Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 19:59, курсовая работа
В настоящее время в условиях рыночной экономики минимизация риска, связанного с предпринимательской деятельности, является основной задачей всех взаимодействующих на рынке субъектов, ориентированных на максимизацию потенциально возможной экономической прибыли.
Предприятия, являясь независимым хозяйствующими субъектами, действующие в условиях рыночной экономики, полностью несут ответственность за результаты производственно-хозяйственной деятельности, как перед своими совладельцами, так и работниками, и кредиторами. Нужно понимать, что деятельность предприятия, а соответственно и финансовые результаты зависят от множества не только внешних, но и внутренних факторов влияния. Деятельность предприятия и его финансовые результаты зависят от множества внешних и внутренних факторов влияния
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"»
Санкт-Петербургский филиал федерального государственного
автономного образовательного учреждения высшего профессионального
образования
«Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"»
Факультет экономики
БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА
на тему: «Анализ влияния логистической системы на финансовые результаты предприятия»
Направление «Экономика»
Студент группы № 142
Янченко Анастасия Сергеевна
Научный руководитель
Профессор, д. э. н., Рогова Елена Моисеевна
Санкт-Петербург
2013
Оглавление
В настоящее время в условиях рыночной экономики минимизация риска, связанного с предпринимательской деятельности, является основной задачей всех взаимодействующих на рынке субъектов, ориентированных на максимизацию потенциально возможной экономической прибыли.
Предприятия, являясь независимым хозяйствующими субъектами, действующие в условиях рыночной экономики, полностью несут ответственность за результаты производственно-хозяйственной деятельности, как перед своими совладельцами, так и работниками, и кредиторами. Нужно понимать, что деятельность предприятия, а соответственно и финансовые результаты зависят от множества не только внешних, но и внутренних факторов влияния. Деятельность предприятия и его финансовые результаты зависят от множества внешних и внутренних факторов влияния. И если природа внешних факторов объективна, и предприятие не может полностью контролировать механизм их влияния, то внутренние во много определяются деятельностью предприятия, а, значит, в условиях грамотного анализа со стороны предприятия возможна их мобилизация и дальнейшее качественное улучшение.
Конкурентоспособность продукции и услуг предприятия, грамотное позиционирование, вызывающая устойчивую лояльность у потребителя, повышение эффективности производства, в первую очередь, за счет результатов научно-технических разработок, рациональная форма не только хозяйствования, но и управления производством необходима любому предприятию, функционирующему в условиях рыночной экономики.
Ставя перед собой задачу долгосрочного функционирования на рынке, управляющие органы особое внимание должны уделять росту показателей эффективности хозяйственной деятельности. Только системный анализ, рассматривающий все стороны хозяйственной деятельности предприятия, позволяет наиболее точно определить факторы, влияющие на уровень эффективность работы предприятия, а также выявляет возможные резервы для ее повышения.
Наиболее распространенным путем улучшения показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия является поиск резервов для его развития. Суть данного пути заключается в оптимальном использовании резервов для производства наиболее качественного продукта при меньших издержках. При системном анализе оцениваются внутрихозяйственные резервы, которые используются только на данном предприятии. Внутрихозяйственные резервы включают в себя эффективное применение, как производственной мощности, так и трудовых и материальных ресурсов, использование современных достижений научно-технического прогресса, разработку оптимальной структурной, ценовой и инвестиционной стратегии для эффективного функционирования предприятия на рынке.
Субъектом данного исследования является ОАО «Витебская бройлерная птицефабрика».
Объектом анализа – логистическая система данного предприятия.
Целью дипломного проекта является анализ логистической системы и разработка рекомендаций, направленных на совершенствование данного элемента, определение влияние на финансовые результаты предприятия.
Задачами, решаемыми в процессе разработки темы данного дипломного проекта являются:
выявление зависимости финансовых показателей предприятия от затрат на логистику.
Дипломная работа состоит из трех структурных частей. Первая глава содержит теоретические основы по оценке логистической системы, путям ее усовершенствования и анализу влияния ее на финансовые показатели анализируемого предприятия.
Во второй главе проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Витебская бройлерная птицефабрика».
В третьем разделе приводится аудит двух составляющих логистической системы ОАО «Витебская бройлерная птицефабрика»: складской и транспортной логистики. Также третья глава содержит в себе разработку системы Balanced Scorecard, которая основывается на подборе ряда показателей согласно выбранным стратегическим целям предприятия. Последний этап третьей главы содержит оценку зависимости финансовых показателей доходности активов и собственного капитала предприятия от изменения издержек на логистику по средствам модели стратегической прибыли.
Результат выработанных методологических рекомендаций дают общую картину о состоянии таких составляющих деятельности предприятия, как коммерческая деятельность, логистика. Также полученные данные позволят усовершенствовать логистическую систему, что, в последствии, приведет к увеличению финансовых результатов ОАО «Витебская бройлерная птицефабрика».
Комплекс, разработанных мероприятий, в первую очередь, ставит приоритетной задачей улучшение показателей экономической деятельности предприятия ОАО «Витебская бройлерная птицефабрика».
Сегодня для успешного функционирования на рынке предприятие в первую очередь нуждается в компетентном управлении активами и потоком наличных средств. Существуют две наиболее распространенные стратегии для осуществления данной задачи. Первая стратегия ориентирована на снижение дебиторской задолженности, а вторая – на сокращение инвестиций в запасы. Цель этих двух стратегий – улучшить поток денежных средств и уменьшить объем инвестиций в активы предприятия, при допущении, что доходы и расходы остаются константными. Однако стоит понимать, что любые изменения условий продаж влекут за собой изменения ценового компонента маркетинг-микса предприятия. Например, если на предприятии установлен оптимальный объем запасов, который позволяет обслуживать клиентов на хорошем уровне при минимальных логистических издержках, то любые изменения в объеме запасов приведут к росту издержек на логистику. Также стоит принять во внимание, что произвольное уменьшение дебиторской задолженности или запасов, при котором не происходит модернизация логистического процесса или технологических перемен, влечет за собой отрицательное влияние на показатели прибыли предприятия.
Исходя из целей предприятия по изменению структуры дебиторской задолженности и запасов, имеет смысл рассмотреть модель стратегической прибыли. Этот метод позволит определить влияние осуществляемых системных изменений на показатели прибыли и доходности активов. В общем, данная модель показывает, что доходность в расчете на собственный капитал предприятия является функцией трех контролируемых факторов: чистой прибыли, оборачиваемости активов и финансового рычага (смотри Приложение 1). Следовательно, модель стратегической прибыли показывает, как изменение одного из показателей влияет на финансовые результаты предприятия. Данная модель также применима к оценке влияния изменений затрат на логистику на финансовые показатели доходности активов и собственного капитала (Эльяшевич И. П., 2012).
Для определения возможных путей сокращения затрат на логистику следует, в первую очередь, произвести оценку эффективности службы логистики. Издержки на логистику могут занимать большую долю в расходах на реализацию. Однако следует понимать, что высокий уровень логистики укрепляет отношения между предприятием и его заказчиками, способствует привлечению новых клиентов и, как следствие, приводит к росту объем продаж и прибыль. Поэтому при оценке эффективности работы логистической системы предприятия не стоит обращать внимание только на ее затратность. Следует тщательно продумать, исходя из главной стратегии предприятий, полноценный ряд показателей, который оценивает состояние логистики на предприятии.
Метод Balanced Scorecard (BSC) позволяет определить логистическую стратегию предприятия в виде ряда операционных целей, которые определяют его поведение на рынке и финансовое благополучие. Данный метод определяет набор ключевых показателей эффективности (англ. key performance indicators, KPI), которые оценивают степень достижения целей, работы предприятия, его подразделений и каждого сотрудника, эффективность бизнес-процессов (Сергеев В. И., 2008). Использование системы мотивации работников способствует их заинтересованности в достижении компанией намеченных целей.
Метод Balanced Scorecard включает в себя шесть этапов:
1. Формализация целей логистической стратегии;
2. Определение основных показателей эффективности логистики и распределение целей в соответствии с этими показателями;
3. Определение методов расчета показателей (KPI);
4. Разработка программы по достижению целей и задач логистики;
5. Создание информационной системы учета и контроля, разработка отчетных форм;
6. Изменение набора KPI в зависимости от влияния внешней среды.
Первый этап определяется исходя из основной стратегии поведения предприятия на рынке. Второй этап базируется на определении набора показателей, которые согласуются с корпоративной стратегией предприятия. Для определения набора показателей необходимо проанализировать возможные рычаги влияния логистической системы на эффективность бизнеса предприятия. В общем случае под «рычагом логистики» понимается ее способность повышать рентабельность бизнеса.
К наиболее распространенным показателям эффективности логистики относятся (смотри Приложение 2):
1. Продолжительность логистических циклов;
2. Мера удовлетворенности клиентов логистикой;
3. Общие логистические затраты;
4. Использование инвестиций в логистической системе предприятия;
5. Отношение производительности и ресурсоотдачи логистической системы и персонала;
6. Модель стратегической прибыли.
Следующий этап включает в себя оценку эффективности логистических бизнес-процессов по всему набору выбранных параметров. В дальнейшем нужно проводить мониторинг данных, их измерения и оценки. Это позволит выявить, какие логистические бизнес-процессы следует улучшить, необходимое распределение ресурсов, обеспечивающие реализацию логистической стратегии фирмы.
Четвертый этап ориентирован на главную цель предприятия. Примером является ориентированность предприятия на клиентов. При такой политике предприятие может разработать систему бонусов для персонала.
Пятый этап ориентирован на обеспечение информационной поддержки расчета сбалансированных показателей логистики. На данный момент разработаны отчетные формы, которые позволяют контролировать стандарты и следить за фактическими значениями показателей эффективности логистики. Обычно данные отчеты представлены в виде таблицы в Microsoft Excel, в которой сопоставляются фактические значения KPI со стандартными.
Последний этап является рекомендацией по использованию разработанной KPI логистики. Со временем набор и методы расчета KPI могут изменяться согласно внешним и внутренним условиям. В дальнейшим для более глубокого анализа эффективности работы логистики можно провести бенчмаркинг. Важной задачей в методе BSC является доведение информации по логистической стратегии компании и применению KPI до каждого сотрудника службы логистики.
В результате применения BSC логистики должно достигать следующие цели:
1. Получение стабильной прибыли;
2. Рост капитализации предприятия;
3. Повышение удовлетворенности клиентов;
4. Рост производительности всех этапов логистической системы;
5. Чувствительность логистики к внешним и внутренним изменениям, связанных с ней.
Основной деятельностью анализируемого предприятия ОАО «Витебская бройлерная птицефабрика» является производство мяса птицы на промышленной основе с общим замкнутым производственным циклом: от выращивания племенного молодняка и родительского стада, получения инкубационных яиц, выращивания цыплят-бройлеров до полной глубокой переработки мяса птицы в готовые натуральные полуфабрикаты, копчености, колбасные изделия и их реализации. Предприятие полностью автономно, на птицефабрике созданы все необходимые службы, которые обеспечивают ее непрерывный жизненный цикл.
Для эффективного функционирования логистики на предприятии можно построить модель распределительной логистики на базе разработанной модели Balanced Scorecard, главной целью которой является доставка товаров и услуг до клиента с минимальными издержками.
Распределительная логистика ОАО «Витебская бройлерная птицефабрика» является частью логистической системы предприятия, включающая прямую дистрибуцию, представленную сетью региональных складов в Беларуси и РФ и транспортную систему. Целью создания модели распределительной логистики является:
Информация о работе Анализ влияния логистической системы на финансовые результаты предприятия