Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 13:37, контрольная работа
Особенную роль информационные потоки играют в логистических системах. Это связано с тем, что уровень и состояние развития логистической системы каждого предприятия является его конкурентным преимуществом в современных рыночных условиях.
Высокая актуальность внедрения логистики связана с расширением в нашей стране товарно-денежных отношений, с увеличением хозяйственных связей между предприятиями, с развитием производственной инфраструктуры и расширением хозяйственной самостоятельности предприятий и организаций.
Введение 3
Теоретические основы информационных потоков 5
Понятия логистической системы и информационного потока 5
Классификация и характеристика информационных потоков и систем 8
Управление информационным потоком 13
Информационное обеспечение в логистике 13
Обработка логистической информации 18
Заключение 21
Список литературы 22
Информационные системы в логистике могут создаваться с целью управления материальными потоками на уровне отдельного предприятия, а, могут способствовать организации логистических процессов на территории регионов, стран и даже группы стран.
На уровне отдельного предприятия информационные системы, в свою очередь, подразделяют на три группы:
• плановые;
• диспозитивные (или диспетчерские);
• исполнительные (или оперативные).
Логистические информационные системы, входящие в разные группы, отличаются как своими функциональными, так и обеспечивающими подсистемами. Функциональные подсистемы отличаются составом решаемых задач. Обеспечивающие подсистемы могут отличаться всеми своими элементами, т.е. техническим, информационным и математическим обеспечением.
Плановые информационные системы. Эти системы создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера. Среди решаемых задач могут быть следующие:
– создание и оптимизация звеньев логистической цепи;
– управление малоизменяющимися данными;
– планирование производства;
– общее управление запасами;
– управление резервами и другие задачи.
Диспозитивные информационные системы. Эти системы создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логистических систем. Здесь могут решаться следующие задачи:
– детальное управление запасами (местами складирования);
– распоряжение внутрискладским (или внутризаводским) транспортом;
– отбор грузов по заказам и их комплектование, учет отправляемых грузов и другие задачи.
Исполнительные информационные
системы создаются на уровне административного
или оперативного управления. Обработка
информации в этих системах производится
в темпе, определяемом скоростью
ее поступления в ЭВМ. Это так
называемый режим работы в реальном
масштабе времени, который позволяет
получать необходимую информацию о
движении грузов в текущий момент
времени и своевременно выдавать
соответствующие
Создание многоуровневых автоматизированных систем управления материальными потоками связано со значительными затратами, в основном в области разработки программного обеспечения, которое, с одной стороны, должно обеспечить многофункциональность системы, а с другой – высокую степень ее интеграции. В связи с этим при создании автоматизированных систем управления в сфере логистики должна исследоваться возможность использования сравнительно недорогого стандартного программного обеспечения, с его адаптацией к местным условиям.
В настоящее время создаются достаточно совершенные пакеты программ. Однако применимы они не во всех видах информационных систем. Это зависит от уровня стандартизации решаемых при управлении материальными потоками задач.
Наиболее высок уровень
стандартизации при решении задач
в плановых информационных системах,
что позволяет с наименьшими
трудностями адаптировать здесь
стандартное программное
В исполнительных информационных системах на оперативном уровне управления применяют, как правило, индивидуальное программное обеспечение.
2. Управление информационным потоком
2.1 Информационное обеспечение в логистике
Под информационным управлением
понимается организация и использование
систем информационного обеспечения
производственно-хозяйственных
Чрезвычайно велико значение
информационного обеспечения
Действительно, в центре эффективного управляемого материального потока должен находиться эффективно управляемый поток информации. Различают три варианта взаимодействия материальных и информационных потоков, когда информация опережает, сопровождает и поясняет материальный поток после его прохождения.
Опережение информационным потоком материального ставит своей целью устранение узких мест в производственном процессе. Опережающий информационный поток во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе; опережающий информационный поток в прямом направлении – это предварительные сообщения о предстоящем прибытии груза.
Сопровождающие, когда одновременно с материальным потоком идет информация о количественных и качественных параметрах материального потока позволяет быстро и правильно идентифицировать товарно-материальные ценности и направить их по назначению.
Прохождение информационного потока с отставанием от материального обычно допускается только для оценки последнего. Вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки груза по количеству и качеству, разнообразные претензии, подтверждения, информация о взаимных расчетах и т.д.
Цель информационного
обеспечения в логистике
Превращение параметров и
данных в информацию для управления
подчиняется определенным принципам.
Главным из них является принцип
минимального необходимого количества
информации, в основе которого лежат
принципы универсализации и оптимальной
детализации информации. Не менее
важным является принцип надежности
собираемой информации. Высокая степень
случайности возникающих
Управление информационным потоком предполагает осуществление следующих основных типовых функций:
– фильтрацию потока, т.е. избирательную переработку одних и отторжение других информационных данных и документов;
– накопление информации и хранение данных в информационном массиве;
– объединение и разделение информационных потоков в структуре информационной системе и в сетях коммуникаций;
– транспортировку потоков информации;
– различные элементарно-информационные преобразования;
– обработку информации, направленную на получение данных, связанных с осуществлением логистических операций.
Информационное обслуживание логистической системы должно удовлетворять определенным организационным требованиям:
а) системность обслуживания, которая проявляется:
– в комплексности видов информационного обслуживания с учетом характера деятельности потребителей и решаемых ими задач в логистических процессах;
– во всестороннем удовлетворении информационных потребностей, возникающих у работников в логистической системе;
б) надежность обслуживания, которая предполагает такое обеспечение информацией, когда на каждом этапе выполнения работ потребитель получает всю необходимую ему информацию в нужные сроки и в наиболее удобном для него виде;
в) полнота обслуживания, которая подразумевает:
– полноту охвата выполняемых потребителем работ;
– полноту доведения до конкретного потребителя необходимой информации, отобранной для него из информационного потока;
г) дифференцированность обслуживания, состоящая в том, что каждый потребитель индивидуально обеспечивается информацией, способствующей решению поставленных перед ним задач в логистическом процессе.
Основными компонентами информационной составляющей логистики являются системы обработки информации и передачи логистических данных. Принятие управленческих решений требует не только наличия обычной техники генерирования, сбора и обработки данных, но и создания информационной инфраструктуры, т.е. создания системы сбора и обработки данных в заранее определенных точках логистической цепи, обмена информацией между точками и передачи информации на различные уровни управления.
Большое разнообразие и объем
собираемых данных требуют и системного
подхода к их обработке. В мире
объем самой разной информации, передаваемой
через информационно-
Быстрое развитие сетей локальных систем со сверхрегиональной и даже интернациональной структурой приводит к отказу от классических рабочих полей информатики и широкому привлечению средств телекоммуникаций. Создание и эксплуатация соответствующей коммуникационной структуры относятся к задачам информационного менеджмента, однако, в отличие от общепринятого понимания информационного менеджмента в информационной логистике на первом плане стоят информационные потоки между действиями (операциями) по внутри – и межфирменной координации.
2.2 Обработка логистической информации
В логистической системе весь ход подготовки и принятия решений в значительной мере является процессом переработки информационного потока. Полная и своевременная обработка информации должна обеспечивать устойчивую связь процессов снабжения, учета потребностей производства, удовлетворение имеющихся заказов на готовую продукцию. В этих условиях разрыв информации или ее оперативное поступление могут привести к нарушению снабжения предприятия определенного вида ресурсами, сбоям в производственном процессе, снижению качества обслуживания потребителей.
Эффективное управление материальными потоками невозможно в отсутствии мощной информационной системы, обеспечивающей менеджеров разного уровня необходимой и достоверной информацией для планирования и контроля за функционированием логистической системы. Принятие управленческих решений немыслимо без надлежащего обмена информацией между различными звеньями управления, без наличия информационной структуры, определяемой системой потоков информации как между источниками и получателями сверху вниз (управление процессами), снизу вверх (контроль процесса), так и между параллельными подразделениями разного функционального назначения.
Корпоративная информационная
система сегодня обеспечивает оптимальное
управление производством, запасами, транспортными
средствами, качеством продукции, сортировкой
и упаковкой, ликвидацией простоев,
техническим обслуживанием
Необходимо иметь в виду, что создание корпоративной информационной системы требует существенных затрат, оправданность которых зависит от четкого выявления информационных потребностей логистики.
Процесс выявления информационных
потребностей можно представить
в виде «компромисса» между затратами
на получение соответствующей
Одновременно при создании информационной системы следует принимать во внимание тот факт, что потребность в количестве и качестве информации на различных уровнях управленческой иерархической структуры неодинакова. Это значит, что информационная система должна обеспечивать каждый иерархический уровень информацией, необходимой для принятия решения на данном конкретном уровне.