Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 22:27, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение истории и этапов развития логистики. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить историю и этапы развития логистики в целом.
2. Рассмотреть становление и развитие логистики в Республике Беларусь.
Введение 3
Глава 1. История и этапы развития логистики 4
Глава 2. История развития логистики в Республике Беларусь 9
Заключение 14
Список использованных источников 16
По результатам данного военного конфликта были сделаны выводы и вынесены соответствующие предложения, которые воплотились Яном Казимиром Сапегой в ходе Северной войны. Его победная тактика основывалась на усовершенствованной системе управления цепями поставок, которая рассматривалась как обоснованная схема по поиску и потреблению ресурсов, грамотных решения, направленных на организацию взаимодействия между различными звеньями цепи поставок и т.п.
Но логистика развивалась не только как военная дисциплина. С развитием экономики в 1557 году была проведена реформа волочной померы и издана «Устава на волоки». Кроме того, появилась необходимость в грамотно построенной схеме ведения как внутренней, так и внешней торговли. Так, с развитием торговли возросла потребность в водном транспорте. Купцами Речи Посполитой торговля велась от берегов Балтийского моря до Черного моря, а также на территории Татарского ханства, Византии и Генуи. По причине неудовлетворительного качества путей наземного сообщения с Западной Европой внешняя торговля велась водным путем через балтийские и черноморские порты с использованием иностранных кораблей, что говорит о том, что уже в то время были развиты мультимодальные перевозки и гражданско-договорные отношения. Это все можно рассматривать как предпосылки для развития таких логистических концепций как «Just in time», «Логистика добавленной стоимости» и «Lean Production».
В трудах ученых того времени не раз говорилось об удачном применении логистического подхода в управлении поставками на территории Речи Посполитой. Кроме того, впервые была переведена на белорусский язык государственным деятелем Великого княжества Литовского И. Хрептовичем книга А.Р.Ж. Тюрго «Размышления о создании и распределении богатств», а также были напечатаны «Рассуждения о ежегодном национальном воспроизводстве».
Второй этап развития логистики в Республике Беларусь – период с 1900 по 1941 года. Именно в этот период происходит формирование теории и практики логистики, концепции физического распределения в качестве одной из составляющих сбыта, развитие информационных технологий.
Так, одним из важнейших моментов развития логистики в указанный период стало формирование концепции общих затрат в физическом распределении. Суть данной концепции заключается в том, что благодаря перегруппировке затрат при продвижении готовой продукции от производителя к конечному потребителю (дистрибьюция), общий уровень затрат уменьшится. Пришло понимание выгодности использования, например, мультимодальных перевозок, которые хоть и увеличивают транспортные затраты, но общий уровень затрат наоборот снижается.
В указанный период Республика Беларусь входила в Союз Советских Социалистических Республик, характеризовалась быстроразвивающимся рынком, где внедрялись новейшие производственные технологии, был достаточно высокий уровень специализации, а также практически бесплатный доступ к природным ресурсам, т.е. предложение превышало спрос, что говорило о так называемом рынке продавцов. Как следствие, использованию логистического подхода в целях снижения транспортных издержек, уменьшения запасов и т.п. не уделялось должного внимания.
Одной из наук, использовавшихся в Белорусской Советской Социалистической Республике, была «рохрематика», что означало изучение процессов движения материалов от первичного источника к конечному потребителю. Рохрематика рассматривает управление материальными потоками с использованием экономико-математического моделирования [3]. Целью данной науки является сокращение общего времени прохождения материального потока, общих затрат на перемещение, хранение, упаковку и распределения сырья и материалов.
Именно по этой причине в указанный период логистика стала в большей степени теоретической наукой, развитию которой способствовали многие ученые, в том числе и уроженцы Республики Беларусь. Так, А.Н. Фролов (1863 – 1939), инженер путей сообщения, ученый в области сооружения железнодорожного пути и эксплуатации железных дорог, основоположник теории маневровой работы, издал труды по вопросам обоснования пропускной способности железных дорог, планирования и регулирования перевозок, маршрутизации и специализации перевозок [4].
Третий этап развития логистики в Республике Беларусь пришелся на 1945 – 1991 годы. Данный период характеризуется поиском новых путей минимизации затрат в производстве и распределении.
На данном этапе логистики система материально-технического снабжения была развита на достаточно высоком уровне, однако, существовала одна особенность – все усилия были направлены на то, чтобы выпустить определенный объем продукции, не заботясь о ее востребованности. Кроме того, преуменьшалось значение сферы сбыта продукции. Как следствие, сфера обращения была недостаточно развита по сравнению с производственной сферой, о чем говорило замедленное продвижение товаров от производителей к потребителям, высокий уровень дефицита и недостаточный уровень качества обслуживания потребителей.
Однако в рассматриваемый период логистика развивалась в больше степени в теоретическом русле. Проведенные в 60-70 годы научные исследования стали первыми существенными шагами в области организации и управления производством, а также снабжения сырьем и материалами. Вопросам повышения производительности труда, эффективности производства, целесообразного размещения производительных сил уделяется значительное внимание. Данные проблемы рассматривались в таких трудах, как «Повышение производительности труда в промышленности БССР» (1960), «Экономическая эффективность капитальных вложений и новой техники в промышленности СССР» (1966), «Технический прогресс и вопросы экономики» (1969) и др.
Кроме того, получило развитие в конце 70-х годов производство складского оборудования, новых видов упаковки и тары, активно стала внедряться перевозка грузов в контейнерах, стандартизация упаковки и тары.
В Белорусском научно-исследовательском и технологическом институте автомобильного транспорта Министерства автомобильного транспорта Белорусской Советской Социалистической Республики в 70-80 годах, выполнялись исследования по оперативному планированию перевозок на автомобильном транспорте, при этом уделялось особое внимание доставке грузов в срок и сокращение запасов у клиентов. Известна система оперативного планирования производства, которая применялась на некоторых машиностроительных и авторемонтных предприятиях Белорусской Советской Социалистической Республики [5].
Все это говорит о том, что логистика стала одним из наиболее эффективных способов взаимодействия служб снабжения, производства, сбыта.
Однако, несмотря на очевидный экономический эффект, внедрению сквозного управления материальным и сопутствующими ему потоками создавалось множество препятствий, в том числе и со стороны различных министерств и ведомств. Считалось, что принципы логистики направлены на получение выгоды капиталистическими фирмами, и как следствие их применение в социалистическом обществе невозможно. По этой причине глобальное внедрение методов логистики стало возможно лишь после распада Союза Советских Социалистических Республик.
Четвертый этап развития логистики – период с 1991 года и по настоящее время. В это время логистические функции фирмы и ее партнеры объединяются в единую логистическую цепь, также увеличивается интерес к логистике. Увеличение интереса к логистике происходит в связи с повышением внимания к качеству продукции и развитием информационных технологий. Прогресс в информационных технологиях позволил обеспечить работников персональными компьютерами, а соответствующее программное обеспечение – использовать персональные компьютеры, начиная от закупки сырья и материалов и до распределения и продажи готовой продукции, для контроля всей логистической цепи. Кроме того, это способствовало осознанию того, что необходимо управлять не только материальным потоком, но и сопутствующими ему сервисным, финансовым и информационным.
Такое положение содействовало созданию учебных центров по подготовке специалистов, владеющих всеми необходимыми знаниями и умениями. Получение высшего профессионального образования в области логистики всех направлений, например, финансовая логистика, транспортная логистика и т.п. в Республике Беларусь осуществляется на базе 25 высших учебных заведений.
В транснациональных корпорациях и крупных компаниях создаются специальные отделы, полностью посвященные логистике. Организовывается сотрудничество со специалистами в данной области из Европы, Америки и Азии.
В связи с набирающим обороты развитием логистики встал вопрос о формировании национальной нормативной правовой базы. По этой причине была разработана Программа развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года.
В соответствии с данной Программой с 2011 года в действие были введены государственные стандарты СТБ 2046-2010 «Транспортно-логистический центр. Требования к техническому оснащению и транспортно-экспедиционному обслуживанию» и СТБ 2047-2010 «Логистическая деятельность. Термины и определения», разработанные Белорусским научно-исследовательским институтом транспорта «Транстехника».
Планируется, что финансирование вышеупомянутой Программы будет осуществляться за счет средств инновационных фондов республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, собственных средств организаций, средств инвесторов, включая иностранных, республиканского бюджета в пределах средств, выделяемых на содержание высших учебных заведений [6]. Так, для привлечения инвесторов установлены всяческие льготы и преференции, например, для уполномоченных экономических операторов, лиц, включенных в реестр владельцев таможенных складов и (или) реестр владельцев складов временного хранения, с 01.01.2014 предусмотрено освобождение от налога на добавленную стоимость, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию.
Также, ведутся разработки в области создания единого информационного пространства и центров автоматизированного управления. Разработка специализированного программного обеспечения ведется в соответствии с международными стандартами и рекомендациями, например, разработанные под эгидой Организации Объединенных Наций рекомендации UN/EDIFACT по упрощению процедур в торговле, транспорте и логистике.
Кроме того, были разработаны следующие нормативные правовые акты, регламентирующие реализацию соответствующих программ:
Логистика (от греч. «logistice» – счетное искусство) – наука о планировании, организации, управлении и контроле рационального процесса продвижения материального и сопутствующих ему потоков от первичного источника к потребителям, функционировании сферы обращения продукции, товаров, услуг, управлении товарными запасами, создании инфраструктуры товародвижения.
Зародившись как военная дисциплина, логистика постепенно стала развиваться в различных научных направлениях. Так, первоначально под логистикой понималось искусство управления перемещением войск как вдали, так и вблизи от неприятеля, организация их тылового обеспечения. Затем во время Второй мировой войны американские ученые стали определять логистику как новое направление об управлении материальными потоками сначала в сфере обращения, а затем и в производстве. Таким образом, постепенно логистика перестает рассматриваться исключительно как военная дисциплина и начинает развиваться как экономическая наука. Кроме того, необходимо отметить, что термином «логистика» немецкий математик Г.В. Лейбниц обозначал математическую логику.
Различными учеными выделяются разные этапы развития логистики.
Ученые на постсоветском пространстве выделяют несколько иные этапы развития логистики. Так, выделяются 4 этапа развития логистики в период с 60-х годов XX века и по настоящее время. Первоначально происходит объединение складского хозяйства с транспортом, затем, на втором этапе к интеграции склада и транспорта присоединяется планирование производства, что способствует повышению качества обслуживания покупателей благодаря своевременности выполнения заказов, а также более разумному использованию оборудование и сокращению запасов. На третьем этапе к элементам логистической цепи предыдущего этапа добавляются операции, осуществляемые с сырьем, такие как добыча и закупка сырья, доставка сырья и т.п. На последнем этапе, в настоящее время, происходит объединение логистических операций с операциями маркетинга и финансов, благодаря чему стало возможно долгосрочное планирование, согласование противоречивых целей подразделений предприятия, начинают использовать современные информационные технологии, позволяющие, например, повысить скорость прохождения материального и сопутствующего ему потоков. Кроме того, логистическая система начинает оцениваться в соответствии с международными стандартами.
Однако западные ученые выделяют такие этапы развития логистики как фрагментаризация, становление (концептуализации) логистики, формирование бизнес-логистики, развитие маркетинговой и интеграционной концепций логистики.
Развитие логистики на территории Республики Беларусь происходило в 4 этапа.