Логистические системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 14:04, реферат

Краткое описание

Как и для многих других основных понятий логистики, устоявшегося определения логистической системы нет.
Наиболее распространенное в отечественной литературе определение гласит: «Логистическая система – это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические операции и функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой».

Вложенные файлы: 1 файл

логистика полное.docx

— 35.75 Кб (Скачать файл)

Элементы (звенья) логистической  системы в определенной упорядоченности  составляют логистическую цепь (цепь поставок).

Эти понятия четко не разграничены, а иногда термины «логистическая система», «логистическая сеть», «логистическая цепь» и «цепь поставок» применяются  как синонимы, особенно в зарубежной логистической практике.

В словаре АNNЕX цепь поставок определяется как «объединение всех видов бизнес-процессов (проектирование, производство, продажи, сервис, закупки, дистрибьюция, управление ресурсами, поддерживающие функции), необходимых для удовлетворения спроса на продукцию или сервис –  от начального момента получения  исходного сырья или информации до доставки конечному потребителю.

В этом определении цепь поставок трактуется как интеграция основных логистических функций от начала зарождения информации или сервиса  в соответствии с требованиями конечных потребителей.

В терминологическом словаре  АРIСS приводятся две трактовки цепи поставок:

– процесс от приобретения готовой продукции, связанный компаниями: поставщик – потребитель;

– функции внутри и вне  компании, необходимые в цепи добавленной  стоимости для поставки продукции и сервиса потребителя.

Как видно из приведенных  выше определений, акцент при рассмотрении логистической цепи (цепи поставок) в качестве объекта исследования или управления сделан на том, что  цепь – это взаимосвязанная последовательность пар звеньев (подразделений компании и/или ее логистических партнеров) – «поставщик – потребитель», по которой товар доставляется конечному  потребителю, организованная таким  образом, чтобы выполнялась заданная цель. При этом не накладывается  никаких условий на линейную упорядоченность  звеньев логистической цепи.

В терминологическом словаре  А. Н. Родникова указывается: логистическая  цепь – это линейно-упорядоченное  множество физических и/или юридических  лиц (поставщиков, посредников, перевозчиков и др.), непосредственно участвовавших  в доведении конкретной партии продукции  до потребителя.

Другие отечественные  исследователи в области логистики  дают следующее определение: логистическая  цепь – это множество звеньев  логистической системы, упорядоченное  по основному и/или сопутствующему потоку в соответствии с параметрами  заказа конечного потребителя внутри функциональной области логистики  или логистического канала.

В связи с этим логистические  цепи обычно проектируют внутри самостоятельной  функциональной области логистики. При этом логистическая цепь в  области снабжения связывает  отдельного поставщика с центральной  компанией; в области производства – могут рассматриваться как  набор внутрипроизводственных звеньев  логистической системы, проводящих потоки материальных ресурсов и готовой  продукции до складов готовой  продукции предприятия-изготовителя; в области распределения –  связывает производителя/поставщика готовой продукции с конечной точкой продаж.

При этом для любой функциональной области логистики исходным параметром формирования логистической цепи является заказ потребителя.

В логистической цепи, т. е. цепи, по которой проходят товарный и информационный потоки от поставщика до потребителя, выделяются такие главные  звенья, как закупка и поставка материалов, сырья и полуфабрикатов; хранение продукции и сырья; производство товаров; распределение, включая отправку товаров со склада готовой продукции; потребление готовой продукции. Каждое звено логистической цепи включает свои элементы, которые в  совокупности образуют материальную основу логистики: транспортные средства и  их обустройство, складское хозяйство, средства связи и управления. Логистическая  система охватывает и кадры, т. е. тех работников, которые выполняют  все последовательные операции и  осуществляют руководство системой в целом.

Формирование логистической  цепи может осуществляться целенаправленно  путем юридического слияния и  поглощения фирм. Формирование такой  цепи может происходить также  путем добровольного сотрудничества различных служб, подразделений  и фирм, что соответствующим образом  юридически и организационно оформляется.

Логистические цепи стремятся  создавать с соблюдением модульного принципа в управлении. При этом учитываются два, казалось бы, взаимоисключающих  принципа: сотрудничества и кооперации, с одной стороны, и конкуренции  – с другой. Здесь возникает  возможность использовать свободные  ресурсы участников логистической  цепи для того, чтобы сглаживать колебания условий внешней среды. Гибкость образующейся логистической  цепи позволяет специальными разовыми поставками (через созданную при этом сеть каналов распределения и транспортировки) сглаживать пики потребления. Неизбежные риски при этом существенно снижаются.

Информационные связи  между отдельными элементами логистической  цепи реализуются с помощью совокупности современных средств обработки  и передачи информации. Обычно это  компьютеризированные системы сбора  и обработки информации. Для их построения используют локальные вычислительные сети, в которых обеспечиваются сквозная передача и обработка информации и двусторонний выход на внешние  сети.

Построение и исследование логистических цепей, сформированных по информационным и финансовым потокам, имеет большое практическое значение, так как движение материальных ресурсов и готовой продукции несинхронно, т. е. не совпадает с относящимися к ним потоками информации и денежных средств. Например, информация о том, что товар отгружен и находится  в пути, приходит покупателю раньше самого товара. Момент купли-продажи  товаров и логистических услуг  обычно оторван от момента получения  товара или услуги (например, при  предоплате). Кроме несовпадения по времени, исследуемые потоки оторваны и отделены в пространстве. Проблемы, возникающие из-за неизоморфности потоков, значительно осложняют принятие эффективных логистических решений  и требуют постоянного внимания.

 

Исходя из потребностей управления логистические системы можно  классифицировать по следующим признакам:

– объект управления;

– отраслевая специализация  компании;

– сектор (платформа) бизнеса;

– уровень бизнеса (концентрация капитала и мощности фирмы).

Логистические системы делятся  на две большие группы: микрологистические и макрологистические системы.

Микрологистические системы. Относятся, как правило, к определенной организации бизнеса, например к  фирме-производителю товара (ассортимента товаров), и предназначены для  управления и оптимизации материальных и связанных с ними потоков (информационных, финансовых) в процессе производства или снабжения и сбыта. Соответственно различают внутренние (внутрипроизводственные), внешние и интегрированные микрологистические системы.

Внутрипроизводственные  логистические системы оптимизируют управление материальными потоками в пределах технологического цикла  производства продукции. Если задана программа  выпуска готовой продукции (производственное расписание), то основными задачами внутрипроизводственной логистической  системы являются: эффективное использование  материальных ресурсов, уменьшение запасов  материальных ресурсов и незавершенного производства, ускорение оборачиваемости  оборотного капитала фирмы, уменьшение длительности производственного периода, контроль и управление уровнем запасов  материальных ресурсов, незавершенного производства и готовой продукции  в складской системе фирмы-производителя, оптимизация работы технологического (промышленного) транспорта. Критериями оптимизации функционирования внутрипроизводственных логистических систем обычно являются минимальная себестоимость продукции и минимальная длительность производственного периода при обеспечении заданного уровня качества готовой продукции.

Микрологистические внутрипроизводственные системы могут быть детализированы до производственного (структурного) подразделения  предприятия, например, цеха, участка  или отдельного рабочего места. Однако в дальнейшем будут рассмотрены  подобные логистические системы  только на уровне всего предприятия-изготовителя продукции.

Внешние логистические системы  решают задачи, связанные с управлением  и оптимизацией материальных и сопутствующих  потоков от их источников к пунктам  назначения (конечного личного или  производственного потребления) вне  производственного технологического цикла. Таким образом, звеньями внешних  логистических систем являются элементы снабженческих и распределительных  сетей, выполняющие те или иные логистические  операции по обеспечению движения потоков  от поставщиков материальных ресурсов к производственным подразделениям фирмы-производителя и от ее складов  готовой продукции к потребителям.

Типичными задачами внешних  логистических систем являются рациональная организация движения материальных ресурсов и готовой продукции  в товаропроводящих сетях, оптимизация  затрат, связанных с логистическими операциями отдельных звеньев логистической  системы, и общих затрат, сокращение времени доставки материальных ресурсов, готовой продукции и времени  выполнения заказов потребителей, управление запасами материальных ресурсов и готовой  продукции, обеспечение высокого уровня качества сервиса.

Логистические структуры, состоящие  из звеньев логистической системы, выполняющих различные логистические  операции и функции по транспортировке, складированию, хранению, грузопе-реработке, вместе с товаропроводящей сетью  поставщиков (или ее частями) составляют внешнюю логистическую систему, часто называемую логистической  системой снабжения (закупок) фирмы-производителя. Важными задачами логистического менеджмента  в такой логистической системе  являются координация логистических  функций и согласование целей  с поставщиками и посредниками.

Выделение базисных и ключевых логистических функций привело  к появлению внешних логистических  систем физического распределения (дистрибуции), снабжения (закупок) и  др. Соответственно в западной и  отечественной экономической литературе были предприняты попытки исследования подобных систем и их задач в рамках закупочной, распределительной, сбытовой логистики. Однако в полной мере концепция  бизнес-логистики в современном  понимании была реализована при  появлении интегрированных логистических  систем.

Иногда внутрипроизводственные и внешние логистические системы  рассматривают как подсистемы интегрированной  логистической системы. Базисные логистические  функции (снабжение, производство, сбыт) реализуются в зависимости от поставленных перед логистической  системой целей и критериев оптимизации  путем создания специальной организационно-функциональной структуры, которая включает высший логистический менеджмент, осуществляющий координацию и интегрированное  управление материальными (финансовыми, информационными) потоками, и множество  звеньев логистической системы.

Звенья логистической  системы могут быть как внутрифирменными подразделениями (транспортными, производственными, складскими, грузоперерабатывающими и  т. п.), так и привлеченными предприятиями, организациями и учреждениями (логистическими посредниками), выполняющими те или  иные логистические операции и функции.

Кроме прямых материальных потоков  ресурсов и готовой продукции, на схеме показаны возвратные материальные потоки (ВМП), образуемые в товаропроводящих сетях сбыта (дистрибуции) и снабжения  возвращаемой готовой продукцией, тарой, возвратными (вторичными) материальными  ресурсами и отходами.

Макрологистическая система. Назначением данной системы не является извлечение прибыли или достижение каких-либо других корпоративных целей  организации бизнеса, создаваемой  на уровне территориального или административно-территориального образования для решения социально-экономических, экологических, военных и других задач подобного рода. Макрологистические системы могут быть классифицированы по нескольким признакам.

По признаку административно-территориального деления страны различают следующие  виды логистических систем: районные, межрайонные, городские, областные  и краевые, региональные, межрегиональные, республиканские, межреспубликанские.

По объектно-функциональному  признаку могут быть выделены макрологистические системы для группы предприятий  одной или нескольких отраслей: ведомственные, отраслевые, межведомственные (межотраслевые), торговые, военные, институциональные  и т. п. В западной практике часто  используется понятие «глобальных  макрологистических систем», к которым  относят государственные (транснациональные) системы, формируемые на уровне страны в целом, межгосударственные (международные) системы, охватывающие несколько стран, и трансконтинентальные системы, создаваемые  в пределах нескольких континентов.

Цели создания макрологистических систем могут в значительной степени  отличаться от целей и критериев  построения микрологистических систем. Для фирмы в качестве критериев  оптимизации ее функционирования могут  применяться, например, такие критерии, как минимум общих логистических  издержек, максимальный объем продаж готовой продукции (или прибыли), завоевание максимальной доли рынка, удержание  позиций на рынке сбыта, максимальная величина курсовой стоимости акций  и т. п. Обязательным условием при  этом является наиболее полное удовлетворение запросов потребителей по качеству продукции, срокам выполнения заказов, уровню логистического сервиса.

В большинстве случаев  критерий минимума общих логистических  издержек используется и при построении макрологистических систем. Однако чаще пользуются системными критериями, отвечающими  экологическим, социальным, военным, политическим и другим целями. Например, для улучшения  экологической обстановки в регионе  может быть создана макрологистическая система оптимизации транспортных (грузовых) региональных потоков, решающая задачи оптимизации маршрутов, развязывания транспортных потоков, переключения перевозок  с одного вида транспорта на другой и т. д.

В макрологистических системах могут решаться такие задачи, как  формирование межотраслевых материальных балансов; выбор видов и форм снабжения  и сбыта продукции, ориентированных  на определенные группы потребителей и производителей; размещение на заданной территории складских комплексов общего пользования, грузовых терминалов, диспетчерских (логистических) центров; выбор вида транспорта и транспортных средств; организация транспортировки и координация работы различных видов транспорта в транспортных узлах; оптимизация административно-территориальных распределительных систем для многоассортиментных материальных потоков и т. п.

Информация о работе Логистические системы