Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 15:53, курсовая работа
В процессе коммерциализации белорусской экономики особую значимость приобретает такая важная форма реализации товаров как, розничная торговля.
Розничная торговля – это завершающая форма продажи товаров конечному потребителю в небольших объемах через магазины, павильоны, лотки, палатки и другие пункты сети розничной торговли.
3 РАЗВИТИЕ ПРОГРЕССИВНЫХ МЕТОДОВ ПРОДАЖИ
ТОВАРОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В рыночных условиях розничная торговля Беларуси ориентируется на развитие торговли в странах с развитой рыночной экономикой, где сосредоточены большие людские ресурсы, привлекаются значительные финансовые средства, широко внедряются достижения науки и техники.
Если говорить о Республике Беларусь, то инфраструктура розничной торговой сети в 2008-2009 гг. составила (таблица 3.1):
Таблица 3.1 – Инфраструктура розничной торговой сети в Республике
Беларусь в 2008-2009 гг.
Показатель |
Годы |
Темп роста, %, отклонение (+;-) | |
2008 |
2009 | ||
Магазины - всего, ед. |
30966 |
32075 |
103,58 |
в том числе: магазины самообслуживания |
10541 |
11025 |
104,59 |
с торговой площадью от 650 кв. м |
230 |
243 |
105,65 |
с торговой площадью от 1000 кв. м |
115 |
124 |
107,83 |
Торговая площадь магазинов - всего, тыс. кв. м |
2771 |
2968 |
107,11 |
в
том числе магазинов |
1602,7 |
1658,5 |
103,48 |
Фирменные магазины, ед. |
589 |
608 |
103,23 |
Торговые центры, ед. |
324 |
321 |
99,07 |
Площадь торговых центров, тыс. кв. м |
358,6 |
245,5 |
68,46 |
Торговые объекты в торговых центрах, ед. |
20119 |
19994 |
99,38 |
Торговая площадь магазинов и торговых центров - всего, тыс. кв. м |
3129,6 |
3213,5 |
102,68 |
Обеспеченность торговыми |
322 |
342 |
106,21 |
Рынки, ед. |
413 |
396 |
95,88 |
Количество торговых мест на рынках, тыс. ед. |
106,1 |
102,8 |
96,89 |
Магазины-склады - всего, ед. |
175 |
173 |
98,86 |
Примечание – Источник: [14].
Данные таблицы 3.1 свидетельствуют о том, что в 2009 году по сравнению с 2008 годом количество магазинов выросло на 3,58 %, в том числе магазинов самообслуживания на 4,59 %, торговой площадью от 650 м.кв. на 5,65 %, а с торговой площадью от 1000 м.кв. – на 7,83 %.
Так же увеличение в 2009 году по сравнению с 2008 годом наблюдалось по торговой площади магазинов на 7,11 %, в том числе по магазинам самообслуживания на 3,48 %. На ряду с данными изменениями наблюдалось и снижение количества торговых центров на 0,93 %, а их торговая площадь на 31,54 %. Снижалось и количество рынков на 4,12 %, а количество торговых мест на них на 3,11 %. Следовательно в Республике Беларусь происходили изменения структуры в торговой сети, так как закрывались места на рынках, магазины с небольшой площадью, а увеличивалось количество магазинов торговой площадью от 1000 м.кв., и магазинов самообслуживания, что свидетельствует об укрупнении торговых объектов и увеличении современных форматов магазинов, используемых прогрессивные методы продажи.
Следует более подробно изучить структуру розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь, для этого составим таблицу 3.2 [12].
Таблица 3.2 - Структура розничной торговой сети потребительской
кооперации Республики Беларусь за 2008-2010 гг.
Примечание – Источник: [10,14].
Данные таблицы 3.2 свидетельствуют о том, что наибольший удельный вес в общем количестве розничных торговых объектах Белкоопсоюза занимают магазины 92-93 %, однако в 2009 году по сравнению с 2008 годом их количество снизилось на 169 единиц, в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилось на 22 ед. Так же наблюдалось увеличение доли мелкорозничной торговой сети потребкооперации (платок, ларьков, киосков) в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 0,11 %, доля передвижной торговой сети – автомагазинов, выросла на 0,09 %. Но обратим внимание на то, что в целом по потребкооперации в 2010 году по сравнению с 2009 годом количество всех розничных торговых объектов снизилось на 74 единицы, что свидетельствует о закрытии части магазинов приносящих убыток.
Для обслуживания сельского населения, агрогородков и малых населенных пунктов торговой сетью потребительской кооперации Республики Беларусь используются автомагазины, а так же магазины расположенные в сельской местности. Рассмотрим динамику магазинов потребительской кооперации, расположенных в сельской местности за 2008-2009 гг., результаты оформив в таблице 2.12 [10,11].
Проанализируем магазины облпотебсоюзов Республики Беларусь (Брестский, Витебский, Гомельский, Гродненский, Минский, Могилевский облпотребсоюзы) за 2009 год (рис. 3.1):
Рисунок – 3.1 Количество магазинов облпотребсоюзов Белкоопсоюза за 2009 г по Республике Беларусь, ед.
Примечание - Источник: собственная разработка.
На первом месте стоит г. Витебск – 121 торговый объект, на втором месте г. Минск – 90, на третьем г. Гродно – 62, на четвертом месте г. Гомель – 54, на пятом месте г. Могилев – 51, на шестом месте г. Брест – 20 торговых объектов, итого по РБ составляет 398 торговых объектов (при традиционном методе + метод самообслуживания).
Рассмотрим динамика развития розничной торговой сети Республики Беларусь за 2008-2009 гг., торговых объектов в общем и по методу самообслуживания и по традиционному методу.
Таблица 3.3.- Динамика развития розничной торговой сети Республики Беларусь за 2008-2009 гг.
Показатели |
Годы |
Отклонения (+;-) | ||||
2008 |
2009 |
2010 |
2009г. к 2008г. |
2010 г. к 2009г. |
2010 к 2008г. | |
Число объектов розничной торговли (магазинов), тыс ед |
41000 |
43000 |
45700 |
2000 |
2700 |
4700 |
В том, числе объектов потребительской кооперации, тыс ед |
11,046 |
10,851 |
10600 |
-195 |
-251 |
-446 |
Доля объектов потребительской кооперации,% |
23,25 |
21,97 |
21,08 |
-1,28 |
-0,89 |
2,17 |
Торговая площадь магазинов, тыс. м2. |
3307 |
3650 |
3705 |
343 |
55 |
398 |
в том числе торговая площадь магазинов потребкооперации, тыс. м2 |
1006,6 |
1005,8 |
1001,2 |
-0,8 |
-4,6 |
-5,4 |
доля торговой площади |
30,44 |
27,56 |
27,06 |
-2,88 |
-0,5 |
-3,38 |
Примечание – Источник: собственная разработка по материалам стат. Сборника за 2011 г.
Данные таблицы 3.3 говорят о том, что число объектов в 2010 годы по сравнению с 2009 г. увеличилось на 2700 тыс. ед., в том числе объектов потребительской кооперации не использующих (метод самообслуживания и традиционный) уменьшилось на 251 тыс. ед., также доля торговых объктов снизилась на 0,89 %; в том числе в 2009 по сравнению с 2008 уменьшились на 195 тыс. ед., соответсввенно те магазины которые работали себе в убыток и не приносили никакой прибыли предприятию, так же снизилась доля всех объектов розничной торговли потребкооперации в общем количестве объектов страны на 1,28 %.
Общая торговая площадь всех магазинов потребкооперации занимает 27-30 % в общей площади всех магазинов страны, а количество магазинов – 21-24 %, следовательно, потребительская кооперация является самым крупным владельцем розничной торговой сети в Республике Беларусь.
Розничная торговая сеть потребительской кооперации, а также в общем по Республике Беларусь будет расти, так как в наше время «хороший покупатель» хочет приобретать товары в «хороших, чистых, уютных магазинах», соответственно некоторые магазины, приносящие убыток будут закрываться, некоторые ремонтироваться, а некоторые перейдут с традиционного метода на метод самообслуживания.
Таким образом, торговля является одной из важнейших сфер деятельности, в которой пересекаются интересы многих отраслей, предприятий и населения. В условиях формирования рыночных отношений в стране существенно возрастает роль торговли. Торговля становится наиболее устойчивой сферой в развитии рыночных отношений.
В «Отраслевой Программе развития потребительской кооперации на 2011-2015 годы» (далее – Программа) подготовлена в соответствии с протоколом заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь от 3 августа 2010 года №24. Развитие системы будет осуществляться в контексте реализации мер, определенных государственными программами, прежде всего Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, Государственной программой укрепления аграрной экономики и развития сельских территорий на 2011-2015 годы, говорится об усовершенствовании розничной торговли, открытие новых прогрессивных магазинов, введение новых инновационных систем.
За период реализации Программы-2010 вложено 836,1 млрд. руб. инвестиций в основной капитал.
Открыто 1,6 тыс. новых объектов торговли и общественного питания, в том числе 625 новых магазинов, из них в областных центрах - 14 торговых комплексов, 326 предприятий общественного питания быстрого обслуживания, 45 объектов придорожного сервиса, 57 развлекательных центров, внедрены современные торговые технологии с использованием компьютерных систем и самообслуживания в 1929 объектах, отремонтировано и реконструировано 1,5 тыс. торговых объектов, открыто 4,2 тыс. фирменных секций отечественных производителей.
В результате реализации
настоящей Программы
Основной задачей развития торговли является повышение уровня и качества обслуживания и полное удовлетворение платежеспособного спроса пайщиков и обслуживаемого населения в товарах, приостановление тенденции снижения доли потребительской кооперации в общем объеме розничного товарооборота Республики Беларусь (Удельный вес потребительской кооперации во всем товарообороте Республики Беларусь снизился с 10,2% в 2004 году до 9,6% в 2009 году).
Вместе с тем имеются особенности, которые определяют специфику кооперативной торговли. В частности:
- в большинстве районов магазины не интегрированы, практически отсутствуют торговые сети;
- большинство магазинов имеет небольшие площади. Средняя площадь магазинов потребительской кооперации – 95 квадратных метров;
- имеется значительное количество убыточных магазинов, в частности, расположенных в населённых пунктах с численностью населения менее 100 человек; указанные магазины зачастую имеют исключительно социальный характер и не являются коммерчески эффективными. Потребительская кооперация обслуживает 2100 населенных пунктов с числом жителей 5 и менее человек, 1870 населенных пунктов – от 6 до 10 человек, 4000 населенных пунктов - от 11 до 25 человек, 4372 населенных пункта – от 26 до 50 человек и 4240 населенных пунктов – от 51 до 100 человек. В этих населенных пунктах потребительская кооперация содержит 1672 стационарных магазина. Количество малых населенных пунктов, обслуживаемых потребительской кооперацией, с каждым годом увеличивается в связи с происходящими демографическими процессами в сельской местности [9].
МЕТОДОВ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Развитие средств коммуникации, вызванное достижениями научно-технического прогресса и изменением стиля жизни современных потенциальных покупателей, менталитета как покупателей, так и продавцов. Является действительным фактором, способствующий развитию новых методов продажи.
Так, наличие в каждой семье телефона, телевизора, компьютера и создание электронных справочников дают основания для развития продаж по телефону и электронной торговли.