Организация рационального использования вторичных материальных ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 13:10, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы - изложение теоретических основ и практических аспектов рационального использования ВМР в современных условиях.
Основными задачами являются:
1) изложение теоретических основ применения и переработки ВМР;
2) проведение анализа ФЗ «О ВМР»;
3) разработка предложений по рациональному использованию ВМР.

Содержание

Введение…………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты ВМР………………………………....
1.1 Основы ВМР…………………………………………………………
1.2 Применение и переработка ВМР…………………………………..
1.3 Нормативно-правовая база ВМР
Глава 2. Проблемы использования ВМР и предложения по их рациональному использованию…………………………………………………………
2.1 Проблемы использования ВМР…………………………………..
2.2 Предложения по рациональному использования ВМР…………
Заключение……………………………………………………………..
Список используемой литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Сам доклад логистика снабжения.docx

— 70.30 Кб (Скачать файл)

- организации учета и отчетности в области образования и использования важнейших в сырьевом отношении видов ВМР;

- разработки, утверждения и реализации специальной федеральной целевой (или национальной) программы по использованию ВМР в отраслях экономики России;

- создания условий для информационного обеспечения рынка ВМР, включая ведение баз данных по технологиям и оборудованию по переработке ВМР, по предприятиям, осуществляющим сбор и переработку ВМР, по нормативно-правовому и инструктивно-методическому обеспечению обращения с отходами как с вторичными материальными ресурсами;

- создания условий для формирования и развития системы сертификации вторичного сырья, предназначенного для сырьевого обеспечения отраслей промышленности, строительства и сельского хозяйства;

- содействия созданию отраслевых саморегулируемых производственных объединений, осуществляющих сбор и заготовку ВМР для сырьевого обеспечения базовых отраслей промышленности, и осуществления координации деятельности этой области;

- определение порядка предоставления отсрочек субъектам Российской Федерации по срокам достижения установленных предлагаемым законом нормативов "ответственности производителей продукции" по уровню сбора и переработки продукции и упаковки на стадии их превращения в отходы (после утраты ими потребительских свойств);

- нормирования уровня использования вторичного сырья в некоторых видах продукции, используемой для государственных нужд;

- определения порядка применения природоохранных инструментов и механизмов государственного регулирования в целях экономического стимулирования сбора и переработки отходов как ВМР (разрешительной системы размещения отходов с установлением лимитов размещения отходов, платежей за размещение отходов, лицензирования деятельности, государственной экологической экспертизы);

- создания особых (более благоприятных) условий для применения рыночных механизмов государственного регулирования предпринимательской деятельности в целях экономического стимулирования сбора и переработки ВМР (инвестиционных, кредитных, налоговых и тарифных механизмов);

- организации подготовки кадров по управлению сбором и переработкой ВМР;

- оказания поддержки в разработке новых, более прогрессивных технологий переработки и использования отходов в отраслях промышленности, строительстве, сельскохозяйственном производстве, коммунальном хозяйстве и в других сферах хозяйственной деятельности;

- формирования ресурсосберегающей культуры населения через СМИ и образовательные учреждения.

2. Органы государственной  власти субъектов РФ - в качестве  проводников федеральной государственной  политики в области использования  ВМР.

Органы государственной власти этого уровня целесообразно наделить следующими полномочиями:

 

- обеспечения проведения государственной политики в области использования ВМР;

- разработки и издания законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регламентирующих сбор и использование ВМР, развитие рынка вторичного сырья в регионах с учетом особенностей регионов;

- участия в осуществлении государственного учета и отчетности в области образования и использования важнейших в сырьевом отношении видов ВМР;

- разработки, утверждения и реализации специальных региональных целевых программ в области сбора и использования ВМР;

- разработки и утверждения специальных требований и нормативов (не ниже установленных на федеральном уровне), регламентирующих сбор и использование отходов как ВМР, а также ограничивающих размещение отходов на полигонах и свалках твердых бытовых и промышленных отходов;

- осуществления (в пределах своих полномочий) нормативного правового регулирования сбора и переработки ВМР путем использования природоохранных механизмов государственного регулирования (разрешительной системы размещения отходов с установлением лимитов размещения отходов, платежей за размещение отходов, лицензирования деятельности, государственной экологической экспертизы);

- оказания поддержки образованию специальных региональных (на уровне субъектов Российской Федерации) управляющих компаний по организации сбора и переработки вышедшей из употребления продукции, в отношении которой предлагаемым законом должна быть установлена правовая норма "ответственности производителей продукции" за ее сбор и переработку (включая упаковку);

- осуществления регулирования сбора и переработки ВМР путем использования инвестиционных, кредитных, налоговых и тарифных механизмов экономического стимулирования предпринимательской деятельности в области сбора и переработки ВМР (в рамках своих полномочий);

3. Органы управления муниципальными  образованиями - как субъекты хозяйственной  деятельности, организующие сбор, вывоз, переработку и захоронение твердых  коммунальных отходов.

Органы управления этого уровня целесообразно наделить следующими полномочиями:

- проведения государственной политики в области сбора и переработки ВМР;

- организации селективного сбора и переработки ВМР;

- организации сбора и переработки утратившей потребительские свойства продукции и упаковки, в отношении которых предлагаемым Федеральным законом должна быть установлена правовая норма "ответственности производителей продукции";

- установления специальных требований и нормативов (не ниже установленных субъектом Российской Федерации), регламентирующих сбор и использование ВМР, а также их размещение на полигонах и свалках отходов;

- разработки, утверждения и реализации муниципальных целевых программ в области сбора и использования ВМР;

- применение мер экономического стимулирования предпринимательской деятельности в целях организации сбора и переработки ВМР (в рамках своих полномочий);

4. Юридические лица и  предприниматели без образования  юридического лица:

- как собственники отходов производства и потребления, образующихся у них в результате производственной деятельности. В этом качестве на них целесообразно возложить ответственность за организацию сбора и хозяйственного использования собственных отходов производства и производственного потребления (или за их сбыт для использования в качестве вторичного сырья), а также за селективный сбор вторичного сырья, содержащегося в собственных твердых бытовых отходах. Определение номенклатуры ВМР, на которые должны распространяться эти требования, а также установление нормативов ответственности по уровню их сбора и использования должно относиться к совместной компетенции органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

- в качестве производителей и импортеров продукции конечного потребления, которая после утраты потребительских свойств переходит в категорию отходов потребления. В отношении этой категории субъектов правоответственности предлагаемым законопроектом целесообразно установить правовую норму "ответственности производителей продукции" за сбор и переработку своей продукции после ее использования (утраты ею потребительских свойств). Номенклатура продукции, в отношении производителей которой предлагается установить правовую норму "ответственности производителей продукции", должна быть определена предлагаемым федеральным законом. Аналогичная ответственность должна быть возложена также и в отношении использования упаковочных материалов, которые после использования также переходят в категорию отходов.

В число субъектов правового регулирования целесообразно включить также граждан (население) - в качестве собственников образующихся у них бытовых отходов. На них органами управления муниципальных образований должна быть возложена ответственность и за надлежащее удаление своих отходов как ВМР в специально оборудованные места и в специальные контейнеры для селективного сбора отходов по месту жительства и в других местах, в том числе в дачных поселках, на улицах, в парках культуры и отдыха, зонах отдыха, лесу, местах парковки автотранспорта и т.д.

В соответствии с Классификатором правовых актов, утвержденным Указом Президента РФ от 15 марта 2000 года №511 (с изменениями согласно Указов Президента РФ от 05.10.2003 №1129 и от 28.06.2006 №736) ФЗ "О вторичных материальных ресурсах" предполагается отнести к правовым актам под шифром 090.010.060 "Отходы промышленности. Вторичное сырье". Этот ФЗ следует рассматривать как самостоятельный нормативный правовой акт, дополняющий ФЗ "Об отходах производства и потребления", ФЗ "Об охране окружающей среды", ФЗ "О санитарно-гигиеническом благополучии населения" и ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" в части создания единой правовой основы для регулирования отношений при обращении с отходами как с вторичными материальными ресурсами, в том числе в целях формирования и развития в России специализированной саморегулируемой организационно-производственной инфраструктуры по сбору отходов потребления (в виде вышедшей из употребления продукции и упаковки) и их переработки во вторичное сырье, предназначенное для использования взамен основных видов сырья в различных отраслях промышленности, строительстве, сельскохозяйственном производстве, коммунальном хозяйстве и в других сферах хозяйственной деятельности.

Главным недостатком всех этих законодательных актов является отсутствие нормативных положений, регламентирующих обращение с отходами как с вторичными материальными ресурсами, в том числе отсутствие норм, регламентирующих вопросы государственной политики в этой области, систему ответственности за сбор и хозяйственное использование ВМР, применение специальных инструментов государственного регулирования обращения с отходами как с загрязнителями окружающей среды в целях стимулирования их сбора и использования как ВМР [4, с.135].

С 2003 года значительно усложнилась процедура получения льгот по платежам за размещение отходов при осуществлении природоохранных мероприятий.

В развитых странах мира созданы более благоприятные нормативные правовые условия для стимулирования сбора и переработки отходов, что обеспечивает примерно в 2-2,5 раза (в среднем) более высокий уровень использования отходов взамен традиционных видов сырья, материалов и ТЭР. Этому способствует:

- широкое использование рыночных механизмов экономического стимулирования предпринимательства - льготного кредитования и налогообложения, ускоренного списания амортизационных затрат, предоставления льготных транспортных тарифов и др.;

- выделение целевых субсидий на переработку (или на поддержку переработки) трудно перерабатываемых опасных отходов;

- использование залогово-возвратных механизмов в целях организации сбора и переработки некоторых видов продукции после использования (гальванических элементов, изношенных шин, автомобильной техники и др.);

- создание особых нормативно-правовых и экономических условий, а также специальной производственной инфраструктуры для сбора и переработки отходов упаковки, реализующих принцип ответственности упаковщиков продукции (по сути "ответственности производителей продукции") за сбор и переработку упаковки после ее использования, введение для этих целей специальных платежей за использование упаковки;

- последовательное распространение практики "ответственности производителей продукции" на автотранспортные средства, электротехническую и радиоэлектронную продукцию;

- введение ограничений на добычу природного сырья при наличии в регионе взаимозаменяемых ВМР;

- широкое распространение практики государственного и муниципального заказов;

- расширяющая практика государственного нормирования уровня сбора и переработки отдельных видов отходов, разработка для этих целей национальных программ с выделением для их реализации значительных средств.

В странах ЕС расширяются масштабы нормирования сбора отходов и их использования в качестве вторичного сырья на межгосударственном уровне. Основные целевые установки по нормативам в этой области регламентируются специальными Директивами Европейского Парламента и Совета:

94/62/ЕС - Упаковка и отходы  упаковки;

2000/53/ЕС - Транспортные средства, выведенные из эксплуатации;

2002/96/ЕС -Отходы электротехнического и электронного оборудования.

В соответствии с целевыми установками этих директив (табл.3) планируется последовательное наращивание уровня сбора и переработки отходов в качестве ВМР и постепенное прекращение практики захоронения отходов.

 Целевые установки  Парламента и Совета ЕС по  уровню сбора и переработки  продукции, в отношении которой  установлена «ответственность производителя  продукции».

В целях создания более благоприятных нормативно-правовых и экономических условий для сбора и использования отходов производства и потребления как ВМР в рамках предлагаемого ФЗ "О вторичных материальных ресурсах" представляется целесообразным:

- Регламентировать основные понятия в области обращения с отходами как с вторичными материальными ресурсами, в том числе критерии отнесения отходов к категории вторичного сырья;

Информация о работе Организация рационального использования вторичных материальных ресурсов