Конкурентноспособность как степень развития общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 11:47, контрольная работа

Краткое описание

Конечной целью функционирования любого экономического предприятия является удовлетворение потребностей общества. Именно на это и направлен процесс производства товаров, но улучшения удовлетворения требований покупателей и заинтересованности их в приобретении определённой продукции производителям приходится конкурировать между собой, предлагая всё самое лучшее. Но время не стоит на месте в современном мире каждых хочет реализовать свою продукцию, поэтому необходимо конкурировать - честно и открыто.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3

1. Основное понятие и сущность конкурентоспособности …………....………4

2. Факторы конкурентоспособности ………………………………..………..6

2.1 “Национальный ромб» М.Портера ……………………...……………6

2.2 Современный взгляд на факторы конкурентоспособности ……....9

3. Проблемы конкурентоспособности народного хозяйства в России .…….13

Заключение ……………………………………………………………………18

Список использованной литературы ……………….………………………..19

Вложенные файлы: 1 файл

конкурентоспособность готово.docx

— 38.59 Кб (Скачать файл)

На данный момент основная проблема, мешающая становлению условий  инновационного хозяйствования, заключается, в слабости политики государства  по поддержке воспроизводства промышленного  капитала. Сектор малых и средних  предприятий не в состоянии выйти  на позиции, сравнимые с ТНК высокоразвитых стран, и не служит базой для создания эффективных хозяйственных структур. Решение видится в создании вертикально  интегрированных структур, сопоставимых по концентрации промышленного капитала и инвестиций с ведущими ТНК мира. Секторов, в которых возможно их создание, немало - это авиастроение, электроника, приборостроение и т. д.

Одной из основных причин утраты Россией позиций на мировом и  внутреннем рынках наукоемкой продукции  стало отсутствие концептуальной государственной  политики в сфере интеллектуальной собственности и инновационной  деятельности, обвальное снижение инвестиций в науку, фактическая ликвидация отраслевой науки, разрушение связей науки  с производством. Инновационный  путь развития предполагает первоочередное решение всех вопросов, связанных  с интеллектуальной собственностью.

Низкая эффективность  национальной инновационной системы  обусловлена рядом причин: незначительностью  выделяемых ресурсов для масштабного  инновационного преобразования и развития отраслей промышленности; недостаточно эффективным расходованием бюджетных  средств и неразвитостью инновационной  инфраструктуры; слабой конкурентоспособностью большинства предприятий и неэффективностью их сбытовой системы, а также низким оплаченным покупательским спросом  на высокотехнологичную продукцию; отсутствием кадрового потенциала соответствующего уровня, имеющего навыки в области продвижения и сбыта  наукоемкой, высокотехнологичной продукции; неразвитостью фондового рынка  и неработоспособностью венчурных  схем привлечения капитала .

Правительство России заинтересовано получать налоги от промышленности, но не готово их снизить, хотя бы в инновационном  производстве. При этом бюджетное  финансирование научных разработок явно недостаточно, а сложившаяся  ситуация с кадрами и оборудованием  не позволит повысить эффективность  научных разработок даже при увеличении бюджетного финансирования.

Системный кризис может быть разрешен только при ускоренном принятии на государственном уровне нормативных  правовых актов и создании механизмов, обеспечивающих комплексное решение  проблем, связанных с вовлечением  в хозяйственный оборот прав на результаты научно-технической деятельности и  созданием системы управления этими  правами. В их число должны входить:

- проведение последовательной  государственной инновационной  политики с целью создания  целостной и эффективной национальной  инновационной системы, включающей  систему правовых, экономических  и организационных мер на федеральном,  региональном и муниципальном  уровнях, направленных на стимулирование  и повышение экономической эффективности инновационной деятельности;

- создание системы экономических  стимулов для производителей  при вовлечении в гражданско-правовой  оборот результатов интеллектуальной  деятельности и обеспечение государственной  поддержки дальнейшего развития  национальной инновационной инфраструктуры;

- устранение противоречий  в нормативных правовых актах,  касающихся учета объектов интеллектуальной  собственности в составе нематериальных  активов предприятий, гармонизация  системы бухгалтерского учета нематериальных активов организаций научно-технической сферы и действующих стандартов;

- определение порядка  распределения, закрепления и  распоряжения правами на результаты  интеллектуальной деятельности, полученными  за счет средств федерального  бюджета, создание системы правовых  норм, регламентирующих передачу  исключительных прав, и контроля за их использованием;

- обеспечение масштабного  инновационного преобразования  отраслей промышленности и создаваемых  национальных интегрированных структур  путем увеличения выделяемых  на это государственных ресурсов  в масштабах экономики всей  страны и создания системы  государственных целевых программ.

Далее, остается нерешенной проблема активизации внутренних источников развития экономики. При этом достаточно показательно, что замедление темпов наблюдается на фоне продолжающегося  повышения внешнеэкономической конъюнктуры.

Итак, акцентируясь на проблемах  развития экономики современной  России, следует подчеркнуть: нынешний экономический рост не является результатом  собственно системных трансформаций, порожден главным образом внешнеэкономической  конъюнктурой (за счет высоких цен  на энергоносители) и господством  сырьевого капитала.

В стратегии развития России на период до 2020 г. конкретно определена, что очень важно, целевая задача: увеличение производительности труда  в главных секторах экономики, и  в первую очередь высокотехнологичных. При этом в формулировке значится прямая связь с инновационной  перспективой: «Реализация инновационного сценария развития позволит нам добиться кардинального повышения производительности труда. В основных секторах российской экономики должен быть достигнут как минимум четырехкратный рост этого показателя».

Одной из основных причин утраты Россией позиций на мировом и  внутреннем рынках наукоемкой продукции  стало отсутствие концептуальной государственной  политики в сфере интеллектуальной собственности и инновационной  деятельности, обвальное снижение инвестиций в науку, фактическая ликвидация отраслевой науки, разрушение связей науки  с производством. 
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При рассмотрении факторов конкурентоспособности можно сделать  вывод, что конкурировать могу любые  предприятия, соблюдая определённые этические  и экономические нормы. Мировой  опыт лидирующих государств в международном  бизнесе позволяет выделить ключевые факторы повышения их конкурентоспособности, взаимно усиливающих друг друга:

а) скорость создания (реализации) потребительских ценностей, оборачиваемость  бизнеса и реакции на изменения спроса;

б) качество продукции (услуг) и направления (труда);

в) минимизация затрат ресурсов на создание (использование) товаров  и поддержание международной конкурентоспособности.

Международное расширение и  обострение конкуренции требует  достижения и удержания мирового уровня конкурентоспособности на новой  основе максимально ускоренного, качественного, экономического создания потребительских  ценностей. Ускорения достижения мирового уровня  конкурентоспособности напрямую связано с глубокой качественной и структурной перестройкой организации производственных и инновационных процессов, менеджмента, образовательно-поощрительной системой развития человеческих ресурсов.

Для качественного экономического роста конкурентоспособности необходимы радикальные перемены не только в  экономической политике, но и в  самой идеологии экономических  преобразований. Должна быть выработана и реализована государственная  программа роста экономики на основе ее модернизации с соответствующим  ресурсным обеспечением. При этом экономический рост должен быть непосредственно  связан с социально-экономическим развитием общества. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Международные экономические отношения. Учебник / под ред. Н.Н.Ливенцева. М., Московский гос институт международных отношений (Университет); «Российская политическая энциклопедия», 2012.- 512 с. 
 
2. Мировая экономика и международный бизнес : учебник / кол. авт; под общ. ред. д-ра экон. наук., проф. В.В.Полякова и д-ра  экон. наук., проф. Р.К.Щенина. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2011. – 656 с. 
 
3.  Мировая экономика: учебник / под ред. А.С.Булатова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2008. – 860 с. 
 
4.  Международные экономические отношения: конспект лекций : [Электронный ресурс] – М.: Конкурентоспособность, 2011. – режим доступа: http: / /www. fictionbook.ru 
 
5.  Проблемы конкурентоспособности. : [Электронный ресурс] – М.: Конкурентоспособность, 2010. – режим доступа: http:/ /www.institutiones.com         
 
6.   Конкурентоспособность в современной экономике. : [Электронный ресурс] – М.: Конкурентоспособность, 2010. – режим доступа: http://www.m-economy.ru 
 
7.  Мировая экономика: Учеб. пособие./ И.А.Спиридонов - М.: ИНФИРА – М, 2011. – 256 с.


Информация о работе Конкурентноспособность как степень развития общества