Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 12:19, контрольная работа
Планирование является общей функцией управления, входящей в кольцо управления (рис.1). Планирование логистической деятельности – это систематический процесс поиска возможностей действовать, прогнозирования последствий этих действий, разработки логистического проекта, формирования управленческих решений, конкретных мероприятий и сроков их выполнения для достижения поставленных целей в будущем.
Стратегическое, тактическое и оперативное планирование в логистике: временные интервалы, цели, задачи, модели принятия решений. 3
Задача. 20
Литература 21
Содержание
Планирование является общей функцией управления, входящей в кольцо управления (рис.1). Планирование логистической деятельности – это систематический процесс поиска возможностей действовать, прогнозирования последствий этих действий, разработки логистического проекта, формирования управленческих решений, конкретных мероприятий и сроков их выполнения для достижения поставленных целей в будущем.
Рис. 1. Кольцо управления [1]
Виды, принципы, методы планирования подробно рассматриваются в литературе по менеджменту и экономике предприятия (организации), поэтому в данном учебном пособии рассмотрим только те вопросы, которые важны для понимания специфики логистического планирования. Каждый из видов планирования по срокам и по детализации конкретизирует и создает предпосылки для выполнения планов более высокого уровня.
Все решения в зависимости от степени их значимости для организации делятся на три типа:
1. Стратегические решения – наиболее важные, задающие общее направление деятельности организации, оказывают долгосрочное влияние, требуют больших ресурсов и считаются наиболее рискованными;
2. Тактические решения
связаны с реализацией
3. Операционные
решения наиболее проработаны
и касаются видов деятельности
на ближайшее время; для их
выполнения требуются
Сравнение параметров стратегического, тактического и оперативного планирования приведено в Таблице 1. [4]
Таблица 1
Сравнение параметров стратегического, тактического и оперативного планирования
Стратегическое |
Тактическое |
Оперативное | |
Задачи планирования |
Обеспечение реализации миссии фирмы; определение программы деятельности |
Вопросы финансирования, инвестирования, сбыта, снабжения, персонала |
Обеспечение надежности повседневного функционирования |
Уровень планирования |
Уровень отрасли |
Уровень предприятия |
Уровень функциональных отделов |
Носители идей планирования |
Менеджмент высшего уровня |
Менеджмент высшего и среднего уровня |
Менеджмент среднего и низшего уровня |
Горизонт планирования |
Длительные сроки; широкий спектр альтернатив |
Средние сроки (1-5 лет) |
Короткие сроки, ограниченный спектр альтернатив |
Существует несколько типов стратегических решений.
Рис. 2. Типы стратегических решений
Миссия – заявление, в котором указываются общие цели организации в целом. Корпоративная стратегия показывает как корпорация, осуществляющая диверсифицированную деятельность, планирует реализовать свою миссию. Бизнес-стратегия свидетельствует, как каждый вид бизнеса в рамках диверсифицированной деятельности будет вносить свой вклад в корпоративную стратегию. Функциональные стратегии описывают стратегическую направленность каждой функции (в частности, логистической), реализуемой в организации. Таким образом, стратегии более высокого уровня задают цели и общую направленность организации, а функциональные стратегии показывают, как их можно реализовать.
Все долгосрочные решения, связанные с логистикой, определяют логистическую стратегию. Логистическая стратегия организации состоит из всех стратегических решений, приемов, планов и культуры, связанных с управлением цепью поставок и позволяет реализовать уже сформированную стратегию предприятия в целом. Существуют ситуации, когда уровень развития логистики на конкретном предприятии оказывает значительное влияние на формирование общей стратегии предприятия.
В идеале организации должны все делать как можно лучше с учетом низких затрат, хорошего обслуживания потребителей, быстрой доставки, гибкости, использования высоких технологий и т.д. На практике это, конечно, нереально. Поэтому приходится уравновешивать уровень предоставляемых услуг с затратами. Для этого необходимо выбрать конкретную направленность для своей логистической стратегии, что является ключевым решением. Например, одни организации делают ставку на предоставление дешевых услуг, другие – на высокую скорость доставки, третьи – на предоставление индивидуальных услуг и т. д. К основным направлениям логистических стратегий относятся следующие:
· минимизация логистических издержек;
· повышение
уровня обслуживания
· основное
внимание – временным
· основное
внимание – предоставлению
· гибкость
предлагаемой продукции
· гибкость
объема предлагаемой продукции
предполагает особое внимание
уделять оперативному
· технология
– стремление к разработке
и использованию самых
· место
расположения – стремление
К наиболее общим логистическим стратегиям относят «тощую» стратегию, динамичную стратегию и стратегию, основанную на стратегических союзах. Рассмотрим их подробнее.
«Тощая» стратегия
«Тощая» стратегия базируется на принципе управления затратами, т. е. производстве тех же или сопоставимых продуктов, что и у конкурентов, но более дешево. Цель «тощей» логистики – выполнять каждую операцию, используя меньше каждого вида ресурсов: людей, пространства, запасов, оборудования, времени и т.д. Для этого «тощая» стратегия старается отыскать способы устранения непроизводительных расходов ресурсов.
Первые попытки осуществления «тощих» операций были произведены в производственной сфере по инициативе Toyota. Использованные для этого методы привели к таким высоким результатам, что их начали использовать и в других областях деятельности предприятия и в конечном итоге возникла идея «тощего» предприятия. Известный специалист в области менеджмента Роберт Таунсенд утверждает, что «во всех организациях по крайней мере 50% ресурсов (людей, усилий, места, времени) тратится впустую». Компания Toyota выявила следующие участки в ЛЦ, где, скорее всего, могут впустую теряться ресурсы.
· Качество поставляемых ресурсов (сырья, материалов, комплектующих, деталей и т.д.) и ГП может быть слишком низким, чтобы удовлетворить запросы потребителей.
· Неправильный
уровень производства или
· Плохо отлаженный
процесс. Наличие ненужных опер
· Ожидание. Операциям приходится ожидать начала или завершения, материалам – поступления; оборудованию – производства ремонтных работ.
· Перемещение. Продуктам во время операций приходится совершать ненужные, слишком длинные или неудобные перемещения.
· Запас. Наличие
слишком большого запаса
Типичным подходом к реализации «тощей» стратегии является: подробный анализ текущих операций и последующий отказ от операций, не добавляющих ценности; устранение остановок, упрощение перемещений; использование более совершенной технологии для повышения эффективности; размещение мощностей ближе к потребителям с целью сократить транспортные расходы; поиск возможностей получить экономию на масштабах; устранение из цепи поставок ненужных звеньев.
Следует учитывать, что «тощие» операции могут не работать в слишком динамичных или неопределенных условиях. В этих случаях можно воспользоваться более гибкой стратегией, основанной на динамичности. [1]
Динамичная стратегия
Цель динамичной стратегии – обеспечить высокое качество обслуживания потребителей, оперативно реагируя на появление новых или изменение прежних условий. Выделяют два аспекта динамичности:
· скорость реагирования на внешние условия: динамичные организации внимательно и постоянно отслеживают запросы потребителей и оперативно на них реагируют;
· способность корректировать
логистические характеристики
Организации, использующие динамичную стратегию, сфокусированы на потребителях, т.е.:
· стремятся добиться
полного удовлетворения
· создают удобный доступ потребителей к своей организации;
· гибко и
оперативно реагируют на
· проектируют логистику так, чтобы она удовлетворяла запросы потребителей и даже превышала их;
· совершают послепродажные
проверки, чтобы убедиться, что
потребители остались
· заботятся о подготовке будущих сделок, всегда сохраняя контакты со своими потребителями, потенциальными покупателями и т.д.
Организации, имеющие удовлетворенных потребителей, получают важные преимущества – повторные сделки и положительные рекомендации о себе другим людям и организациям.
На первый взгляд цели и характеристики «тощих» и динамичных операций кажутся противоречивыми (табл.2). [3]
Таблица 2
Сравнительная характеристика «тощей» и динамичной логистик
Фактор |
«Тощая» логистика |
Динамическая логистика |
Цель |
Эффективные операции |
Гибкость, обеспечивающая удовлетворение спроса |
Метод |
Удаление всех непроизводительных участков |
Удовлетворение потребителей |
Ограничения |
Обслуживание потребителей |
Затраты |
Динамика изменений |
Долгосрочная стабильность |
Динамичное реагирование на изменяющиеся обстоятельства |
Параметры деятельности |
Производительность, полнота использования |
Время выполнения заказов, уровень обслуживания |
Работа |
Унифицированная, стандартизированная |
Переменная, контроль осуществляется более локально |
Управление
|
В рамках формализованных циклов планирования |
Менее структурировано и |
Но на практике никакого строгого разграничения между ними нет и организациям не обязательно выбирать только одну из логистических стратегий в ущерб другой. Например, если поставщик улучшает связь со своими заказчиками через электронный обмен данных или продает материалы через веб-сайт, то этим он одновременно сокращает издержки и улучшает качество обслуживания. По существу обе стратегии считают удовлетворение потребителей и низкие затраты доминирующими направлениями, но по-разному описывают процесс достижения цели.
Стратегические союзы
Цель стратегии формирования союзов с поставщиками и заказчиками – добиться увеличения эффективности цепи поставок, когда все ее члены работают совместно и сообща получают выгоды от долгосрочной кооперации.
Обычно причинами
К другим наиболее часто встречающимся стратегиям, в которых ставка делается на более конкретные аспекты своей деятельности, относятся следующие.
· Стратегия
дифференциации заключается в
стремлении предприятия к
· Стратегия на
основе временных параметров. В
общем случае эти стратегии
стремятся обеспечить более
· Стратегии на
основе защиты окружающей
· Стратегии повышенной производительности. Ставка делается на максимально возможное использование имеющихся ресурсов. Если «тощая» стратегия ищет способы избавиться от ненужных мощностей (помещений, транспорта и др.) и ресурсов, то данная стратегия скорее согласится оставить существующие мощности, но будет искать способы эффективного использования этих излишков (сдача в аренду, оказание новых услуг другим организациям и т.д.).