Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 17:08, курсовая работа
Цель: доказать, что выполнение задач закупочной логистики обеспечивает правильный выбор поставщика, а, следовательно, обеспечивает предприятию экономический эффект.
Задачи:
1) Рассмотреть сущность логистики сбыта и её роль в производстве;
2) Рассмотреть функции и задачи логистики закупок;
Введение 3
Глава 1. Закупочная логистика и её роль в организации производства 5
1.1. Сущность закупочной логистики. 5
1.2. Задачи закупочной логистики. 8
1.3. Функция снабжения на предприятии. 10
ГЛАВА 2 Решение задач закупочной логистики. 13
2.1. Задача "сделать или купить" и задача выбора поставщика в закупочной логистике 13
2.2 Задача выбора поставщика 14
2.3. Экономический размер заказа 18
ГЛАВА 3 Оптимизация управления закупками и снабжением 22
3.1 Анализ проблем и пути решения 22
3.2 Экономический эффект от правильности решения задачи «сделать или купить» 24
Заключение 27
Библиографический список 30
На практике при определении экономического размера заказа приходится учитывать большее количество факторов, чем в базовой формуле. Чаще всего это связано с особыми условиями поставок и характеристиками продукции, с которых можно получить определенную пользу, если взять во внимание такие факторы: скидки на транспортные тарифы в зависимости от объема грузоперевозок, скидки с цены продукции в зависимости от объема закупок, другие уточнения.
Транспортные тарифы и
объем грузоперевозок. Если транспортные
расходы несет покупатель, их нужно
учитывать при определении
Для принятия обоснованного решения необходимо осуществить расчет суммарных расходов – с учетом экономии транспортных расходов и без учета такой экономии – и сравнить результаты.
Пример
Осуществим расчет влияния транспортных расходов на экономический размер заказа на основе предыдущего примера с дополнительным условием, что тариф на транспортировку мелкой партии составляет 0,8 руб. за единицу груза, а тариф на транспортировку большой партии – 0,7 руб. за единицу груза, большой партией считается 120 единиц (табл. 2.5).
Таблица 2.5 Влияние транспортных расходов на экономический размер заказа.
Расчеты показывают, что второй вариант является более привлекательным.
Скидки с цены в
зависимости от объема закупок
расширяют формулу
Пример
Предприятие закупает детали по цене 50 руб. за единицу, годовая потребность в деталях составляет 2400 шт., расходы на хранение одной детали составляет 10 руб., расходы на организацию одного заказа – 80 руб.
Найдем экономический размер заказа:
Таким образом, экономический размер заказа составляет 196 деталей, а количество заказов в год – 12 (2400/196).
Учтем систему скидок (табл. 2.6).
Таблица 2.6 Система скидок, которые предоставляет поставщик
Определим суммарные годовые расходы (табл. 2.7).
Таблица 2.7 Расчет суммарных годовых расходов для разных объемов заказов
Как показывают расчеты, наилучшим будет третий вариант (объем заказа 300 ед.), который обеспечивает наименьшие годовые суммарные расходы.
В процессе подготовки данной работы были сформулированы наиболее серьезные проблемы в деятельности отдела снабжения предприятия, проанализированы возможные причины их появлений и подготовлены предложения по проведению корректирующих мероприятий:
- Использование и составление реально выполнимых по срокам планов поставки материалов;
- Согласование по заказанной номенклатуры комплектующих;
- Уточнение необходимых объемов материалов и комплектующих;
- Возможность приобретение недостающих материалов;
- Проведение постоянного контроля и учета по отпуску материалов.
Организация внутренних процессов :
- своевременная оплата счетов за полученную продукцию;
- своевременная информация по текущему состоянию складских остатков;
- планирование закупок по срокам работы;
- планирование заказов материалов и транспорта для их перевозки.
Финансы:
- Составление общей ведомости заказов на все объекты
- Предъявление исков и штрафных санкции поставщикам за срывы сроков плановых работ;
- Вовлечение неликвидов на складе в хозяйственную деятельность предприятий, проведение необходимого ремонта и проверок данного материала.
Ресурсы:
- Планировать равномерность использования складских помещений в зависимости от времени года;
- уменьшение неликвидной продукции на складах основных и вспомогательных материалов;
- пересмотреть места хранения в зависимости от правил хранения данных материалов
После проведения данных мероприятий необходимо проверить эффективность корректирующих мер в работе по качеству снабжения и выполнению работ данного предприятия.
Для последующей оценки результативности и эффективности проводимых мероприятий были намечены следующие целевые показатели (табл.3.1).
Данные показатели были согласованы с руководством предприятия, начальниками служб и отделов. Дополнительно были разработаны мероприятия по сбору необходимой статистической информации и выделены для этой цели сотрудники, ответственные за её сбор, обработку и хранение. Был регламентирован порядок предоставления отчетной документации.
Таблица 3.1 Целевые показатели
По итогам 2009 года было отмечено, что количество внутренних претензий удалось сократить на 73%, количество внешних претензий удалось сократить на 83%. Также потери материалов на складе были сокращены на 63%. По другим показателям были достигнуты запланированные значения.
Полученные результаты подчеркивают правильность и своевременность выбранной предприятием политики в области качества.
Предвидение, удовлетворение и выполнение требований, запросов и ожиданий потребителей - наивысшая и неизменная цель. Завоевать и постоянно повышать ценность выпускаемой продукции и оказываемых услуг для потребителя и повышать его удовлетворенность посредством завоевания лидирующих позиций в своем бизнесе, постоянного улучшения, развития персонала и социальной ответственности организации.
Используя примеры с главы 2 можно рассчитать оценку эффективности закупок при решении вышеизложенных задач.
Таблица 3.2 Расчет размера прибыли при собственном производстве всех компонентов.
Таблица 3.3 Расчет размера прибыли при комбинированном варианте (закупка и собственное производство)
Таким образом, приведенные расчеты показали, что при использовании комбинированного варианта фирма сможет получить прибыль в размере 4,9 тыс. руб., что на 100 руб. больше самостоятельного производства всех компонентов.
Несмотря на важность учета расходов при решении «задачи МОВ» практические расчеты при решении данного типа задач усложняются тем, что необходимо учитывать влияние большого количества факторов, значения которых в заданном временном интервале могут значительно колебаться. Рассмотрим эти факторы [3]:
а) в сфере сбыта – ассортиментная политика, транспарентность рынка, конкуренция, соблюдение сроков поставок, изменение рыночной ситуации;
б) в сфере производства – ноу-хау, сохранение рабочих мест, уровень мощностей, классификация персонала, узкие места в производстве, инвестиционные риски, законодательные ограничения, качество продукции, зависимость от изменения размеров заработной платы, гибкость.
Из-за неполного или неправильного учета факторов влияния окончательное решение может быть неправильным, что приведет к соответствующим последствиям.
Так как решение о собственном производстве или поставках со стороны имеет комплексный характер, нужно тщательно взвесить возможные альтернативы.
Специалисты высказывают диаметрально противоположные рекомендации, как за максимальную вертикальную интеграцию, т.е. производство всех комплектующих изделий собственными усилиями, так и против нее. Высокая степень вертикальной интеграции снижает зависимость предприятия от колебания рыночной конъюнктуры, но может привести к росту себестоимости продукции и снижению ее качества. Вместе с тем закупка большей части комплектующих изделий со стороны ставит предприятие в чрезмерную зависимость от колебаний конъюнктуры и приводит к потере имиджа.
Таким образом, решение о собственном производстве или поставках со стороны зависит не только от расходов. Решение в пользу закупок комплектующих и соответственно против собственного производства может принято, если:
– потребность в комплектующем изделии небольшая;
– существует большая гибкость в выборе возможных источников снабжения и изделий-заменителей;
– отсутствуют необходимые для производства комплектующих мощности;
– отсутствует административный или технический опты для изготовления необходимых изделий.
Решение в пользу собственного производства принимается тогда, когда:
– потребность в комплектующих изделиях стабильная и достаточно большая;
– существующие поставщики не могут обеспечить необходимые стандарты качества изделий;
– необходимо хранить коммерческую тайну в области технологии производства;
– производственные мощности
позволяют производить
В данной работе я рассмотрел влияние организации процесса снабжения на функционирование предприятия.
В первой главе я охарактеризовал закупочную логистику и пришел к выводу, что закупочная логистика — это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами, а также, что отношения с поставщиками должны строиться на следующих принципах: обращаться с поставщиками так же, как и с клиентами фирмы, не забывать на деле демонстрировать общность интересов, знакомить поставщика со своими задачами и быть в курсе его деловых операций, проявлять готовность помочь в случае возникновения проблем у поставщика, соблюдать принятые на себя обязательства и учитывать в деловой практике интересы поставщика.
Далее я рассмотрел круг вопросов закупочной логистики, определяющих состав решаемых в данной функциональной области задач и характер выполняемых работ и рассмотрел задачи и работы, относящиеся к закупочной логистике, а именно: определение потребности в материальных ресурсах, исследование рынка закупок, выбор поставщиков, осуществление закупок, контроль поставок, подготовка бюджета закупок, координация и системная взаимосвязь закупок с производством, сбытом, складированием и транспортированием, а также с поставщиками.
Функция снабжения на предприятии может реализовываться двумя способами:
В главе 2 я рассмотрел решение трех задач закупочной логистики.
Задача “сделать или купить” сводится к принятию одного из двух альтернативных решений:
♦ самостоятельно формировать ассортимент, закупая товарные ресурсы непосредственно у изготовителя;
♦ закупать товарные ресурсы у посредника, который специализируется на разукрупнении производственных партий, формировании широкого ассортимента и поставках его потребителям в скомплектованном виде.
Далее был рассмотрен пример решения задачи выбора поставщика как при помощи рейтинга, так и при помощи АВС-анализа, на основе которых можно сделать вывод о преимуществе работы с определенными поставщиками для данного предприятия.
Затем я рассмотрел такое понятие, как экономический размер заказа и пришел к выводу, что транспортные расходы оказывают на него существенное влияние.
В главе 3 я постарался проанализировать проблемы, существующие в логистике закупок и предложить пути решения . Были подготовлены предложения по проведению нескольких корректирующих мероприятий. На примере было отмечено, что их выполнение приводит к сокращению внутренних претензий, внешних претензий, а также к сокращению потерь материалов на складе.
Данные мероприятия необходимы для проверки и повышения эффективности корректирующих мер в работе по качеству снабжения и выполнению работ данного предприятия.
Далее я рассчитал оценку
эффективности закупок при