Правила определения понятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 21:57, реферат

Краткое описание

Одним из самых надежных способов, предохраняющих от недоразумений в общении, исследовании, споре, является определение. Цель определения - уточнение содержания используемых понятий.
В научной и практической деятельности часто возникает необходимость раскрыть содержание понятий, которые употребляются в рассуждениях. Логическая операция, раскрывающая содержание понятия, называется определением (лат. definitio), или дефиницией.2 С помощью определения понятий мы в явной форме указываем на сущность отражаемых в понятии предметов, раскрываем содержание понятия и тем самым отличаем круг определяемых предметов от других предметов.

Содержание

Введение.
1. Общая характеристика определения.
3. Основные правила определения понятий.
4. Правило соразмерности.
5. Правило запрета круга.
6. Правило неотрицательности.
7. Правило ясности.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

правила определения понятий.doc

— 64.00 Кб (Скачать файл)

Резонкина М.А. ДМР-101

 

 

 

Правила определения понятий.

 

 

 

Определяйте значения слов и Вы избавите мир от половины его заблуждений1
Рене Декарт.

 

 

План.

Введение.

1. Общая характеристика определения.

3. Основные правила определения понятий.

4. Правило соразмерности.

5. Правило запрета круга.

6. Правило неотрицательности.

7. Правило ясности.

Заключение.

Список использованной литературы.

 

Введение.

Одним из самых надежных способов, предохраняющих от недоразумений в  общении, исследовании, споре, является определение. Цель определения - уточнение содержания используемых понятий.

В научной и практической деятельности часто возникает необходимость раскрыть содержание понятий, которые употребляются в рассуждениях. Логическая операция, раскрывающая содержание понятия, называется определением (лат. definitio), или дефиницией.2 С помощью определения понятий мы в явной форме указываем на сущность отражаемых в понятии предметов, раскрываем содержание понятия и тем самым отличаем круг определяемых предметов от других предметов.

 

 

1. Общая характеристика определения.

Определение понятия говорит, что  это слово или сочетание слов, имеющее точное значение и применяемое  в науке, технике или искусстве. Важность определений подчеркивал еще Сократ, говоривший, что он продолжает дело своей матери, акушерки, и помогает родиться истине в споре. Анализируя вместе со своими оппонентами различные случаи употребления конкретного понятия, он стремился прийти, в конце концов, к его прояснению и определению.3

Несмотря на то, что роль определений в прояснении и уточнении нашего мышления немаловажна, они встречаются в рассуждениях далеко не так часто, как хотелось бы и как этого требуют интересы ясности проводимых рассуждений.

Философ Платон4 определил человека как двуногое бесперое существо. Направленность этого определения очевидна. Из всех живых существ двуногие - только птицы и люди. Но все птицы покрыты перьями, "двуногими бесперыми" являются, таким образом, только люди. Другой философ, Диоген5, ощипал цыпленка и бросил его к ногам Платона со словами: "Вот твой человек". После этого Платон уточнил свое определение: человек - это двуногое бесперое существо с широкими ногтями. Еще один философ охарактеризовал человека как существо с мягкой мочкой уха. По какому-то капризу природы оказалось, что из всех живых существ только у человека мягкая мочка уха.6

Одна из задач определения - отличить и отграничить определяемый предмет  от всех иных. И определение Платона, и определение, ссылающееся на мягкую мочку уха, позволяют безошибочно  и просто отделять людей от всех иных существ.

В самом общем смысле определение - это логическая операция, раскрывающая содержание понятия. Определить понятие - значит указать, что оно означает, выявить признаки, входящие в его  содержание.

Определения необходимы:

1)  для подитоживания главного в познании сущности предмета.

2) когда употребляются такие  понятия, содержание которых слушателю  неизвестно.

3) если вводится в обиход новое  слово или известное слово  употребляется в новом значение.

 

Определение выполняет две функции: 

  • Познавательная функция.
  • Коммуникативная функция.7

Определения является эффективным средством против неясности понятий и рассуждений. Вместе с тем невозможно определить все, точно так же как невозможно доказать все. Определение сводит неизвестное к известному, не более того. Оно всегда предполагает, что есть вещи,  известные без всякого определения и разъяснения и не требующие дальнейших уточнений с помощью чего-то более очевидного.

Определение может быть более или  менее глубоким, и его глубина  зависит, прежде всего, от уровня знаний об определяемом предмете. Чем лучше и глубже мы его знаем, тем больше вероятность, что нам удастся найти хорошее его определение.8

 

2. Основные правила определения  понятий.

Правило первое. Прежде всего, определяемое и определяющее понятия должны быть взаимозаменяемы. Если в каком-то предложении встречается одно из этих понятий, всегда должна существовать возможность заменить его другим. При этом предложение, истинное до замены, должно остаться истинным и после нее9.

 

3. Определение должно быть соразмерным, т. е. объём определяющего понятия должен быть равен объему определяемого понятия. Dfd. = Dfп,.

Это правило часто нарушается, в  результате чего в определении возникают  логические ошибки. Типы этих логических ошибок:

а. Широкое определение, когда определяющее понятие по об ему шире, чем определяемое понятие Dfd < Dfп. Такая ошибка содержится в следующих определениях: “Гравитация - это взаимодействие двух материальных тел”; “Костер - источник тепла”.

Понятие “окружность” неправильно определяется так: “Это фигура, которая описывается движущимся концом отрезка, когда другой его конец закреплен, или фигура, которая образована движущимся концом циркуля”. С помощью этого определения нельзя отличить понятие “окружность” от понятия “дуга”, так как не указано, что окружность - это кривая замкнутая линия.

б. Узкое определение, когда определяющее понятие по объему уже, чем определяемое понятие. Dfd > Dfп. Например: “Вершина - самая высокая часть холма”, однако и у горы есть вершина. Другое: “Совесть - это осознание человеком ответственности перед самим собой за свои действия и поступки” (а перед обществом?).

в. Определение в одном отношении широкое, в другом - узкое. Например: “Ящик - тара для хранения овощей”. С одной стороны, это широкое определение, так как тарой для хранения овощей может быть мешок и контейнер и т. д., с другой стороны, это узкое определение, так как ящик пригоден для хранения и цемента, и песка, а не только овощей.10

 

4. Определение не должно содержать круга. Круг возникает тогда, когда определяемое понятие и определяющее понятие выражаются одно через другое. В определении “Вращение есть движение вокруг своей оси” будет допущен круг, если до этого понятие “ось” было определено через понятие “вращение” (“Ось - это прямая, вокруг которой происходит вращение”.11

Круг возникает  и тогда, когда определяемое понятие  характеризуется через него же, но лишь выражено иными словами, или  когда определяемое понятие включается в определяющее понятие в качестве его части. Такие определения носят название тавтологий. Например: “Смешное - это то, что вызывает смех”; “Сверхпроводник - вещество, обнаруживающее явление сверхпроводимости”; “Количество - характеристика предмета с его количественной стороны”.

Логически некорректным является употребление таких, например, тавтологий, как “масляное масло”, “трудоемкий труд”, “порученное поручение”, “прогрессирующий прогресс”, “заданная задача”, “изобрету изобретение”, “поиграем в игру”, “памятный сувенир”, “подытожим итоги”, “старый старик” и др. Иногда можно встретить выражения типа “Закон есть закон”, “Жизнь есть жизнь” и т.д., которые представляют собой прием усиления, а не сообщения в предикате какой-то информации о субъекте, так как субъект и предикат тождественны. Такие выражения не претендуют на определение соответствующего понятия: “закон”, “жизнь” или др.12

 

5. Определение по возможности не должно быть отрицательным. То есть в определении понятия следует фиксировать наличие существенных признаков мыслимых в нем предметов, а не их отсутствие. В противном случае определение неинформативно.

Например, суждение: “Реферат не диссертация” хотя и справедливо, однако практически  ничего не говорит о реальном реферате. Однако в некоторых случаях существенной может быть фиксация именно отсутствия признака, например: ”Отчисленный - человек, не сдавший  академическую задолженность”.

6. Определение должно быть четким, ясным. Это правило означает, что смысл и объем понятий, входящих в Dfnдолжен быть ясным и определенным. Определения понятий должны быть свободными от двусмысленности; не допускается подмена их метафорами, сравнениями и т. д.

Не являются правильными определениями  следуют суждения: “Лень - мать всех пороков”; “Природа - это наука,13способствующая пониманию вопросов, относящихся к духовной истине” (Р. Эмерсон); “Упрямство - порок ума”; “Такт - это разум сердца” (К. Гуцков); “Неблагодарность - род слабости” (И. В. Гете). Эти истинные суждения представляют собой интересные метафоры, поучительные афоризмы, которыми мы пользуемся при передаче информации, но они не являются определениями понятий.

 

Заключение.

Значение определения понятия  играет важную роль в теоретической  и практической деятельности. Выражая  в сжатом виде знания о предмете, оно является существенным моментом в познании действительности.

Однако содержащаяся в определении  «сжатая» информация о предмете не может дать достаточно полного знания о нем. Изучить какую-либо науку только по ее определениям невозможно.

Раскрывая главное в предмете, определение  позволяет выделить данный предмет, отличить его от других предметов, предостерегает от смешения понятий, от путаницы в рассуждениях. И в этом огромная ценность определений в познании и практической деятельности.

Определение - прекрасное средство против неясности наших понятий и  рассуждений. Но при его использовании  нужно, как и в случае любых других средств, чувствовать и соблюдать меру.

Прежде всего, невозможно определить абсолютно все, точно так же как  невозможно доказать все. Определение  сводит неизвестное к известному, не более. Оно всегда предполагает, что есть вещи, известные без всякого определения и разъяснения, ясные сами по себе и не требующие дальнейших уточнений с помощью чего-то еще более очевидного.

Искусство определения как раз  в том и состоит, чтобы использовать определения тогда, когда это  требуется существом дела. При  этом следует обращаться именно к тем формам определений, которые наиболее уместны в конкретной ситуации. В одном случае полезным может быть явное родовидовое определение, в другом - контекстуальное, в третьем - определение путем указания на интересующий предмет и т.д.

В науке, как и в любых других областях, определение ценно не само по себе. Оно должно быть естественным итогом и закономерным выводом предшествующего  процесса изучения предмета.

 

Список использованной литературы.

 

  1. Асмус В. Ф. Платон. (Серия «Мыслители прошлого»). М.: Мысль. 1969
  2. Гетманова А. Д. Логика. - М.:  Омега-Л , 2007. 
  3. Доклад 30.07.1999 на Экспертном Совете по систематизации и кодификации законодательства и правовой информации при Председателе Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
  4. Ивин А.А., Логика. Учебник для гуманитарных факультетов, М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002
  5. Ивин А.А. Логика. Учебное пособие. Издание 2-е. - М.: Издательство "Знание", 1998.
  6. Ивин А., Никифорович А. Словарь по логике. -М., 1998
  7. Кобзарь И., Логика. Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов. Санкт-Петербург, 2001.

1 Доклад 30.07.1999 на Экспертном Совете по систематизации и кодификации законодательства и правовой информации при Председателе Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

2 Ивин А., Никифорович А. Словарь по логике. -М., 1998.

3Ивин А.А., Логика. Учебник для гуманитарных факультетов, М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.

4Платон — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. (Асмус В. Ф. Платон. (Серия «Мыслители прошлого»). М.: Мысль. 1969)

5 Диоген Синопский (Diogénes Sinopéus) (около 404—323 до н. э.), древнегреческий философ, ученик основателя школы киников Антисфена, развивший его учение в направлении наивного материализма. (Большая советская энциклопедия).

6 Ивин А.А., Логика. Учебник для гуманитарных факультетов, М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.

7 Ивин А.А., Логика. Учебник для гуманитарных факультетов, М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.

8 Гетманова А. Д. Логика. - М.:  Омега-Л , 2007. 

9 Ивин А.А. Логика. Учебное пособие. Издание 2-е. - М.: Издательство "Знание", 1998.

10 Ивин А.А., Логика. Учебник для гуманитарных факультетов, М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.

11 Ивин А.А., Логика. Учебник для гуманитарных факультетов, М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.

12 И. Кобзарь. Логика. Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов. Санкт-Петербург, 2001.

13 Ивин А.А., Логика. Учебник для гуманитарных факультетов, М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.


Информация о работе Правила определения понятий