Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 08:01, контрольная работа
Понятие является одной из форм абстрактного мышления. При написании работы прежде всего хотелось бы раскрыть основные приемы образования понятий, роль понятий в познании, виды понятий отношения между ними.
Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов. Понятия в языке выражаются отдельными словами («портфель», «трапеция») или группой слов, т.е. словосочетаниями («студент медицинского института», «производитель материальных благ», «река Нил» и др.).
Введение………………………………………………………………………………….стр.2
Характеристика понятия. Понятие как форма мышления……………………………стр.4
Содержание и объем понятия…………………………………………………………..стр.10
Виды понятий……………………………………………………………………………стр.11
Виды отношений между понятиями…………………………………………………...стр.17
Задачи…………………………………………………………………………………….стр.21
Заключение………………………………………………………………………………стр.22
Список используемой литературы……………………………………………………..стр.25
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Характеристика понятия.
Понятие как форма мышления…………
Содержание и объем
понятия………………………………………………………….
Виды понятий………………………………………………
Виды отношений между
понятиями…………………………………………………..
Задачи………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Понятие является
одной из форм абстрактного
мышления. При написании работы
прежде всего хотелось бы
Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов. Понятия в языке выражаются отдельными словами («портфель», «трапеция») или группой слов, т.е. словосочетаниями («студент медицинского института», «производитель материальных благ», «река Нил» и др.).
С помощью рационального (от лат. Ratio – разум) мышления люди открывают законы мира, обнаруживают тенденции развития событий, анализируют общее и особенное в любом предмете, строят планы на будущее и т.д. Выделяют несколько особенностей абстрактного мышления:
Мышление отражает действительность в обобщенных формах. В отличие от чувственного познания абстрактное мышление, отвлекаясь от единичного, выделяет в сходных предметах только общее, существенное, повторяющееся (например, выделяя общие признаки, присущие всем кражам, образуется понятие «кража»). С помощью абстрактного мышления создаются научные понятия.
Абстрактное мышление
– форма опосредованного
Абстрактное мышление – процесс активного отражения действительности. Человек, определяя цель, способы и ставя сроки осуществления своей деятельности, активно преобразует мир. Активность мышления проявляется в творческой деятельности человека, его способности к воображению, в научной, художественной и других фантазиях.
Абстрактное мышление неразрывно связано с языком. Язык – способ выражения мысли, средство закрепления и передачи мыслей другим людям. Познание направлено на получение истинного знания, к которому приводит как чувственное познание, так и абстрактное мышление. Мышление представляет собой отражение объективной реальности.
В современной
юридической практике широко
используются логические
Можно еще долго рассуждать на эту тему, но на мой взгляд, вывод напрашивается лишь один: знание логики требуется так или иначе всем нормальным людям, поскольку они мыслящие существа.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ.
ПОНЯТИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ
Понятие обычно
определяют как одну из
Мышление, а именно
абстрактное мышление, как уже
было определено – это отражени
В силу обобщенного характера отражения предметов в понятии всегда в той или иной мере абстрактно. Но это не означает, как часто представляется, что сами мыслимые в них предметы всегда суть некоторые абстракции и что именно эти абстракции, а не конкретные предметы действительности являются объектом изучения науки. Верно, что в каждом понятии мы мыслим те или иные предметы в той или иной мере абстрактно, но используем понятия для утверждения о конкретных, обобщенных в них предметов. Лишь в конкретных случаях предметами понятий являются те или иные идеализированные предметы действительности («абсолютно упругая жидкость», «идеальный газ», «материальная точка» и т.д.); идеальные предметы («земной меридиан», «сила»), абстрактные объекты (характеристики реальных предметов или множеств предметов, отвлеченные от них и ставшие самостоятельными объектами мысли, результаты изолирующего абстрагирования – пространство, время, упругость, числа и т.д.) и конечно, - в соответствии с широким пониманием термина «предмет» - предметами понятия, элементами его объема могут быть также и явления, события, процессы.
Подводя итог
изложенному, можно сказать,
Характеристика
понятия как формы познания, как
способа мыслительной
Понятие в строгом и не в строгом смысле.
Общие (как и единичные) имена употребляются интуитивно более или менее точно и без осознания того, по каким именно признакам выделяются или могут быть выделены обозначаемые ими предметы. В этом случае не выявлен смысл соответствующих общих имен, а следовательно, строго говоря, они не выражают понятий. Так, человек может пользоваться словами «дерево», «человек», «болезнь», не умея отвечать на вопрос, что именно он имеет ввиду, какие признаки специфичны для мыслимых здесь предметов. В одних случаях подобного рода со словами связываются лишь некоторые более или менее четкие представления (чувственные интуиции) и через посредство именно этих представлений осуществляется связь слов с предметами действительности. В других – некоторые интеллектуальные интуиции, возникшие в процессе усвоения языка. Первоначальной основой указанных интуитивных связей имен с обозначенными ими предметами является совместная практическая деятельность людей и, конечно, общение их в процессе деятельности.
В практике научного познания понятиями называют и те абстракции, которые представляют интуитивно употребляемые имена. Таким образом, термин «понятие» употребляется в более широком, чем указанно выше, смысле. Иначе говоря, понятием называют просто любой предмет, ставший объектом мысли. Часто в философии прошлого, для этого употребляется термин «идея». Например, Д. Локк, используя этот термин, указывает, что под ним подразумевается «все, что является объектом мышления человека». Оперируя таким понятием, человек может не иметь о нем понятия. Это парадоксальное на первый взгляд утверждение означает лишь то, что дважды употребленный в этой фразе термин «понятие» имеет в одном и другом случаях разные значения.
Как и всякая мысль, понятие выражается в определенной знаковой форме. Непосредственно такими формами в естественном языке являются общие описательные имена. Обычно вместо них используются всякого рода сокращения («студент», «треугольник»). Понятия составляют смысл имен такого рода и в силу указанной их функции – мысленного выделения предметов – связывают эти имена с теми объектами, которые они должны представлять как знаки языка в процессах коммуникации и мышления.
Смысл является
категорией семиотики,
В первом случае
понятие может быть
Как правило,
понятие является сложного
Как уже отмечалось, обобщаемые в понятиях предметы первоначально могут быть даны в представлениях. Для класса чувственно воспринимаемых предметов возможны даже некоторые общие представления, некоторые «усредненные» образы этих предметов (например, можно иметь некоторый «недетализированный» образ дерева, человека). Однако едва ли возможны подобные способы воспроизведения в сознании таких предметов, как растения, организмы, и тем более объектов, не относящихся к чувственно воспринимаемым («искривленное пространство», «свет», «электромагнитное поле» и т.п.).
С одной стороны,
представления ближе к
Однако и оперирование
понятиями в той или иной
мере связано с
Основные приемы образования понятий.
Значение понятий в познании
Понятия – это результат
более или менее сложной
Анализ предметов, данных в представлении, - разложение их на отдельные признаки, выявление их связей и отношений с другими предметами.
Синтез – воспроизведение предметов, расчлененных в процессе анализа на отдельные признаки, представляющие их как систему выделенных свойств и отношений.
Сравнение – выявление сходств и различий между предметами.
Обобщение – объединение в одной мысли под одной знаковой формой множества предметов по сходным их чертам. Обобщение связано, как уже было замечено, с процессом абстрагирования.