Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 20:56, лекция
Можно логично рассуждать, не зная правил логики, подобно тому, как нередко люди выражают свои мысли на языке, не зная грамматики. Знание логики повышает культуру мышления, способствует четкости, последовательности и доказательности рассуждения, усиливает эффективность и убедительность речи. Особенно важно знание основ логики в процессе овладения новыми знаниями, в обучении, оно помогает заметить логические ошибки в устной речи и в письменных произведениях других людей, найти более короткие и правильные пути опровержения этих ошибок, позволяет не допускать их самому. Логика способствует становлению самосознания, интеллектуальному развитию личности, помогает формированию у нее научного мировоззрения.
1. Логика как наука о законах мышления.
2. Основные исторические этапы развития логики.
3. Логика и язык права.
4. Основные законы логики.
5. Паралогизмы, софизмы и логические парадоксы.
Противоречия не будет, если мы что-либо утверждаем и то же самое отрицаем относительно одного предмета, но в разное время или в разных обстоятельствах.
Один и тот же предмет
нашей мысли может
Закон непротиворечия выражает одно из коренных свойств логического мышления. Его сознательное использование помогает обнаруживать и устранять противоречия в своих и чужих рассуждениях, вырабатывает критическое отношение ко всякого рода неточности, непоследовательности в мыслях и действиях.
Закон исключенного третьего.
Закон непротиворечия действует по отношению ко всем не совместимым друг с другом суждениям. Он устанавливает, что одно из них необходимо ложно. Вопрос о втором суждении остается открытым: оно может быть истинным, но может быть и ложным. Закон исключенного третьего действует только в отношении противоречащих (контрадикторных) суждений. Он формулируется следующим образом: два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них необходимо истинно: а есть либо b, либо не-b. Истинно либо утверждение некоторого факта, либо его отрицание.
Противоречащими (контрадикторными) называются суждения, в одном из которых что-либо утверждается (или отрицается) о каждом предмете некоторого множества, а в другом – отрицается (или утверждается) о некоторой части этого множества. Эти суждения не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными: если одно из них истинно, то другое ложно и наоборот. Например, если суждение «Каждому гражданину Российской Федерации гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи», то суждение «Некоторым гражданам Российской Федерации не гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи» ложно. Противоречащими являются также два суждения об одном предмете, в одном из которых что-либо утверждается, а в другом то же самое отрицается. Например, «П. привлечен к административной ответственности» и «П. не привлечен к административной ответственности». Одно из этих суждений необходимо истинно, другое – необходимо ложно.
Этот закон можно записать следующим образом: р Úù р.
Подобно закону непротиворечия закон исключенного третьего выражает последовательность, непротиворечивость мышления. Вместе с тем, действуя только в отношении противоречащих суждений, он устанавливает, что два противоречащих суждения не могут быть не только одновременно истинными (на что указывает закон непротиворечия), но также и одновременно ложными: если ложно одно из них, то другое необходимо истинно, третьего не дано.
Большое значение имеет этот закон в юридической практике, где требуется категорическое решение вопроса. Юрист должен решать дело по форме «или-или». Данный факт либо установлен, либо не установлен. Обвиняемый либо виновен, либо не виновен. Право знает только «или-или».
Закон достаточного основания.
Наши мысли о каком-либо факте, явлении, событии могут быть истинными или ложными. Высказывая истинную мысль, мы должны обосновать ее истинность, т.е. доказать ее соответствие действительности. Так, выдвигая обвинение против подсудимого, обвинитель должен привести необходимые доказательства, обосновать истинность своего утверждения. В противном случае обвинение будет необоснованным.
Требование доказанности, обоснованности мысли выражает закон достаточного основания: всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание. Если есть b, то есть и его основание а.
Достаточным основанием мыслей может быть личный опыт человека. Истинность некоторых суждений доказывается путем их непосредственного сопоставления с фактами действительности. Так, для человека, явившегося свидетелем преступления, обоснованием истинности суждения «Н. совершил преступление» будет сам факт преступления, очевидцем которого он был. Но личный опыт ограничен. Поэтому человеку в своей деятельности приходится опираться на опыт других людей, например, на показания очевидцев того или иного события. К таким основаниям прибегают обычно в следственной и судебной практике при расследовании преступлений.
Благодаря развитию научных знаний человек все шире использует в качестве основания своих мыслей опыт всего человечества, закрепленный в законах и аксиомах науки, в принципах и положениях, существующих в любой области человеческой деятельности.
Истинность законов, аксиом подтверждена практикой человечества и не нуждается в новом подтверждении. Если, например, нам известен закон Архимеда (каждое тело погруженное в жидкость, теряет в своем весе столько, сколько весит вытесненная им жидкость), то нет никакого смысла погружать в жидкость какой-либо предмет, чтобы выяснить: сколько он теряет в весе. Закон Архимеда будет достаточным основанием для подтверждения любого частного случая.
Таким образом, достаточным основанием какой-либо мысли может быть любая другая, уже проверенная и установленная мысль, из которой с необходимостью вытекает истинность данной мысли.
Если из истинности суждения а следует истинность суждения b, то а будет основанием для b, b – следствием этого основания.
Закон достаточного основания в юридической практике состоит, в частности, в следующем: всякий вывод суда или следствия должен быть обоснован. В материалах по поводу какого-либо дела, содержащих, например, утверждение о виновности обвиняемого, должны быть данные, являющиеся достаточным основанием обвинения. В противном случае обвинение не может быть признано правильным. Вынесение мотивированного приговора или решения суда во всех без исключения случаях является важнейшим принципом процессуального права.
5. Паралогизмы,
софизмы и логические
Паралогизмом называется непреднамеренная ошибка в рассуждении, обусловленная нарушением законов и правил логики.
Софизмом обычно называют ложное утверждение, сделанное умышленно, с целью ввести кого-либо в заблуждение. Софизм – это обман тонкий и завуалированный, цель его – выдать ложь за истину. Примером его является утверждение: «Что ты не терял, то имеешь». Прибегать к софизмам считалось предосудительным, как и вообще обманывать и внушать ложную мысль. Такое понимание софизма, как и сами софизмы, зародилось в Древней Греции. Термин «софизм» ввел Аристотель, охарактеризовавший его как ложную мудрость, при этом к софизмам он относил и апории Зенона. В настоящее время исследователи избегают упрощенного понимания софизмов и считают, что последние сыграли большую роль в развитии логики.
Софизмы в Древней
Греции были широко распространены и,
как считают современные
Парадокс – это рассуждение, доказывающее как истинность, так и ложность некоторого суждения, т.е. как само суждение, так и его отрицание. В широком смысле слова, парадокс – это положение резко расходящееся с общепринятым, устоявшимся, отродоксальным мнением. Наличие парадоксов в теории говорит о ее явном несовершенстве, а разрешение парадокса ведет к дальнейшему ее развитию. Во многих случаях софизмы содержат в себе парадоксы. По словам английского философа Б.Рассела, апории Зенона, которые в свое время считались примером софизмов, в той или иной форме затрагивают основания почти всех теорий пространства, времени и бесконечности, существовавших в науке с древних времен.
Софизм «Лжец» затрагивает многие наиболее важные темы логики и семантики: определение истины, истолкование противоречия и доказательства, различие между смыслом имени и обозначаемым им объектом и т.д. Финский философ Г. фон Вригт писал, что софизмы нужно рассматривать не столько как проблемы, ожидающие решения, сколько как сырой материал для размышления. Они важны, поскольку размышление о них затрагивает наиболее фундаментальные вопросы всей логики, а значит и всего мышления.
ЛЕКЦИЯ 2. Понятие как форма мышления.
1. Понятие и его функции.
Понятие – это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.
Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются. Все то, что, так или иначе, характеризует предмет, позволяет рассматривать его именно как данный, а не иной предмет служит для человека его признаком (т.е. показателем, приметой, средством признания предмета).
Признаки предмета могут
носить самый разнообразный характер.
Они могут быть общими и единичными,
существенными и
Понятие носит предметный характер, т. е. отражает конкретно существующие в материальной или духовной деятельности людей вещи, процессы, явления, их свойства, связи и отношения. В то же время понятия обладают относительной самостоятельностью. Предмет может исчезнуть, а понятие его – сохраняться и передаваться от поколения к поколению. С изменением человеческой деятельность появляются новые понятия.
Понятия закрепляются и выражаются в словах и словосочетаниях. Единство понятия и слова не означает их полного совпадения. Понятия обнозначны, а слова имеют нередко множество значений. В любом языке существуют омонимы и синонимы. Омонимы – это слова, совпадающие по звучанию и по форме, но выражающие различные понятия (например, слово «коса» обозначает прядь волос, узкую полоску суши, инструмент для срезания травы и т.п.). Синонимы – слова, близкие или тождественные по значению, но различные по звучанию (например, родина и отечесво, хворь и болезнь, юридическая наука и правоведение и т.д.).
В разных национальных языках одно и то же понятие выражается разными словами.
Понятия служат одним из важнейших способов духовного освоения человеком мира. Они выполняют две основные функции.
Первая – познавательная. Понятие образуется в результате выявления наиболее общих свойств предметов, т. е. уже в процессе своего формирования понятия помогают постигать общие свойства предметов, а значит познавать их сущность. Понятия служат средством дальнейшего познания человеком мира при помощи логической операции подведения предмета под понятие. Например, понятие вещество образовалось в результате выделения общих свойств предметов окружающего мира. В дальнейшем оно распространялось на новые явления, позволяя выделять в них уже известные человеку свойства.
Вторая функция – коммуникативная, заключающаяся в том, что понятие является средством общения. Закрепляя свои знания в форме понятий, люди затем обмениваются ими в процессе общения, а также передают их последующим поколениям. Тем самым осуществляется социальное наследование знаний, обеспечивается духовная преемственность поколений.
2. Логические приемы образования понятий.
Образование понятия
– не простой зеркальный акт
отражения предметов действител
Выделение признаков связано с мысленным расчленением предметов на составляющие его части, стороны, элементы. Мысленное расчленение предмета на части называется анализом.
Элементы, стороны, признаки предмета, выделенные с помощью анализа должны быть соединены в единое целое. Это достигается с помощью приема, противоположного анализу, - синтеза. Синтез – это логический прием, с помощью которого осуществляется мысленное соединение частей предмета, расчлененных анализом.
Сравнение – мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление признаков сходства и различия в том или ином отношении.
Абстрагирование – мысленное упрощение предмета путем выделения в них одних признаков и отвлечения от других, результат этого процесса называется абстракцией или понятием.
Обобщение – мысленное объединение однородных предметов, их группировка на основе тех или иных общих признаков. Благодаря обобщению существенные признаки, выявленные у отдельных предметов, рассматриваются как признаки всех предметов, к которым приложимо данное понятие.
Таким образом, устанавливая сходство (или различие) между предметами (сравнение), расчленяя сходные предметы на элементы (анализ), выделяя существенные признаки и отвлекаясь от несущественных (абстрагирование), соединяя существенные признаки (синтез) и распространяя их на все однородные предметы (обобщение), мы образуем одну из основных форм мышления – понятие.
3. Содержание и объем понятия. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия.
Понятие – наиболее простая форма мышления, однако оно имеет сложную структуру, т.е. состоит из элементов, определенным образом связанных между собой. В понятии различаются содержание и объем.
Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии. Например, содержанием понятия «преступление» являются признаки: общественно опасный характер деяния, противоправность, виновность, наказуемость. Содержание понятия схематически можно выразить так: А(BCD…), где А – всякое понятие вообще, а BCD… - мыслимые в нем признаки предметов
Объемом понятия называется множество предметов, которое мыслится в понятии. Объем понятия «преступление» охватывает все преступления, поскольку они имеют общие существенные признаки. Графически объем понятия изображается кругом:
Информация о работе Предмет и значение логики в системе научного знания