Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 14:19, контрольная работа
С выполнением управленческих функций связана деятельность любого руководителя. Данная деятельность реализуется в форме распоряжений, деловой беседы, инструкции или приказа. Труд по разработке решений высокопрофессионален, в него включаются теоретические и методологические наработки зарубежных и отечественных ученых и, конечно же, систематизированный и накопленный практический опыт.
Повышение качества принимаемых решений, достигнутых при совершенствовании процесса принятия решений, является важным резервом повышения эффективности производства.
Практика показывает, что эффективность менеджмента выше там, где генерирование альтернативных решений разделено с оценкой этих идей. Функциональная обособленность оценщиков альтернативных идей (решений) позволяет сосредоточить их внимание исключительно на интересах организации (будь то региональная структура, муниципалитет, производственная или обслуживающая фирма, брокерская контора и т. п.).
Для сопоставления вариантов решений необходимы стандарты или критерии. Обычно решение должно отвечать нескольким критериям (ограничительным параметрам). Например, для снабжения населения сел и хуторов хлебом необходимо построить сеть малых пекарен, которые бы отвечали следующим критериям: себестоимость выпечки хлеба не должна превышать средних действующих цен;
расстояние доставки хлеба должно быть не более 20 километров; стоимость строительства малой пекарни должна быть в пределах 100 тысяч рублей; качество хлеба должно соответствовать действующим нормам; энергетический носитель — электричество и газ (там, где имеются газопроводы). В этих граничных параметрах и могут разрабатываться несколько вариантов распределения по территории региона малых пекарен, которые в комплексе с крупными хлебозаводами решали бы задачу ежедневного снабжения всего населения региона свежим хлебом.
5) Выбор
Наиболее ответственным этапом является выбор варианта решения проблемы. Именно здесь в наибольшей степени проявляется квалификация руководителя.
Как отмечено выше, руководитель зачастую принимает не «максимизирующее», а «удовлетворяющее» решение, то есть выбирает тот его вариант, который наносит минимальный ущерб организации и исполнителям.
• Зачастую, ввиду ограниченности времени и трудностей учета релевантной информации, оптимальное решение не обнаруживается. Поэтому руководитель, как правило, не уточняет конкретные работы для исполнителей, а выбирает лишь направление действия, которое является наиболее приемлемым. Уточняющие решения по ходу выполнения управленческой команды принимают менеджеры Нижестоящих уровней. В этом и проявляется принцип делегирования полномочий, позволяющий ввести в управленческую практику разделение труда,
6) Внедрение
Внедрение управленческого решения является составным элементом процесса решения, поскольку оно требует продолжения интеллектуальных усилий по передаче идей исполнителям.
Первое и самое важное условие для исчерпывающего выполнения управленческого решения — это убежденность исполнителей в его правильности и оптимальности. Мало принять решение, важно убедить подчиненных в его целесообразности.
Одна из весомых стимулов вовлечения подчиненных -в выполнение принятого (выбранного) решения может быть так называемый «эффект сопричастности». Практика показывает, ч-п лучше выполняются те решения, в разработке которых участвовали сами исполнители. Это вносит дополнительное творческое начало в решение уже в ходе его исполнения, стимулирует творческую активность подчиненных (руководителей и рядовых исполнителей).
«Эффект сопричастности» имеет особенное значение в управленческой деятельности региональных и муниципальных администраций, 'гак как их работа связана с большим числом исполнителей различного уровня, а также с массами населения. Особенностью управленческой деятельности этих органов является открытость, а также необходимость ее одобрения со стороны населения. Это требует использовать «эффект сопричастности», вовлекая максимально возможное число исполнителей в разработку решения и нацеливая их на его творческое выполнение.
Наряду с опорой на мнение коллектива, руководитель в ряде случаев вынужден принимать решение, не согласованное с исполнителями, проявлять волюнтаризм. Это обусловлено тем, что коллективная выработка решения зачастую требует много времени. Кроме того, ряд решений направлен на повышение интенсивности труда исполнителей, на их принуждение к нежелательным функциям. Важно учитывать и то обстоятельство, что поддержка исполнителями принятого решения еще не гарантирует его исчерпывающего выполнения. Для этого требуется приведение в действие всего механизма управления, особенно его организующей и мотивационной составляющих.
7) Обратная связь
Поскольку процесс принятия и осуществления аналитического решения протяжен во времени, необходимо получение информации о протекании этого процесса и внесение в него определенных корректив. Систематическое пбступление сведений о том, что происходило до и после реализации решения, то есть наличие обратной связи, позволяет управляющему скорректировать это решение, упредить этим нанесение организации ущерба.
Формы обратной связи могут быть весьма разнообразны. Это — отслеживание реакции исполнителей на принятое решение, получение промежуточной информации о протекании процесса, поступление сведений о форсмажорах и т. п.
8) Анализ постфактум
Всякая выполненная в соответствии с решением работа должна быть оценена в комплексе (системный подход) с тем, чтобы проанализировать успехи и недостатки, обнаружить резервы в качестве решения и качестве исполнения. Вскрытые резервы становятся исходным материалом для новых (последующих) управленческих решений. Такой итоговый (обобщенный) анализ может быть средством проверки правильности корректировок, внесенных управляющим в ходе выполнения ранее принятого решения, то есть представлять собой один из инструментов самоанализа.
Анализ постфактум важен для пополнения информационного банка руководителей, для принятия решения на основе суждений, а также для проведения комплексных исследований тенденций и мотиваторов и разработки на этой основе новых аналитических решений.
Таким образом, решение представляет собой многоэтапный процесс разработки и осуществления намеченного, ядро и главное содержание управленческой деятельности. Осуществление этого процесса требует от управляющего применения не только личного опыта, коллективного разума, математического аппарата, но также таланта и сильных волевых качеств.
Наблюдения показывают, что все же «командорами рождаются», то есть у людей, занимающихся руководящей работой, необходимо присутствие определенных командирских талантов, качеств. Это требует осуществления селекции управленческих кадров при решении вопросов о выдвижении, постановки этой работы в региональных администрациях на систематическую основу.
Заключение
Процесс принятия решения подвержен влиянию факторов, отражающих особенности руководителя, принимающего решения, особенности внешней среды, в том числе условия определенности, риска или неопределенности, а также связанные с ними негативные последствия, информационные ограничения, взаимозависимость и взаимосвязность принимаемых решений и другие факторы.
Личностные оценки руководителя могут содержать субъективное ранжирование важности, качества или блага в силу того, что все управленческие решения (а не только связанные с вопросами социальной ответственности и этики) построены на фундаменте чьей-либо системы ценностей.
Многие факторы, затрудняющие межличностные и внутриорганизационные коммуникации, влияют на принятие управленческих решений. То есть в зависимости от способа обмена информацией руководителя с подчиненными в значительной степени зависит поведение подчиненных. Может иметь место точка зрения, что "проблема - это плохо", так как гораздо важнее "хорошо выглядеть". Руководитель может отвергнуть ту или иную альтернативу в силу пристрастий, симпатий или антипатий по отношению к кому-либо и т.д.
При принятии управленческих решений всегда важно учитывать риск, относящийся к уровню определенности, с которой можно прогнозировать результаты, так как руководитель должен прогнозировать результаты в разных обстоятельствах и условиях. Эти обстоятельства традиционно классифицируется как условия определенности, риска или неопределенности, в том числе негативные последствия.
Принятие управленческих решений во многих отношениях является искусством нахождения эффективных компромиссов, когда выигрыш в одних последствия приводит к проигрышу в других. Проблема процесса принятия решения в условиях возможных негативных последствий состоит в сопоставлении минусов конкретного решения с его плюсами в целях получения наибольшего общего выигрыша. Когда выбираются критерии для принятия решения, негативные последствия следует трактовать и использовать как ограничения. [1, с.168]
В организации все решения взаимосвязаны. Крупные решения имеют последствия для организации в целом, а не только для конкретного сегмента (вида деятельности). Способность видеть, как выстраиваются и взаимодействуют решения в системе управления, становится все более важной по мере продвижения руководителя по иерархии власти.
Глава 1. Сущность и содержание управленческих решений
1.1.Сущность принятия решений
Один из главных видов деятельности, которая осуществляется менеджером это принятие решений в организации.
Решение в организации – это выбор цели управления и значения управляемых факторов, которые способствуют достижению поставленной цели. В процессе принятия решений альтернативными называются цели управления организацией и допустимые значения управляемых факторов. Предполагается, что цели организации известны заранее. Не стоит забывать, что выбор цели управления тоже управленческое решение, имеющее стратегический характер и часто предопределяет все последующие решения руководителя. Руководитель обязан, позаботится о средствах достижения выбранной цели. К средствам можно отнести качество и способы применения ресурсов, а так же условия применения ресурсов организации. Руководитель может влиять на такие явления и процессы непосредственно с помощью тех или иных управляющих воздействий представляют собой объекты решения. Но руководитель при этом выступает в качестве субъекта решения, а так же субъектами могут выступать непосредственные исполнители, обладающими необходимыми полномочиями.
В организации принятие решений характеризуется как процесс определения и решения проблем. В практике выделяют две ключевых стадии в процессе принятия решений в организации:
Можно провести разграничение между запрограммированными и незапрограммированными решениями. Запрограммированные характеризуются:
Организация имеет много действий , которые определяются запрограммированными решениями. Например, оплата больничных или наложения штрафов за прогулы . Программируемые решения могут быть сложными, трудоемкими, например, подготовка годового отчета или определения бюджета.
Запрограммированные решения имеют следующие характеристики:
• новый , плохо определены и нет системы для их решения ;
• не хватает сведения об этой проблеме ;
• отсутствие четких критериев эффективности решения ;
• альтернативные решения не ясны ;
• существует неопределенность относительно того, поддерживается ли предлагаемый курс действий ;
• как правило, можно разработать немного вариантов , поэтому традиционно принято одно решение .
Запрограммированные решения играют важную роль в разработке и осуществлении стратегий . Например, таких как реорганизации организационных единиц или бонусной системы .
Важные организационные управленческие решения , то есть те, которые являются как запрограммирован и повлиять на всю организацию или значительную его часть , имеют ряд специфических особенностей , в частности тех :
• как правило, не принимаются индивидуально управлять одним ;
• включают много подразделений , различные точки зрения и ожидания , которые лежат за пределами отдельных лиц, принимающих решения ;
• включают в себя большой объем информации , которая не соответствует в границах компетенции и подготовки отдельных руководителей ;
• привлекать значительные политической деятельности и создание коалиций