Изучение требований к транспортным средствам, исходя из характеристик груза при выполнении перевозок навалочных, штучных и лесных грузов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 20:00, реферат

Краткое описание

К навалочным грузам относятся главным образом сырье минерального и растительного происхождения — каменные и бурые угли, сланцы, руды и другие полезные ископаемые; продукты промышленной обработки сырья — кокс, обогащенные руды, удобрения, строительные материалы, некоторые продукты растительного происхождения — жмыхи, копра.

Содержание

1.Навалочные и насыпные грузы.
1.1 Основные виды и свойства насыпных и навалочных грузов…… 3
1.2. Типы судов для перевозки навалочных грузов и порядок их загрузки.……………………………………………………………...…...5
1.3. Остойчивость судов, перевозящих зерно навалом. Загрузка
судна и методы крепления зерна в грузовых помещениях…………………………………………..…………..………8
2.Штучные грузы.
2.1 Ящичные, мешковые киповые, катно - бочковые грузы………………………………………………………….…………..11
2.2 Перевозка тарно – штучных грузов……………………………………………………………………..17
3.Лесные грузы.
3.1 Номенклатура и свойства лесных грузов……….………………….23
3.2 Перевозка лесных грузов…………….………..……………………..25
Литература……………………………….……….……………….……28

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по Белову.docx

— 124.93 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Федеральное бюджетное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

«Волжская государственная  академия водного транспорта»

 

 

Кафедра «Управления транспортом»

Реферат

по дисциплине

 «Грузоведение»

 на тему: «Изучение требований к транспортным средствам, исходя из характеристик груза при выполнении перевозок навалочных, штучных и лесных грузов»

 

 

 

 

   Выполнил: студент  группы БТТП-31

                                                                         Лебедева Елена Александровна

 

                                    Проверил: Белов

                                       Юрий Дмитриевич

   

                                                        

                                                              

г. Нижний Новгород

2013 год

 

Содержание:

1.Навалочные и насыпные  грузы.

 1.1 Основные виды и свойства насыпных и навалочных грузов…… 3

 1.2. Типы судов для перевозки навалочных грузов и порядок их загрузки.……………………………………………………………...…...5

 1.3. Остойчивость судов, перевозящих зерно навалом. Загрузка

судна и методы крепления  зерна в грузовых помещениях…………………………………………..…………..………8

2.Штучные грузы.

2.1 Ящичные, мешковые киповые, катно - бочковые грузы………………………………………………………….…………..11

 2.2 Перевозка тарно – штучных грузов……………………………………………………………………..17

3.Лесные грузы.

3.1 Номенклатура и свойства лесных грузов……….………………….23

3.2 Перевозка лесных грузов…………….………..……………………..25

   Литература……………………………….……….……………….……28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Навалочные грузы.
    1. Основные виды и свойства насыпных и навалочных грузов.

К навалочным грузам относятся главным  образом сырье минерального и растительного происхождения — каменные и бурые угли, сланцы, руды и другие полезные ископаемые; продукты промышленной обработки сырья — кокс, обогащенные руды, удобрения, строительные материалы, некоторые продукты растительного происхождения — жмыхи, копра. Различают следующие основные марки каменных углей: Д — длиннопламенный, Г — газовый, ПЖ — паровичный жирный, К — коксовый, ПС — паровичный спекающийся, СС — слабоспекающийся, Т — тощий, А — антрацит.

К рудам относятся — железные, марганцевые, хромовые, борные, медные, свинцовые, цинковые руды и их концентраты. Навалом перевозят апатиты, фосфориты, калийные и азотные удобрения, сульфаты, селитры, поваренную соль, суперфосфат, преципитат, пек каменноугольный, гудрон, битум. К навалочным грузам относится ряд строительных материалов: песок, гравий, глина, клинкер, камень бутовый. Навалом перевозят некоторые продукты переработки зерна, например жмыхи и шрот.

Навалочные грузы, представляющие собой тонкий, мелкий порошок, например цемент, выделяются в особую группу пылевидных грузов, обладающих рядом специфических свойств. Их перерабатывают не только грейферами, но и пневматическими установками. Некоторые пылевидные и пылеобразующие грузы способны образовывать взрывчатые смеси с воздухом.

К насыпным грузам относятся в основном зерно и продукты его переработки, перевозимые в неупакованном виде. Зерновые культуры различают трех категорий: собственно зерновые, или злаки (пшеница, ячмень и т. п.), бобовые (горох, фасоль, чечевица и т. д.) и масличные (подсолнечник, лен, конопля, кунжут (сезам), рыжик, клещевина, горчица, рапс, хлопковое семя).

Усадка зерна и некоторых навалочных грузов происходит в результате сдавливания нижних слоев верхними и перераспределения частиц груза в массе насыпи, что приводит к уплотнению зерновой массы. Усадка зерна в рейсе может достигать 2,5—8%. На усадку влияют свойства груза, условия загрузки и условия плавания. По данным лаборатории грузоведения ОИИМФа, усадке меньше подвержены нижние слои груза, находящиеся под давлением. Вибрация судна усиливает усадку верхних слоев груза. Наибольший эффект усадки наблюдается при встряхивании, что характерно для переходов в штормовых условиях. В лаборатории достигнута усадка пшеницы при встряхивании до 11%. По свидетельству капитанов судов, усадка на теплоходах выше, чем на пароходах.

Гранулометрический состав навалочных и насыпных грузов определяет возможности применения различных схем механизации перегрузочного процесса, степень слеживаемости и смерзания груза. Изменения гранулометрического состава, происшедшие при хранении и небрежной перегрузке груза, могут вызвать претензии грузополучателей. В зависимости от размеров частиц навалочные грузы делятся на классы (табл. 1).

Таблица 1.

Наименование  класса

Размер  типичных кусков

Наименование  класса

Размер  типичных кусков, мм

Крупнокусковые

160

Крупнозернистые

2-10

Среднекусковые

60-160

Мелкозернистые

0,5-2

Мелкокусковые

10-60

Порошкообразные

0,05-0,5

Пылевидные

менее 0,05


 

Гранулометрический состав навалочных грузов изменяется главным образом при перегрузке. При перемещении угля скрепером на расстояние до 50 м образуется до 11% мелочи, при перегрузке угля грейфером — 0,25—2,2%. Многие руды мало подвержены измельчению. Дроблению подвергаются марганцевая и апатитовая руды. Апатитовую руду запрещается сбрасывать с высоты более 2 м. Большое значение в вопросах механизации перегрузки навалочных грузов имеет коэффициент трения груза о поверхность, по которой он скользит.

Навалочные и насыпные грузы  являются гигроскопическими веществами, вследствие чего их влажность и масса изменяются в процессе транспортировки, поэтому изменения их влажности следует учитывать при расчетах с клиентом. Влага в навалочном грузе способствует смерзаемости и слеживаемости груза, может разжижать груз, вызывая опасный крен и даже гибель судна.

Повышенная влажность зерна  приводит к порче груза, поэтому  к перевозке не допускается зерно  с влажностью выше 16%. Обычно влажность  экспортного зерна составляет 11—14%.

Порошкообразные и пылевидные фракции  навалочных грузов, особенно" влажные, налипают на стенки борта, перегрузочные  механизмы, что снижает производительность перегрузочных работ.

    Апатиты, бокситы, бура, колчедан, окись алюминия и кремния, железная руда, цемент обладают абразивностью, поэтому при их хранении и перегрузке необходимо защищать трущиеся части механизмов от попадания пыли этих грузов. Навалочные грузы (удобрения калийные, азотные, суперфосфат, селитра), содержащие в своем составе соли и сернистые соединения, вызывают коррозию металлов.

Навалочные  и насыпные грузы, выделяющие горючие  газы (например, уголь) или образующие пыль (уголь, зерно), являются взрывоопасными. Свинцовые и цинковые руды, пек, цемент, известь, семена клещевины содержат едкие или ядовитые вещества и представляют опасность для людей и пищевых грузов.

    1. Типы судов для перевозки навалочных грузов и порядок их загрузки.

Специализированные суда для перевозки навалочных грузов — это однопалубные суда с относительно малой удельной грузовместимостью. Их трюмы имеют большие люки, а коэффициент лючности достигает 0,6-0,8. Для исключения работ по подштивке и разравниванию груза в грузовых трюмах устраиваются скуловые скосы и подпалубные танки (рис.1).

Первые специализированные суда для перевозки навалочных грузов навалочных грузов строились как  рудовозы с удельной грузовместимостью 0,7-1,0 м3/т. Они имели возвышенное второе дно и большие бортовые танки. Второй тип навалочных судов — углевозы, которые имеют удельную грузовместимость   1,3 – 1,4

м3 / т. Большая грузовместимость у этих судов                      Рис. 1. Устройство

обеспечивается за счет меньшей емкости балластных          бортовых танков на балкере:

 танков.                                                                                    1 – подвесные танки,                             используются для уменьшения

метацентрической высоты;                                                                                                  

  1. - нижние бортовые танки,

позволяющие ликвидировать 

штивку навалочного  груза.

 

Стремление сократить балластные пробеги флота привело к созданию судов широкой специализации. По конструкции грузовых помещений они аналогичны углевозам. Особенностью их является чередование длинных и коротких трюмов. Руда перевозится в коротких трюмах и заполняет их по всей высоте, чем достигается повышение центра тяжести груза и нормальная остойчивость судна. Общая прочность судна рассчитывается из условий чередующейся загрузки трюмов рудой, кроме того, те трюмы, в которых предусмотрено загружать руду, имеют повышенную прочность второго дна, переборок и комингсов трюмов. В ряде случаев строятся суда с одинаковой длиной трюмов, но чередующийся принцип загрузки сохраняется (рис. 2). Если такое судно ставится под перевозку зерна, угля или удобрений, то загружаются все трюмы, а при перевозке легких сортов зерна загружаются и подпалубные грузобалластные цистерны.

Таким образом, на балкере широкой  специализации достигаются полное использование грузоподъемности и хорошие мореходные качества при перевозке грузов с различным погрузочным объемом. Широкое распространение получили комбинированные суда для перевозки навалочных и наливных грузов, навалочных грузов и автомашин, навалочных грузов и контейнеров.

Ряд характеристик судов, перевозящих  навалочные грузы, связан с особыми  свойствами грузов, так, например, уголь, и некоторые сорта руд выделяют взрывоопасные и вредные для здоровья людей газы. Такие суда оборудуют поверхностной принудительной вентиляцией и системой газоанализаторов, показывающих загазованность атмосферы трюмного воздуха.

Грузоподъемность судов для  навалочных грузов определяется в основном партионностью перевозок и габаритными ограничениями в портах и на морских путях. Крупные суда имеют дедвейт 100-200 тыс. т, а комбинированные нефтенавалочники 200-250 тыс. т. Отдельную группу составляют узкоспециализированные суда для перевозки навалочных грузов — бокситовозы, цементовозы и др. Трюмы таких судов имеют форму бункера, под которым проложены транспортерные ленты. Грузовые операции осуществляются системой горизонтальных и наклонных транспортеров производительностью 5000 т/ч и более. Универсальные суда все в меньшей мере используются на перевозке навалочных грузов ввиду их конструктивной неприспособленности и высокой стоимости стивидорных работ.

В настоящее время суда, предназначенные  для перевозки навалочных грузов, должны иметь свидетельство о соответствии требованиям Правила 54 главы II—2 Международной конвенции COJTAC-74/78.

Рис.2. Схема чередующейся загрузки трюмов на балкере.

 

Как указывалось выше, основным документом, определяющим характер загрузки судна  навалочным грузом в портах России, является типовой план загрузки (ТПЗ). ТПЗ предусматривает не только количественное размещение груза по отдельным трюмам, но также характер штивки груза и возможность перевозки груза на твиндеке конкретного судна.

Для регулирования процессов загрузки и разгрузки балкеров в Международном  морском судоходстве в рамках ИМО разработан Кодекс безопасной практики погрузки и разгрузки судов для перевозки сухих и навалочных грузов, в дальнейшем «Кодекс». Этот документ разработан с целью оказания помощи лицам, ответственным за проведение грузовых операций с навалочными грузами. В «Кодексе» излагаются вопросы, связанные с безопасностью проведения грузовых работ, а также определена взаимная ответственность судовладельцев, капитанов, грузоотправителей и операторов терминалов за согласованность их действий в процессе обработки судна в порту и установлена персональная ответственность представителей судна и терминала за выполнение возложенных на них обязанностей. 

1.3. Остойчивость судов, перевозящих зерно навалом. Загрузка судна и методы крепления зерна в грузовых помещениях.

Учитывая возможность смешения зерна в процессе перевозки, установлены  определенные требования к загрузке судов, перевозящих зерно насыпью, и к параметрам их остойчивости. В соответствии с МЗК, все грузовые помещения судна разделяются на четыре категории по характеру их заполнения зерном:

  • «заполненный отсек со штивкой» — отсек, в котором зерно после его погрузки и штивки достигает наибольшего возможного уровня;
  • «заполненный отсек без штивки» — отсек, в котором зерно погружено в максимальном количестве в просвете люка, но не расштивано вне просвета люка;
  • «частично заполненный отсек» — отсек, загруженный иным образом, чем указано в предыдущих двух случаях;
  • специально приспособленный.

От характера заполнения отсека и методов штивки зерна зависит  вероятность его смещения при качке и влияния этого смещения на остойчивость судна. Поэтому Правила Регистра Судоходства и МЗК, разработанные с учетом требований гл. VI Конвенции СОЛ АС-74, предусматривают, что судно, перевозящее зерно и другие сыпучие грузы с удельным погрузочным объемом более 1,0 м3/т, должно принимать меры к предотвращению смещения груза или снижению его опасного влияния. Правила регламентируют требования к статической и динамической остойчивости судов. В качестве мер, предотвращающих подвижку груза, предусматривается установка продольных переборок (шиф- тинг -бордсов) или крепление поверхности груза одним из рекомендованных методов.

Информация о работе Изучение требований к транспортным средствам, исходя из характеристик груза при выполнении перевозок навалочных, штучных и лесных грузов