Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 17:44, контрольная работа
В русском языке термин «ориентация» употребляется в двух смыслах. Первый — совершение в отношении кого-либо ориентирующего воздействия, координация деятельности ориентируемого в том или ином направлении. Другой смысл — умение разобраться в окружающей обстановке и обстоятельствах, способность определить собственное местонахождение и рассчитывать на кого-либо или что-либо. Эти два смысла могут в некоторой степени соответствовать двум различным образовательным парадигмам — педагогике манипуляции и педагогике поддержки.
Введение…………………………………………………………………….3
1.Профессиональное самоопределение :возрастные проявления, сфера жизнедеятельности………………………………………………………………..4
2.Профессиональное самоопределение :качество и способности человека…………………………………………………………………………..10
Заключение………………………………………………………………...14
Список литературы………………………………………………………..
По мере освоения профессии личность все больше «погружается» в профессиональную среду. Реализация деятельности осуществляется относительно устойчивыми и оптимальными для работников способами. Стабилизация профессиональной деятельности приводит к формированию новой системы отношений личности к окружающей действительности и к самой себе. Эти изменения ведут к образованию новой социальной ситуации, а сама профессиональная деятельность характеризуется индивидуальными личностносообразными технологиями выполнения. Наступает стадия первичной профессионализации.
Дальнейшее повышение квалификации, индивидуализация технологий выполнения деятельности, выработка собственной профессиональной позиции, высокое качество и производительность труда приводят к переходу личности на второй уровень профессионализации.
На этой стадии профессиональная активность постепенно стабилизируется, уровень ее проявления индивидуализируется и зависит от индивидуально-психологических особенностей личности. Но в целом каждому работнику присущ свой устойчивый и оптимальный уровень профессиональной активности.
И лишь часть работников,
обладающих творческими потенциями,
развитой потребностью в самоосуществлении
и самореализации, переходит на следующую
стадию – профессионального
Таким образом, в целостном процессе профессионального становления личности выделяются следующие стадии:
оптация (формирование профессиональных намерений, профессиональное самоопределение, осознанный выбор профессии на основе учета индивидуально-психологических особенностей);
профессиональная подготовка
(формирование профессиональной направленности
и системы социально и
профессиональная адаптация (вхождение в профессию, освоение новой социальной роли, усвоение новых технологий профессии, приобретение опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности);
первичная и вторичная профессионализация (формирование профессионального менталитета, интеграция социально и профессионально важных качеств и умений в относительно устойчивые профессионально значимые констелляции, высококвалифицированное выполнение профессиональной деятельности);
профессиональное мастерство
(полная реализация, самоосуществление
личности в творческой профессиональной
деятельности на основе относительно
подвижных интегративных
Переход от одной стадии профессионального становления к другой означает смену социальной ситуации развития, изменение содержания ведущей деятельности, освоения либо присвоения новой социальной роли, профессионального поведения и, конечно, перестройку личности. Все эти изменения не могут не вызывать психической напряженности личности. Переход от одной стадии к другой порождает субъективные и объективные трудности, межличностные и внутриличностные конфликты. Можно утверждать, что смена стадий инициирует нормативные кризисы профессионального становления личности.
Заключение
В настоящее время
молодые специалисты достаточно
остро нуждаются в
Список литературы
1999.-383с.
1 Подлеснова, Н. Выбирая профессию/Н. Подлеснова, И. Руденко//Семья и
школа.-2001.-№ 11-12.-С.19-21
2 Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий.-М.: ТЦ «Сфера», 2001.- с. 146.
3 Буякас, Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности/Т.М.Буякас//Воросы психологии.-2002.-№ 2.-С,28-40
4 Евстратов, В.Г. Психология и педагогика профориентационной работы/В.Г.Евстратов.-Тамбов: Издательство ТГУ им. Г.Р.Державина, 2007
5 Пряжникова, Е. Профконсультация: планирование жизненного пути/Е.Пряжникова, Н. Пряжников//Школьный психолог/Прилож. к газ. «п/с»/.-2008.-№2.-С.2-3.
6 Леонтьев, Д. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего/Д. Леонтьев, Е. Шалобанова//Вопросы психологии-2001.-№ 1.-С.57-66.
.
Информация о работе Профессиональное самоопределение :качество и способности человека