Логистика: сущность и область применения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 06:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение сущности логистики и области её применения.
Основными задачами является:
- Изучит теоретические аспекты логистики
- Проанализировать использование концепций логистики на современном этапе
- Дать рекомендации по совершенствованию логистической деятельности на отечественных предприятиях.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 2.85 Мб (Скачать файл)

- запасы - планирование, формирование и содержание необходимых материальных запасов

- транспортировка продукции  - выбор вида транспорта, транспортного  средства, планирование и мониторинг  доставки продукции.

- складирование и складская  обработка - выбор варианта размещения складов, управление складской переработкой, упаковка.

- информационное обеспечение  - сбор данных о движении материальных  потоков.[11]

Логистическая функция  – это укрупненная группа логистических  операций, направленных на реализацию целей логистической системы. 
К основным логистичеким функциям относят планирование материального обеспечения производственных заказов, управление запасами, управление распределением продукции. К логистическим функциям могут быть также отнесены прогнозирование, контроль, регулирование.

        Сформулируем основную задачу современной логистики. Она заключается в совершенствовании управления товародвижением, в создании интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающей высокое качество поставок. С этой задачей сопряжено решение ряда таких проблем, как: соответствие друг другу материальных и информационных потоков; контроль за материальным потоком и передача данных о нем в единый центр; определение стратегии и технологии физического перемещения товаров; разработка способов управления операциями движения товаров; установление объемов производства. Выполнить эту задачу можно с помощью решения научных проблем развития самой логистики.[21]

В соответствии с современными задачами логистики различают два  вида ее функций: оперативные и координационные.

Оперативные функции  связаны с непосредственным управлением  движением материальных ценностей  в сфере снабжения, производства и распределения. 
              К числу функций логической координации относятся: выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства; анализ рынков и прогнозирование развития потенциальных рынков.

Рассмотрим, чем вызвана  необходимость и чем обусловлена  возможность широкого применения логистики.

Необходимость применения логистики объясняется рядом причин, среди которых можно выделить две основные. Первая причина – развитие конкуренции, вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя. Вторая причина – экономический кризис 70-х гг., который наглядно показал мировому сообществу важность и необходимость внедрения логистических методов в экономическую сферу.[18]

 

 

2. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ   КОНЦЕПЦИИ ЛОГИСТИКИ  НА СОВРЕМЕННОМ  ЭТАПЕ

2.1 Анализ  развития  и современного состояния рынка  логистических услуг в странах НАФТА — как по основным компонентам логистики, так и по странам Северо-Американской зоны свободной торговли — США, Канады, Мексики.

 

 

Глава содержит характеристику развития и современного состояния  рынка логистических услуг в  странах НАФТА — как по основным компонентам логистики (транспорт и складское хозяйство), так и по странам Северо-Американской зоны свободной торговли — США, Канады, Мексики.

Логистика получила наибольшее практическое развитие на Североамериканском континенте, прежде всего, в США (рис. 1) Поэтому и общий рынок логистических услуг стран НАФТА достиг значительного развития и в 2О11 г. его общая емкость оценивалась в 1310 млрд. долл. США (тогда как в 2002 г. показатель составлял 1035 млрд. долл. США), что составляло примерно 9,9 % ВВП стран Северной Америки. Распределение затрат по видам деятельности — следующее: 809 млрд. долл. США — транспортные услуги; 446 млрд. долл. США — услуги складирования, 55 млрд. долл. США — административные расходы. При этом объем рынка логистических услуг Северной Америки, предоставляемых крупнейшими специализированными компаниями на условиях аутсорсинга, составлял в 2О11 г. около 113,6 млрд. долл. США (тогда как в 2008г. — 76,9 млрд. долл. США).[70]

 

 

Рисунок 1. Факторы роста  спроса на логистические услуги на мировом рынке

Рассмотрим подробнее  составные части (компоненты) транспортно-логистической  деятельности в странах НАФТА. Северная Америка имеет достаточно хорошо развитую транспортную систему. Представлены все современные виды транспорта, которые в полной мере обеспечивают потребности хозяйства, как на региональном, так и на мировом уровне. Общая протяженность железных дорог стран НАФТА — достигает 388,8 тыс. км (транзитные дороги США и Канада имеют протяженность 7,2 тыс. км); автодорог — 8,05 млн. км, внутренних водных путей — 9,662 тыс. км (Великие озера) и 44,826 (судоходные реки США и Канады), трубопроводов — 2,69 млн. км.[69] Транспортные услуги на рынке логистики предоставляют многочисленные специализированные перевозчики, использующие только один вид транспортных средств (железнодорожные, автомобильные, воздушные, водные и др.), перевозчики, практикующие смешанные формы перевозок и посредники (брокеры, экспедиторы и т.п.).

После 1980 г. в сфере  грузоперевозок Северной Америки четко  выделились три сегмента: перевозки с полной транзитной нормой (когда вес груза превышает 15 тыс. фунтов), перевозки меньше транзитной нормы (вес меньше 15 тыс. фунтов) и специализированные перевозки (доставка посылок и др.).[65]

С 1970-х гг. на рынке  транспортных услуг Северной Америки начали свою деятельность специализированные почтовые компании, осуществлявшие доставку посылок и мелких грузов. Сейчас это крупные компании, способные обеспечить мультимодальные перевозки. При этом в доставке тарно-штучных грузов различают стандартное (базовое) и срочное обслуживание на особых условиях. [60]

        Особые услуги по доставке  мелких грузов с 1970-х гг. начали  предоставлять несколько перевозчиков, среди которых Federal Express (Fed Ex), Roadway, Emery Worldwide и DHL. Большинство компаний, оказывающих стандартные услуги, предлагают также и специальные услуги.

 Услуги складирования.  В трех секторах рынка складских  услуг Северной Америки действуют  компании, занимающиеся дистрибуцией  и складированием, это — частные  центры распределения (дистрибьюторские центры), 3PL-провайдеры и рефрижераторные склады. Емкость североамериканского коммерческого рынка складских услуг, предоставляемых 3PL-операторами, оценивается в 32,8 млрд. долл. США чистого дохода (2010г.). Насчитывается около 900 операторов складских услуг с общим размером складских помещений 957 млн. квадратных футов (1 фут = 30,48 см). Крупнейшие 25 из них представлены в табл. 1. [48]

Таблица 1. Крупнейшие компании Северной Америки, предоставляющие  услуги складирования (упорядоченные по величине складской площади)

Ранг

Компания

Количество складов 

Общая складская площадь  в пределах Северной Америки в 2011 г. (млн. футов.кв)

Средняя площадь склада (млн. кв. футов)

Валовой доход в 2006 году (млн. долл. США)

Средний доход на 1 млн. кв. футов (млн. долл. США)

1

DHL/Exel

      573

143.0

0.25

8200

57

2

Landstar

      110

72.0

0.65

683

9

3

Total Logistics Control

83

37.0

0.45

356

10

       4

UPS SCS

    1238

35.0

0.03

7706

220

5

Caterpillar Logistics

      105

27.0

0.26

2400

89

6

UTi Worldwide

      210

20.0

0.12

3561

137

7

GENCO

85

24.8

0.29

   514

21

8

APL Logistics

      162

24.5

0.15

1310

53

9

AmeriCold Logistics

      102

23.0

0.23

   850

37

       10

Ozburn-Hessey

92

21.4

0.23

   660

31

11

Kenco

95

21.0

0.22

  300

14

12

MBX Logistics

51

20.0

0.39

    60

3

13

BAX Global

58

19.0

0.33

2899

153

14

Jacobson

95

18.5

0.19

  375

20

15

Ryder System

      184

18.3

0.10

2597

142

16

CEVA

76

17.9

0.24

1100

61

17

Nippon Express USA

      150

15.0

0.10

4000

267

18

Eagle Global Logistics

87

15.0

0.17

3200

213

19

Warehouse Specialists

47

15.0

0.32

   93

6

20

DSC Logistics

35

15.0

0.43

   200

13

21

NFI Industries

70

14.5

0.21

   718

50

22

Kuehne & Nagel NA

60

14.0

0.23

2812

201

23

Menlo Worldwide

84

13.0

0.15

1356

104

24

Penske Logistics

      135

10.5

0.03

3050

290

25

Nissin Int’l Transport USA

75

10.5

0.13

   250

25

Всего

 

   4,062

670,4

0,16

       49250

105


 

        На североамериканском рынке  логистических услуг специализированные  фирмы выполняют несколько базовых  функций: во-первых, они непосредственно  осуществляют предоставление складских  и транспортных услуг, для чего им нужны складские комплексы, терминалы и подвижной состав; во-вторых, они занимаются организацией логистического процесса в зависимости от потребностей конкретного клиента.[62]

Первые специализированные компании, которые профессионально  занимались оказанием логистических услуг в Северной Америке, появились в 1980-х гг. С тех пор объемы продаж логистических услуг неуклонно росли. Например, в 2005 г., емкость рынка выросла на 24%, по сравнению с 2004г. Суммарный объем продаж логистических услуг в Северной Америке в 2008 г. составил 76,9 млрд. долл. США, а в 2011 г., по сравнению с 2008 годом, этот показатель вырос на 32,3%, и достиг 113,6 млрд. долл. США. Наибольшую прибыль получают компании, которые не имеют реальных активов. Именно на их долю приходится значительная часть дохода, что свидетельствует об успехе этого вида бизнеса в странах НАФТА.

        На Североамериканском рынке  логистических услуг все более  распространенной становится деятельность 4РL-компаний, не обладающих материальными  активами, но координирующих деятельность ЗРL-компаний. Основными факторами, способствующими развитию североамериканского рынка 4РL-услуг, является увеличение потребности в более сложных логистических услугах, расширение спроса на профессиональные логистические знания и эффективные методы, глобализация мировой экономики и стремление заказчиков к разделению рисков (и доходов соответственно) с провайдером услуг. 4РL-услуги могут предоставлять ЗРL-компании, фирмы консалтингового и технологического профиля.[64]

 

Рассмотрим список 12 крупнейших по объему валового дохода 3PL-провайдеров, действующих на рынке логистических услуг Северной Америки, с указанием их валового и чистого дохода от логистики за 2006 г. в млн. долл. США (табл. 2).

 

Таблица 2. Крупнейшие ЗРL-провайдеры Северной Америки по величине доходов от логистики (2011 г.)

Компания

Валовой доход от логистики, млн. долл.США

Чистый доход от логистики, млн. долл. США

1

UPS Supply Chain Solutions

8,931

5,681

2

DHL & Exel Logistics (The Americas)

8, 200

6, 800

3

С. Н. Robinson Worldwide

6, 600

1, 100

4

Expeditors Int’l of Washington, Inc

4, 626

1, 283

5

UTi Worldwide Inc

3, 561

1, 224

6

EGL Eagle Global Logistics

3, 200

1, 010

7

Penske Logistics

3, 050

0, 899

8

Kuehne + Nagel Contract Logistics, North America

2,812

0,625

9

Ryder

2, 597

1, 732

10

Caterpillar Logistics Services, Inc

2, 400

1, 600

11

Schenker, Inc. (N.A.)

2, 140

0, 600

12

Schneider Dedicated Operations

1, 556

1, 556

 

Всего

49,673

24,110


 

 

 

Рассмотрим особенности  развития логистики в странах-участницах НАФТА. По данным американских специалистов по операционному менеджменту отраслевая структура экономики США выглядит следующим образом: обрабатывающая промышленность – 18 %, аграрные добывающие отрасли и строительство – 6 %, сфера услуг – 76 % (сюда относится государственно-управленческий сектор, сектор питания, риэлтерский, страховой, торговля, транспорт, медицина, ремонт и обслуживание).[61]

США. Результаты исследований, проведенных американскими специалистами, позволяют сделать вывод, что  операции связанные с логистикой, занимают в обрабатывающей промышленности от 24% до 32%, в строительстве, горнодобывающей и других отраслях — от 17 до 26 %, в сфере услуг — четвертую часть. Компании США были первыми в мире по применению логистических подходов с целью оптимизации взаимосвязей своих предприятий с партнерами по бизнесу. Так, еще в 1920-х гг. элементы современной логистической системы «Точно в срок» (JIT) применялись на заводах Форда в Детройте с полным циклом производства автомобилей.

 Современное развитие рынка логистических услуг в США несколько отличается от Европы, где логистические фирмы ищут пути развития в условиях евроинтеграции, и Азии, где государственные границы еще сильно влияют на логистические решения. После создания НАФТА образовался самый большой по территории регион мира со свободным движением товаров. Это создало хозяйственную среду, в которой компании могут без всяких ограничений выбирать оптимальные варианты размещения производственных мощностей и сбытовых зон, и, таким образом, стимулировало поиск эффективных логистических решений. По данным Совета по логистическому менеджменту более 70% крупнейших корпораций США пользуются услугами специализированных логистических фирм. Причем компании ищут единого логистического оператора, которому можно было бы доверить всю совокупность операций по поставке или сбыту определенных товаров.[70]

         Рассмотрим классификацию логистических  услуг, которую предложила Комиссия  США по международной торговле (United States International Trade Commission) (рис. 2)

 

 

Рисунок 2. Классификация  логистических услуг, предложенная Комиссией США по международной  торговле (United States International Trade Commission)

 

Расходы на логистику  в бизнес-секторе национальной экономики  США сопоставимы с расходами на здравоохранение. Они еще в 2005 г. превысили 1 трлн. долл. США, и, несмотря на снижение в 2006-2008 гг., имеют общую тенденцию к дальнейшему росту. Так 2009 г. они составили 1027 млрд. долл. США, а в 2010 г., по сравнению с 2003 г, выросли на 22,1 % и достигли 1183 млрд. долл. США (табл. 3)

Информация о работе Логистика: сущность и область применения