Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 22:27, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение истории и этапов развития логистики. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить историю и этапы развития логистики в целом.
2. Рассмотреть становление и развитие логистики в Республике Беларусь.
Введение 3
Глава 1. История и этапы развития логистики 4
Глава 2. История развития логистики в Республике Беларусь 9
Заключение 14
Список использованных источников 16
Содержание
В настоящее время одним из факторов, влияющих на развитие рынка, является рост конкуренции. С каждым днем она становится все напряженнее. В связи с этим производители ищут пути снижения цен. В частности, путем минимизации уже сведенных к минимуму производственных издержек.
Мировой практикой доказано, что если при производстве и продаже снизить издержки не представляется возможным, то нужно обратить внимание на путь, который проходит сырье, полуфабрикаты, материально-технические ценности, т.е. материальный поток, на движение товаров между производителем, продавцом и конечным потребителем. Управление материальными потоками всегда являлось существенной стороной хозяйственной деятельности. Однако лишь сравнительно недавно оно приобрело положение одной из наиболее важных функций экономической жизни. Основная причина — переход от рынка продавца к рынку покупателя, вызвавший необходимость гибкого реагирования производственных и торговых систем на быстро изменяющиеся приоритеты потребителя.
К наиболее действенным инструментам снижения издержек на всем пути движения материального потока относится логистика. Именно этим обусловлен сегодняшний интерес к ней.
Логистика – наука о планировании, организации, управлении и контроле рационального процесса продвижения материального и сопутствующих ему потоков от первичного источника к потребителям, функционировании сферы обращения продукции, товаров, услуг, управлении товарными запасами, создании инфраструктуры товародвижения.
Мировая практика подтверждает, что сегодня логистика в существенной мере определяет конкурентную устойчивость как государства, в том числе и определенного региона, так и отдельно взятой организации. Поэтому в данной ситуации важно разобраться, что же такое логистика, а для этого необходимо изучить ее исторические корни.
Исходя из вышеперечисленного, не возникает сомнений в актуальности рассматриваемой темы.
Объектом исследования данной работы является логистика, предметом исследования – история и этапы развития логистики.
Целью настоящей работы является изучение истории и этапов развития логистики. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
Сегодня термин «логистика», до недавнего времени известный достаточно узкому кругу специалистов, получает широкое распространение в связи с тем, что данное понятие начало использоваться в экономике.
Логистика (от греч. «logistice» – счетное искусство) – наука о планировании, организации, управлении и контроле рационального процесса продвижения материального и сопутствующих ему потоков от первичного источника к потребителям, функционировании сферы обращения продукции, товаров, услуг, управлении товарными запасами, создании инфраструктуры товародвижения.
Исторически логистика развивалась как военная дисциплина. Впервые термин был употреблен в IX веке нашей эры в трактатах по военному искусству византийского императора Льва VI (865-912 гг. н.э.). Он обозначал, в основном, четкую, слаженную работу тыла по обеспечению войск всем необходимым. Период правления императора Льва VI в Византии характеризуется, в частности, сильной армией и расцветом военного искусства. Его военные победы основывались на умелом перемещении и материально-техническом снабжении войск, которые осуществлялись с использованием правил и принципов логистики. Кроме того, в Византийской империи при дворе императора были «логистики», обязанностями которых было распределение продуктов питания. Первостепенное значение вопросам логистики придавалось и в армии Наполеона. В России в середине XIX века, в соответствии с «Военным энциклопедическим лексиконом» под логистикой понималось искусство управления перемещением войск как вдали, так и вблизи от неприятеля, организация их тылового обеспечения.
Логистический
подход широко применялся в период Второй
мировой войны, особенно американской
армией. Так, ведя боевые действия в Европе,
она целиком обеспечивалась тыловыми
подразделениями с другого континента.
Совместная и четко отлаженная работа
военной промышленности, транспорта (авиационные,
морские и сухопутные перевозки) и тыловых
служб дала после окончания войны толчок
к применению военного логистического
опыта и в мирной экономике. Первоначально
логистика определялась как новое направление
об управлении материальными потоками
сначала в сфере обращения, а затем и в
производстве. Таким образом, идеи интеграции
снабженческо-производственно-
Широко применяться в области экономики логистика стала в 60-70 гг. XX века, что было связано с научно-техническим прогрессом. Появление возможности отслеживать все этапы движения сырья и материалов, комплектующих и готовой продукции, позволило выявить огромные потери, допускаемые в традиционных схемах управления материальными потоками. Очевидное экономическое преимущество, получаемое при использовании логистики, содействовало ориентации партнеров на сотрудничество в области продвижения товаров.
В конце XX века логистическая наука выступает как экономическое направление, которое включает в себя закупочную, финансовую, складскую, транспортную, информационную логистику и т.д. Несмотря на то, что каждая из этих отраслей деятельности человека изучена в достаточной степени, новизна логистического подхода заключается в интеграции данных сфер деятельности для достижения желаемого результата с минимальными затратами времени, материальных ресурсов и финансовых средств с помощью формирования наиболее оптимального сквозного управления всеми видами потоков. То есть, логистика призвана удовлетворять запросы потребителей в максимальной степени.
Кроме уже упомянутых научно-практических направлений имеется исключительно научное направление развития логистики – математическое. Немецкий философ, математик и языковед Г.В. Лейбниц обозначал термином «логистика» математическую логику. В 1904 году данный термин был официально закреплен за математической логистикой на философской конференции в Женеве.
В настоящее время выделяют 4 этапа развития логистики.
Первый этап. 60-е годы ХХ века. Данный этап характеризуется интеграцией складского хозяйства с транспортом и координацией их использования. Если раньше транспорт и склад связывали только операции погрузки и разгрузки, то теперь они стали работать по единой технологии (тара, в которой отправляется груз, выбирается с учетом транспорта), то есть используется логистический подход при управлении материальными потоками в сфере обращения. Этот период характеризуют следующие ключевые положения:
Важнейшее преимущество этого метода заключается в том, что весь материальный поток разделен на составляющие, так как при решении специфических задач требуются определенные методы и иная подготовка специалистов [1].
Рис. 1 – Элементы первого этапа развития логистики [2]
Второй этап. Середина 80-х годов ХХ века. К взаимодействию складирования и транспортировки присоединяется планирование производства, что позволяет повысить качество обслуживания покупателей благодаря своевременности выполнения заказов, а также более разумно использовать оборудование и сократить запасы. Данный этап развития логистики характеризуется следующими положениями:
Ключевые моменты второго этапа развития логистики:
Рис. 2 – Элементы второго этапа развития логистики [2]
Третий этап. 90-е годы ХХ века. Совокупность материалопроводящих звеньев приобретает целостный характер. Ключевые моменты, характеризующие данный этап развития логистики:
Рис. 3 – Элементы третьего этапа развития логистики [2]
Четвертый этап. Настоящее время. Логистические операции объединяются с операциями маркетинга и финансов. Ключевые моменты данного этапа:
Рис. 4 – Элементы четвертого этапа развития логистики [2]
Как известно, исторически логистика развивалась как военная дисциплина. Многие выдающиеся полководцы и командующие, в том числе и представители таких княжеских родов Беларуси как Тышкевичи, Радзивиллы, Ольшанские и другие, использовали ее при ведении военных кампаний.
Так, известен взгляд на данную дисциплину князя К.И. Острожского (1460 – 1530 гг.), который достаточно отчетливо понимал зависимость, существующую между качественным и своевременным снабжением армии и ее высокой боевой готовностью.
В качестве примера использования логистического подхода можно привести сражение под Оршей 1514 года, когда армия Великого княжества Литовского под руководством К.И. Острожского разбила русское войско. Основой стратегии К.И. Острожского была отлаженная система снабжения, которая позволила собрать значительные силы, достаточное количество вооружения и запасов провианта. Кроме того, армия Великого княжества Литовского полагалась на взаимодействие всех родов войск на поле боя. Предполагалось совместное действие тяжёлой и легкой конницы, пехоты, и полевой артиллерии [3]. По этой причине было необходимо грамотно распределить имущество.
В соответствии с предложениями, внесенными К.И. Острожским, в ходе сейма 1527 года, Сигизмундом I была утверждена военно-финансовая реформа, предусматривающая изменения в системе снабжения армии. Так, создавались мобильные пункты снабжения, устанавливались ответственные за организацию данных мероприятий, определялась приоритетность поставок провианта, вооружения и иного имущества в зависимости от их значимости и установленного срока и т.п. Таким образом, это все можно рассматривать в качестве первого решения по логистике на территории Республики Беларусь.
Историю развития логистики в Республике Беларусь условно можно разделить на 4 этапа.
Первый этап пришелся на ХV век и начало ХХ века. Именно в этот период происходило формирование принципов логистики в области управления материальными потоками и снижения общих затрат. Однако, данные принципы не применялись в полной мере, а использовались лишь некоторые логистические функции, которые способствовали частичному снижению затрат.
В указанный период белорусские земли находились в составе Речи Посполитой. Во время русско-польской войны 1654-1667 годов стало понятно, что любой, даже малейший сбой в управлении цепями поставок, нарушение процесса производства оружия, перемещения финансовых ресурсов, отсутствие запасных вариантов приведет к поражению. Так, в данном случае треть белорусских земель отошла Русскому царству.