Формирование приёмов логического мышления математическими средствами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 22:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – выявление и обоснование на основе теоретического и практического исследования дидактических условий, способствующих повышению логической подготовки младших школьников, и тем самым совершенствующих процесс формирования логического мышления учащихся, выявить приёмы развития логического мышления второклассников при обучению математики по учебнику Моро М. И.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава I Психолого-педагогические основы формирования логического мышления младших школьников…………………………………………5

1.1 Понятие логического мышления в психологии и педагогике………5

1.2 Особенности логического мышления младших школьников………8

1.3Уровень развития логического мышления учащихся 2 класса …….12

Глава II Приёмы развития логического мышления младших
школьников………………………………………………………………..14

2.1.Педагогические возможности игры в развитии логического мышления младших школьников…………………………………………………….14

2.2. Характеристика системы игр с блоками Дьенеша…………………18

2.3. Обучение операциям логического мышления……………………..20

2. 4. Обучение построению вспомогательных моделей в процессе решения текстовых задач…………………………………………………………..23

Заключение……………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………27

Вложенные файлы: 1 файл

logika.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Формирование приёмов логического мышления математическими средствами

 

 

 

Выполнила

 Надежда Николаевна  Брязгунова

учитель начальных классов

МОУ Ольховлогская ООШ

Каменского муниципального района

Воронежской области

 

 

 

 

 

Каменка – 2010

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3

 

Глава I Психолого-педагогические основы формирования логического мышления младших школьников…………………………………………5

 

1.1 Понятие логического мышления  в психологии и педагогике………5

 

1.2 Особенности логического мышления младших школьников………8

 

1.3Уровень развития логического мышления учащихся 2 класса …….12

 

Глава II Приёмы развития логического мышления младших

школьников………………………………………………………………..14

 

2.1.Педагогические возможности игры в развитии логического мышления младших школьников…………………………………………………….14

 

2.2. Характеристика системы игр  с блоками Дьенеша…………………18

 

2.3. Обучение операциям логического мышления……………………..20

 

2. 4. Обучение построению вспомогательных  моделей в процессе решения  текстовых задач…………………………………………………………..23

 

Заключение……………………………………………………………….26

Список литературы………………………………………………………27

 

 

 

Введение

 

Каждое поколение людей предъявляет свои требования к образованию. Однако, какими бы ни были эти требования, потребность общества в творческих, самостоятельно мыслящих специалистах всегда была и остается актуальной.

Технический прогресс, быстрый рост научных знаний ставят человека перед необходимостью постоянно пополнять и обновлять имеющиеся у него знания, корректировать и соотносить их с новыми открывающимися обстоятельствами. Ведь, по утверждению ученых, объем научных знаний каждые 10 лет приблизительно удваивается, а это значит, что, как бы школа ни старалась поспевать за развитием науки, знания, полученные учениками в школе, быстро устаревают. Поэтому перед современной школой встает проблема не просто подготовки учащихся к будущей самостоятельной трудовой деятельности, вооружение их отдельными знаниям и умениями, а в значительно большей степени подготовки их к самообразованию, саморазвитию.

Это тем более актуально в условиях сложившейся ныне демографической обстановки: низкая рождаемость детей вновь обострила проблему организации работы малокоплектных школ.

Самостоятельное приобретение знаний невозможно без умений анализировать, сравнивать, критически отбирать, обобщать и систематизировать информацию, делать правильные логические выводы. Эти умения относятся к разряду общих интеллектуальных умений, поскольку используются в различных предметных областях, при работе с разными знаниями. В этом их универсальность и огромная роль в общем интеллектуальном развитии человека.

Основной целью обучения в современной школе должно стать интенсивное развитие умственных и творческих способностей детей, формирование у них различных видов познавательной деятельности, накопленных в социальном опыте человечества. К общим видам познавательной деятельности, в частности, относятся и логические приемы мышления: сравнение, выделение свойств объектов (явлений), подведение под понятие, выведение следствий, классификация, обобщение и др.

Цель данной работы – выявление и обоснование на основе теоретического и практического исследования дидактических условий, способствующих повышению логической подготовки младших школьников, и тем самым совершенствующих процесс формирования логического мышления учащихся, выявить приёмы развития логического мышления второклассников при обучению математики по учебнику Моро М. И.

Задачи:

1.     Изучить литературу  по данной теме.

2.     Определить уровень  развития логического  мышления детей во 2

классе  МОУ Ольховлогская ООШ.

  1. Разработать систему упражнений, способствующих развитию логического мышления.

Объект исследования: процесс обучения младших школьников.

Предмет исследования: процесс формирования логического мышления у младших школьников математическими средствами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I Психолого-педагогические основы формирования логического мышления младших школьников

1.1 Понятие логического  мышления в психологии и педагогике

В педагогической психологии логические приемы мышления рассматриваются как необходимое средство усвоения специфических знаний и видов деятельности любой науки (Волович Н.Б., Дерябин В.М., Талызина Н.Ф. и др.). В логике отмечено, что логические приемы выступают как средство систематизации и обобщения полученных знаний, а также как логические методы научного познания, позволяющие выводить новые знания из уже имеющихся.

Роль логических знаний и умений в теории и практике обучения, в частности, математике А. А. Столяр (1979г.) определял в двух аспектах:

а) усвоение общелогических приемов является необходимым условием формирования и развития познавательной деятельности;

б) разработанный в рамках математической логики язык и некоторые общие понятия (высказывания, логические операции и т.д.) способствуют раскрытию структуры и более глубокому пониманию материала.

От уровня логической грамотности во многом зависит эффективность работы над мыслью, способность достижения высочайшего результата - истины! Только при активном использовании логики могут быть открыты "алмазные россыпи" жизненно важных, принципиально новых для человечества идей. Кроме того, только логика дает нам полную власть над нашими знаниями, состоящими из мелких крупинок ежедневного опыта: ведь, как известно, голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет.

Под логической грамотностью принято понимать «свободное владение некоторым комплексом элементарных логических понятий и действий, составляющих азбуку логического мышления и необходимый базис для его развития».

Вопрос о логической грамотности, как необходимом элементе образования, поставлен во многих педагогических исследованиях. Существует большое количество работ, в которых рассматриваются вопросы формирования логическою мышления в связи с усвоением той или иной специфической системы знаний: истории - А.В. Ефимов, A.3. Редько, русского языка - В.А. Добромыслов, химии - В.Ю. Ходаков, ботаники - Е.И. Мануйлова и др. Развитию логического мышления при обучении математике учащихся старших классов посвящены работы К.О.Ананченко, М.Б. Воловича, М.Е. Драбкиной, Н.Д. Мацько, И.Л.Никольской, Т.А. Кондрашенковой, А.А. Столяра и др.

Вопросы формирования логической грамотности учащихся начальных классов в процессе обучения математике рассматривались В.М. Дерябиным, Т. Камаловой, Е.П. Маланюк и др. Аблова B.C. посвятила свою работу формированию элементов логико-алгоритмической культуры учащихся в процессе обучения математике в начальных классах. Особенности формирования логических приемов мышления у шестилетних детей рассмотрены М.В. Крапиной. Все выше названные авторы в своих работах указывали на необходимость специального формирования приемов логического мышления, подчеркивая исключительную роль логических знаний и умений в обучении подрастающего поколения.

Роль обучения в развитии логического мышления и основные методические положения по воспитанию логической культуры учащихся раскрыты в работах С.Алиханова, Р. Вафаева, Ю.М. Калягина, М.И. Моро, A.M. Пышкало и др.

Тем не менее, вопросы логической грамотности учащихся остаются весьма актуальными и в настоящее время. Многолетние наблюдения убеждают в том, что в мышлении учащихся старшего звена можно обнаружить недостатки, сходные с теми, которые наблюдаются у необученных детей: ориентировка на случайные признаки, которые в данный момент являются наиболее "яркими", нерасчлененность параметров изучаемых объектов, неумение отвечать на заданный вопрос, давать определение какому-нибудь понятию, большая связанность спецификой предложенного материала, нечувствительность к противоречиям, давление житейского уровня объяснений над логическим и др.

Таким образом, очевидно, что в практике работы современной школы (традиционная система обучения) существует серьезная проблема: система логической подготовки учащихся не отвечает требованиям времени.

Основную причину такого положения дел мы видим в создавшемся противоречии между существующими потенциальными возможностями логического развития учащихся, потребностью общества в творческих специалистах, обладающих навыками дедуктивного мышления, и низкой реализацией этих возможностей в сложившейся практике школ, традиционно ориентированной преимущественно на содержание и объем полученных знаний, а не на формирование средств и способов мыслительной деятельности.

Анализ психолого-педагогической литературы, специальных исследований по проблеме развития интеллектуальных способностей вообще и логического мышления, в частности, показал, что наиболее активно в психологических исследованиях разрабатываются вопросы природы и механизмов становления психических процессов и слабее вопросы педагогического воздействия на их формирование, проблема методов, средств, содержания, дидактических условий. При этом необходимо отметить, что данные вопросы являются чрезвычайно важными, поскольку общеизвестно, что совершенствование процесса обучения всегда осуществляется в единстве всех своих компонентов.

Таким образом, актуальность проблемы формирования логического мышления у младших школьников и недостаточная разработанность путей педагогического и дидактического воздействия на процесс его формирования обусловили выбор темы исследования.

 

1. 2. Особенности логического  мышления младших школьников.

 

К началу младшего школьного возраста психическое развитие ребёнка достигает достаточно высокого уровня. Все психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение, речь – уже прошли достаточно долгий путь развития.

Напомним, что различные познавательные процессы, обеспечивающие многообразные виды деятельности ребёнка, функционируют не изолированно друг от друга, а представляют сложную систему, каждый из них связан со всеми остальными. Эта связь не остаётся неизменной на протяжении детства: в разные периоды ведущее значение для общего психического развития приобретает какой-либо один из процессов.

Психологические исследования показывают, что в этот период именно мышление в большей степени влияет на развитие всех психических процессов. В зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на восприятие, представление или понятие, различают три основных вида мышления:

1.     Предметно-действенное (наглядно-действенное).

2.     Наглядно-образное.

3.     Абстрактное (словесно-логическое).

Предметно-действенное мышление – мышление, связанное с практическими, непосредственными действиями с предметом;  наглядно-образное мышление - мышление, которое опирается на восприятие или представление (характерно для детей раннего возраста). Наглядно-образное мышление даёт возможность решать задачи в непосредственно данном, наглядном поле. Дальнейший путь развития мышления заключается в переходе к словесно-логическому мышлению – это мышление понятиями, лишёнными непосредственной наглядности, присущей восприятию и представлению. Переход к этой новой форме мышления связан с изменением

содержания мышления: теперь это уже не конкретные представления,

имеющие наглядную основу и отражающие внешние признаки предметов, а понятия, отражающие наиболее существенные свойства предметов и явлений и соотношения между ними. Это новое содержание мышления в младшем школьном возрасте задаётся содержанием  ведущей деятельности учебной.

Словесно-логическое, понятийное мышление формируется постепенно на протяжении младшего школьного возраста. В начале данного возрастного периода доминирующим является наглядно-образное мышление, поэтому, если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объём такого рода занятий сокращается. По мере овладения учебной деятельностью и усвоения основ научных знаний, школьник постепенно приобщается к системе научных понятий, его умственные операции становятся менее связанными с конкретной практической деятельностью или наглядной опорой. Словесно-логическое мышление позволяет ученику решать задачи и делать выводы, ориентируясь не на наглядные признаки объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. В ходе обучения дети овладевают приёмами мыслительной деятельности, приобретают способность действовать «в уме» и анализировать процесс собственных рассуждений. У ребёнка появляются логически верные рассуждения: рассуждая, он использует операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

Младшие школьники в результате обучения в школе, когда необходимо регулярно выполнять задания в обязательном порядке, учатся управлять своим мышлением, думать тогда, когда надо.

Во многом формированию такому произвольному, управляемому мышлению способствует задания учителя на уроке, побуждающие детей к размышлению.

При общении в начальных классах у детей формируется осознанное критическое мышление. Это происходит благодаря тому, что в классе

обсуждаются пути решения задач, рассматриваются различные варианты решения, учитель постоянно просит школьников обосновывать, рассказывать, доказывать правильность своего суждения. Младший школьник регулярно становится в систему, когда ему нужно рассуждать, сопоставлять разные суждения, выполнять умозаключения.

Информация о работе Формирование приёмов логического мышления математическими средствами