Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 17:44, контрольная работа
В русском языке термин «ориентация» употребляется в двух смыслах. Первый — совершение в отношении кого-либо ориентирующего воздействия, координация деятельности ориентируемого в том или ином направлении. Другой смысл — умение разобраться в окружающей обстановке и обстоятельствах, способность определить собственное местонахождение и рассчитывать на кого-либо или что-либо. Эти два смысла могут в некоторой степени соответствовать двум различным образовательным парадигмам — педагогике манипуляции и педагогике поддержки.
Введение…………………………………………………………………….3
1.Профессиональное самоопределение :возрастные проявления, сфера жизнедеятельности………………………………………………………………..4
2.Профессиональное самоопределение :качество и способности человека…………………………………………………………………………..10
Заключение………………………………………………………………...14
Список литературы………………………………………………………..
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Профессиональное
2.Профессиональное
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
В русском языке термин
«ориентация» употребляется в двух смыслах.
Первый — совершение в отношении кого-либо
ориентирующего воздействия, координация
деятельности ориентируемого в том или
ином направлении. Другой смысл — умение
разобраться в окружающей обстановке
и обстоятельствах, способность определить
собственное местонахождение и рассчитывать
на кого-либо или что-либо. Эти два смысла
могут в некоторой степени соответствовать
двум различным образовательным парадигмам
— педагогике манипуляции и педагогике
поддержки.
Определяя
время реального возникновения профориентации,
Н. С. Пряжников выделяет два критерия
— социально-экономический и психолого-педагогический.
Первый связан с изменениями в структуре
экономики передовых стран к концу XIX —
началу XX вв. Тогда же возникают кабинеты
профориентации: в 1903 году — в Страсбурге
(Франция) и в 1908 году — бюро по выбору
профессий в Бостоне (США).
Работа первых профориентационных служб
основывалась на известной «трехфакторной
модели» Ф. Парсонса. У претендента на
ту или иную профессию выявляли способности
и психологические каче¬ства, соотносили
их с требованиями профессии и на основании
этого выдавали рекомендацию о пригодности
или непригодности человека к данной профессии.
Соотнесение характеристик человека с
профессией в качестве основного критерия
наличия профессиональной ориентации
представляется не очень убедительным.
Но следует отметить, что эта работа строилась
на научной основе — в отличие, например,
от методов проверки и отбора на те или
иные виды труда в соответствии со способностями
и качествами че¬ловека, практиковавшихся
еще в середине третьего тысячелетия до
на¬шей эры в Древнем Вавилоне (проводились
испытания выпускников школ, готовивших
писцов), или системы проверки способностей
лиц, желавших занять должности правительственных
чиновников в Древнем Китае.
Проявления второго критерия
исследователи относят к началу XX столетия.
Принципиально новым к этому времени было
то, что с проблемами выбора профессии
столкнулось значительное число людей,
мигрировавших в города в поисках работы,
что было связано с бурным ростом промышленного
производства. При этом с данной проблемой
столкнулись не только люди, ищущие работу,
но и работодатели, так как сформировался
рынок рабочей силы и появилась возможность
вы¬бирать наиболее достойных.
Таким
образом, к концу XIX — началу XX веков возникла необходимость
в равитии специальных профориентационных
служб, способных обслуживать множество
людей и удовлетворять потребности как
претендентов на новые рабочие места,
так и предпринимателей, предлагающих
эти места и готовых оплачивать профориентационные
услуги.
Особенностью
нового времени стала реально возникшая
перед людьми проблема свободы выбора
(самоопределения).
Цель данной работы рассмотреть профориентацию с позиции системного подхода.
1.Профессиональное
самоопределение :возрастные
Самоопределение – термин, достаточно интенсивно используемый в социологической, психологической и педагогической литературе, причем в самых различных значениях: наиболее часто говорят о его видах – личностном, жизненном, нравственном, социальном, профессиональном и т.д., зачастую вкладывая в идентичные термины разный смысл.
Профессиональное
Профессиональное самоопределение тесным образом связано с понятием «профессиональная ориентация» (это многоаспектная, целостная система научно – практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально – экономических, психолого – педагогических и медико –физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации)1.
Профессиональное самоопределение – это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.
Ядром профессионального
самоопределения является
Профессиональное
Актуализация
Профессиональное
самоопределение является
В подростковом возрасте закладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к различным профессиям.
Дифференцированное отношение к разным учебным предметам, занятия в кружках художественного и технического творчества формируют и подростков учебно-профессиональные намерения и профессионально ориентированные мечты. Образцы желаемого будущего, профессиональные мечты становятся психологическими вехами, штрихами профессионального самоопределения2.
Ранняя юность. Важнейшая задача этого возраста – выбор профессии. Это период реалистической оптации. Профессиональные намерения подростков диффузны и неопределенны. Выбор учебно-профессионального учреждения в данном возрасте часто бывает психологически не обоснован. Психологически более комфортно чувствуют себя те девушки и юноши, которые получают среднее (полное) общее образование. Психологически устремленные в будущее, они понимают, что благополучие и успех в жизни, прежде всего, будут зависеть от правильного выбора профессии.
Юность. Подавляющее большинство юношей и девушек уже учащиеся, их участие в производительном труде рассматривается не только и не только с точки зрения его экономической эффективности, сколько с точки зрения его воспитательной ценности. Ведущей деятельностью в юности является профессиональное образование.
Молодость. Освоение
профессиональной деятельности
приводит к развитию следующих
психологических
Актуальным становится профессиональный рост. Часть сверстников уже добилась определенных профессиональных достижений. Но подавляющее большинство молодых людей, завершивших, казалось бы, строительство своей жизни и профессионально самоопределившихся, начинают испытывать психологический дискомфорт, обусловленный нереализованными возвышенными профессиональными планами и психологическим насыщенным профессиональным трудом. Наступает период душевной смуты. Ревизия профессиональной жизни инициирует определение новых жизненно значимых целей.
Возможны два пути: либо оставаться в избранной профессии и утверждать себя в ней, становиться профессионалом, либо профессиональная миграция, означающая смену работы или профессии. Это наиболее продуктивный возраст – период реализации себя как личности, использования своего профессионального потенциала. Именно в этом возрасте реализуются жизненные и профессиональные планы, оправдывается смысл самого существования человека. Профессия предоставляет уникальную возможность применить свои способности на конкретном трудовом посту, выработать индивидуальный стиль деятельности, реализовать свою потребность быть Личностью, индивидуальностью в профессиональном труде. Высокий профессионализм позволяет личности реализовать и свою склонность к сверхнормативной профессиональной активности, максимально выражающей запредельные возможности человека. Полная погруженность в профессиональную жизнь, удовлетворенность выбранной профессией, осознанная профессиональная позиция, постоянное подтверждение своей профессиональной значимости, нужности и полезности приводят к возникновению особого эмоционального состояния – профессионального оптимизма3.
Все эти профессионально
обусловленные изменения
Наряду с этими
психологически позитивными
Основными психологическими новообразованиями в возрасте 28-33 лет становятся социально-профессиональная активность, самостоятельность, социальная ответственность, профессионально обусловленные черты характера.
Период относительно
спокойной жизнедеятельности
Особенностями социальной ситуации развития в 45-60 лет обусловлены следующими моментами:
- постепенное физическое
старение, ослабление
- изменение жизненного
пространства за счет
- сужение перспектив
профессионального продвижения,
2.Профессиональное самоопределение: качество и способности человека
Началом данного процесса является формирование профессиональных намерений, которое завершается осознанным, желанным, а иногда и вынужденным выбором профессии. Этот период становления личности получил название оптации. Особенность социальной ситуации развития заключается в том, что юноши и девушки находятся на завершающем этапе детства – перед началом самостоятельной жизни. Ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная5.
В ее рамках складываются познавательные и профессиональные интересы, формируются жизненные планы. Профессиональная активность личности направлена на поиск своего места в мире профессий и отчетливо проявляется в решении вопроса о выборе профессии.
Следующая стадия становления
начинается с поступления в
После окончания учебного заведения наступает стадия профессиональной адаптации. Социальная ситуация коренным образом меняется: новая система отношений в разновозрастном производственном коллективе, иная социальная роль, новые социально-экономические условия и профессиональные отношения. Ведущей деятельностью становится профессиональная. Однако уровень ее выполнения, как правило, носит нормативно-репродуктивный характер.
Профессиональная активность личности на этой стадии резко возрастает. Она направлена на социально-профессиональную адаптацию – освоение системы взаимоотношений в коллективе, новой социальной роли, приобретение профессионального опыта и самостоятельное выполнение профессионального труда.
Информация о работе Профессиональное самоопределение :качество и способности человека