Лекции по дисциплине "Управление цепями поставок"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 08:49, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Эволюция концепций управления цепями поставок (4 часа) 3
Тема 2. Потоки и процессы в цепях поставок (8 часов) 11
Тема 3. Цели и стратегические элементы управления цепями поставок (6 часа) 36
Тема 4. Оптимизация управления цепью поставок (4 часа) 50
Тема 5. Содержание SCOR модели цепи поставок (4 часа) 58
Тема 6. Экономическая эффективность цепей поставок (4 часа) 65

Вложенные файлы: 1 файл

Lektsii_UTsP.doc

— 1.23 Мб (Скачать файл)

Современные информационные технологии открыли эпоху конкуренции в режиме реального времени, создали возможность повышения оперативности и точности выполнения логистических операций и функций. С этих позиций логистичекая сеть должна строиться на основе современных информационных систем и технологий: КИС; новейших технологий управления и моделирования логистических бизнес-процессов: CALS и CASE; интернет-решений, мобильного и электронного бизнеса; электронного документооборота и EDI-технологий; WAP-протоколов беспроводной связи; систем сканирования штрих-кодов и автоматической идентификации грузов; спутниковых систем связи и навигации, позволяющих отслеживать товарно-транспортные потоки в реальном масштабе времени. Применение концепции «Логистика в реальном масштабе времени» позволяет ускорить выполнение логистических операций, уменьшить соответствующую потребность в финансовых ресурсах.

Концепция Value added logistics – «логистика добавленной стоимости» – основана на достаточно простой идее: любая логистическая операция добавляет стоимость продукту или услуге. Однако добавление стоимости еще не означает добавления ценности (полезности) с позиций потребителя. Концепция Value added logistics определяет логистический сервис как процесс создания существенных выгод, содержащих добавленную стоимость, в логистической цепи наиболее эффективным, с точки зрения потребителя, способом. Главное – определить (специфицировать) потребности клиента в логистических услугах и включить в логистический процесс только те операции/функции, которые действительно выполняются с минимальными затратами ресурсов. Ключевой вопрос: «действительно ли затраты, выделенные на оказание логистических услуг, являются обоснованными, и если да, то тем ли потребителям они адресованы?» или «как определить базовый уровень обслуживания для большинства потребителей?». Логистический сервис сверх базового уровня называют логистикой с добавленной стоимостью.

 

Контрольные вопросы:

  1. Опишите последовательность парадигм в логистике?
  2. С чем связано активное развитие парадигм логистики в конце 20 века?
  3. Охарактеризуйте особенности функциональной парадигмы логистики.
  4. Чем обусловлено возникновение ресурсной парадигмы логистики?
  5. В чем сущность концепции TCO?
  6. Перечислите и охарактеризуйте элементы общих затрат.
  7. В чем, на ваш взгляд, проблема определения общих затрат?
  8. Что такое логистическая координация? Почему она возникает именно в период главенствования ресурсной парадигмы?
  9. Перечислите предпосылки инновационной парадигмы.
  10. С чем связано возникновение концепции SCM?
  11. Что такое управление цепями поставок?
  12. Что такое цепь поставок?
  13. В чем сущность информационной концепции логистики? Какие Вам известные практические примеры ее реализации?
  14. В чем преимущество маркетинговой концепции относительно информационной?
  15. Какие новые условия бизнеса учитывает интегральная концепция логистики?
  16. Охарактеризуйте сущность и преимущества реализации концепции логистика в реальном масштабе времени.
  17. В чем специфика реализации концепции логистики с добавленной стоимостью?

 

Дополнительная  литература:

  1. Бауэрсокс Д. Дж., Клосс Д. Дж. Логистика. Интегрированная цепь поставок. - М.: Изд. ЗАО «ОЛИМП-БИЗНЕС», 2006. – С. 120-134.
  2. Логистика: Интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок / учебник: Полный курс МВА. Под ред. проф. В. И. Сергеева / В. В. Дыбская, Е. И. Зайцев, В. И. Сергеев, А. Н. Стерлигова. – М.: Изд. «Эксмо», 2008. – С. 156-188.

 

Тема 2. Потоки и процессы в цепях  поставок (8 часов)

 

1. Потоки в цепях поставок и их виды. 2. Объектный и процессный взгляд на цепь поставок. 3. Ключевые бизнес–процессы. 4. Интеграция ключевых бизнес-процессов: макро-процессы в цепи поставок. 5. Отраслевая специфика объектов и процессов в управлении цепями поставок. 6. Сетевая структура 7. Классификация цепей поставок: прямая, расширенная. 8. Фазы решений в цепи поставок: функциональный цикл физического распределения, материально-технического обеспечения, снабжения.

 

1. В процессе эволюции объекты управления в логистике менялись, так на начальном этапе это были материальные потоки, потом к сфере интересов логистики стали относить информационные и финансовые потоки, в связи с чем на сегодняшний день в логистике и управлении цепями поставок изучается два класса потоков:

– основной поток (материальный)

– сопутствующие (генерируемые материальным потоком (информаци-онный и финансовый)).

Материальный поток – это находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, к которым применяются виды логистической деятельности, связанные с физическим перемещением в пространстве (погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, сортировка, консолидация, разукрупнение и т.п.).

Параметрами материальных потоков могут быть:

  • номенклатура, ассортимент и количество (объем) продукции;
  • габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры);
  • весовые характеристики (общая масса, масса брутто, масса нетто);
  • физико-химические характеристики груза;
  • характеристики тары (упаковки);
  • условия договоров купли-продажи (передачи в собственность, поставки);
  • условия транспортировки и страхования грузов;
  • финансовые (ценовые, стоимостные) характеристики и др.

Основные и сопутствующие потоки, несмотря на явную взаимосвязь, могут иметь различные параметры.

Материальные потоки классифицируются по следующим признакам:

  1. По отношению к фокусной компании (звену) цепи поставок

– внутренние (не выходящие за пределы компании/звена);

– внешние (поступающие из внешней среды),

    • входящие;
    • выходящие.
  1. По числу ассортиментных/номенклатурных позиций

– однопродуктовые (одновидовые);

– многопродуктовые (многовидовые).

  1. По степени детерминированности параметров потока:

– детерминированные (параметры потока полностью известны);

– стохастические (хотя бы один параметр неизвестен, или является случайной величиной).

  1. По признаку непрерывности во времени:

– непрерывные (перемещение материальных ресурсов осуществляется непрерывно (потоки сырья и материалов в непрерывных производственных (технологических) процессах замкнутого цикла, потоки сырой нефти и нефтепродуктов, газа, перемещаемые с помощью трубопроводного транспорта, и др.));

– дискретные (перемещение продукции осуществляется в определенные периоды времени).

5. По характеристикам груза в процессе транспортировки или по транспортному фактору (по виду транспорта и способу транспортировки, габаритным, весовым и физико-химическим характеристикам груза, способам затаривания, условиям транспортировки и др.).

6. По интенсивности материального потока – количество объемных или массовых показателей (единиц) продукции, поступающей на вход логистической системы (звена логистической системы) в единицу времени.

Возникновение, движение и преобразование материальных потоков всегда сопряжено с затратами денежных средств и использованием финансовых ресурсов. В связи с чем возникает понятие финансовый поток.

Финансовый поток – это направленное движение финансовых ресурсов (денежных средств), связанных с материальными и/или информационными потоками в рамках логистической системы или цепи поставок в целом.

Классификация финансовых потоков:

1. по отношению к ЛС:

– внутренние (не выходящие за пределы ЛС);

– внешние (поступающие из внешней среды),

2. по направлению движения:

– входящие;

– выходящие.

3. по назначению:

– финансовые потоки закупок;

– инвестиционные финансовые потоки;

– финансовые потоки по воспроизводству рабочей силы;

– финансовые потоки производственной деятельности;

– финансовые потоки продаж.

4. по способу переноса авансированной стоимости:

– связанные с движением  основного капитала;

– связанные с движением  оборотного капитала.

5. по форме расчета:

– денежные (наличные расчеты);

    • финансовые потоки по рублевым расчетам;
    • финансовые потоки по валютным расчетам;

– информационно-финансовые (безналичные расчеты):

    • по платежным поручениям;
    • инкассо;
    • аккредитивы;
    • чеки.

6. по видам хозяйственных связей:

– горизонтальные (между  равноправными субъектами);

– вертикальные (обусловленные  иерархической структурой).

7. по уровню достаточности объема:

– избыточные;

– оптимальные;

– дефицитные.

8. по возможности регулирования в процессе управления ЛС:

– регулируемые;

– нерегулируемые.

9. по непрерывности формирования в рассматриваемом периоде:

– регулярные;

– дискретные.

Существуют следующие  основные характеристики финансового потока:

  1. объем определяется эквивалентом денежных средств, указанным в его сопровождении (документальным или информационным).
  2. направление движения потока характеризует его действие по отношению к объекту приложения финансовых ресурсов.
  3. временные характеристики определяют моменты перемещения финансов.
  4. стоимостные характеристики определяют затраты на его обслуживание.

Информация  как объект управления в логистике  трансформируется в понятие информационного потока, подчеркивающего динамику ее получения и преобразования и связь с материальным потоком или сервисом.

Информационный поток (ИП) – это поток сообщений и данных в речевой, документарной (бумажной и электронной) и другой форме, сопутствующий материальному потоку и/или процессу предоставления услуг в рассматриваемой ЛС (цепи поставок) и предназначенный для реализации управленческих функций.

Классификация информационных потоков:

1. по отношению к логистическим операциям и функциям:

  • информационные потоки складирования
  • информационные потока управления запасами
  • информационные потоки производственного процесса
  • информационные потоки транспортировки и т.д.

2. по отношению к цепи поставок (звеньями цепи поставок):

  • внутренние (циркулирующие внутри ЛС) и внешние (циркулирующие между ЛС и внешней средой);
  • горизонтальные (относящиеся к одному уровню иерархии ЛС) и вертикальные (циркулирующие от верхнего уровня логистическою менеджмента к низшему);
  • входные и выходные – по отношению к входу-выходу ЛС

3. по виду носителей информации:

– потоки на бумажных носителях,

– информационные потоки с использовании компьютерных технологий обработки информации.

4. по времени возникновения информации:

– регулярные потоки, соответствующие регламентированной во времени передаче данных;

– периодические (с жестким ограничением на время передачи);

– оперативные потоки, обеспечивающие связь в интерактивном и диалоговом режимах.

5. по назначению:

– директивные (управляющие) ИП;

– потоки нормативно-справочной сведений,

– потоки информации для учета и анализа при принятии решений;

– вспомогательные информационные потоки.

6. по уровню управления:

– информационные потоки уровня отдельного предприятия (микроуровень);

– потоки регионального, государственного или межгосударственного уровня (макроуровень), формируемые министерствами, ведомствами и ассоциациями.

7. по характеру взаимосвязи  с основным потоком:

- опережающий

- сопровождающий

- потоки обратной связи.

Эффективное управление цепями поставок диктует следующие требования к качеству информационных потоков:

– точность – отсутствие ошибок;

– полнота – наличие всей необходимой информации;

– экономность – издержки на получение и обработку информации должны быть оптимальны;

– четкость – информация должна иметь такую форму, чтобы получатель мог ее понять;

– релевантность – получаемая информация должна быть ориентирована на решение конкретных задач;

– простота – не должна быть слишком сложной;

– своевременность – информация должна быть получена в нужное время;

– достоверность – информация должна соответствовать действительности и проверяться.

2. Для анализа цепей поставок и управления ими используется метод объектной и процессной декомпозиции логистической системы. То есть разделение логистической системы на составляющие объекты.

Прежде всего, определим что такое логистическая система:

Логистическая система – это относительно устойчивая совокупность структурных подразделений компании, а также поставщиков и потребителей, логистических посредников, взаимосвязанных по основным или сопутствующим потокам и управлением для реализации стратегического плана логистики.

Существует 2 вида объектной декомпозиции логистической системы.

Рассмотрим объектную  декомпозицию (1) (рисунок 3):

 

Рисунок 3 – Объектная декомпозиция в логистике 1

 

Подсистема  ЛС – это выделенная в соответствии с организационной структурой совокупность элементов и звеньев ЛС, реализующая задачи управления комплексом логистических функций в отдельной сфере бизнеса. То есть подсистема представляет собой обособленную совокупность специфических функций, как правило, выделяют подсистемы снабжения, производства, распределения.

Информация о работе Лекции по дисциплине "Управление цепями поставок"