Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 19:11, курсовая работа
Актуальность проблемы управления логистическими рисками в настоящее время не вызывает сомнений. Риск превращается в неотъемлемый элемент социально-экономических отношений и становится органической частью стратегии и тактика социально-экономической политики различных предприятий. Переход к рыночным отношениям сопровождается глубокими преобразованиями как в самих структурах товарно-денежного обращения, так и в сфере их функционирования.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы управления рисками на предприятии «Premium-LogisticsFruits»………………………………………………………..…………..6
1.1. Транспортировка скоропортящихся грузов компании «Premium-LogisticsFruits»…………………………………………………………………..…..……....6
1.2 Оценка логистических рисков на предприятии «Premium-LogisticsFruits»
……………………………………………………………………………………...7
2. Разработка этапов по управлению рисками на предприятии «Premium-LogisticsFruits»......................................................................................................10
2.1 Определение показателей и методов, влияющих на осуществление управления логистическими рисками………………………………………….10
2.2.Разработка алгоритма оценки риска на базе определения вероятности возникновения рисковых ситуаций при перевозках грузов АТП…………….16
3. Оптимизация совокупных затрат на обеспечение своевременных поставок готовой продукции с учетом логистических рисков…………………………..19
3.1 Управление логистическими рисками на основе метода классической теории риска - сравнение альтернатив в условиях риска…………………..…19
3.2Рекомендации по управлению логистическими рисками на предприятии «Premium-LogisticsFruits»……………………………………………………....27
Заключение ……………………………………………………………………....28
Список используемой литературы……………………………………………..
При классическом подходе к риску каждая альтернатива может быть представлена как случайная величина в формате конечного экономического результата (в денежном выражении), которая характеризуется двумя параметрами:
– математическим ожиданием (m);
- среднеквадратическим
Математическое ожидание
Таким образом, каждой
¦(σ;m)®max
Другими словами, из двух альтернатив предпочтительнее будет альтернатива с большим значением заданной функции выбора. При формализации такой функции должны быть учтены особенности восприятия ЛПР рассматриваемых параметров (σ;m) при конкретном отношении к риску.
Математическое ожидание конечного экономического результата рассматриваемой альтернативы воспринимается всегда однозначно: чем больше такой показатель, тем он лучше для ЛПР при любом отношении к риску. В частности, при нейтральном отношении к риску такой показатель выступает как единственный значимый для ЛПР параметр: значение параметра σ не влияет на результат сравнения альтернатив. Восприятие же среднеквадратического отклонения как меры риска различно для осторожного к риску и для склонного к риску ЛПР. Осторожность к риску выражается в том, что чем меньше величина среднеквадратического отклонения дохода альтернативы, тем это лучше для ЛПР (при фиксированном математическом ожидании). Указанное обстоятельство обуславливается стремлением такого ЛПР выбирать альтернативу с наименьшим возможным разбросом величины конечного результата и обеспечить наиболее надежный доход из возможных при заданном его среднем ожидаемом значении. Напротив, склонность риску выражается в том, что чем больше величина среднеквадратического отклонения (σ) дохода альтернативы (при заданном m), тем это лучше для ЛПР. Указанное обстоятельство можно объяснить стремлением сохранить шанс получения наибольшего дохода из возможных, поскольку большая величина среднеквадратического отклонения дохода альтернативы воспринимается склонным к риску ЛПР как возможность отклонения, скорее, в благоприятную сторону.
С учетом указанных
где ks – коэффициент индивидуальной осторожности ЛПР к риску;
kr - коэффициент индивидуальной склонности ЛПР к риску.
Соответственно, при нейтральном отношении к риску значение функции выбора совпадает с математическим ожиданием дохода альтернативы. Для осторожного к риску ЛПР в функции выбора учтено его восприятие возможного риска отклонения конечного экономического результата как нежелательного и отрицательного события, при этом дисперсия ожидаемого конечного результата умножается на коэффициент (ks), который характеризует степень такого осторожного отношения к риску для конкретного ЛПР. Для склонного к риску ЛПР в функции выбора учтено его восприятие возможного риска отклонения (σ) конечного экономического результата как желательного и положительного события (для отклонения в нужную благоприятную сторону), при этом дисперсия ожидаемого конечного результата умножается на соответствующий коэффициент (kr), который характеризует индивидуальную склонность к риску ЛПР.
Для осторожных к риску
ЛПР определение коэффициента
индивидуальной осторожности, конкретизирующее
в формате указанных функций
выбора отношение к риску,
Такие альтернативы (поскольку для ЛПР они эквивалентны) будут иметь равные значения соответствующих функций выбора:
fs(σ1;m1)
= fs(σ2;m2).
Данное равенство иллюстрирует, что подставив параметры и первой альтернативы, и второй альтернативы в одну и ту же функцию выбора, мы получим одно и то же некоторое значение. Равенство значений функций выбора от различных альтернатив и свидетельствует о их формальной эквивалентности. Если альтернативы не эквиваленты, то значения их функций выбора по определению не равны (с точки зрения ЛПР).
Зная вид функции выбора при осторожном отношении к риску и значения параметров рассматриваемых альтернатив (σ1;m1) и (σ2;m2), получаем уравнение с одним неизвестным – коэффициентом индивидуальной осторожности к риску данного ЛПР. Применительно к рассматриваемой ситуации задания функции выбора имеем равенство:
m1 – ks·σ12
= m2 – ks·σ22 .
Решая это уравнение относительно неизвестного ks, получаем значение интересующего нас коэффициента. Такой коэффициент отражает индивидуальное отношение ЛПР к риску:
ks = (m2 – m1)
/ (σ22 – σ12 ).
Для склонных к риску ЛПР
соответствующий коэффициент
fr(σ1;m1) = fr(σ2;m2).
Действительно, учитывая представленный
выше вид функции выбора при склонности
к риску и значения соответствующих
параметров альтернатив в пространстве
«Риск-доход», имеем уравнение с
искомым коэффициентом
m1 + kr·σ12 = m2
+ kr·σ22.
Решая это уравнение относительно неизвестного kr, получаем значение искомого коэффициента:
kr = (m2 – m1) / (σ12
– σ22 ).
Определение таких коэффициентов и для осторожных к риску, и для склонных к риску ЛПР (на основе указания самим ЛПР двух альтернатив в качестве эквивалентных с точки зрения соотношения возможных доходов и потерь) позволяет формализовать функцию выбора. Такая функция, отражающая конкретизированное отношение ЛПР к риску, позволяет выбрать наилучшую альтернативу. При изменении своего отношения к риску ЛПР может скорректировать функцию выбора через изменение описанного выше коэффициента, что будет отражаться и на результатах выбора [2].
2.2 Разработка алгоритма оценки риска на базе определения вероятности возникновения рисковых ситуаций при перевозках грузов АТП В области управления значительное внимание уделяется менеджменту по рискам, что связано с широким кругом экономических задач и интересом к их математическим постановкам. Задачи управления рисками относятся к сложным задачам в связи с неопределенностью состояний объекта управления. В процессе своей деятельности АТП часто сталкиваются с ситуациями, которые предполагают несколько возможных вариантов решений. Проанализировав их, организация выберет либо более рискованное (но и более доходное), либо более надежное. Известно, что чем больше прибыль, получаемая организацией, тем выше вероятность потерь, вероятность риска. Поэтому важно оценить величину и вероятность риска. Для анализа показателей с учетом риска разработан алгоритм оценки рисков на предприятии«Premium-Logistics Fruits» (приведен в приложении1). С помощью алгоритма оценки риска была структурирована деятельность по управлению рисками. Эта деятельность включает следующие основные направления (этапы) :
Данный алгоритм с учетом рисков позволяет:
3. Оптимизация совокупных
затрат на обеспечение
3.1 Управление логистическими рисками на основе метода классической теории риска - сравнение альтернатив в условиях риска
При оптимизации затрат в цепях поставок необходимо учитывать большое число факторов, показателей и оценок, которые характеризуют атрибуты и специфику соответствующих логистических систем. Поэтому для решения таких задач все более востребованным становится метод на основе классической теории риска - сравнение альтернатив в условиях риска. Факторы, показатели и оценки, которые требуется учитывать в формате указанной задачи оптимизации, зависят от целей и задач исследования. К ним, например, могут относиться:
1) затраты на поставки и хранение;
2) упущенная выгода из-за
«замораживания» в товарах
3) возможные убытки из-за
задержек и срывов сроков
4) возможные убытки из-за хищения/потери части товара;
5) форс-мажорные обстоятельства (катастрофы, стихийные бедствия и т.п.);
6) требования к повышению
экономической рентабельности
7) требования к повышению качества логистических услуг и т.д.
Обратим внимание на то, что даже этот небольшой список приведенных выше факторов подчеркивает следующую отличительную особенность задач указанного типа: в качестве одного или нескольких из критериев в задачах оптимизации цепей поставок зачастую оказывается критерий, обусловливаемый учетом факторов риска. Другими словами, задачи управления рисками при оптимизации затрат в цепях поставок можно рассматривать в формате моделей сравнения альтернатив в условиях риска. ЛПР (директор отдела логистики компании «Premium-Logistics Fruits») анализирует три альтернативы А1 – А3 при реализации скоропортящегося продукта питания, срок годности которого составляет 11 суток. Пусть рассматриваемые альтернативы характеризуются следующим образом:
А1 - реализация товара в Нижнем Новгороде, нормативное время доставки – 1 сутки, стоимость доставки – 15000 руб., стоимость товара – 100000 руб., стоимость контракта – 150000 руб.;
А2 - реализация товара в Чите, нормативное время доставки – 5 суток, стоимость доставки – 30000 руб., стоимость товара – 100000 руб., стоимость контракта – 220000 руб.
А3 - реализация товара в Хабаровске, нормативное время доставки – 10 суток, стоимость доставки – 45000 руб., стоимость товара – 100000 руб., стоимость контракта – 300000 руб.
При этом основным фактором риска является задержка товара в пути, обусловливающая невозможность реализации скоропортящегося товара в полном объеме. Требуется выбрать одну наилучшую альтернативу в соответствии с выраженным отношением ЛПР к риску. Для управления логистическими рисками используется метод на основе классической теории риска - сравнение альтернатив в условиях риска (данная методика применяется на основе методики Бродецкого Г.Л., описанной в «Управление рисками в логистике») .