Отношения между понятиями. Виды совместимости и несовместимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 17:17, контрольная работа

Краткое описание

Мысль о предмете выражается в слове, которое обозначает предмет, и в то же время материализует мысль. Мысль о каком-либо предмете отражает бесконечное множество, присущих ему свойств, общих и одновременно отличительных, а именно существенных. Простые мысли, выраженные отдельными словами или словосочетаниями, в логике называются понятиями. Например, «дом», «человек», «студент заочного отделения». Сложные мысли образуются из нескольких простых, связанных между собой определенным образом. К сложным мыслям относятся: суждение, умозаключение, доказательство и опровержение.
Приступая к раскрытию содержания работы, необходимо отметить, что цель данной работы является: рассмотрения теоретических основ понятия как простейшую форму мысли, видов понятий и отношения между ними.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…3
Отношения между понятиями. Виды совместимости и
несовместимости…………………………………………………………...4
Сложное суждение. Импликация, эквиваленция, отрицание. Таблицы
истинности………………………………………………………...………..7
Умозаключение по аналогии. Виды аналогий…………………………..10
Заключение………………………………………………………………..13
Список используемой литературы………………………………………14

Вложенные файлы: 1 файл

Логика2003.doc

— 86.00 Кб (Скачать файл)

Например  в истории физики, когда при выяснении механизма распространения звука его уподобили движе­нию жидкости. На основе этого уподобления возникла волновая теория звука. Объектами уподобления в этом случае были жидкость и звук, а переносимым признаком — волновой способ их распро­странения.

Умозаключение по аналогии — это вывод о принадлежности определенного признака исследуемому единичному объекту (пред­мету, событию, отношению или классу) на основе его сходства в существенных чертах с другим уже известным единичным  объек­том.

Умозаключению по аналогии всегда предшествует операция сравнения двух объектов, которая  позволяет установить сходства и  различия между ними. При этом для  аналогии требуются не любые совпадения, а сходства в существенных признаках  при несуществен­ности различий. Именно такие сходства служат основой кля уподоб­ления двух материальных или идеальных объектов.

Логический  переход от известного к новому знанию регулируется в выводах по аналогии следующим правилом: если два единичных  предмета сход­ны в определенных признаках, то они могут быть сходны и в дру­гих, обнаруженных в одном из сравниваемых предметов, признаках.

 

Среди различных приемов аналогий выделяют четыре фундаментальных типа: прямую, субъективную, символическую и фантастическую аналогии. Каждому типу присущи свои правила их применения. Иногда, для лучшего понимания сути аналогий используют другие их названия: прямые - реальные, фантастические - нереальные, субъективные - телесные, символические - абстрактные.

Прямая  аналогия - прием, направленный на рассмотрение решений сходных проблем в самых разных областях знаний. Особое внимание при использовании прямых аналогий уделяется биологической сфере знаний. У природы запас идей практически неисчерпаем. Многие идеи были перенесены из природных объектов на технические: мост и паутина, сердце и насос, строение кожи дельфина - мягкая обшивка для подводных лодок.

Субъективная  аналогия, эмпатия - прием вхождения  в чужую "шкуру", вживания в  образ совершенствуемого объекта, пытаясь слиться с ним воедино, чтобы представить его состояния и "ощущения". Например, что почувствует разумный организм, если он будет являться лопастью винта вертолета, какие силы на него будут воздействовать, или, например, что он будет испытывать в роли футбольного мяча? Вхождение в такую роль достигается тренировками. Нужны навыки, как у актера, и развитое творческое воображение.

Символическая аналогия - характеризуется тем, что  при формулировании задачи пользуются поэтическими сравнениями, образами и  метафорами, которые наилучшим и  одновременно лаконичным образом отражают сущность совершенствуемого объекта. С помощью символической аналогии можно наглядно показать суть конфликта, лежащего в основе проблемы.

Нахождение  символической аналогии может облегчить  прием, который называется "название книги". Для его использования необходимо:

1. Из  формулировки проблемы выделить  ключевое слово.

2. Затем  - в двух словах дать образное  определение сути ключевого слова,  содержащее парадокс.

Примеры: "Каменный цветок", "Живой труп", "Оптимистическая трагедия", "Горе от ума" и т.п.

Фантастическая  аналогия - прием, в котором для решения задачи предлагается ввести какие-либо нереальные, фантастические средства (например, волшебную палочку) или персонажи, выполняющие то, что требуется по условию задачи. При этом задаются вопросы: а) Как данную задачу решили бы те или иные сказочные персонажи? б) Нельзя ли возможности этих персонажей реализовать известными техническими средствами?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

По определению, понятие является формой мысли, отражающей общие существенные и отличительные  признаки предмета мысли. Как форма мысли понятие представляет собой единство двух составляющих его элементов: объема и содержания. Объем отражает собой совокупность предметов, обладающих одинаковыми, существенными и отличительными признаками. Содержание – элемент структуры понятия, характеризующий совокупность существенных и отличительных признаков, присущих предмету.

 Мышление  человека подчиняется логическим  законам и протекает в логических  формах независимо от науки  логики. Люди мыслят логично, не  зная её правил, подобно тому, как они правильно говорят, не зная правил грамматики. Что касается логики, то её задача заключается в том, что бы научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на основе этого логичнее мыслить и, следовательно, правильнее познавать мир. Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более «грамотно», развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям.

 Как и  всякая деятельность, мышление имеет  свои специфические приемы и  методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, научное объяснение и другие, с помощью которых формируются высказывания и теории.

 Наиболее  общими чертами правильного мышления  являются определенность, последовательность  и доказательность. Логическая  правильность мышления является необходимым условием гарантированного получения истинных результатов в решении задач, возникающих в процессе познания.

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Иванов Е.А. «Логика». Учебник. – М.: Издательство БЕК, 1996, 309 с.

2. «Логика», Библиографический справочник/ авт. Сост. Антонов О.А.,

   Милославов А.С., СПб: Наука, 2001, 488 с.

3. Логика. Экзаменационные ответы для студентов вузов: В. А. Светлов —

  Москва, Питер, 2008 г.- 160 с.

4. Логика: В. Ф. Асмус — Санкт-Петербург, Либроком, 2010 г.- 392 с.

5. Современная логика: А. А. Ивин — Санкт-Петербург, Век 2, 2009 г.- 384 с.

 


Информация о работе Отношения между понятиями. Виды совместимости и несовместимости