Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 00:08, реферат
Целью данного реферата является изучение истории развития логистики. Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить исторические предпосылки, процессы и этапы;
- выявить влияние логистики на экономическое развитие в целом;
- рассмотреть тенденции и изменения в сфере логистики.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Возникновение и развитие логистики……………………………….....4
2. Влияние логистики на экономическое развитие……………………..10
3. Современные тенденции развития логистики………………………..15
Заключение……………………………………………………………….22
Список использованных источников…………………………………...23
Министерство образования и науки Российской федерации
ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет»
Факультет технологии, предпринимательства и сервиса
Кафедра товароведения, сервиса и торговой инфраструктуры
Реферат
на тему: «История и развитие логистики»
Подготовила
Студентка 3 курса группа 351
Меркулова Мария Александровна
Направление 100800.62 «Товароведение»
Профиль: «Товароведение и экспертиза товаров в области стандартизации, сертификации и управления качеством продукции».
Проверила: Строева О.А.
Орел, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Возникновение и развитие логистики……………………………….....4
2. Влияние логистики на экономическое развитие……………………..10
3. Современные тенденции развития логистики………………………..15
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………...23
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития рыночных отношений происходят значительные преобразования в товарном обращении на рынке. В хозяйственной практике используются новые методы и технологии доставки товаров. Они базируются на концепции логистики.
Интерес к проблемам развития логистики связан прежде всего с причинами экономического характера. В условиях, в которых рост объемов производства и расширение различных связей между экономическими субъектами привели к увеличению издержек сферы обращения, внимание предпринимателей сконцентрировалось на поиске новых форм оптимизации рыночной деятельности и сокращения затрат в данной сфере. Решением данных проблем является формирование эффективных логистических систем. Однако для полного понимая действия принципов логистики, необходимо ознакомиться с истоками её возникновения.
Целью данного реферата является изучение истории развития логистики. Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить исторические предпосылки, процессы и этапы;
- выявить влияние логистики на экономическое развитие в целом;
- рассмотреть тенденции и изменения в сфере логистики.
В ходе написания данного исследования были использованы работы отечественных и зарубежных авторов, таких как Панкратов Ф.Г,. Гордон М.П., Карнаухов С.Б., Ташбаев Ы.Э., Касенов А.Г., Гаджинский А.М.
1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛОГИСТИКИ
Происхождение термина «логистика» и его смысловое значение не имеют однозначной трактовки в отечественной и зарубежной литературе. В настоящее время можно выделить, по меньшей мере, три основных направления его использования: математика, военное дело, экономика.
Традиционно считается, что семантические корни логистики исходят из древнегреческого языка (logos – разум; log – мышление; logo – думать, рассуждать; logismos – расчет, раздумье), который заложил основы математического направления ее развития. В этом контексте термин «логистика» чаще всего употребляется для обозначения систем математической логики, характеризующихся попыткой сведения логичных рассуждений к формальным вычислениям.
В древних Афинах существовало государственное учреждение для проверки отчетов должностных лиц – «логистерия». В его структуре была специальная должность «логиста» – чиновника общественного самоуправления. В их круг обязанностей входила проверка отчетов других служвщих, срок полномочий которых истекал, и передача этих отчетов на утверждение совета почетных граждан. Под логистикой (производное от logistea) в то время понималось искусство проведения расчетов.
Логистика классифицируется по следующим признакам:
1. По масштабу разрабатываемых проблем:
1.1. Макрологистику, в область исследования которой включаются процессы, протекающие на региональном, межрегиональном, общенациональном и межгосударственном уровне. Это связано с тем, что у многих стран достаточно значительное сходство политических систем, укладов жизни населения, традиции, близость исторических корней, практика пользования едиными источниками энергии и сырьевыми ресурсами. Примером макрологистической региональной системы является формирование и создание Единого Европейского сообщества с единым внутренним рынком.
1.2 Микрологистику, занимающуюся системой вопросов по управлению математическими, информационными и многими другими потоками, основываясь на интересах отдельных предприятий или корпоративной группы предприятий, объединенных общими целями по оптимизации хозяйственных связей.
2. По характеру управления:
- внешняя логистика - занимается вопросами по урегулированию потоковых процессов, выходящих за рамки деятельности, но находящиеся в сфере влияния субъектов хозяйствования.
- внутренняя логистика - направлена на координацию и совершенствование хозяйственной деятельности, связанной с управлением потоковыми процессами в пределах предприятия или корпоративной группы предприятий.
3. По характеру хозяйственной деятельности (наиболее распространенная):
- заготовительная (закупочная);
- внутрипроизводственная;
- распределительная (сбытовая);
Заготовительная - связана с заготовкой материальных ресурсов. Она решает вопросы, относящиеся к сфере МТС (материально-технического снабжения) предприятий и подготовки продукции к производственному потреблению.
Производственная - охватывает все аспекты организации и управления движением материальных ресурсов от сырья до готовой продукции непосредственно в производственном процессе, в том числе поставок сырья, материалов и комплектующих рабочих мест.
Распределительная - специализируется на реализации продукции и ее доведения до конечного потребителя.
Все перечисленные виды логистики обязательно предполагают наличие логистического информационного потока, включающего данные о параметрах материального потока, их передачу, обработку и систематизацию с последующей выдачей готовой информации в заданном виде. Возрастающий поток информации в сфере производства, обращения и финансов обусловили формирование информационной логистики.
Информационная логистика - занимается исследованием информационных потоков и их использованием в целях оптимизации деятельности компании.
В общих чертах, выше перечисленные виды логистики входят в сферу микрологистики и охватывают весь комплекс вопросов по управлению материальными и информационными потоками.
Однако, для определения более глубокой специфики, важности и сложности процессов выделяют:
- Логистику запасов - занимается оперативным управлением товарно-материальными ценностями, находящимися на ответственном хранении, их поддержанием и нормированием.
- Складскую логистику, включающая управление процессами и операциями, связанными со складированием хранением и переработкой мат. ресурсов в складском хозяйстве на всех уровнях.
- Транспортную логистику, которая охватывает круг вопросов, связанных с транспортировкой мат. Ресурсов.
Возможно сочетание различных видов деятельности, в результате чего образуются такие функциональные области логистики как: транспортно-распределительная, транспортно-складская, производственно-сбытовая и т.д.
4. По сфере приложения в предпринимательской деятельности выделяют:
- производственную логистику, которая в специфике хозяйствующего субъекта может проявляться в виде промышленной, строительной и логистики транспорта.
- коммерческую логистику, охватывающую организационные и экономические потоковые процессы в сфере обращения.
- торговую логистику, включающую организацию и управление перемещением товаров в сфере коммерческого посредничества Здесь отражаются такие специфические функции торговли как направление товарного потока от производителя к потребителю, хранение запасов, перекрывание временного разрыва между производством и потреблением. Важное место в сфере коммерции занимают товарные биржи, поэтому выделяют биржевую логистику;
- финансовую логистику, занимающуюся вопросами рационализации управления денежными (финансовыми) потоками на всех этапах движения наличных денежных средств. Область ее распространения - банковская, страховая, инвестиционная сферы.
В период Римской империи имелись специальные служители, занимавшиеся распределением продуктов питания, которые носили титул «логиста», или «логистика», при этом с логистикой соотносились правила распределения продовольствия.
Последующее достаточно ускоренное развитие математическое направление логистики получило в работах немецкого философа, математика, физика и языковеда Готфрида Вильгельма Лейбница (1646–1716), который употреблял термины logistica и logica matematica для обозначения исчисления умозаключений (calculus ratiocinator).
Наиболее целостное воплощение идеи Г. В. Лейбница получили в современной математической логике, а сам термин «логистика» в данном значении был закреплен на философском конгрессе в Женеве в 1904 г.
Различные профессора и доктора наук семантику слова «логистика» связывают с французским языком (производное от loger – квартировать, помещать, устраивать на постой). При этом отмечается взаимосвязь логистики с военным делом, с размещением и материально-техническим снабжением войск и развитием военной инфраструктуры. По некоторым данным, в конце XVII в. в структуре штаба французской армии имелась специальная должность «старшего маршала по логистике», который отвечал за снабжение, транспортировку, выбор лагеря и корректировку совершения марша.[1]
С течением времени логистический
инструментарий стал применяться не только
в математике и военном деле, но и в экономике,
позаимствовав у них ряд ключевых принципов
управления – согласованность, рациональность
и точный расчет. Благодаря использованию
логистики в сфере товародвижения были
найдены резервы, компенсирующие расходы
по удовлетворению постоянно растущих
запросов потребителей. Первоначально
логистика в экономике воспринималась
как новый вид теории о рациональном управлении
движением товарно-материальных ресурсов
в сфере обращения, а затем и в сфере производства.
В дальнейшем возникшие в период экономического
кризиса 1930-х гг. идеи интеграции снабженческо-производственно-
В индустриально развитых странах начало широкого использования понятийно-терминологического аппарата логистики в экономике приходится на 1960–1970е гг. XX в. Известно, например, что в 1961 г. был опубликован один из первых учебников по логистическому менеджменту – «Physical Distribution Management» («Управление физическим распределением»), в котором логистика рассматривалась с позиций системного подхода и деятельности компании в целом, а также обсуждалась концепция общих затрат.
В 1962 г. Питер Друкер, эксперт в сфере бизнеса, автор ряда научных работ и практикующий консультант, в своей статье «The Economy`s Dark Continent» («Темный континент экономики») характеризовал логистику как один из последних реальных рубежей экономии затрат и «непознанный материк экономики».
В 1963 г. в Америке был сформирован Национальный совет по управлению физическим распределением (National Council of Physical Distribution Management), переименованный в 1985 г. в Совет логистического менеджмента который объединил в своем составе теоретиков и практиков в области логистики и разработал ее современную трактовку. Согласно информации, полученной от Совета логистического менеджмента, в 1999 г. в него входило 25 тысяч практикующих логистов, консультантов и преподавателей.
С конца 1990-х гг. и по настоящее время идет процесс углубления логистической теории одновременно с расширением сферы практического применения инструментария логистики. Он знаменуется появлением и активным использованием в бизнесе новой логистической концепции – «Управление цепями поставок» («Supply Chain Management» – SCM), трансформацией рынка логистических услуг, формированием и ускоренным развитием в экономике сетевых производственно-коммерческих и торговых структур, возникновением логистических посредников нового типа, так называемых 3PL- и 4PL-провайдеров.
Среди основных предпосылок
для развития логистики теории и
трансформация рынка
- глобализацию деятельности сетевых компаний-потребителей логистического сервиса;
- концентрацию и специализацию промышленных, торговых предприятий на ключевых компетенциях и аутсорсинг непрофильных направлений деятельности;
- сокращение жизненного цикла товаров, новые подходы к маркетингу и дистрибуции, возросшее значение производственно-коммерческих инноваций;
- повышение роли сетевых информационных технологий и информационно-коммуникационных систем передачи данных, ускоренное развитие электронного рынка и интернет-коммерции;
- стремление к сокращению размера логистической цепи и оптимизации логистических затрат;