Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 15:18, лекция
6.1 Проведение экспертизы логистики компании – внешний аудит. Типовые программы и методики проведения логистического аудита
Важную роль в администрировании логистической системы играют процедуры аудита, под которыми понимаются периодические проверки состояния отдельных компонентов логистической системы и эффективности выполнения логистических функций/операций.
Система контроллинга может функционировать недостаточно эффективно, если допущены неточности в информационной базе. В этих случаях информация, полученная в ходе аудиторских проверок, служит как для корректировки базы данных контроля, так и для установления новых границ параметров настройки и контроля.
Таким образом, в сервисное взаимодействие могут быть включены многие сотрудники компании, а не только специалисты по сервису, и их действия должны быть согласованы. Соответственно требуется разрабатывать сервисные стандарты и обучать персонал. Концепция должна отражать основную идею сервисной политики и определять элементы, которые способствуют удовлетворению потребностей заказчиков, а иногда даже превосходят их ожидания. С развитием рынка покупатели стали более требовательными. Поддержка продукта сегодня должна включать всё, что может помочь им после покупки: поставка запасных частей, ремонт, гарантия и обучение, повышение квалификации или переподготовка, модернизация продукта, надежность техники, ее ремонтопригодность и дизайн (конструкция).
Английские специалисты по промышленному сервису M.T. Cunningham и D.A. Roberts рассматривают два варианта концепции: сервис, предлагающий удобство (создание максимального комфорта для потребителя – удобство расположения сервис-центров, онлайновые консультации, различные варианты оплаты и т.п.); сервис, предлагающий надежность (высокие гарантийные и эксплуатационные сроки, обучение профессиональному использованию продукта, возможность самостоятельного технического обслуживания, простота замены деталей и т.п.). Выделяют также активную и пассивную концепцию сервиса. Если сервис используется как активная часть, то предложение может измениться и перейти от предложения чистого продукта к предложению чистого сервиса.
СТРАТЕГИИ ПРОМЫШЛЕННОГО СЕРВИСА
Выбирая ту или иную стратегию,
производитель должен соблюдать
баланс между различными факторами:
темпами и стоимостью развития продукта,
стоимостью производства, обслуживания и эксплуатации, уровнем сервиса,
необходимым покупателю, и его возможностью
платить за него.
Фирмы используют различные подходы при
формировании стратегий поддерживающего
сервиса. Наиболее интересным является
подход, предложенный Milind M. Lele, согласно
которому стратегии делятся на три группы:
стратегии, связанные с продуктовым дизайном;
стратегии, сконцентрированные на системе
поддерживающего сервиса, и стратегии,
сфокусированные на снижении неопределенности
потребителя.
Стратегии, связанные с дизайном (конструкцией)
Основные типы:
стратегия увеличения надежности продукта
Снижает общую стоимость эксплуатации
продукта для покупателя (компании, которые
впервые собираются улучшить сервисную
поддержку покупателей, обычно прибегают
именно к этому типу стратегии);
стратегия модульного дизайна. Уменьшает общие издержки компании, связанные с техническим обслуживанием, делает оборудование более простым в сборке, сокращает время ремонта (продукт состоит из нескольких модулей, которые в случае неполадок заменяются на другой в кратчайший срок);
стратегия, построенная на чрезмерности Снижает общую стоимость эксплуатации продукта для покупателя, а также используется там, где любая задержка сервиса обходится слишком дорого (конструкция предусматривает дублирование каждого из критических компонентов: в случае неисправности одного, вступает в строй другой).
Стратегии, основанные на системе поддерживающего сервиса
Основные типы:
Cтратегия улучшения системы «ответной
реакции»
Часто основное преимущество поддерживающего
сервиса сводится к немедленной реакции
сервисной системы на отказ оборудования.
Система обеспечивает потребителя не
только запасными частями, но и обслуживающим
персоналом, который доставляется на объект
потребителя и производит срочный/аварийный
ремонт; стратегия ускорения доставки
запасных частей для ремонта. Время ремонта
сокращается за счет высокой квалификации
технического персонала и использования
специального диагностического оборудования
или благодаря инвестициям в мобильные
средства передвижения, оснащенные необходимым
оборудованием и инструментом (например,
аварийные коммунальные службы, дорожные
службы).
Стратегии, которые снижают покупательский
риск
Основаны на предоставлении гарантий
и заключении контрактов на обслуживание
техники. Гарантии минимизируют сумму,
которую покупатель должен заплатить
сразу при покупке продукта, а также укрепляют
его уверенность в надежности продукта.
ПЛАНИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ПОКУПАТЕЛЬСКИМ СЕРВИСОМ
Выделяют 6 этапов планирования и управления сервисом:
1.Разработка концепции
и определение набора
2.Тестирование концепции
в отдельных покупательских
3.Разработка стратегии сервиса и сервисной программы.
4. Развитие программы
продажи и продвижения сервиса.
5. Рыночное тестирование программы.
6. Организация контроля за исполнением программы.
Тестирование концепции сервиса в среде покупателей позволяет ответить на следующие вопросы: какие из элементов концепции действительно важны для покупателя, какова для него экономическая важность каждого элемента сервиса, каков рейтинг службы сервиса компании по сравнению с конкурентами?
Возможные меры контроля за исполнением программы сервиса: установить стандарты исполнения каждой услуги; определить порядок выполнения для каждого элемента сервиса; анализировать разницу между оказанной услугой и услугой, описанной в стандарте; вносить коррективы для приведения конкретной услуги в соответствие со стандартом. В основе управления покупательским сервисом – два процесса: дифференциация (бизнес считается дифференцированным, если с точки зрения потребителя он обладает важными или уникальными преимуществами.
Способы дифференциации продуктов или услуг: обеспечение самого высокого качества, лучшего сервиса, использование сильного бренда или новейшей технологии и пр.); глобализация (компании реагируют на рост взаимозависимости национальных рынков в мировом масштабе, используя различные стратегии. Традиционный вопрос о стандартизации или адаптации трансформируется в вопрос о том, какие части стратегии следует стандартизировать глобально, а какие адаптировать для местного рынка. Тот же вопрос возникает и по поводу сервиса – наиболее адаптивной части стандартного предложения).
Важная проблема управления покупательским сервисом – подчиненность и подотчетность службы сервиса. Согласно данным одного из исследований, в США в 29% компаний-респондентов сервис подотчетен службе продаж, т.е. используется как средство и инструмент поддержки и стимулирования сбыта. 24% компаний- участников опроса службу сервиса подчинили службе маркетинга (здесь сервис является способом установления и развития взаимоотношений с клиентами, то есть играет стратегическую роль в формировании лояльного потребителя). У 16% респондентов служба сервиса подчинена производству (в этом случае контроль качества – часть ответственности службы сервиса). В исследовании отмечено, что такая организация предпочтительна, когда компания производит продукцию на заказ.
В общем случае подчинение сервиса той или иной службе зависит от роли, которую он играет на данном этапе развития компании, и от точки зрения на это топ-менеджеров. Однако с повышением роли сервиса растет и степень самостоятельности подразделения вплоть до выделения в отдельную фирму.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПОКУПАТЕЛЬСКОГО СЕРВИСА
Вначале компания развивает свою внутреннюю компетенцию и накапливает знания в области сервиса, поскольку компания не может получить необходимый сервис извне.
Затем служба сервиса, которая до этого момента обслуживала собственные нужды предприятия, начинает обеспечивать внешний сервис. Накопив знания и опыт, обеспечив себя долгосрочными контрактами с клиентами, служба сервиса может реорганизоваться в самостоятельную компанию и оказывать материнской фирме услуги по аутсорсингу. Далее сервисная фирма, превратившись в инжиниринговую, может начать размещение собственных заказов на выпуск спроектированных ею продуктов.
Очевидно, что существуют и другие варианты развития, которые зависят от особенностей рыночных условий, истории становления рынка и спроса.
МАРКЕТИНГ СЕРВИСА
Для маркетинга сервиса на промышленных рынках основными инструментами маркетинг-микса являются цена и продвижение. Если сервис рассматривается как интегрированная или подчиненная часть основного продукта, то стоимость такого сервиса может быть выделена отдельной строкой. Если же сервис является частью системы, то его стоимость обычно включена в стоимость комплексного решения. В итоге спор о том, должен ли сервис иметь свою цену или его стоимость должна включаться в общую стоимость совокупного предложения компании, решается в каждом конкретном случае индивидуально, в зависимости от состояния покупательского спроса и уровня конкуренции. Однако специалисты, которые руководствуются маркетинговым подходом к сервису, настаивают на том, что у потребителя всегда должен быть выбор.
При формировании стратегии продвижения сервиса наиболее важны два фактора: насколько покупатель осознает важность сервиса и какое количество времени и денег потребитель может потратить. Ожидания покупателя от сервиса дают новые возможности для рыночной сегментации клиентов компании. В большинстве случаев пакет поддерживающего сервиса может существенно меняться от одного сегмента к другому. Некоторые компании делят рынок исходя из свойств продукта и его исполнения, другие – основываясь на ожиданиях потребителя, связанных с поддерживающим сервисом.
Сервисные специалисты ближе к потребителю, они хорошо знают его нужды, следовательно, могут формировать его будущие потребности, то есть управлять спросом.
Аудит закупок (системы управления запасами) - представляет собой систематизированный процесс поиска, выявления, оценки, анализа и разработки рекомендаций по улучшению уровня использования и оборачиваемости оборотных средств предприятия.
Цель аудита закупок (системы управления запасами) - получение беспристрастной и независимой оценки уровня эффективности и возможности улучшения управления оборотными средствами компании.
Задачи аудита системы управления запасами:
1. Выявление и оценка
потерь предприятия от
2. Получение рекомендаций
по устранению потерь, связанных
с организационными и технико-
3. Получение рекомендаций
по оптимизации системы
Технология проведения аудита системы управления запасами:
1. Построение архитектуры управления товародвижением в компании. Анализ структуры запасов.
2. Подготовка данных к выгрузке, анализ базы данных, проведение нормализации данных
3. Выявление и анализ методических и информационных аспектов работы с запасами
4. Выявление и анализ
организационных и технико-
5. Поиск и выявление "узких мест" в системе управления запасами.
6. Имитационный анализ системы управления запасами (как было бы, если)
7. Формирование имитационного ролика
8. Выявление избытка/дефицита
запасов по отношению к
9. Расчет эффекта от
оптимизации в управлении
10. Расчет нормативного уровня запасов (оптимального запаса) и/или точки заказа с учетом сезонности и заданного уровня удовлетворения спроса.
11. Разработка рекомендаций
по частоте и объемам закупок
с учетом экономической
12. Прогнозирование динамики
расхода/продаж по каждой
13. Разработка и внедрение
системы показателей
14. Разработка предложений
по организации работ с
15. Разработка предложений
по автоматизации системы
16. Разработка стратегии управления запасами.
17. Подготовка плана-графика улучшений системы управления запасами
Результаты аудита системы управления запасами:
1. Повышение оборачиваемости запасов от 20 до 50%
2. Оптимизация складских площадей до 35%
3. Сокращение объемов неликвидных материалов
Цель аудиторской проверки
учета производственных запасов
состоит в подтверждении
В методике проверки основных
комплексов работ по учету материально-
– как учитываются материальные ценности – по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или по учетным ценам;
– какой метод используется для списания материальных ценностей на затраты производства;
– какой метод применяется для учета движения материальных ценностей на складе.
Основные элементы учетной политики, относящиеся к организации учета товарно-материальных ценностей, приведены в таблице 1.
Таблица 1
№ п/п |
Элементы учетной политики предприятия |
Вариант выбора |
1 |
Форма бухгалтерского учета |
Упрощенная Мемориально-ордерная Журнально-ордерная Компьютеризованная |
2 |
Способ оценки мате-риалов при отпуске в производство и ином выбытии |
|
3 |
Приобретение МЦ |
|
4 |
Оценка материалов в текущем учете |
По фактической себестоимости |