Понятие логистической системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 10:04, реферат

Краткое описание

Логистика (logistics) — наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации. Объектом изучения новой научной и учебной дисциплины «логистика» являются материальные и связанные с ними информационные и финансовые потоковые процессы.

Содержание

Введение 3
Понятие логистической системы 4
Понятие системы "точно-в-срок" 5
Компоненты системы JIT 7
Микрологистическая производственная система “Канбан” 11
Заключение 14
Список используемой литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

логистика.docx

— 38.31 Кб (Скачать файл)

 

 

       Содержание

        Введение                                                                                                  3

  1. Понятие логистической системы                                                        4
  2. Понятие системы "точно-в-срок"                                                       5
    1. Компоненты системы JIT                                                                  7
  3. Микрологистическая производственная система “Канбан”              11

Заключение                                                                                               14

        Список используемой литературы                                                         15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Логистика (logistics) — наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации. Объектом изучения новой научной и учебной дисциплины «логистика» являются материальные и связанные с ними информационные и финансовые потоковые процессы. Широкое применение логистики в практике хозяйственной деятельности объясняется необходимостью сокращения временных интервалов между приобретением сырья и поставкой товаров конечному потребителю. Логистика позволяет минимизировать товарные запасы, а в ряде случаев вообще отказаться от их использования, позволяет существенно сократить время доставки товаров, ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса. Деятельность в области логистики многогранна. Она включает управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность и многое другое. Каждая из перечисленных функций глубоко изучена и описана в соответствующей отраслевой дисциплине. Принципиальная новизна логистического подхода — органичная взаимная связь, интеграция вышеперечисленных областей в единую материалопроводящую систему. Цель логистического подхода — сквозное управление материальными потоками.

 

 

 

Понятие логистической системы

Логистическая система (ЛС) - сложная организационно-завершенная (структурированная) экономическая система, которая состоит из элементов-звеньев (подсистем), взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими потоками, причем задачи функционирования этих звеньев объединены внутренними целями организации бизнеса и (или) внешними целями. Логистическая система основана на продвижении материальных потоков, которое осуществляется квалифицированным персоналом с помощью разнообразной техники, зданий, сооружений, машин, механизмов. Выделяют следующие элементы логистических систем: ЗАКУПКА — подсистема, которая обеспечивает поступление материального потока в логистическую систему. СКЛАДЫ — здания, сооружения, устройства и т. п., где временно размещаются и хранятся материальные запасы, преобразуются материальные потоки. ЗАПАСЫ — запасы материалов, которые позволяют данной системе быстро реагировать на изменение спроса, обеспечивают равномерность работы транспорта, а также помогают решать ряд других задач в логистических системах. ТРАНСПОРТ — этот элемент, как. и остальные, сам является сложной системой. Он включает в себя материально-техническую базу, с помощью которой транспортируются грузы, а также инфраструктуру, обеспечивающую ее функционирование. ИНФОРМАЦИЯ — подсистема, которая обеспечивает информационную связь между другими элементами логистической системы, контролирует выполнение логистических операций, а также решает ряд других задач. КАДРЫ — организованный персонал, занятый выполнением логистических операций. СБЫТ — подсистема, которая обеспечивает выбытие материального потока из логистической системы.

Виды логистических систем: Логистические системы делят на макро и микрологистические системы.

 Понятие системы "точно-в-срок"

Подход "точно-в-срок" был разработан в японской автомобильной компании Toyota. Его автор - Тайиши Оно (который в конечном счете стал вице-президентом компании по производству) и несколько его коллег. На то, что JIT была разработана именно в Японии, вероятно, повлиял факт, что Япония является перенаселенной страной с очень ограниченными природными ресурсами. Неудивительно поэтому, что японцы очень чувствительны к пустым тратам материалов, времени и средств, и к неэффективности труда. Они расценивают брак и исправления дефектов как необоснованные затраты, а запасы - как зло, потому что они занимают пространство и связывают ресурсы. Широко распространено мнение, что система JIT - это просто соответствующее планирование производства, результатом которого является минимальный уровень незавершенного производства и материальных запасов. Но в сущности, JIT представляет собой определенную философию, которая охватывает каждый аспект производственного процесса, от разработки до продажи изделия и послепродажного обслуживания. Эта философия стремится к созданию системы, которая хорошо функционирует с минимальным уровнем материальных запасов, минимальным пространством и минимальным делопроизводством. Это должна быть система, которая не поддается сбоям и нарушениям и является гибкой (в том что касается изменений ассортимента изделий и объема производства). Конечная цель состоит в том, чтобы получить сбалансированную систему с плавным и быстрым потоком материалов через систему. В системах JIT, качество "встроено" как в изделие, так и в производственный процесс. Компании, которые используют систему JIT, достигли такого уровня качества, которое позволяет им работать с небольшими производственными партиями и плотным графиком. Эти системы имеют высокую надежность, исключены главные источники неэффективности и срывов, а рабочие обучены не только трудиться в системе, но и непрерывно ее совершенствовать.  Некоторые промышленные предприятия пытаются устранить необходимость поддержания значительных запасов, используя систему управления запасами точно-в-срок (Just-in-time - JIT). Принцип JIT впервые применили в США на заводе Ford Motor Company. Изложен в 1922 Генри Фордом в его книге "Моя жизнь, мои достижения". Широкое распространение системы JIT началось с конца 50-х годов ХХ в., когда японская компания Toyota Motors, а потом и другие автомобильные компании Японии, начали внедрять систему КАНБАН. В настоящее время система "Точно в срок" широко используется в Японии, США и Европе. Принцип ТВС можно применять также и для повышения надежности сетей (Принцип джит-надежности). Система "JIT" (поставки "точно в срок") основной целью ставит максимальную интеграцию всех логистических функций предприятия для минимизации уровня запасов материальных ресурсов в интегрированной логистической системе, обеспечение высокой надежности и уровня качества продукции и сервиса для максимального удовлетворения запросов потребителей. Доставка грузов "точно в срок" позволяет в два раза сократить время выполнения заказа потребителя, на 50 % снизить уровень запасов и на 50-70 % уменьшить продолжительность выполнения заказа на предприятии, изготовляющем продукцию.

Таким образом сущность подхода заключается в поставке требуемых для осуществления производства ресурсов точно в то время, когда в них возникает необходимость. Поставки "точно в срок" - метод планирования и управления, а также философия производства, целью которых является немедленное удовлетворение потребительского спроса с высоким качеством и без потерь. Этот термин буквально отражает содержание этого понятия. Оно означает выпуск и предоставление товаров и услуг именно тогда, когда они нужны: ни раньше, поскольку в этом случае они будут ожидать своего часа в запасах, ни позже, поскольку тогда их придётся ожидать заказчикам. "Термин JIT предназначен для незамедлительного удовлетворения потребительского спроса при совершенном качестве и отсутствии потерь".  Поставка "точно в срок" (JIT) - строгий подход к повышению общей производительности и устранению потерь. Он предназначен для организации эффективного по затратам производства и поставки только необходимого качества компонентов с заданным качеством, в нужное время и в необходимое место, используя для этого минимум производственных средств, оборудования, материалов и человеческих ресурсов. Поставки "точно в срок" зависят от соотношения гибкости производства поставщика и потребителя. Этот подход реализуется через производственную практику, предусматривающую активное участие в общем деле всего персонала и работу по принципу единой команды. Основной принцип JIT - рационализация и совершенствование методов работы. Таким образом сущность подхода заключается в поставке требуемых для осуществления производства ресурсов точно в то время, когда в них возникает необходимость.

 Компоненты системы JIT:

Выравнивание производства.

Cистема подтягивания.

Система "Канбан" (ярлыки или вывески).

Порядок на рабочем месте.

Производство малыми партиями.

Снижение времени переналадки.

Сквозное планово-предупредительное обслуживание.

Сквозной контроль качества.

Закупка по системе JIT.

Сбалансированные производственные линии.

Гибкое производство.

Деятельность малыми группами.

Логистическая концепция "точно в срок" характеризуется следующими основными чертами:

-минимальными (нулевыми) запасами материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции;

- короткими производственными (логистическими) циклами;

- небольшими объемами производства готовой продукции и пополнения запасов (поставок);

- взаимоотношениями по закупкам материальных ресурсов с небольшим числом надежных поставщиков и перевозчиков;

- эффективной информационной поддержкой;

- высоким качеством готовой продукции и логистического сервиса.

Широкое распространение в логистической практике концепции "точно в срок" объясняется низким уровнем запасов материальных ресурсов, незавершенного производства и готовой продукции; сокращением производственных площадей; повышением качества изделий и снижением брака; сокращением сроков производства; повышением гибкости при изменении ассортимента продукции; высокой производительностью и эффективностью использования оборудования; активным участием рабочих в решении производственно-технологических проблем; хорошими отношениями с поставщиками и др. Для успешной реализации этого подхода важно заранее информировать поставщиков фирмы о производственных планах и потребностях в соответствующих видах материальных ресурсов, а также добиваться требуемого качества поставляемых ресурсов в согласованные сроки. Несоблюдение этих требований может привести к возникновению производственных проблем и обойтись фирме очень дорого. Поэтому в данном случае требуется установление тесных взаимоотношений между фирмой и её поставщиками материальных ресурсов. Хотя при использовании этого метода бизнес практически не будет иметь товарных запасов, он всё же будет нести определенные издержки, связанные с реализацией JIT-подходов. Поскольку необходимость поддержания запасов перекладывается на поставщиков, они могут попытаться возместить эти дополнительные издержки за счёт увеличения цен. Стоимость ресурсов может также увеличиться за счёт осуществления большого количества поставок мелкими партиями. И наконец, особые отношения, тесные взаимосвязи между фирмой и её поставщиками могут привести к невозможности получения более дешёвых ресурсов при их оступности от других фирм. Работу логистической системы, построенной на принципах концепции "точно в срок", можно представить как двухбункерную систему управления запасами. Один бункер используется для удовлетворения спроса в производстве или сбыте соответственно на материальные ресурсы или готовую продукцию, другой - пополняется по мере расходования первого. Акцент делается на размещение оборудования таким образом, чтобы обеспечить непрерывный процесс производства. Там, где это возможно, вводится автоматизация как процесса производства, так и обработки сырья. Таким образом, производство готовой продукции небольшими партиями за относительно короткие производственные циклы определяет длительность циклов снабжения материальными ресурсами. Теоретически идеальным размером заказа для базовой системы "точно в срок" является одна единица, однако это, как правило, не реализуется из-за высоких затрат на сбыт и обработку каждого заказа. В концепции "точно в срок" существенную роль играет спрос, определяющий дальнейшее движение сырья, материалов, компонентов, полуфабрикатов и готовой продукции. Короткие составляющие логистических циклов в системах, применяющих данный подход, способствуют концентрации основных поставщиков материальных ресурсов вблизи фирмы, осуществляющей процесс производства или сборки готовой продукции. Фирма старается выбрать небольшое число поставщиков, отличающихся высокой степенью надежности поставок, так как любой сбой в поставках может нарушить производственное расписание. В практической реализации концепции "точно в срок" ключевую роль играет качество продукции. Японские автомобилестроительные фирмы, первоначально внедряя принципы данной концепции и микрологистическую систему KANBAN в производство, изменили подход к контролю и управлению качеством на всех стадиях производственного процесса и последующего сервиса. В конечном итоге это вылилось в уже упоминавшуюся выше философию всеобщего управления качеством. Концепция "точно в срок" способствует усилению контроля и поддержанию уровня качества продукции в разрезе всех составляющих логистической структуры. Микрологистические системы, основанные на данном подходе, связанном с синхронизацией всех процессов и этапов поставки материальных ресурсов, производства и сборки, поставки готовой продукции потребителям, предполагают точность информации и прогнозирования. Этим объясняются, в частности, и короткие составляющие логистических (производственных) циклов. Для эффективной реализации технологии JIT должны работать с надежными телекоммуникационными системами и информационно-компьютерной поддержкой. Основной целью логистической концепции JITII является максимальная интеграция всех логистических функций фирмы для минимизации уровня запасов в интегрированной логистической системе, обеспечение высокой надежности и уровня качества продукции и сервиса для максимального удовлетворения запросов потребителей. Системы, основанные на идеологии JITII, используют гибкие производственные технологии выпуска небольших объемов готовой продукции группового ассортимента на базе раннего предсказания покупательского спроса.

Микрологистическая производственная система “Канбан”

Система КАNВАN, используется для эффективной организации производства, нуждающегося в гибкой, постоянной повторяющейся и быстрой перестройке, способного протекать практически без страховых запасов, и представляет собой первую реализацию «тянущих» микрологистических систем в производстве, при использовании которой организация поточного производства обработки (сборки) изделий осуществляется по этапам разработанная корпорацией Toyota Motor. Каждый последующий этап сам "вытягивает" производимое изделие с предыдущего участка по мере необходимости. На внедрение данной системы от начала разработки у фирмы Тоуоtа ушло около 10 лет. Такой длительный срок был связан с тем, что сама система КАNВАN не могла работать без соответствующего логистического окружения концепции «точно в срок».

Ключевыми элементами этого окружения явились:

рациональная организация и сбалансированность производства;

всеобщий контроль качества на всех стадиях производственного процесса и качества исходных материальных ресурсов у поставщиков;

партнерство только с надежными поставщиками и перевозчиками;

повышенная профессиональная ответственность и высокая трудовая дисциплина всего персонала.

Микрологистическая система КАNВАN, впервые примененная корпорацией Toyota Motor в 1972 г. на заводе «Такахама» (г. Нагоя Япония) используется для эффективной организации производства, нуждающегося в гибкой, постоянно повторяющейся и быстрой перестройке, способного протекать без страховых запасов.  Система «КАNВАN» - информационная система обеспечивающая оперативное регулирование количества произведенной продукции и организации непрерывного производственного потока, способного к быстрой перестройки и практически не требующего страховых запасов. Сущность данной системы заключается в том, что все производственные подразделения завода, включая линии конечной сборки, снабжаются материальными ресурсами только в том количестве и к такому сроку, которые необходимы для выполнения заказа, заданного подразделением-потребителем. Таким образом, в отличие от традиционного подхода к производству (когда на каждом этапе имело место "выталкивание" обрабатываемого изделия на следующий этап независимо от того, готово ли производство принять его на следующий этап или нет) структурное подразделение-производитель не имеет общего жесткого графика производства, а оптимизирует свою работу в пределах заказа подразделения фирмы, осуществляющего операции на последующей стадии производственно-технологического цикла.

Информация о работе Понятие логистической системы