Формально-логические законы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 09:34, контрольная работа

Краткое описание

Основные законы формально-логического мышления.

Логический закон.

3. Закон тождества.
4. Основные логические ошибки, связанные с нарушением закона
тождества.
5. Свойства правильного мышления, выражающиеся в законе
противоречия.
6. Основные логические ошибки, связанные с нарушением закона
противоречия.

7.Значение закона исключенного третьего в процессе познания.

8. Основные ошибки, связанные с нарушением закона исключенного третьего.

9.Закон достаточного основания.

10.Значение закона достаточного основания в жизни человека.

Вложенные файлы: 1 файл

Логика 1 часть с 1 по 21 стр. !.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

20

          Итак, практически мы используем логику задолго до того, как начинаем её теоретически изучать. Когда мы изучаем логику, наша интуиция дополняется и подкрепляется, оттачивается и систематизируется, совершенствуется и обогащается теоретическими знаниями, которые поднимают нас на новый, более высокий уровень интеллектуальной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21

2-ая часть

 

Задачи и  упражнения

 

1. Установите  характер отношений между понятиями:  умный-глупый, революция-контрреволюция, хвойные деревья-лиственные деревья,  цветы-розы, Иран-Персия.

а) Совместимые:

     Подчинение цветы-розы

     Равнозначность Иран-Персия

б) Несовместимые:

     Противоположность умный-глупый

     Соподчинение хвойные деревья-лиственные деревья

     Противоречие революция-контрреволюция

 

2. Изобразите круговыми схемами отношения между понятиями: москвич, русский, белорус (по национальности), россиянин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Укажите, в  каких случаях присутствует операция  обобщения: 

атом - элементарная частица, дом-улица, шар - воздушный шар, Отечественная война - война.

 

Дом - улица

Отечественная война - война

 

4. Пользуясь определениями различных логических союзов, решите следующую задачу.

 

А- показания 1-ого  свидетеля:

     «Пётр  не виноват.»

В- показания 2-ого  свидетеля:

    «Павел  не виновен.»

 

 

А        В        АVВ        АVВ

 

И        И           И              Л

 

И        Л           И              Л

 

Л        И           И              Л

 

Л        Л           Л              И

 

АVВ- показания 3-его свидетеля:

           «Из двух предыдущих показаний  по меньшей мере одно истинно.»

АVВ- показания 4-ого свидетеля:

           «Показания третьего свидетеля ложны.»

Ответ: А-ложно и В-ложно т.е. Пётр и Павел виноваты.

 

5. Укажите какие  термины в предложении распределены, а какие нет: 

– Все книги  интересны по-своему.

– Иногда время  летит очень быстро.

а) Общеутвердительное суждение:

     Субъект  (все книги)- распределён

     Предикат(Интересны по-своему)- не распределён

 

б) Частноутвердительное суждение:

     Субъект(иногда  время)- не распределён

     Предикат(летит очень быстро)- не распределён

 

6. Произведите процедуру противопоставления предикату и противопоставления субъекту:

– Каждый солдат хочет стать генералом.

– Некоторые  туристы занимаются экологическим  туризмом.

 

а) Каждый солдат хочет стать генералом.

     Общеутвердительное

Субъект - солдат (распределён)

Предикат - генерал(не распределён)

Противопоставление  субъекту:

Некоторые генералы хотят стать солдатами.

Некоторые генералы не хотят стать не солдатами.

 

 

 

Противопоставление  предикату:

Ни один солдат не хочет стать не генералом.

Ни один не генерал  не хочет стать солдатом.

 

 

 

В) Некоторые туристы занимаются экологическим туризмом.

     Частноутвердительное

Субъект-туристы(не распределён)

Предикат- экологическим туризмом(не распределён)

Противопоставление  субъекту:

Экологическим туризмом занимаются некоторые туристы.

Экологическим туризмом не занимаются некоторые не туристы.

 

 

 

Противопоставление  предикату:

Некоторые туристы  не занимаются не экологическим туризмом.

 

 

Не обращается

Противопоставление  предикату не выполняется.

 

7. Приведите пример умозаключений, соответствующих 2 и 3 цифрам силлогизма, определите их модусы.

 

Все прилагательные склоняются.

Некоторые существительные  не склоняются.

Ни одно существительное  не является прилагательным.

2 фигура

 

 

 

 

Осень-прекрасная пора.

Осень-время  ягод и грибов.

Время ягод и  грибов-это прекрасная пора.

3 фигура

 

 

 

 

 

 

8. Требования  какого из законов логики нарушается  в следующем диалоге:

1) Закон тождества. ( перепрыгивание с одного понятия  на другое)

2) Закон достаточного  основания. (не обосновано)

3) Закон противоречия.

 

9. Какое из  необходимых правил ведения диалога нарушает Шалтай-Болтай?

 

Шалтай-Болтай сделал свое сообщение противоречивым и неуместным, 
бессодержательным, что не вызвало ответной мысли у слушающего. Поэтому Алиса растерялась и диалог был прерван. 
Шалтай-Болтай не владеет информацией, не обдумывает свои высказывания, содержание диалога нецелессобразно и запутанно, так как допускаются логические и содержательные ошибки. 
Поэтому в данном диалоге невозможен обмен мыслями и мнениями. Алиса не понимает своего собеседника.

Считается, что данное произведение один из лучших образцов литературы в жанре абсурд. В нем используются многочисленные математические, лингвистические и философские шутки.

 

 

 

 

 

10. Какие требования  теории аргументации и законов  логики здесь нарушены?

В рассказе М. Зощенко "В бане" описывается следующий эпизод. У старого механика, долгие годы проработавшего в шахтах Крайнего Севера и Дальнего Востока, выпадает из рук большая пачка денег. Посетители бани удивлены, откуда у старика такая сумма.

 

Анализируя  отрывок из произведения М.Зощенко "В бане" с точки зрения требований теории аргументации и законов логики, можно сделать вывод, что тезисы и аргументация в нем ложны, связь между тезисами и аргументами так же нарушена. В речи сплошные паралогизмы и софизмы. Причина, по всей видимости, в низком культурном уровне собеседников. Так же нарушен и закон достаточного основания.

 

11. Какие из общих правил фигур простого категорического силлогизма нарушены в следующем  случае:

Некоторые элементарные частицы имеют отрицательный  заряд. Некоторые отрицательные частицы – электроны. Следовательно, все электроны имеют отрицательный заряд.

 

Некоторые элементарные частицы имеют отрицательный  заряд.

Некоторые отрицательные  частицы – электроны.

Все электроны  имеют отрицательный заряд.

3 фигура

 

 

 

 

 

 

Заключение  не совпадает нарушено первое правило  терминов. Ошибка называется «учетверение терминов».

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.Гетманова  А.Д. Логика: Учеб. для студентов  вузов/А.Д.Гетманова. – 8-е изд.  – М.: Омега-Л, 2005.

 

2.Войшвилло  Е. К., Дегтярев М. Г. Логика как часть теории познания и научной методологии (фундаментальный курс). В 2-х книгах. Учебное пособие. – М.: Наука, 1994.

 

3. Кириллов В.А., Старченко А.А. Логика /Учебник  для юридических вузов. - М.: Юрист, 1995г

 

4. Логика:Учебное  пособие /Авт.-сост. И.М. Сидорова-Рыбинск: РГАТА имени П.А.Соловьёва, 2011

 

5. «Маковельский  А.О. История логики.»: Кучково  поле; 2004

Электронная Библиотека LITRU.RU http://www.litru.ru

ISBN 5-86090-081-3

 

6.Попов Ю.П.  Логика: часть 1. 1999 г. 

 

7.Тымсяц  В. Г. Логика. Курс лекций.- М.: «Издательство ПРИОР», 1999.

 

8.Челпанов Г.И. «Учебник логики» (для гимназий и самообразования)/ Элементарный курс философии. Ч. 2-я. Логика»(1897; 14-е изд.-1994)

 

 

1. Установите  характер отношений между понятиями:  умный-глупый, революция-контрреволюция, хвойные деревья-лиственные деревья, цветы-розы, Иран-Персия.

 

 

2. Изобразите круговыми схемами отношения между понятиями: москвич, русский, белорус (по национальности), россиянин.

3. Укажите, в  каких случаях присутствует операция обобщения: атом-элементарная частица, дом-улица, шар-воздушный шар, Отечественная война-война.

4. Пользуясь определениями различных логических союзов, решите следующую задачу.

В деле об убийстве имеются двое подозреваемых –  Петр и Павел. Допросили четырех свидетелей. Показания первого таково:

– Петр не виноват. Второй свидетель сказал:

– Павел не виновен. Третий свидетель:

– Из двух предыдущих показаний  по меньшей мере одно истинно. Четвертый:

– Показания третьего свидетеля ложны.

Четвертый свидетель  оказался прав. Кто же совершил преступление?

5. Укажите какие термины  в предложении распределены, а  какие нет: 

– Все книги интересны  по-своему.

– Иногда время летит  очень быстро.

6. Произведите процедуру противопоставления предикату и противопоставления субъекту:

– Каждый солдат хочет  стать генералом.

– Некоторые туристы  занимаются экологическим туризмом.

7. Приведите пример умозаключений, соответствующих 2 и 3 цифрам силлогизма, определите их модусы.

8. Требования какого из законов логики нарушается в следующем диалоге:

Почтмейстер: – Объясните, господа, что, какой чиновник едет?

Городничий: – А разве вы не слышали?

 

Список используемой литературы 
1. Логика. Учеб. Под ред. Иванова Е.И., Москва, 2000 г. 
2. Аристотель. Соч. т.1 с. 141, т.2 с.257. 
3. Лейбниц Г. Избранные философские сочинения. М. 1968 с. 377. 
4. Философские науки 1992 1 с

1. Бузук  Г. Л. , Ивин А. А. , Панов М.  И. Наука убеждать: логика и  риторика в вопросах и ответах.  М. , 1992. 
 
    2. Гжегорчик А. Популярная логика. М. , 1979. 
    3. Зегет В. Элементарная логика. М. , 1985. 
    4. Гетманова А. Д. Учебник по логике. М. , 1994. 
    5. Ивин А. А. По законам логики. М. , 1983.

6. Кириллов  В. И. , Старченко А. А. Логика. Учебник. М. , 1987. 7. Краткий словарь  по логике. М. , 1991.

8. Уемов  А. И. Логические ошибки: как они мешают правильно мыслить. М. , 1958. 9. Упражнения по логике. М. , 1993.

 

 

1. Кириллов В. И., «  Логика». Москва 1999г.

2. Гетманова А. Д., «  Учебник по логике ».

3. Учебник, « Логика 10-11 классы ».

4. « Логика » - Иванов  Е. А. Москва 1996

5. « Учебник по логике  » - Челпанов Г. А. Москва 1994.

6. « Логика » - Курбатов  В. И.

7. « Логика » - Ивин  А. А.

8. « Логика » - Ивлев  Ю. В.

9. « Логика - 1, Пародоксалогия  » - А. Н. Казанов, А. О. Якушев, Москва 1994.


Информация о работе Формально-логические законы