Развитие транспортного комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 20:29, реферат

Краткое описание

В настоящее время большинство транспортных предприятий функционируют в условиях рыночной экономики, в связи с чем постепенно сформировался рынок транспортных услуг, усилилась конкуренция между предприятиями и различными видами транспорта, ужесточились требования к тарифам и качеству транспортных услуг со стороны потребителей. Транспортировка товаров является ключевой логистической функцией. При этом современную миссию транспортировки в системе логистического сервиса можно кратко сформулировать следующим образом: «доставлять нужный товар требуемого качества и количества в заданное время и с оптимальными затратами».

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие транспортного комлекса ЮФО.doc

— 867.00 Кб (Скачать файл)

Пространственно-территориальное  и внутриотраслевое позиционирование транспортных узлов позволяет в  рамках реализации стратегических целей развития транспортно-логистического комплекса ЮФО определить место каждого крупного транспортного узла.

Исходя из вышеуказанных посылок, Стратегией предусматривается развитие на территории ЮФО следующих крупных  транспортных узлов федерального уровня: Новороссийский, Таманский, Ростовский, Верхне-Донской, Астраханский, Волгоградский.

Новороссийский узел включает один из крупнейших в стране Новороссийский морской торговый порт, железнодорожные и автомобильные подходы, припортовую железнодорожную станцию. Новороссийский транспортный узел обеспечивает около 70% перевалки грузов на морской транспорт от общего объема южных портов России.

Прогнозируемое увеличение грузооборота порта до 150 млн. т/год к 2025 году требует развития железнодорожной и автодорожной инфраструктуры на подходах к транспортному узлу, а также реконструкции и развития причалов и припортовых терминалов. Стратегией предусматривается строительство второго железнодорожного захода в порт, автодороги на участке Абинск — Кабардинка, развитие накопительной станции и грузового терминала на разъезде 9 км (Крымский железнодорожный узел), а также дополнительных перегрузочных комплексов контейнерных и генеральных грузов в порту.

Развитие портовых комплексов, железнодорожных  и автодорожных подъездов на Таманском полуострове формирует Таманский транспортный узел, дополняющий возможности Новороссийского транспортного узла в перевалке грузов в международном товарообмене на Юге России. В состав узла входят порты Кавказ, Темрюк и строящиеся комплексы порта Тамань, Железный Рог, а также железнодорожные подходы и припортовые станции. Перспективы развития узла связаны с портовым развитием полуострова с перевалкой к 2025 году до 90 млн.. т/год, возможным строительством мостового перехода через Керченский пролив.

Ростовский транспортный узел включает крупные грузовые железнодорожные станции, речные порты, автодорожные обходы города и терминалы.

С учетом прогнозируемого роста объемов переработки грузов Ростовским транспортным узлом (до 50 млн.. тонн в год) требует развития пропускная способность однопутной железнодорожной линии на восточном обходе города, перегруженный железнодорожный разводной мост через реку Дон, сдерживающий движение судов в международном сообщении.

В рассматриваемом периоде предусматривается  создание ниже (по течению) разводного моста водно-транспортного узла «Ростовский универсальный порт» со строительством терминально-логистического комплекса мощностью 18 млн. т. в год, реконструкция и развитие припортовой железнодорожной станции «Казачья», северного и южного автодорожных обходов города Ростова-на-Дону и других объектов.

Астраханский транспортный узел включает: порты Астрахани и пос. Оля, пять припортовых станций, пограничную  станцию Аксарайская, западный автодорожный обход Астрахани. Транспортный узел получит дополнительное развитие в связи с формированием МТК «Север — Юг» по направлению Астрахань — Баку — Тегеран (при условии строительства железнодорожной линии через Астару от границы Азербайджана в Иран и развития транспортного коридора TRACECA). В результате развития транспортных коридоров, мощностей порта «Оля», припортовой железнодорожной станции и терминально-логистического комплекса грузооборот Астраханского узла увеличится до 30 млн. т/год.

Перспективы развития Волгоградского транспортного узла связаны с увеличением грузопотоков по МТК «Север— Юг», «Транссиб» и МТК №7 (Дунай — Дон — Волга). Транспортный узел включает портовые комплексы реки Волги, Волго-Донской судоходный канал (ВДСК), грузовые и припортовые железнодорожные станции, автодорожные развязки. Стратегией предусматривается завершение реконструкции ВДСК, строительство автодорожного обхода города и завершение строительства мостового перехода через реку Волгу, а также создание терминально-логистического комплекса.

Верхне-Донской транспортный узел включает железнодорожные станции (Лихая, Гуково, Каменская), судоходный путь по реке Северский Донец (от города Каменск-Шахтинский до Усть-Донецкого порта), пограничные переходы (автодорожный в городе Каменск-Шахтинский, железнодорожный на ст. Гуково). Перспективы развития транспортного узла связаны с развитием пограничной инфраструктуры и грузопотока в направлении из Средней Азии и Урала в Европейские страны.

 

    1.  ЛОГИСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕРЕВОЗОК В ЮФО

 

Реализация транзитного потенциала ЮФО возможна в условиях значительного роста конкурентоспособности транспортно-логистического комплекса на международном рынке транспортных услуг.

В его основе лежит повышение транспортного сервиса до уровня мировых стандартов, обеспечение надежности, ритмичности, своевременности доставки и сохранности грузов, увеличение коммерческой скорости поставки товаров, снижение транспортных издержек и экологической нагрузки транспорта.

Для достижения поставленных целей  в рассматриваемой перспективе  необходимо решить следующие задачи:

  • создание   современной региональной     технологической  инфраструктуры  товаро-транспортной логистики;
  • территориальное размещение и развитие грузоперерабатывающих и накопительных терминалов, а также логистических центров;
  • формирование    сети транспортно-экспедиторских компаний и других предприятий транспортного сервиса;
  • реконструкция и техническое оснащение пограничных переходов и таможенных пунктов пропуска в целях сокращения времени досмотра и оформления грузов и пассажиров;
  • создание единой организационно-правовой, технической   и   технологической базы взаимоотношений между объектами   транспортной   инфраструктуры   и   субъектами предпринимательства,   участвующими в транспортном процессе;
  • развитие системы электронного документооборота;
  • создание системы контроля за движением грузов в процессе транспортировки.

Материальной базой реализации логистических технологий в ЮФО  является создание сети терминально-логистических  комплексов, выполняющих накопительно-распределительные  функции товаропотоков и переработку транзитных потоков.

В зависимости от характеристик  и объемов грузопотоков, степени  влияния на экономику страны и  региона, других факторов в ЮФО создаются  терминально-логистические комплексы  федерального и регионального уровней.

Оценка географического положения действующих портов (Новороссийск, Туапсе, Темрюк, Кавказ на Черном и Азовском морях; Махачкала, Астрахань на Каспийском море), развивающихся портовых комплексов (Тамань, Оля, Ростовский универсальный порт), а также инфраструктуры железнодорожного и автомобильного транспорта и перспективы увеличения пропускной способности водных коммуникаций между Азовским и Каспийским морями позволяет определить узловые точки размещения объектов терминально-логистической сети в ЮФО.

Для переработки экспортных и транзитных грузов и перераспределения грузопотоков между портами Азовского, Черного и Каспийского морей с учетом существующей транспортной инфраструктуры и перспективы ее развития, терминальные комплексы федерального уровня целесообразно разместить на базе Новороссийского, Ростовского, Астраханского, Волгоградского транспортных узлов, а также на Таманском полуострове и в районе городов Каменск-Шахтинский, Гуково.

Для обработки перспективного грузопотока  из Казахстана в страны Западной Европы требуется развитие железнодорожного сообщения Астрахань — Элиста — ст. Куберле с соответствующим созданием терминальных комплексов. В Астрахани целесообразно развитие транспортного мультимодального центра, в Куберле и Элисте — транспортно-терминальных комплексов.

В качестве основного пункта переработки  грузов, поступающих в адрес Новороссийского  транспортного узла, выступает железнодорожный  разъезд 9 км, где предусматривается  создание транспортного мультимодального центра. При этом обеспечивается оптимизация  грузопотоков, перенаправления грузов по погодным, техническим или организационным условиям в один из портов (Новороссийск, Тамань, Темрюк, Кавказ).

Размещение транспортно-терминальных комплексов регионального уровня предусматривается  в районе городов Тихорецк и Кропоткин с учетом планируемого строительства железнодорожной ветки между городами Тимашевск, Кореновск и Усть-Лабинск с последующим размещением здесь логистических терминалов. Это позволит обрабатывать грузы, поступающие с Каспийского бассейна, а также Урала, Сибири и Средней Азии, с перераспределением по портам Краснодарского края (с учетом деятельности сортировочной стации Разъезд 9 км).

Организация единой сети терминально-логистических  комплексов для переработки транзитных и экспортных грузов на территории ЮФО с обустройством мультимодальных центров в городах Каменск-Шахтинский, Волгоград, Астрахань, Махачкала, на Разъезде 9 км, терминальных комплексов в Новороссийске, Туапсе, Тамани, Оле, Таганроге, Ростове-на-Дону, Тихорецке, Кропоткине, Элисте, Куберле позволит устранить дефицит складских мощностей в портах, оптимизировать грузопотоки, обеспечить координацию работы железнодорожного и морского транспорта, снизить затраты и время обработки грузов.

Реализация комплекса мероприятий, связанных с созданием современной региональной сети транспортно-логистического обслуживания на Юге России, требует формирования соответствующей сети информационно-логистических центров.

Стратегией предусматривается  организация в городе Ростове-на-Дону Южно-Российского транспортного информационно-логистического центра.

Создание ЮРТИЛЦ позволит обеспечить координацию работы и информационно-логистическое  обоснование мер по реализации стратегии  развития транспортно-логистического комплекса ЮФО.

На первом этапе деятельности ЮРТИЛЦ предполагается объединение информационных и интеллектуальных ресурсов ведущих транспортных, консалтинговых, научных, проектных организаций.

В рамках деятельности ЮРТИЛЦ предусматривается:

  • проведение информационно-логистического   мониторинга и маркетингового исследования рынка транспортных услуг в регионе, а также по всей цепи товародвижения  с организацией взаимодействия с логистическими центрами соответствующих территорий;
  • прогнозирование и  обоснование   материальных   потоков — формирование прогнозов грузо-  и  пассажиропотоков  с учетом реализуемых проектов и программ развития транспортно-логистического комплекса ЮФО, оценки транспортно-экономических связей;
  • разработка балансов межрегионального   обмена,   транспортно-экономического баланса ЮФО в разрезе субъектов округа и отраслей транспорта;
  • формирование базы данных коллективного пользования  функционирования транспортно-логистического комплекса ЮФО и рынков транспортных услуг с привлечением участников логистических цепей товародвижения на взаимовыгодных условиях;
  • предоставление органам государственной власти и управления, транспортным предприятиям и организациям, другим заинтересованным сторонам информационно-аналитических материалов и прогнозов по внутрирегиональным грузопотокам.
    1. ОЦЕНКА РИСКОВ И ВЕРОЯТНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ЮФО

Рассматриваемый сценарий стратегии  транспортно-логистического комплекса  ЮФО реализуется в условиях прогнозируемых внешних и внутренних рисков.

Внешние риски обусловлены следующими причинами:

  • преимущественная ориентация транспортно-логистического комплекса ЮФО на обслуживание экспортно-импортных и транзитных потоков определяет высокую степень влияния на его развитие и возможное ухудшение макроэкономических показателей страны и внешнеэкономической конъюнктуры;
  • высокий уровень конкуренции на внутреннем и мировом рынках специализации ЮФО. В случае отставания уровня конкурентоспособности основных секторов экономики Юга России может  произойти   сокращение объемов  производства  и  как следствие, сокращение объемов грузоперевозок;
  • ввод в эксплуатацию обходных транснациональных транспортных коридоров и снижение международного транзита через ЮФО. Обходные (по отношению к ЮФО) транзитные маршруты могут быть активизированы как на территории России (АТР — Транссиб — Центр России — Белоруссия (Украина)— Европа), так и за ее пределами (TRACECA, морской путь через Суэцкий канал и др.);
  • низкий технологический уровень машиностроительной отрасли для обеспечения опережающего инновационного развития транспортного комплекса. Современное состояние отраслей транспортного машиностроения и стройиндустрии находится   на   недостаточном уровне для обеспечения инновационного сценария развития транспортно-логистического комплекса;
  • жесткие международные экологические требования к транспортным средствам. Ориентация российской экономики на вступление в ВТО, развитие интеграционных процессов в мировом   транспортном   сообществе требуют своевременного внедрения международных экологических стандартов к производству и эксплуатации транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры.

Внутренние риски обусловлены  следующими причинами.

1. Отставание технологического  уровня транспортного комплекса:

  • одним из определяющих рисков развития транспортной отрасли является ее технологическая отсталость. Несмотря на то, что в регионе сосредоточены   высокотехнологичные производства, ведущие отраслевые научно-исследовательские институты и высшие учебные заведения, транспортные предприятия ЮФО не обладают конкурентоспособными технологиями на уровне мировых стандартов;
  • низкие темпы внедрения инновационных технологий. Технологическое обновление основных производственных фондов   транспортно-логистического комплекса ЮФО осуществляется медленными темпами. При этом степень износа основных фондов на предприятиях транспортной отрасли составляет от 50 до 80%.

Информация о работе Развитие транспортного комплекса