Обобщение и ограничение понятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 20:28, контрольная работа

Краткое описание

Под обобщением понятий подразумевается операция перехода от понятий меньшего объема к понятиям большего объема, а под ограничением – обратный процесс перехода от понятий большего объема к понятиям меньшего объема. Однако в отличие от предыдущего случая отношений понятий с фиксированными объемами, при обобщении и ограничении понятий происходит также изменение содержания понятий, поскольку при обобщении некоторые признаки исключаются, а при ограничении, наоборот, прибавляются. Это непосредственно следует из закона обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Обобщение понятий неразрывно связано с процессом абстрагирования, в результате чего отвлекаются от тех признаков, которые в ходе познания оказываются несущественными, и потому опускаются

Содержание

Введение
1. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия.
2. Логический смысл операции обобщения понятий.
3. Логический смысл операции ограничения имен. Логика родовидовых понятий.
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Логика.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)

Различие между  объёмом понятия и содержанием  понятия сводится к следующему: объём  понятия означает ту совокупность предметов, к которым должно прилагаться  данное понятие, а содержание обозначает те признаки, которые приписываются тому или другому понятию.

 Операции  обобщения и ограничения взаимосвязаны  и совершаются только с понятиями,  находящимися в отношении субординации  — отношении рода, вида и индивида.

 Обобщение  — это переход от понятия  с меньшим объемом и большим содержанием к понятию с большим объемом и меньшим содержанием.

 Обратная  обобщению логическая операция  ограничение есть переход от  понятия с большим объемом  к понятию с меньшим объемом.  Ограничение совершается прибавлением  к содержанию исходного понятия одного или нескольких новых признаков.

 

 

Упражнения 

1. Проведите  операцию обобщения со следующими  понятиями: 

 Лекция – изложение учебного материала – учебный материал – материал.

Диплом –  документ об образовании – документ.

ЕС – 1840 –  персональная электронная вычислительная машина – электронная вычислительная машина – вычислительная машина – машина.

Проездной билет  – билет.

Экзамен – проверка знаний – знания.

Закон Ньютона  – закон физики – закон.

Теорема Гёделя – теорема математической логики – теорема.

Песочные часы – часы для измерения времени  – часы.

Тонометр –  прибор для измерения давления –  прибор.

Маркетинг –  экономическая дисциплина, изучающая  целевой рынок, а также, изучающая  привлечение потребителей к тому или иному товару – экономическая  дисциплина – дисциплина.

Вавилон – город, существовавший в Междуречье – город.

Рубль – денежная единица.

Персонаж пьесы  – персонаж драматического литературного  произведения – персонаж литературного  произведения – персонаж.

Глюон – элементарная частица – частица.

Ислам – мировая  религия – религия.

Гробница –  архитектурное сооружение, вмещающее  тело умершего – архитектурное сооружение, саркофаг – архитектурное сооружение.

Птоломей –  древнегреческий ученый – ученый – человек.

Бор – химический элемент таблицы Д. Менделеева – элемент таблицы Д. Менделеева – элемент таблицы – элемент.

Омонимы - разные по значению, но одинаковые по звучанию слова – слова.

Пролог –  язык программирования – язык.

Сахар – бытовое  название сахарозы – сахароза.

 

2. Проведите  операцию ограничения со следующими понятиями:

 Вуз –  университет – государственный  университет – Белорусский государственный университет – Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники.

Логический  союз –дизъюнктивный логический союз –дизъюнктивный логический союз «или».

 Интеграция  – экономическая интеграция –  международная экономическая интеграция.

 Сигнал бедствия  – S.O.S.

 Телевизионное  устройство – телевизор –  телевизор «Самсунг» - телевизор «Самсунг» UE40ES6100.

 Ректор –  ректор университета – ректор государственного университета – ректор Белорусского государственного университета – ректор Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники – ректор Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники Михаил Павлович Батура.

Студент - студент  университета – студент государственного университета – студент Белорусского государственного университета – студент Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники – студент Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники А. И. Петров.

 Экзамен  – государственный экзамен –  государственный экзамен по высшей  математике.

 Программа  – программа телепередач –  программа телепередач телеканала ТВ3 – программа телепередач телеканала ТВ3 на 03.11.2012г.

 Религия – мировая религия – буддизм.

 Игра –  спортивная игра – спортивная  командная игра – спортивная  командная игра с мячом –баскетбол.

 Система – операционная  система – операционная система  Windows – операционная система Windows 7.

 Удовольствие – удовольствие от чтения.

 

Литература 

1. Войшвилло Е.К., Дегтярев  М.Л. Логика. - М.: Владос, 1998.- 528с. 

2. Иванов Е.А. Логика. –  М.: БЕК, 1996. – 309 с. 

3. Малыхина Г.И. Логика. – Мн.: Выш. Шк., 2002. – 240 с.

4. Гетманова А.Д. Учебник  по логике. М.: ЧеРо, 1996. 304 с.

5.  Берков  В.Ф. Логика: Уч. – Мн: НТООО «ТетраСистемс», 1997.

6.  Бойко А. П. Логика: Учебное пособие / А. П. Бойко. - М., 2002.

  7. Гетманова А. Д.  Учебник по логике / А. Д. Гетманова.  – М, 2004.

  8. Иванов Е. А. Логика / Е. А. Иванов. - М., 2002.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Обобщение и ограничение понятий