в ее традиционном
понимании как искусства
истинности тезиса. "Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх изгнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить", — писал древнегреческий ученый Горгий об искусстве аргументации.
Искусство аргументации означает
умение рационально вести критику
и опровергать неверные утверждения
оппонентов. Следует учитывать, что
вопрос о безупречности или о
сомнительности аргументов с точки
зрения их истинности решает не логика;
в каждой конкретной области науки
и техники для этого
Демонстрация — это логическое рассуждение, в процессе которого из аргументов (доводов) выводится истинность или ложность тезиса. Демонстрация есть третья составляющая всякого доказательства. Это способ (или форма) связи тезиса и аргументов доказательства. Тезис и аргументы сами по себе, вне логической взаимосвязи, еще не составляют доказательства. Аргументы начинают приобретать определенное значение для тезиса лишь тогда, когда из них выводят тезис. Процесс выведения тезиса из аргументов и есть демонстрация.
Все эти составляющие, когда речь идет о доказательстве истинности или ложности конкретного тезиса, требуют помимо знания предмета достаточно высокой логической культуры.
В любом реальном споре
или дискуссии индуктивные или
недемонстративные аргументы и
схемы рассуждений в целом
выступают совместно с
3. По способу доказывания доказательства бывают прямыми и косвенными. Прямое доказательство — это обоснование тезиса аргументами без помощи каких-либо дополнительных построений. Рассуждение в этом случае начинается с аргументов и с логической необходимостью приводит к обоснованию истинности тезиса. Доказательство в таком случае осуществляется в форме дедуктивного умозаключения.
Косвенное доказательство —
такое доказательство, в котором
истинность тезиса обосновывается посредством
опровержения истинности противоречащего
положения, иначе говоря, путем доказательства
ложности антитезиса. К косвенному
доказательству прибегают тогда, когда
выдвинутый тезис нельзя доказать прямо,
когда не располагают аргументами,
обосновывающими тезис
Косвенное доказательство имеет
два вида: апагогическое и
Апагогическое косвенное доказательство (от греч. apagoge — вывод и apagogos — уводящий, отводящий) — непрямое, или как бы в сторону направленное, доказательство.
Здесь к истинности тезиса приходят путем доказательства ложности антитезиса. Например, требуется доказать тезис А. Аргументов, прямо обосновывающих этот тезис, нет. Тогда высказываем суждение, противоречащее тезису, т. е. выдвигаем антитезис не А и допускаем, что он истинный (говорят: допустим, истинным является не А).
Допустив, что антитезис не А является истинным, мысленно выводим из него следствия и проверяем их. Если будет установлено, что выведенные из антитезиса следствия в действительности не существуют, и их существование вообще немыслимо (абсурдно) либо они противоречат ранее доказанным положениям, то тем самым будет доказана ложность антитезиса не А.
Вывод о ложности антитезиса
делается на основании такого правила
условно-категорического
Апагогическое косвенное доказательство называют еще сведением к абсурду (reductio ad absurdum). В математических и некоторых других науках оно получило название доказательства от противного.
Апагогическое косвенное доказательство довольно часто используют в судебном доказывании.
В разделительном косвенном доказательстве тезис обосновывается путем исключения всех членов разделительного суждения (всех предикатов), кроме одного, являющегося доказываемым тезисом. Строится разделительное косвенное доказательство так. Допустим, требуется доказать тезис: "S есть Р". Если известно, что 5 может быть не только Р,, но и Р2 и /*3, и затем установлено, что S не является ни Р2, ни Р3, то тем самым будет доказано положение о том, что "51 есть Р". Такого рода косвенные доказательства также довольно часто используются в судебном доказывании.
Прямые и косвенные доказательства в логике нельзя путать с таковыми в уголовном процессе. В логике под доказательством понимают мыслительный процесс обоснования истины, в уголовном же процессе доказательство — это доказательственный факт, факт действительности.
Доказательство тесно связано с опровержением. Опровержение может быть направлено против тезиса, против аргументов либо против способа доказательства. В соответствии с этим различают такие способы опровержения: опровержение тезиса; опровержение аргументов; опровержение связи тезиса с аргументами.
Знания правил и схем логических
умозаключений, умения приводить убедительные
доводы в защиту своей точки зрения,
делать обобщения из имеющихся фактов
и свидетельств — иными словами,
логической культуры, явно недостаточно
для целенаправленной полемики или
дискуссии. Ведь нас убеждают не только
логические аргументы и доводы оратора,
но и его эмоциональные и
Ознакомление с психическими процессами, связанными с убеждением и мотивацией действий человека, важно с двух точек зрения. Во-первых, оно дает возможность оратору дополнить логические доводы психологическими и тем самым усилить убедительность своей аргументации. Одновременное воздействие на ум и душу всегда убеждает человека сильнее и глубже, чем при обособленном подходе, а тем более когда один подход противопоставляется другому. Во-вторых, зная особенности протекания психических процессов, можно избежать психологических уловок, которые часто используются оппонентом в ходе полемики. Такие уловки многочисленны и рассчитаны главным образом на то, чтобы вывести противника из душевного равновесия, заставить его делать промахи, потерять нить аргументации, — в результате победа в споре обеспечена.