Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 16:48, контрольная работа
Продвижение материальных потоков осуществляется квалифицированным персоналом с помощью разнообразной техники: транспортные средства, погрузочно-разгрузочные машины и т.д.
Функциональная подсистема состоит из совокупности решаемых задач, сгруппированных по признаку общности цели. Обеспечивающая подсистема, в свою очередь, включает в себя следующие элементы:
- техническое обеспечение,
т.е. совокупность технических
средств, обеспечивающих
- информационное обеспечение,
которое включает в себя
- математическое обеспечение,
т.е. совокупность методов
Организация связей между
элементами в информационных системах
логистики может существенно
отличаться от организации традиционных
информационных систем. Это обусловлено
тем, что логистические
Таким образом, определение информационной системы можно сформулировать следующим образом: информационная система – это определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных средств вычислительной техники, различных справочников и необходимых средств программирования, обеспечивающая решение тех или иныхфункциональных задач (в логистике – задача по управлению материальными потоками).(3)
1.3 Виды информационных систем в логистике
Информационные системы в логистике могут создаваться с целью управления материальными потоками на уровне отдельного предприятия, а могут способствовать организации логистических процессов на территории региона, страны и даже группы стран (табл. 1).
Табл. 1 Виды информационных систем, применяемых в логистике
Информационные системы
Информационные системы на микроуровне (отдельное предприятие)
Информационные системы на макроуровне (регион, страна, группа стран)
Плановые
Диспозитивные
Исполнительные
На уровне отдельного предприятия информационные системы, в свою очередь, подразделяются на три группы:
- плановые;
- диспозитивные (или
- исполнительные (или оперативные).
Логистические информационные
системы, входящие в разрядные группы,
отличаются как функциональными, так
и обеспечивающими
Плановые информационные
системы. Эти системы создаются
на административном уровне управления
и служат для принятия долгосрочных
решений стратегического
Дизпозитивные информационные системы. Эти системы создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логических систем. Здесь могут решаться следующие задачи: детальное управление запасами (местами складирования); распоряжение внутрискладским (или внутризавоским) транспортом; отбор грузов по заказам и их комплектование; учет отправляемых грузов другие задачи.
Исполнительные информационные системы. Создаются на уровне административного или оперативного управления. Обработка информации в этих системах производится в темпе, определяемом скоростью ее поступления в ЭВМ. Это так называемый режим работы в реальном масштабе времени, который позволяет получать необходимую информацию о движении грузов в текущей момент времени и своевременно выдавать соответствующие административные и управляющие воздействия на объект управления. Этими системами могут решаться разнообразные задачи связанные с контролем материальных потоков, оперативным управлением обслуживания производства, управлением помещениями и т.п.
Выше рассмотрены особенности информационных систем различных видов в разрезе их функциональных подсистем. Но, как уже отмечалось, различия имеются и в обеспечивающих подсистемах. Рассмотрим более подробно на характерных особенностях программного обеспечения планов, диспозитивных и исполнительных информационных системах.
Создание многоуровневых автоматизированных систем управления материальными потоками связано со значительными затратами, в основном в области разработки программного обеспечении, которое, с одной стороны, должно обеспечить многофункциональность системы, а с другой – высокую степень ее интеграции. В связи с этим при создании автоматизированных систем управления в сфери логистики должна исследоваться возможность использования сравнительно недорогого стандартного программного обеспечения с его адаптацией к местным условиям.
В настоящее время создаются достаточно совршенные пакеты программ. Однако применимы они не во всех видах информационных систем. Это зависит от уровня стандартизации решаемых при управлении материальными потоками задач.
Наиболее высок уровень
стандартизации при решении задач
в плановых информационных системах,
что позволяет с наименьшими
трудностями адаптировать здесь
стандартное программное
В диспозитивных информационных системах возможность приспособить стандартный пакет программ ниже, это вызвано рядом причин, на пример:
- производственный процесс
на предприятиях складывается
исторически и трудно
- структура обрабатываемых
данных существенно
В исполнительных информационных системах на оперативном уровне управления индивидуальное программное обеспечение принимают наиболее часто.
1.4 Принципы построения
логистических информационных
В соответствии с принципами
системного подхода любая система
сначала должна исследоваться во
взаимоотношении с внешней
С позиций системного подхода в процессах логистики выделяют три уровня. (рис.3)
Рис. 3. Уровни в процессах логистики с позиций системного подхода.
Первый уровень – рабочее место, на котором осуществляется логистическая операция с материальным потоком, т.е. передвигается, разгружается, упаковывается и т.п. грузовая единица, деталь или любой другой элемент материального потока.
Второй уровень – участок, цех, склад, где происходят процессы транспортировки грузов, размещаются рабочие места.
Третий уровень – система
транспортирования и
В плановых информационных
системах решаются задачи, связывающие
логистическую систему с
Диспозитивные и исполнительные системы детализируют намеченные планы и обеспечивают их выполнение на отдельных производственных участках, в складах, а также на конкретных рабочих местах.
В соответствии с концепцией
логистики информационные системы,
относящиеся к различным
Вертикальной интеграцией
считается связь между
Горизонтальной интеграцией
считается связь между
В целом преимущества интегрированных информационных систем заключается в следующем:
возрастает скорость обмена информацией;
уменьшается количество ошибок в учете;
уменьшается объем непроизводительной, «бумажной» работы;
совмещаются разрозненные информационные блоки
Табл. 2 Принципиальная схема информационных потоков в микрологистических системах
Вид отчетности Вид информационной системы
Уровень
руководства
Решаемые
задачи
Годовой отчет Плановые Высшее руководство
Выработка стратегии и тактики
Доведение
целей
Еженедельный,
Месячный,
Квартальный
отчет
диспозитивные
Средний
менеджмент
определение
способа действий
доведение
правил,
инструкц.
Заданий
Ежедневный
отчет
исполнительные
Непосредственные
исполнители
исполнение
инструкций
Обработка и
группиров
первичной
информац.
При построении логистических информационных систем на базе ЭВМ необходимо соблюдать определенные принципы.
Принцип использования аппаратных и программных модулей. Под аппаратным модулем понимается унифицированный функциональный узел радиоэлектронной аппаратуры, выполненный в виде самостоятельного изделия. Модулем программного обеспечения можно считать унифицированный, в определенной степени самостоятельный, программный элемент, выполняющий определенную функцию в общем программном обеспечении. Соблюдение принципа использования программных и аппаратных модулей позволит:
обеспечить совместимость вычислительной техники и программного обеспечения на разных уровнях управления;
повысить эффективность функционирования логистических информационных систем;
снизить их стоимость;
ускорить их построение.
Принцип возможности поэтапного
создания системы. Логистические информационные
системы, построенные на базе ЭВМ, как
и другие автоматизированные системы
управления, являются постоянно развиваемыми
системами. Это означает, что при
их проектировании необходимо предусмотреть
возможность постоянного
Принцип четкого установления
мест стыка. «В местах стыка материальный
и информационный поток переходит
через границы правомочия и ответственности
отдельных подразделений
Принцип гибкости системы с точки зрения специфических требований конкретного применения.
Принцип приемлемости системы для пользователя диалога «человек – машина». (5)