Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 20:29, реферат
В настоящее время большинство транспортных предприятий функционируют в условиях рыночной экономики, в связи с чем постепенно сформировался рынок транспортных услуг, усилилась конкуренция между предприятиями и различными видами транспорта, ужесточились требования к тарифам и качеству транспортных услуг со стороны потребителей. Транспортировка товаров является ключевой логистической функцией. При этом современную миссию транспортировки в системе логистического сервиса можно кратко сформулировать следующим образом: «доставлять нужный товар требуемого качества и количества в заданное время и с оптимальными затратами».
Ведущее место среди магистральных видов транспорта региона занимают железные дороги. По территории юга страны проходят железнодорожные магистрали: Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону — Краснодар с ответвлением на Новороссийск (Адлер); Ростов-на-Дону — Минеральные Воды — Махачкала— Самур (Азербайджан); Саратов — Волгоград — Котельниково — Сальск — Тихорецк в направлении черноморских портов; Москва — Саратов — Волгоград — Астрахань — Махачкала. Пропускная способность железнодорожных ходов Ростов-на-Дону — Минеральные Воды и Ростов-на-Дону — Новороссийск превышает 65 млн. тонн, а Волгоград — Котельниково — Сальск — Тихорецкая — 25 млн. тонн.
Грузовые перевозки в регионе осуществляют Северо-Кавказская и Приволжская железные дороги — филиалы ОАО "РЖД". Северо-Кавказская железная дорога является припортовой и обеспечивает транспортные грузопотоки в направлении морских портов Южного бассейна. В Волгоградской и Астраханской областях перевозки грузов осуществляют соответствующие отделения Приволжской железной дороги.
Общая эксплуатационная длина железных дорог в ЮФО составляет 8725 км, что превышает 10% общесетевой протяженности. Доля железнодорожного транспорта ЮФО в объеме грузовых отправлений в России в 2006 году составила 7,8%, при этом удельный вес грузовых железнодорожных перевозок в общем объеме перевозок транспортным комплексом ЮФО превышает 66%.
В ЮФО расположены все южные морские и речные порты европейской части России (Новороссийск, Туапсе, Махачкала, Оля, Таганрог, Ейск, Кавказ, Темрюк, Тамань, Ростов-на-Дону, Азов, Усть-Донецк, Волгодонск, Волгоград, Астрахань и др.).
Суммарный объем перевалки грузов
в портах Азово-Черноморского и
Каспийского бассейнов
Протяженность внутренних водных судоходных путей на территории Юга России составляет 3,5 тыс. км.
Основной водной артерией, связывающей порты пяти морей, и в том числе бассейны Каспийского и Черного, является Волго-Донской судоходный канал, протяженностью 100 км. Базовыми параметрами, определяющими условия судоходства в Волго-Донском канале, являются глубина водного пути — 3,5 м, ограничивающая грузоподъемность судов 5000 тонн, сезонность навигации (8—9 месяцев в году), а также состояние гидротехнических сооружений. К числу барьерных объектов на пути движения судов на рассматриваемом направлении относятся Кочетовский гидроузел, реконструируемый в настоящее время, а также разводной железнодорожный мост через реку Дон в городе Ростове-на-Дону.
Общий объем грузоперевозок по Волго-Донскому каналу в 2006 году составил 8,1 млн. тонн, из них: 75% приходится на экспорт, 20% — на внутренние перевозки, 3% — на импорт. Основное направление грузопотока (с востока на запад) составляет 85% всего объема грузоперевозок.
По обеспеченности автомобильными дорогами с твердым покрытием ЮФО занимает второе место в России после Центрального федерального округа. Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 60,8 тыс. км, что равняется 11,7% общероссийского уровня. Территорию Южного федерального округа пересекают федеральные автомагистрали М-4 «Дон», М-6 «Каспий», М-21 «Волгоград — Кишинев», М-27 «Джубга—Сочи», М-29 «Кавказ».
Ведущую роль в региональных перевозках грузов играет автомобильный транспорт. По уровню автомобилизации ЮФО занимает ведущее место среди федеральных округов России. Доля перевозок грузов, осуществляемых грузовым автопарком крупных и средних предприятий всех отраслей экономики ЮФО, составляет 9,4% от общего объема грузовых перевозок в стране.
Геополитическое положение ЮФО определяет его стратегическую роль в обеспечении международных транзитных транспортно-экономических связей между ведущими центрами мировой экономики на евроазиатском континенте в рамках существующих и развивающихся международных транспортных коридоров.
Система международных транспортных
коридоров на территории Юга России
включает участки двух евроазиатских
коридоров: «Север— Юг» и «Транссиб»,
а также ответвления
Образование МТК «Север — Юг» позволило организовать доставку грузов из Скандинавии, стран Центральной Европы через железнодорожную, автодорожную и речную сети в российские порты на Каспии, страны Персидского залива и в обратном направлении объемом порядка 6 млн. тонн. В общем объеме 40% составляют перевозки грузов российско-иранской торговли, 45% — российско-азербайджанской. Через порт Астрахань обеспечивается перевалка 31% общего объема грузовых перевозок, 14% — через порт Махачкала.
В условиях стабильного роста экспортного потенциала и экономики России ОАО «Российские железные дороги» вкладывает значительные средства в развитие транспортной инфраструктуры региона. Развиваются припортовые станции в районах Новороссийска, Туапсе и Таманского полуострова, осуществляется реконструкция железных дорог на магистральном направлении Центр — Юг.
В рамках формирования международного транспортного коридора «Север — Юг» важное место принадлежит странам прикаспийского бассейна, состояние и перспективы развития транспортной инфраструктуры которых определяют будущее глобального проекта. Базовыми объектами инфраструктуры коридора становятся российские порты Каспийского побережья.
В Астраханской области осуществляется
строительство портового
3.2. ПРОБЛЕМЫ И ФАКТОРЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ЮФО
Отмечая в целом положительные результаты работы транспортного комплекса Юга России, необходимо также учитывать негативные тенденции в транспортном обеспечении экономики и населения региона, внешнеторговых связей государства, возрастающих объемов экспортно-импортных грузопотоков через морские порты юга страны.
Системными причинами
К числу ключевых проблем функционирования транспортно-логистического комплекса Южного федерального округа относятся:
Проблемами методологического характера являются отсутствие прогнозных моделей территориального развития страны на долгосрочную перспективу, стратегии внешнеэкономической деятельности, основанных на оценке конкурентных преимуществ России, интеграции отечественной экономики в мировую, а национальной транспортной системы — в международное транспортное пространство.
К сожалению, утрачена эффективно функционировавшая
ранее общегосударственная
Слабым местом существующих и разрабатываемых программ и крупных проектов развития транспортной инфраструктуры является недостаточность комплексного подхода, увязки межрегиональных и межотраслевых разрезов указанных программных документов (примеры — развитие Новороссийского транспортного узла, портовых мощностей в районе Таманского полуострова, автомобильной, железнодорожной инфраструктуры пассажирского сообщения на Черноморском побережье).
3.3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ЮФО ДО 2025 ГОДА
Целью Стратегии развития транспортно-логистического комплекса ЮФО на долгосрочную перспективу является повышение конкурентоспособности экономики регионов юга страны, транспортное обеспечение социально-экономического развития, полное удовлетворение растущего спроса экономики и наcеления на качественные транспортные услуги, предъявляемые на национальном и международном рынках перевозок на основе опережающего и инновационного развития транспортной системы Южного федерального округа.
Для достижения стратегической цели развития транспортно-логистического комплекса в перспективе до 2025 года должны быть решены следующие задачи:
3.4. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К
Стратегия развития транспортно-логистического
комплекса ЮФО носит
В рассматриваемой перспективе
приоритетом разрабатываемой
Проблемный подход проецируется в конкретных направлениях и задачах, определяемых в рамках отдельных видов транспорта и в разрезе субъектов ЮФО (отраслевой и региональный подходы, которые в этом случае носят подчиненный обеспечивающий характер).
Формирование стратегии
В основу Стратегии развития транспортно-логистического
комплекса ЮФО положены федеральные
социально-экономические