Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 12:58, курсовая работа
Бережливое производство – система организации и управления разработкой продукции, операциями, взаимоотношениями с поставщиками и клиентами, при которой продукция изготавливается в точном соответствии с запросами потребителей и с меньшим числом дефектов по сравнению с продукцией, сделанной по технологии массового производства. При этом сокращаются затраты труда, пространства, капитала и времени.
Вспомогательные цеха завода включают в себя электроцех, теплоцех, ремонтно-механический цех, внутризаводской электротранспорт, технологические поточные системы, автоматизированные системы управления, хозяйственных цех.
Органами управления «Нижнекамскшина» в соответствии с Уставом Общества являются:
– Общее собрание акционеров;
– Совет директоров;
– Единоличный исполнительный орган;
– Коллегиальный исполнительный орган – Правление.
Предприятие «Нижнекамскшина» – крупнейшее среди российских шинных заводов по производственным мощностям, объему и ассортименту выпускаемой продукции. В общем выпуске шин российскими заводами доля «Нижнекамскшина» составила – 30%. Почти треть продукции идет на комплектацию российских автозаводов.
В 2009 году лидерами производства являются – на первом месте «Нижнекамскшина», производящая 27% от общероссийского производства шин, за ним следует «Ярославский шинный завод» – 16% и «Омскшина» – 14%. Суммарная мощность отечественных шинных предприятий составляет 38,7 млн. штук шин в год.
Многопрофильность производства предприятия обеспечивается выпуском шин самого разнообразного ассортимента. Компания производит шины для различных условий: дорожные, универсальные (всесезонные), зимние, повышенной проходимости, карьерные. Выпускаемые шины предназначены для разных видов автомобильной техники и в зависимости от этого подразделяются на типы. Шинами общества комплектуются многие автомобильные заводы не только России, но и Украины [1].
Основные потребители продукции предприятия «Нижнекамскшина» представлены в таблице 2.1.1.
Таблица 2.1.1. Основные потребители продукции предприятия «Нижнекамскшина»
№ п/п |
Наименование автозавода |
Кол-во единиц, тыс. шт. |
Кол-во единиц (%) |
«АВТОВАЗ», г. Тольятти |
1400 |
61,0 | |
«Фольксваген Групп Рус», г. Калуга |
260 |
11,0 | |
«SHKODA» |
260 |
11,0 | |
«УАЗ», г. Ульяновск |
240 |
11,0 | |
«ОАГ», г. Ижевск |
140 |
6,0 | |
«АК» Богдан Мотрос», Украина |
8 |
0,0 | |
Всего |
2308 |
100 |
Из данных таблицы видно, что основная доля потребления продукции приходится на автозавод «АВТОВАЗ» – 61%; по 11% шинной продукции распределяется по заводам «Фольксваген Групп Рус», г. Калуга, «SHKODA», «УАЗ», г. Ульяновск; 6,0% на «ОАГ», г. Ижевск., незначительное потребление продукции приходится на «АК» Богдан Мотрос», Украина.
На предприятии «Нижнекамскшина» накопился огромный опыт по освоению и совершенствованию выпускаемых шин, испытанию готовой продукции. Разработка конструкций шин нового поколения и новейшей технологии позволили обеспечить высокое качество и уровень показателей готовой продукции на мировом рынке. На сегодняшний день на предприятии производится более 120 типоразмеров для всех типов автошин и сельскохозяйственной техники. С учетом возросших требований автомобилестроителей к качеству шин реконструирован легковой поток Завода массовых шин и освоена технология изготовления легковых радиальных шин на оборудовании и по лицензии фирмы «Пирелли» (Италия).
В 2001 году была продолжена реконструкция легкового потока Завода массовых шин. В соответствии с планом перспективного развития «Нижнекамскшина» закуплена лицензия на новую технологию, организовано и в 2004 году принято в эксплуатацию производство легковых радиальных шин. Финансирование проекта осуществлялось за счет средств предприятия «Татнефть».
С 1 июля 2004 года произведен ввод мощности высокоэффективных легковых радиальных шин «КАМА-EURO» – 500 тыс. штук.
Проектная мощность по производству шин предприятия на 01.01.2006 г. составила 11 900 тыс. шин в год, в том числе по Заводу массовых шин – 8 940 тыс. шин, по Заводу грузовых шин – 2 960 тыс. шин, по производству легковых радиальных шин – 500 тыс. шин.
К числу внутренних факторов «Нижнекамскшина» относятся такие как стратегическое партнерство с «Татнефть», ведь предприятие работает в его составе. Функцию снабжения сырьем в размере потребности выполняет «Татнефть-Нефтехимснаб», функцию сбыта готовой продукции – Торговый дом «Кама». По решению внеочередного общего собрания, полномочия единоличного исполнительного органа переданы управляющей компании «Татнефть-Нефтехим».
Суть бережливого производства – это ликвидация действий, которые отнимают время, но не создают ценности, а также формирование условий, при которых оставшиеся действия (процессы), создающие ценность, выстраиваются в непрерывный поток, вытягиваемый потребителем.
На сегодняшний день в Республике Татарстан более 80 предприятий различных отраслей промышленности на том или ином уровне осуществляют внедрение элементов методики «Бережливое производство».
Развитие производственной системы предприятия «Нижнекамскшина» построенной на принципах «Бережливого производства» началось в апреле 2008 года, с целью:
Работа началась с внедрения плана мероприятий по внедрению производственной системы «Бережливое производство» на 2009 год.
Условия внедрения производственной системы «Бережливое производство»:
Этапы внедрения в 2008–2009 гг.:
В 2008 году руководители предприятия «Нижнекамскшина» приняли участие в семинаре на тему «Бережливое производство» в г. Нижний Новгород. Было принято решение рассмотреть возможность адаптации «бережливого производства» к условиям предприятия. И для дальнейшего развертывания системы из числа ведущих специалистов «Нижнекамскшина» была создана рабочая группа, и утвержден план мероприятий на 2008–2009 гг.
Проведено обучение 69 специалистов «Нижнекамскшина» по производственной системе «Бережливое производство». Обучающая организация – центр приоритет г. Нижний Новгород.
Для дальнейшего изучения опыта было организовано посещение руководителями предприятия «Нижнекамскшина» предприятий-лидеров в области внедрения нового подхода в производстве, в том числе «АВТОВАЗ», «Соллерс» г. Елабуга, «КАМАЗ».
Для реализации принципа «осведомленности и вовлеченности персонала» в многотиражных газетах «Шинник» и «Чулман» была открыта постоянная рубрика, посвященная данной тематике, а в корпоративной сети создан сетевой ресурс, на котором размещаются различные обучающие материалы и актуальная информация по развитию данной производственной системы.
С 1 января 2009 года введено в действие временное положение «О стимулировании работников предприятия «Нижнекамскшина» за внесении предложений направленных на повышение эффективности производства». В рамках данного положения сформированы рабочие группы по внедрению мероприятий и работе с инициативными предложениями Общества, Завода Массовых Шин, Завода Грузовых Шин и Производства легковых радиальных шин. За 2009 год подано 550 инициативных кайдзен-предложений.
В мае 2009 г. в рамках проекта «Бережливое кольцо России» ведущие специалисты предприятия «Нижнекамскшина» посетили с экскурсией «Ярославский шинный завод». После чего была разработана цветовая кодировка напольной разметки в производственных цехах и начато ее опробование в Производстве легковых радиальных шин.
В программу обучения по рабочим специальностям включен элемент «Бережливого производства» – «5S организация рабочего места». За 12 месяцев 2009 г. обучено 3880 чел. Разработан перечень вопросов по элементам «Бережливого производства», который применяется при проведении аттестации инженерно технический работников.
С 1 сентября 2009 года в составе отдела экономического анализа создан сектор внедрения производственной системы. С 20.10.2009 г. введен в действие стандарт СТП 11.53 «Применение системы 5S при организации рабочих мест». Речь идет о комплексе мероприятий по устранению потерь, которые ведут к ошибкам, дефектам и травмам. Самой трудной составляющей 5S является, пожалуй, пятая – «совершенствуй» (стимулируй, поддерживай самодисциплину). Именно этот пункт является решающим условием успеха остальных четырех. К этому инструменту примыкает также система всеобщего ухода за оборудованием – TPM [7].
В ноябре-декабре силами сектора проведено обучение «основам бережливого производства и системы 5S» – 186 чел.
В ноябре 2009 г. руководители приняли участие в IV Российском Лин Форуме «Бережливая Россия: стратегии эффективности» г. Москва. В Цели в области качества на 2010 г. внесены цели, касающиеся «бережливого производства».
Испытанным методом, который используется в бережливом производстве предприятия «Нижнекамскшина», является составление карты потока создания ценности. Этот метод был адаптирован М. Ротером и Дж. Шуком по материалам Toyota, которая, использует схемы потока материалов и информации.
На бережливом предприятии для решения производственных проблем и улучшения процесса рабочим обязательно надо общаться друг с другом. Для осуществления улучшений крайне важно, чтобы специалисты также были рядом и могли видеть состояние всей производственной системы. В каждой ячейке, отвечающей за выпуск определенного продукта, в непосредственной близости от оборудования работает своя производственная команда, включающая лидера команды, технолога, плановика (или представителя покупателя), эксперта по ТРМ и всех рабочих данной производственной ячейки. Такие команды – сердце всей системы бережливого предприятия. Оборудование расставлено по площади ячейки таким образом, чтобы каждый в команде мог видеть все производство и оценивать его состояние одним взглядом [6].
7 видов потерь + 1 на предприятии «
Перепроизводство – это причина всех видов потерь. Влечет:
– увеличение складских помещений и рабочих склада;
– уменьшение свободных денежных средств;
– потерю качества продукции, моральный износ продукции;
– необходимость дополнительного оборудования для перегрузки;
– необходимость дополнительных поддонов, тележек, автопогрузчиков.
Избыток запасов. Хранение большого объема сырья, материалов. Накопление документов, «ждущих» принятия решения. Влечет:
– увеличение площадей для хранения и рабочей силы для перемещения;
– необходимость поиска;
– возможность повреждения;
– задержку срочных заказов;
– необходимость дополнительных поддонов, тележек, автопогрузчиков.
Ожидание (простои). Рабочие простаивают в ожидании очередной рабочей операции, материалов инструмента, деталей, простоя оборудования, переналадки, проверки качества. Влечет:
– увеличение производственного цикла;
– снижение производительности.
Транспортировка. Лишнее движение материалов, незавершенного производства на большие расстояния, деталей и готовых изделий на склад и со склада. Так же это хождение клиента «по кабинетам». Большие цепочки передачи из рук в руки документов, материалов. Влечет:
– увеличение издержек на перемещение;