Формирование приёмов логического мышления математическими средствами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 22:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – выявление и обоснование на основе теоретического и практического исследования дидактических условий, способствующих повышению логической подготовки младших школьников, и тем самым совершенствующих процесс формирования логического мышления учащихся, выявить приёмы развития логического мышления второклассников при обучению математики по учебнику Моро М. И.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава I Психолого-педагогические основы формирования логического мышления младших школьников…………………………………………5

1.1 Понятие логического мышления в психологии и педагогике………5

1.2 Особенности логического мышления младших школьников………8

1.3Уровень развития логического мышления учащихся 2 класса …….12

Глава II Приёмы развития логического мышления младших
школьников………………………………………………………………..14

2.1.Педагогические возможности игры в развитии логического мышления младших школьников…………………………………………………….14

2.2. Характеристика системы игр с блоками Дьенеша…………………18

2.3. Обучение операциям логического мышления……………………..20

2. 4. Обучение построению вспомогательных моделей в процессе решения текстовых задач…………………………………………………………..23

Заключение……………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………27

Вложенные файлы: 1 файл

logika.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

схемы операции (шахматная доска);

Итак, педагогические возможности дидактической игры очень велики. Игра развивает все стороны личности ребёнка, активизирует скрытые интеллектуальные возможности детей.

 

2. 2. Характеристика системы игр с блоками Дьенеша.

В дидактике имеются разнообразные развивающие материалы. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем, для развития раннего логического мышления и для подготовки детей к усвоению математики. Блоки Дьенеша представляют собой набор геометрических фигур, который состоит из 48 объёмных фигур, различающихся по форме (круги, квадраты, прямоугольники, треугольники), по цвету (жёлтые, синие, красные), размеру (большие и маленькие) по толщине(толстые и тонкие).То есть, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером, толщиной. В наборе даже нет двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Весь комплекс игр и упражнений с блоками Дьенеша – это длинная интеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения – её ступеньки. На каждую из этих ступенек ребёнок должен встать. Логические блоки помогают ребёнку овладеть мыслительными операциями и действиями, к ним относятся: выявление свойств, их сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а так же логические операции.

Кроме того, блоки могут закладывать в сознание детей начало алгоритмической культуры мышления, развивать у детей способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентацию.

В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умение выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине ит.д.), несколько позже по трём (цвету, форме, размеру; форме, размеру, толщине и т.д.) и по четырём свойствам (цвету, форме, размеру, толщине), при этом развивая логическое мышление детей.

В одном и том же упражнении можно варьировать правилами выполнения задания с учётом возможностей детей. Например, несколько детей строят дорожки. Но одному ребёнку предлагается построить дорожку так, чтобы рядом не было блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством), другому - чтобы рядом не было одинаковых по форме и по цвету (оперирование сразу двумя свойствами). В зависимости от уровня развития детей можно использовать не весь комплекс, а какую-то его часть, сначала блоки разные по форме и по цвету, но одинаковые по размеру и толщине, затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине и в конце полный комплекс фигур.

Это очень важно: чем разнообразней материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит, и сравнивать, и классифицировать, и обобщать.

С логическими блоками ребёнок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит, а по ходу действия рассуждает.

Итак, играя с блоками, ребёнок приближается к пониманию сложных логических отношений между множествами. От игры с абстрактными блоками дети легко переходят к играм с реальными множествами, с конкретным материалом.

 

2.3.Обучение операциям  логического мышления

В начальной школе большое место должно быть отведено обучению операциям логического мышления: анализу, синтезу, сравнению, классификации, обобщению.

Рассмотрим упражнения в учебнике М. И. Моро, направленные на

формирование этих операций.

     Задания, направленные  на развитие анализа и синтеза:

1. Соединение элементов в единое  целое:

Вырежи из Приложения нужные фигуры и составь из них домик, кораблик, рыбку.

2. Поиск различных признаков  предмета:

Сколько углов, сторон и вершин у пятиугольника?

3. Узнавание или составление объекта по заданным признакам:

1)Какое число идёт при счёте перед числом 6?

 Какое число следует за числом 6? За числом 7?

2)Составь по краткой записи задачу и реши её.

Было – 18 кг

Продали - ?

Осталось – 8 кг

4.Рассмотрение данного объекта с точки зрения различных понятий.

Составь по рисунку разные задачи и реши их.

5.Постановка различных заданий к данному математическому

     объекту.

1)К концу учебного года у Лиды осталось 2 чистых листа в тетради по русскому языку и 5 чистых листов в тетради по математике. Поставь к этому условию сначала такой вопрос, чтобы задача решалась сложением, а потом такой вопрос, чтобы задача решалась вычитанием.

2)В коробке было 10 карандашей. Когда из коробки взяли несколько карандашей, в ней осталось 6 карандашей. Сколько карандашей

взяли? Рассмотри краткую запись и схематический чертёж к задаче. Объясни, как этот схематический чертёж составлен. Реши задачу.

     Было – 10 к.                                        

     Взяли - ?

    Осталось – 6 к.                                    

     Задания, направленные на формирование умения классифицировать:

1.В мультфильме про динозавров 9 серий. Коля уже посмотрел 2 серии.

Сколько серий ему осталось посмотреть?

Составь две задачи, обратные данной.

Подбери к каждой задаче схематический чертёж.

     Задания, направленные на развитие умения сравнивать.

     1.     Выделение  признаков или свойств одного  объекта.

У Тани было несколько значков. Она подарила 2 значка подруге, и у неё

осталось 5 значков. Сколько значков было у Тани? Какой схематический чертёж подходит к этой задаче?

     2.     Установление  сходства и различия между  признаками предметов.

Составь задачу по краткой записи и реши её.

Купили – 20 шт.                          Купили - ?

Израсходовали – 9 шт.               Израсходовали – 9 шт.

Осталось - ?                                 Осталось – 11 шт.

Чем похожи и чем отличаются эти задачи?

     Задания, направленные на развитие умения обобщать.

Задания данного вида направлены на умение выделять существенные свойства предметов.

1) Найди среди следующих записей  уравнения, выпиши их и реши.

30 + х > 40          45 – 5 =40            60 + х = 90

80 – х                  38 – 8 < 50            х – 8 = 10

2)     Как можно одним  словом назвать все эти фигуры?

Все предложенные задания, безусловно, направлены на формирование нескольких операций мышления, но ввиду преобладания какого-либо из них упражнения были разбиты на предложенные группы. Но существуют и упражнения с ярко выраженной комплексной направленностью. Рассмотрим их далее.

1)     Логические задачи.

Вася выше Саши на 8 см, а Коля ниже Саши на 3 см. На сколько сантиметров

самый высокий из мальчиков выше самого маленького?

2) «Магические квадраты».

- расставьте числа 2; 4; 5; 9; 11; 15 так, чтобы по всем линиям в сумме получилось 24.

3)     Сравни уравнения  в каждом столбике и, не вычисляя, скажи, в котором из них неизвестное  число больше. Проверь вычислением:

х + 37 = 78      90 – х = 47      х – 28 = 32      45 + х = 63

х + 37 = 80      90 – х = 50      х – 28 = 22      45 + х = 68

Проанализировав данные упражнения, взятые из учебника Моро М. И., можно сделать следующие выводы. В данном учебнике, несомненно, присутствуют разнообразные задания, способствующие развитию операций логического мышления, но заданий на построение вспомогательных моделей к текстовым задачам мало.

 

2. 4. Обучение построению вспомогательных моделей в процессе решения текстовых задач.

 

Решение любой задачи – процесс сложной умственной деятельности. Реальные объекты и процессы в задаче бывают столь многогранны и сложны, что лучшим способом их изучения часто является построение и исследование  модели как мощного орудия познания.

     Текстовая задача  – это словесная модель некоторого  явления (ситуации,

процесса). Чтобы решить такую задачу, надо перевести её на язык математических действий, то есть построить её математическую модель.        

     Математическая модель  – это описание какого–либо  реального процесса на математическом языке.

В процессе решения задачи чётко выделяются три этапа математического

моделирования:

1 этап – это перевод условий  задачи на математический язык; при этом

выделяются необходимые для решения данные и искомые и математическими способами описываются связи между ними;

2 этап – внутримодельное решение (то есть нахождение значения  выражения,

выполнение действий, решение уравнения);

3 этап – интерпретация, то есть  перевод полученного решения  на тот язык, на котором была сформулирована исходная задача.

Наибольшую сложность в процессе решения текстовой задачи представляет перевод текста с естественного языка на математический, то есть 1 этап математического моделирования. Чтобы облегчить эту процедуру, строят вспомогательные модели – схемы, таблицы и другие. Тогда процесс решения задачи можно рассматривать как переход от одной модели к другой: от словесной модели реальной ситуации, представленной в задаче, к вспомогательной (схемы, таблицы, рисунки и так далее); от неё – к математической, на которой и происходит решение задачи.

Приём моделирования заключается в том, что для исследования какого-либо объекта (в нашем случае текстовой задачи) выбирают (или строят) другой объект, в каком-то отношении подобный тому, который исследуют. Построенный новый объект изучают, с его помощью решают исследовательские задачи, а затем результат переносят на первоначальный объект. Модели бывают разные, и поскольку в литературе нет единообразия в их названиях. Все модели можно разделить на схематизированные и знаковые по видам средств, используемых для их построения.

Схематизированные модели, в свою очередь, делятся на вещественные и

графические в зависимости от того, какое действие они обеспечивают.

Вещественные (или предметные) модели текстовых задач обеспечивают физическое действие с предметами. Они могут строиться из каких-либо предметов (пуговиц, спичек, бумажных полосок и так далее), они могут быть представлены разного рода инсценировками сюжета задач. К этому виду моделей причисляют и мысленное воссоздание реальной ситуации, описанной в задаче, в виде представлений.

Графические модели используются, как правило, для обобщенного схематического воссоздания ситуации задачи. К графическим следует отнести следующие виды моделей:

1)     рисунок;

2)     условный рисунок;

3)     чертёж;

4)     схематичный чертёж (или просто схема).

Знаковые модели могут быть выполнены как на естественном, так и на математическом языке. К знаковым моделям, выполненным на естественном языке, можно отнести краткую запись задачи, таблицы. Например:

     Д. - 4к.

     П. - ?, на 3к. >

Таблица как вид знаковой модели используется главным образом тогда, когда в задаче имеется несколько взаимосвязанных величин, каждая из которых задана одним или несколькими значениями. Например, «Петя купил 5 марок по 10 рублей каждая и 3 открытки по 5 рублей каждая. Сколько  всего денег он потратил на свою покупку?»

     Знаковыми моделями  текстовых задач, выполненными на  математическом языке, являются: выражение, уравнение, система уравнений, запись решения задачи по действиям. Поскольку на этих моделях происходит решение задачи, их называют решающими моделями. Остальные модели, все схематизированные и знаковые, выполненные на естественном языке, - это вспомогательные модели, которые обеспечивают переход от текста задачи к математической модели.

Использование вспомогательных моделей на уроках математики в начальной школе, несомненно, влечёт за собой развитие логического мышления. Но эту работу необходимо целенаправленно продолжать внедрять, чтобы достичь устойчивых результатов не только в выполнении заданий со вспомогательными моделями, но и в других видах заданий, а также по другим предметам.

 

 

    Заключение

 

Вывод, который вытекает из всего вышесказанного, заключается в том, что уже в начальной школе при построении содержания обучения необходимо предусмотреть всю систему логических приемов мышления, необходимых для работы с планируемыми предметными знаниями, для решения задач, предусмотренных целями обучения. При этом важно отметить, что хотя логические приемы формируются и используются на каком-то конкретном предметном материале, в то же время они не зависят от этого материала, носят общий, универсальный характер. В силу этого логические приемы, будучи усвоены при изучении одного учебного материала, могут в дальнейшем широко применяться при усвоении других учебных предметов как готовые познавательные средства.

Следовательно, при отборе логических приемов, которые должны быть усвоены при изучении какого-то предмета, следует учитывать межпредметные связи. Если какие-то логические приемы мышления были сформированы ранее - при изучении предыдущих предметов, то при усвоении данного предмета нет необходимости формировать их заново. Эти приемы просто используются для усвоения данных знаний. Предметом специального усвоения должны быть только такие логические приемы, с которыми учащиеся встречаются

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы  

1. Аблова B.C. Мышление и философия. М.: Знание, 1999. - 342 с.

2. Агеева Е.Л. Формирование у старших дошкольников представлений о логических отношениях на основе наглядно-пространственного моделирования.: Автореф. кан. дис. по псих. - М., 1998. - 24 с.

3. Азаров Ю.П. Игра в дошкольном возрасте. М.: Мысль, 2000. - 48 с.

4. Алексеева Е.О. Использование дидактических игр в процессе усвоения пространственных отношений. М.: Пресса, 2002. - 65 с.

5. Аникеева Н.П. Дети и мир. М.: Донарх, 2003. - 245 с.

6. Аргинская И.И. Обучаем по системе Л. В. Занкова. М.: Просвещение, 1997.-48с. П.Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Мысль, 1999. -486 с.

Информация о работе Формирование приёмов логического мышления математическими средствами