Профессиональное самоопределение :качество и способности человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 17:44, контрольная работа

Краткое описание

В русском языке термин «ориентация» употребляется в двух смыслах. Первый — совершение в отношении кого-либо ориентирующего воздействия, координация деятельности ориентируемого в том или ином направлении. Другой смысл — умение разобраться в окружающей обстановке и обстоятельствах, способность определить собственное местонахождение и рассчитывать на кого-либо или что-либо. Эти два смысла могут в некоторой степени соответствовать двум различным образовательным парадигмам — педагогике манипуляции и педагогике поддержки.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1.Профессиональное самоопределение :возрастные проявления, сфера жизнедеятельности………………………………………………………………..4
2.Профессиональное самоопределение :качество и способности человека…………………………………………………………………………..10
Заключение………………………………………………………………...14
Список литературы………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

210-2!!планирование карьеры.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1.Профессиональное самоопределение  :возрастные проявления, сфера жизнедеятельности………………………………………………………………..4

2.Профессиональное самоопределение  :качество и способности человека…………………………………………………………………………..10

Заключение………………………………………………………………...14

Список литературы………………………………………………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 В русском языке термин «ориентация» употребляется в двух смыслах. Первый — совершение в отношении кого-либо ориентирующего воздействия, координация деятельности ориентируемого в том или ином направлении. Другой смысл — умение разобраться в окружающей обстановке и обстоятельствах, способность определить собственное местонахождение и рассчитывать на кого-либо или что-либо. Эти два смысла могут в некоторой степени соответствовать двум различным образовательным парадигмам — педагогике манипуляции и педагогике поддержки. 
         Определяя время реального возникновения профориентации, Н. С. Пряжников выделяет два критерия — социально-экономический и психолого-педагогический. Первый связан с изменениями в структуре экономики передовых стран к концу XIX — началу XX вв. Тогда же возникают кабинеты профориентации: в 1903 году — в Страсбурге (Франция) и в 1908 году — бюро по выбору профессий в Бостоне (США). 
            Работа первых профориентационных служб основывалась на известной «трехфакторной модели» Ф. Парсонса. У претендента на ту или иную профессию выявляли способности и психологические каче¬ства, соотносили их с требованиями профессии и на основании этого выдавали рекомендацию о пригодности или непригодности человека к данной профессии. Соотнесение характеристик человека с профессией в качестве основного критерия наличия профессиональной ориентации представляется не очень убедительным. Но следует отметить, что эта работа строилась на научной основе — в отличие, например, от методов проверки и отбора на те или иные виды труда в соответствии со способностями и качествами че¬ловека, практиковавшихся еще в середине третьего тысячелетия до на¬шей эры в Древнем Вавилоне (проводились испытания выпускников школ, готовивших писцов), или системы проверки способностей лиц, желавших занять должности правительственных чиновников в Древнем Китае. 
      Проявления второго критерия исследователи относят к началу XX столетия. Принципиально новым к этому времени было то, что с проблемами выбора профессии столкнулось значительное число людей, мигрировавших в города в поисках работы, что было связано с бурным ростом промышленного производства. При этом с данной проблемой столкнулись не только люди, ищущие работу, но и работодатели, так как сформировался рынок рабочей силы и появилась возможность вы¬бирать наиболее достойных.

Таким образом, к концу XIX — началу XX веков возникла необходимость в равитии специальных профориентационных служб, способных обслуживать множество людей и удовлетворять потребности как претендентов на новые рабочие места, так и предпринимателей, предлагающих эти места и готовых оплачивать профориентационные услуги. 
         Особенностью нового времени стала реально возникшая перед людьми проблема свободы выбора (самоопределения).

Цель данной работы рассмотреть профориентацию с позиции системного подхода.

 

 

 

 

 

 

 

1.Профессиональное  самоопределение :возрастные проявления, сфера жизнедеятельности

 

Самоопределение – термин, достаточно интенсивно используемый в социологической, психологической и педагогической литературе, причем в самых различных значениях: наиболее часто говорят о его видах – личностном, жизненном, нравственном, социальном, профессиональном и т.д., зачастую вкладывая в идентичные термины разный смысл.

Профессиональное самоопределение  личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.

     Профессиональное самоопределение тесным образом связано с понятием «профессиональная ориентация» (это многоаспектная, целостная система научно – практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально – экономических, психолого – педагогических и медико –физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации)1.

Профессиональное самоопределение – это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.

 Ядром профессионального  самоопределения является осознанный  выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.

Профессиональное самоопределение  осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.

 Актуализация профессионального  самоопределения личности инициируется  разного рода событиями, такими  как окончание общеобразовательной  школы, профессионального учебного  заведения, повышение квалификации, увольнение с работы и т.д.

 Профессиональное  самоопределение является важной  характеристикой социально-психологической  зрелости личности, ее потребности  в самореализации и самоактуализации.

В подростковом возрасте закладываются основы нравственного  отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к различным профессиям.

Дифференцированное отношение  к разным учебным предметам, занятия  в кружках художественного и  технического творчества формируют и подростков учебно-профессиональные намерения и профессионально ориентированные мечты. Образцы желаемого будущего, профессиональные мечты становятся психологическими вехами, штрихами профессионального самоопределения2.

 Ранняя юность. Важнейшая задача этого возраста – выбор профессии. Это период реалистической оптации. Профессиональные намерения подростков диффузны и неопределенны. Выбор учебно-профессионального учреждения в данном возрасте часто бывает психологически не обоснован. Психологически более комфортно чувствуют себя те девушки и юноши, которые получают среднее (полное) общее образование. Психологически устремленные в будущее, они понимают, что благополучие и успех в жизни, прежде всего, будут зависеть от правильного выбора профессии.

Юность. Подавляющее большинство  юношей и девушек уже учащиеся, их участие в производительном труде  рассматривается не только и не только с точки зрения его экономической  эффективности, сколько с точки  зрения его воспитательной ценности. Ведущей деятельностью в юности является профессиональное образование.

 Молодость. Освоение  профессиональной деятельности  приводит к развитию следующих  психологических новообразований:  профессиональной социализации, профессионального  опыта, профессионально важных качеств, профессиональной идентичности.

Актуальным становится профессиональный рост. Часть сверстников  уже добилась определенных профессиональных достижений. Но подавляющее большинство  молодых людей, завершивших, казалось бы, строительство своей жизни и профессионально самоопределившихся, начинают испытывать психологический дискомфорт, обусловленный нереализованными возвышенными профессиональными планами и психологическим насыщенным профессиональным трудом. Наступает период душевной смуты. Ревизия профессиональной жизни инициирует определение новых жизненно значимых целей.

Возможны два пути: либо оставаться в избранной профессии  и утверждать себя в ней, становиться  профессионалом, либо профессиональная миграция, означающая смену работы или профессии. Это наиболее продуктивный возраст – период реализации себя как личности, использования своего профессионального потенциала. Именно в этом возрасте реализуются жизненные и профессиональные планы, оправдывается смысл самого существования человека. Профессия предоставляет уникальную возможность применить свои способности на конкретном трудовом посту, выработать индивидуальный стиль деятельности, реализовать свою потребность быть Личностью, индивидуальностью в профессиональном труде. Высокий профессионализм позволяет личности реализовать и свою склонность к сверхнормативной профессиональной активности, максимально выражающей запредельные возможности человека. Полная погруженность в профессиональную жизнь, удовлетворенность выбранной профессией, осознанная профессиональная позиция, постоянное подтверждение своей профессиональной значимости, нужности и полезности приводят к возникновению особого эмоционального состояния – профессионального оптимизма3.

Все эти профессионально  обусловленные изменения способствуют профессиональному самоутверждению, конституируют самоопределение личности в профессиональной культуре и означают полную интеграцию в профессиональную среду.

 Наряду с этими  психологически позитивными изменениями  происходят и деструктивные. Часть  профессионалов, в большей мере сориентированных на признание своего профессионально-психологического потенциала не удовлетворенных своим профессиональным и должностным статусом, вновь ревизуют свою профессиональную жизнь. «Аудиторство» собственных профессиональных достижений приводит их к мысли о необходимости кардинальной смены работы, должности и даже профессии. Однако груз огромного положительного профессионального опыта снижает профессиональную мобильность личности, затрудняет возможности профессиональной миграции. Компенсацией сужающегося профессионального пространства становится инициирование получения «добывания» разного рода профессиональных наград, социально значимых должностей, премий, званий и т.д.

Основными психологическими новообразованиями в возрасте 28-33 лет становятся социально-профессиональная активность, самостоятельность, социальная ответственность, профессионально обусловленные черты характера.

 Период относительно  спокойной жизнедеятельности 34-42 года. Женщины и мужчины примеряются  с социально-профессиональными условиями и семейными отношениями. Многие становятся профессионалами, самоопределяются в профессиональном сообществе, достигают вершин профессионализма и пика творческих успехов.

Особенностями социальной ситуации развития в 45-60 лет обусловлены следующими моментами:

- постепенное физическое  старение, ослабление психофизиологических  и психических функций (внимания, памяти, мышления), снижение сексуальных  потенций;

- изменение жизненного  пространства за счет появления  новых родственников и постепенного ухода из жизни близких, коллег, друзей;

- сужение перспектив  профессионального продвижения,  карьеры4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Профессиональное  самоопределение: качество и способности человека

 

Началом данного процесса является формирование профессиональных намерений, которое завершается  осознанным, желанным, а иногда и  вынужденным выбором профессии. Этот период становления личности получил  название оптации. Особенность социальной ситуации развития заключается в том, что юноши и девушки находятся на завершающем этапе детства – перед началом самостоятельной жизни. Ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная5.

В ее рамках складываются познавательные и профессиональные интересы, формируются жизненные планы. Профессиональная активность личности направлена на поиск своего места в мире профессий и отчетливо проявляется в решении вопроса о выборе профессии.

Следующая стадия становления  начинается с поступления в профессиональное учебное заведение (ПТУ, техникум, вуз). Социальная ситуация характеризуется новой социальной ролью личности (учащийся, студент), новыми взаимоотношениями в коллективе, большей социальной независимостью, политическим и гражданским совершеннолетием. Ведущая деятельность – профессионально-познавательная, ориентированная на получение конкретной профессии. Длительность стадии профессиональной подготовки зависит от типа учебного заведения, а в случае поступления на работу сразу после окончании школы ее продолжительность может быть значительно сокращена (до одного-двух месяцев).

После окончания учебного заведения наступает стадия профессиональной адаптации. Социальная ситуация коренным образом меняется: новая система  отношений в разновозрастном  производственном коллективе, иная социальная роль, новые социально-экономические условия и профессиональные отношения. Ведущей деятельностью становится профессиональная. Однако уровень ее выполнения, как правило, носит нормативно-репродуктивный характер.

Профессиональная активность личности на этой стадии резко возрастает. Она направлена на социально-профессиональную адаптацию – освоение системы взаимоотношений в коллективе, новой социальной роли, приобретение профессионального опыта и самостоятельное выполнение профессионального труда.

Информация о работе Профессиональное самоопределение :качество и способности человека