Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 14:04, реферат
Как и для многих других основных понятий логистики, устоявшегося определения логистической системы нет.
Наиболее распространенное в отечественной литературе определение гласит: «Логистическая система – это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические операции и функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой».
Элементы (звенья) логистической системы в определенной упорядоченности составляют логистическую цепь (цепь поставок).
Эти понятия четко не разграничены,
а иногда термины «логистическая
система», «логистическая сеть», «логистическая
цепь» и «цепь поставок»
В словаре АNNЕX цепь поставок определяется как «объединение всех видов бизнес-процессов (проектирование, производство, продажи, сервис, закупки, дистрибьюция, управление ресурсами, поддерживающие функции), необходимых для удовлетворения спроса на продукцию или сервис – от начального момента получения исходного сырья или информации до доставки конечному потребителю.
В этом определении цепь поставок трактуется как интеграция основных логистических функций от начала зарождения информации или сервиса в соответствии с требованиями конечных потребителей.
В терминологическом словаре АРIСS приводятся две трактовки цепи поставок:
– процесс от приобретения готовой продукции, связанный компаниями: поставщик – потребитель;
– функции внутри и вне компании, необходимые в цепи добавленной стоимости для поставки продукции и сервиса потребителя.
Как видно из приведенных
выше определений, акцент при рассмотрении
логистической цепи (цепи поставок)
в качестве объекта исследования
или управления сделан на том, что
цепь – это взаимосвязанная
В терминологическом словаре А. Н. Родникова указывается: логистическая цепь – это линейно-упорядоченное множество физических и/или юридических лиц (поставщиков, посредников, перевозчиков и др.), непосредственно участвовавших в доведении конкретной партии продукции до потребителя.
Другие отечественные
исследователи в области
В связи с этим логистические
цепи обычно проектируют внутри самостоятельной
функциональной области логистики.
При этом логистическая цепь в
области снабжения связывает
отдельного поставщика с центральной
компанией; в области производства
– могут рассматриваться как
набор внутрипроизводственных звеньев
логистической системы, проводящих
потоки материальных ресурсов и готовой
продукции до складов готовой
продукции предприятия-
При этом для любой функциональной области логистики исходным параметром формирования логистической цепи является заказ потребителя.
В логистической цепи, т. е. цепи, по которой проходят товарный и информационный потоки от поставщика до потребителя, выделяются такие главные звенья, как закупка и поставка материалов, сырья и полуфабрикатов; хранение продукции и сырья; производство товаров; распределение, включая отправку товаров со склада готовой продукции; потребление готовой продукции. Каждое звено логистической цепи включает свои элементы, которые в совокупности образуют материальную основу логистики: транспортные средства и их обустройство, складское хозяйство, средства связи и управления. Логистическая система охватывает и кадры, т. е. тех работников, которые выполняют все последовательные операции и осуществляют руководство системой в целом.
Формирование логистической
цепи может осуществляться целенаправленно
путем юридического слияния и
поглощения фирм. Формирование такой
цепи может происходить также
путем добровольного
Логистические цепи стремятся
создавать с соблюдением
Информационные связи
между отдельными элементами логистической
цепи реализуются с помощью
Построение и исследование
логистических цепей, сформированных
по информационным и финансовым потокам,
имеет большое практическое значение,
так как движение материальных ресурсов
и готовой продукции
Исходя из потребностей управления логистические системы можно классифицировать по следующим признакам:
– объект управления;
– отраслевая специализация компании;
– сектор (платформа) бизнеса;
– уровень бизнеса (концентрация капитала и мощности фирмы).
Логистические системы делятся на две большие группы: микрологистические и макрологистические системы.
Микрологистические системы.
Относятся, как правило, к определенной
организации бизнеса, например к
фирме-производителю товара (ассортимента
товаров), и предназначены для
управления и оптимизации материальных
и связанных с ними потоков (информационных,
финансовых) в процессе производства
или снабжения и сбыта. Соответственно
различают внутренние (внутрипроизводственные),
внешние и интегрированные
Внутрипроизводственные
логистические системы
Микрологистические
Внешние логистические системы
решают задачи, связанные с управлением
и оптимизацией материальных и сопутствующих
потоков от их источников к пунктам
назначения (конечного личного или
производственного потребления) вне
производственного
Типичными задачами внешних
логистических систем являются рациональная
организация движения материальных
ресурсов и готовой продукции
в товаропроводящих сетях, оптимизация
затрат, связанных с логистическими
операциями отдельных звеньев
Логистические структуры, состоящие
из звеньев логистической системы,
выполняющих различные
Выделение базисных и ключевых
логистических функций привело
к появлению внешних
Иногда внутрипроизводственные
и внешние логистические
Звенья логистической
системы могут быть как внутрифирменными
подразделениями (транспортными, производственными,
складскими, грузоперерабатывающими и
т. п.), так и привлеченными
Кроме прямых материальных потоков ресурсов и готовой продукции, на схеме показаны возвратные материальные потоки (ВМП), образуемые в товаропроводящих сетях сбыта (дистрибуции) и снабжения возвращаемой готовой продукцией, тарой, возвратными (вторичными) материальными ресурсами и отходами.
Макрологистическая система.
Назначением данной системы не является
извлечение прибыли или достижение
каких-либо других корпоративных целей
организации бизнеса, создаваемой
на уровне территориального или административно-
По признаку административно-
По объектно-функциональному признаку могут быть выделены макрологистические системы для группы предприятий одной или нескольких отраслей: ведомственные, отраслевые, межведомственные (межотраслевые), торговые, военные, институциональные и т. п. В западной практике часто используется понятие «глобальных макрологистических систем», к которым относят государственные (транснациональные) системы, формируемые на уровне страны в целом, межгосударственные (международные) системы, охватывающие несколько стран, и трансконтинентальные системы, создаваемые в пределах нескольких континентов.
Цели создания макрологистических
систем могут в значительной степени
отличаться от целей и критериев
построения микрологистических систем.
Для фирмы в качестве критериев
оптимизации ее функционирования могут
применяться, например, такие критерии,
как минимум общих
В большинстве случаев
критерий минимума общих логистических
издержек используется и при построении
макрологистических систем. Однако чаще
пользуются системными критериями, отвечающими
экологическим, социальным, военным, политическим
и другим целями. Например, для улучшения
экологической обстановки в регионе
может быть создана макрологистическая
система оптимизации
В макрологистических системах
могут решаться такие задачи, как
формирование межотраслевых материальных
балансов; выбор видов и форм снабжения
и сбыта продукции, ориентированных
на определенные группы потребителей
и производителей; размещение на заданной
территории складских комплексов общего
пользования, грузовых терминалов, диспетчерских
(логистических) центров; выбор вида транспорта
и транспортных средств; организация транспортировки
и координация работы различных видов
транспорта в транспортных узлах; оптимизация
административно-