Понятие, концепция и парадигмы логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 09:34, контрольная работа

Краткое описание

Логистика – уникальная область деятельности, поскольку ею занимаются повсюду в мире по 24 часа в сутки, по 7 дней в неделю на протяжении 52 недель в год. Лишь немногие сферы деловых операций могут похвастаться той же сложностью внутренних взаимосвязей и такой же широтой географического охвата, какие характерны для логистики.
Современная логистика – явление парадоксальное. То, что мы сегодня называем логистикой, возникло с зарождением цивилизации, т. е. это никакое не новшество. Однако самых совершенных достижений логистика достигла в военной среде и несколько позже – в экономической среде, т. е. в среде современного бизнеса.

Содержание

Введение. 3
Исторические этапы становления логистики как науки. 4
Понятие и концепция логистики. 9
Парадигмы логистики. 16
Заключение. 18
Список использованной литературы. 19

Вложенные файлы: 1 файл

Логистика к.р..docx

— 94.13 Кб (Скачать файл)

 

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

Санкт-Петербург

 

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра менеджмента

Специальность Менеджмент организации

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: Логистика

 

Тема: Понятие, концепция и парадигмы логистики

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Картаков Николай Александрович

Зачетная книжка № 549

 

Проверил:

 

 

 

Санкт-Петербург

2014

Содержание

 

 

Введение.

Логистика – уникальная область деятельности, поскольку ею занимаются повсюду в мире по 24 часа в сутки, по 7 дней в неделю на протяжении 52 недель в год. Лишь немногие сферы деловых операций могут похвастаться той же сложностью внутренних взаимосвязей и такой же широтой географического охвата, какие характерны для логистики.

Современная логистика – явление парадоксальное. То, что мы сегодня называем логистикой, возникло с зарождением цивилизации, т. е. это никакое не новшество. Однако самых совершенных достижений логистика достигла в военной среде и несколько позже – в экономической среде, т. е. в среде современного бизнеса.

По одному из последних определений логистика представляет собой общую точку зрения на компанию и ее партнеров по бизнесу (стратегическую, тактическую и оперативную) с материальными и информационными потоками в качестве интегратора.

Однако такой взгляд на логистику формировался в течение некоторого исторического периода.

 

Исторические этапы становления логистики как науки.

Логистика как наука и инструмент бизнеса в гражданской области стала формироваться вначале 1950-х гг., прежде всего в США. Эволюция логистики тесно связана с историей и эволюцией рыночных отношений в индустриально развитых странах, причем сам этот термин в бизнесе укоренился и стал повсеместно применяться в мире лишь с конца 1970-х годов.

В генезисе логистики XX в. можно выделить несколько исторических этапов.

С 1920-х до начала 1950-х годов - период фрагментаризации, когда идея логистики как интегрального инструмента снижения общих затрат и управления материальными потоками в бизнесе не была востребована, хотя отдельные логистические функции были важны с точки зрения снижения составляющих затрат, например в производстве, транспортировке, складировании и т. п.

В этот период были сформулированы предпосылки будущего внедрения логистической концепции:

• возрастание запасов и транспортных издержек в системах дистрибуции товаров;

• рост транспортных тарифов;

• появление и быстрое распространение концепции маркетинга;

• развитие теории и практики военной логистики.

С середины 1950-х по 1970-е годы - период становления (концептуализации) логистики. Он характеризовался быстрым развитием теории и практики логистики. Философия маркетинга широко распространилась в западных организациях бизнеса.

В этот период логистика существовала в основном как образ мышления. В практической же области происходила лишь частичная оптимизация распределения продукции, так как рынок покупателей претерпел качественные изменения. Причиной послужило появление философии маркетинга, при этом сервис поставок приобрел решающее значение в стратегии рынка.

В этот период начинает приходить понимание двух ключевых положений:

1) существующие обособленно потоки  материалов в производстве, хранении  и транспортировании могут быть  взаимоувязаны единой системой  управления;

2) интеграция отдельных функций  физического распределения материалов  может дать существенный экономический  эффект.

Одним из ключевых факторов стремительной экспансии логистики в западный бизнес явилось возникновение концепции общих затрат в физическом распределении. Смысл концепции заключается в том, что можно так перегруппировать затраты в дистрибуции, что общий их уровень на продвижение товаров от производителя к потребителю уменьшится. Так, переключая перевозки товаров с автомобильного транспорта на воздушный, можно избежать необходимости создания промежуточных складов, т. е. исключить затраты на складирование, хранение и управление запасами. И хотя затраты на собственно транспортировку возрастут, общий их уровень в распределительной сети уменьшится.

Данный пример подчеркивает внутренние взаимоотношения между двумя важнейшими логистическими функциями: управлением запасами и транспортировкой. Концепция общих затрат явилась базисом для развития методологии принятия логистических решений.

За бурным экономическим ростом после второй мировой войны к середине 1960-х годов наметился заметный спад производства и сокращение долговременной прибыли производителей, что усилило воздействие фактора затрат производителей продукции. Это заставило менеджеров искать новые пути повышения производительности труда, снижения затрат в производстве и дистрибьюции. Новые логистические концепции предоставили им такую возможность.

Научно-технический прогресс в экономике индустриально развитых стран привел к необходимости решения многоальтернативных и оптимизационных задач, таких, например, как выбор вида транспорта, оптимизация размещения производства и складов, оптимальная маршрутизация, управление многоассортиментными запасами продукции, прогнозирование спроса и потребностей в ресурсах и т. п. Эти задачи не могли остаться без внимания развивающихся компьютерных технологий, которые начали активно внедряться в бизнес с середины 1950-х гг.

В конце 1960-х годов на Западе была сформулирована так называемая концепция бизнес-логистики как интегрального инструмента менеджмента. Основное содержание концепции сводилось к следующему: «Логистика - это менеджмент всех видов деятельности, которые способствуют движению и координации спроса и предложения на товары в определенном месте и в заданное время».

С 1980-х до середины 1990-х годов наблюдается стремительное развитие маркетинговой и интегральной концепций логистики в индустриальных странах Запада. Действительно, за этот период теория и практика логистики шагнули далеко вперед, намного превзойдя уровень, достигнутый в предыдущие десятилетия. Определяющей идеей развития логистики в это время была максимальная интеграция логистических функций фирмы и ее логистических партнеров в так называемой полной логистической цепи: «закупки - производство - дистрибуция - продажи» для достижения конечной цели бизнеса с минимальными затратами.

В рассматриваемый период произошли существенные изменения в мировой экономике, которые объясняют феномен логистического «взлета»:

• революция в информационных технологиях и внедрение персональных компьютеров (ПК);

• глобализация рынка;

• изменения в государственном регулировании инфраструктуры экономики;

• повсеместное распространение философии всеобщего управления качеством;

• рост партнерства и стратегических союзов;

• структурные изменения в организациях бизнеса.

На этом этапе определяющей стала реализация принципа движения ресурсов и продукции «точно в срок» с широким использованием информатики и оптимизации производства. Суть подхода заключается в том, что в основном производстве используется технология, позволяющая обходиться без формирования в запасах существенных объемов материалов, сырья, полуфабрикатов и комплектующих изделий, в то время как в системе обеспечения предусматриваются поставки в строго определенное время через соответствующие интервалы.

Благодаря этому логистика рассматривается как один из факторов конкуренции и как современная рыночная концепция, для которой характерно признание коммерческой роли транспорта и материально-технического обеспечения в общей структуре фирм. Подразделения фирм, занимающиеся доставкой и хранением товаров и материалов и нередко рассматриваемые ранее как звено оптовой торговли, с существованием которого приходится мириться, стали приобретать соответствующие вес и значение. Теперь стратегия фирм разрабатывается с участием руководства указанных структурных подразделений.

Развитие интеграции мировой экономики и глобализация рынка способствовали созданию международных логистических систем. Крупные западные фирмы стремились производить продукцию для мирового рынка в тех регионах, где можно было найти наиболее дешевые сырье, компоненты и трудовые ресурсы.

Эволюция логистики за рубежом доказывает, что она становится одним из важнейших стратегических инструментов в конкурентной борьбе для многих организаций бизнеса, а те фирмы, которые использовали концепции интегрированной логистики, как правило, упрочили свои позиции на рынке.

 

Понятие и концепция логистики.

Понятие «логистика» пришло из Древней Греции, где оно означало «мышление, расчет, целесообразность». От греков этот термин перешел к римлянам, которые понимали его как «распределение продуктов питания». В Византии логистику считали способом организации снабжения армии и управления ею.

Логистика в настоящее время широко используется во всем мире, и, как считают многие экономисты, без решения логистических задач трудно победить в конкурентной борьбе.

Логистика – это отчасти мастерство, отчасти теоретические задания и практические навыки, а также интуитивный подход к решению стратегических задач и проблем в области продвижения продукции от поставщика к потребителю. Проще говоря, логистика – это наука и искусство управления материалопотоком. Управлять материалопотоком – это значит выполнять основные функции менеджмента: планирования, организации, мотивации и контроля за его продвижением.

Существует несколько десятков определений логистики. Это оправдано, так как на любой стадии продвижения материалопотока мы имеем дело с логистикой различного типа. Например, если мы имели дело с материальным обеспечением фирмы, то это будет снабженческая логистика, с распределением (сбытом) – распределительная логистика и т. д. Некоторые определения логистики, используемые в отечественной литературе:

  • наука о рациональной организации производства, транспорта и распределения, которая комплексно, с системных позиций, охватывает вопросы снабжения, организации промышленного производства, распределения (товародвижения) и сбыта готовой продукции;
  • комплексное направление в науке, охватывающее проблемы управления материальными и информационными потоками и их взаимодействие;
  • научная дисциплина об управлении потоками в системах;
  • процесс планирования, реализации, контроля затрат, перемещения и хранения материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, а также связанной с ними информацией о поставке товаров от места производства до места потребления в соответствии с требованиями клиентов;
  • искусство управления перемещением войск как вдали, так и вблизи от неприятеля, организация их тылового обеспечения.

В среде бизнеса логистика представляет собой двухуровневую иерархическую систему: макрологистические и микрологистические системы. Макрологистические системы изучает наука макроэкономика, а микрологистические системы – микроэкономика. Приставка макро-, обозначающая «большой», показывает, что эта ветвь экономической теории изучает крупномасштабные экономические явления, а микро-, означающая «малый», отражает тот факт, что этот раздел экономики изучает экономические явления, совершаемые малыми экономическими явлениями. Поэтому первые рассматриваются по признаку глобализации, административно-территориального деления, объективно-функциональному признаку, а вторые – на уровне предприятия.

В своей практической деятельности предприятия, фирмы и компании используют различные логические системы:

       - система  поставки «точно в срок» (Just in time) – производится и перевозится только то, что необходимо в данный момент времени (резко сокращаются страховые запасы);

       - система  «канбан» - система, обеспечивающая все производственные участки, включая конечную сборку, именно тем количеством сырья и материалов, которые действительно необходимы для выпуска только запланированного количества продукции;

       - планируемая  система доставки (SDP – System Delivery Planning) – это усовершенствованная система «точно в срок»;

       - система DRP (Distribution Reguirements Planning) – система управления распределением. Главное в ней – строгий контроль за состоянием запасов точки заказа, формированием производства, снабжения, сбыта и перевоза;

       - система LRP (Logistic Reguriments Planning) – это система планирования и контроля входного, внутреннего и выходного материалопотока на уровне предприятия;

       - метод  быстрого реагирования (QRM – Quick Response Method) – система планирования и регулирования поставок на предприятия оптовой и розничной торговли.

Один из вариантов макрологистического уровня, разработанный американскими учеными, показывающий концепцию (принципы) логистической системы приведен на рис. 1.

Рис. 1. Принцип логистической системы

 

Концепция (принцип) логистической системы связана с управлением материалами и управлением распределения. Американские ученые считают логистику структурой планирования, а не функцией предпринимательства. Другими словами, задача управления в области логистики имеет дело не столько с управлением материальным потоком, сколько с  обеспечением механизма разработки задач и стратегий, в рамках которых может осуществляться повседневная деятельность по управлению распределением.

Одна из особенностей принципов логистики состоит в том, что она уделяет внимание не только интеграции видов деятельности, которые традиционно относятся к различным функциям предпринимательства, но при принятии решения объединяет их. Например, во многих компаниях, где отсутствует логистическая система, ответственность за запасы может быть функцией производства, а транспортирование – функцией распределения, и при решении вопросов, связанных с запасами, могут не приниматься во внимание проблемы транспорта. В логистической системе все виды деятельности взаимосвязаны, и при принятии решения должны быть учтены отрицательные и положительные стороны различных функциональных областей.

Информация о работе Понятие, концепция и парадигмы логистики