Содержание
Введение
. Сущность и задачи транспортной логистики
. Выбор вида транспорта
. Организация и планирование перевозок
. Терминальные перевозки
. Транспортные тарифы
Заключение
Список литературы
Введение
По мере развития рыночной
экономики в стране повышение эффективности
транспортного процесса требует новых
подходов к организации перевозок. Это
привело к появлению нового направления
- транспортной логистики.
Транспорт как составная часть
более крупной системы, т.е. логистической
цепи, привел к необходимости рассматривать
его в разных аспектах. Транспортный сервис
в современных условиях включает в себя
не только собственно перегрузку грузов
от поставщика потребителю, но и большое
количество экспедиторских, информационных
и трансакционных операций, услуг по грузопереработке,
страхованию, охране и т.д. Такой подход
способствует оптимальному выбору транспортных
услуг, ибо качество перевозок, как правило,
в большей мере отражается на общих расходах,
чем себестоимость перевозок.
С точки зрения специализации
и кооперирования производства, изучение
транспорта нельзя ограничивать сферой
отдельных материально-технических связей.
Он должен рассматриваться во всей системе
материально-технического снабжения -
от первичного поставщика до конечного
потребителя, включая промежуточные этапы.
Задачи реферата - рассмотреть
основы развития транспортной логистики,
выявить сущность и задачи транспортной
логистики, а также рассмотреть влияние
логистики на политику в области транспорта.
Объяснить преимущества и недостатки
отдельных транспортных цепей, рассмотреть
перспективы развития транспортной логистики.
1. Сущность и задачи транспортной логистики
транспортный логистика тариф
перевозка
Транспорт - это отрасль материального
производства, осуществляющая перевозки
людей и грузов. В структуре общественного
производства транспорт относится к сфере
производства материальных услуг.
Значительная часть логистических
операций на пути движения материального
потока от первичного источника сырья
до конечного потребления осуществляется
с применением различных транспортных
средств. Затраты на выполнение этих операций
составляют до 50% от суммы общих затрат
на логистику.
Изменение местонахождения
товарно-материальных ценностей с помощью
транспортных средств называется транспортировкой
грузов.
Транспорт должен удовлетворять
следующим требованиям:
должен быть достаточно гибким,
чтобы обеспечить перевозочный процесс,
подвергающийся еженедельной и даже ежедневной
корректировке;
гарантировать частую и круглосуточную
доставку грузов в разбросанные и отдаленные
пункты;
надежно обслуживать клиентуру
с целью избежания остановки работы предприятий
или дефицита у заказчика;
обладать способностью перевозить
небольшие партии грузов через короткие
интервалы времени в соответствии с меняющимися
запросами пользователя.
Транспортировка является
частью логистического процесса и относится
к сфере производства материальных услуг.
Управление материальным потоком в процессе
транспортировки и организация транспортирования
грузов является сферой транспортной
логистики.
Транспортная логистика определяется
как сфера деятельности, охватывающая
три области:
процесс планирования, организации
и осуществления рациональной и недорогой
доставки (перевозки) грузов (товаров)
от мест их производства и до мест потребления;
контроль за всеми транспортными
и другими операциями, возникающими в
пути следования грузов с использованием
современных средств телекоммуникации,
информатики и других информационных
технологий;
предоставление соответствующей
информации грузовладельцам
Транспорт в системе логистики
играет двоякую роль:
во-первых, он присутствует
как составляющая часть или компонент
в основных функциональных областях логистики
(закупочной, производственной, распределительной);
во-вторых, транспорт является
одной из отраслей экономики, в которой
также развивается предпринимательская
деятельность: транспорт предлагает на
рынке товаров и услуг свою продукцию
- транспортные услуги, за которые получает
доходы и имеет прибыль.
Будучи отраслью материального
производства, транспорт имеет свою продукцию
- это сам процесс перемещения, которая
характеризуется рядом существенных отличий:
отсутствие вещественной формы,
но в то же время материальность по своему
характеру, так как в процессе перемещения
расходуются материальные средства: происходит
износ движимого состава и средств обслуживания,
используется труд работников транспортной
сферы и т.д.;
невозможность хранения и
накопления, поэтому транспорт может иметь
только некоторый резерв своей пропускной
и проводящей способности для удовлетворения
потребностей в транспортных услугах;
воплощение в дополнительных
транспортных расходах, которые связаны
с перемещением материального потока,
поэтому транспорт необходимо использовать
так, чтобы транспортные расходы были
наименьшими при прочих равных условиях;
привязка к определенному
месту, району, региону (например, к месту,
где расположены пути сообщения и есть
соответствующие транспортные предприятия).
Указанные особенности накладывают
свой отпечаток на устройство и функционирование
системы транспортной логистики.
Значительная часть логистических операций
на пути движения материального потока
от первичного источника сырья до конечного
потребления осуществляется с применением
различных транспортных средств. Затраты
на выполнение этих операций составляют
до 50% от суммы общих затрат на логистику.
Изменение местонахождения товарно-материальных
ценностей с помощью транспортных средств
называется транспортировкой грузов.
Транспортировка является частью логистического
процесса и относится к сфере производства
материальных услуг. Управление материальным
потоком в процессе транспортировки и
организация транспортирования грузов
является сферой транспортной логистики.
Транспортная логистика решает следующие
задачи:
создание транспортных систем;
совместное планирование транспортных
процессов на различных видах транспорта
(в случае смешанных перевозок);
обеспечение технологического единства
транспортно-складского процесса;
выбор способа транспортировки и транспортного
средства;
определение рациональных маршрутов
доставки.
По назначению различают внешнюю (в логистических
каналах снабжения - сбыта) ивнутреннюю
(внутрипроизводственную) транспортировку.
Оба вида транспортировки взаимосвязаны
между собой и образуют транспортную систему
предприятия.
По назначению выделяют две основные
группы транспорта:
. Транспорт общего пользования
- отрасль народного хозяйства, которая
удовлетворяет потребности всех отраслей
народного хозяйства и населения в перевозках
грузов и пассажиров. Его часто называют
магистральным. Понятие транспорта общего
пользования охватывает железнодорожный
транспорт, водный транспорт (морской
и речной), автомобильный, воздушный транспорт
и транспорт трубопроводный.
2. Транспорт не общего пользования
- внутрипроизводственный транспорт, а
также транспортные средства всех видов,
которые принадлежат нетранспортным предприятиям,
является, как правило, составляющей частью
каких-нибудь производственных систем
и должен быть органично в них вписан.
Соответственно, организация его работы
является одной из задач организации логистики
на предприятии в целом и осуществляется
вместе с решением задач производства,
закупок и распределения. Так, организация
перемещения грузов транспортом не общего
пользования является предметом изучения
внутрипроизводственной логистики. Выбор
каналов товародвижения решается в рамках
распределительной логистики.
К задачам транспортной логистики
в первую очередь относят задачи, решение
которых усиливает согласованность действий
непосредственных участников транспортного
процесса.
Применение логистики в транспорте,
так же, как и в производстве или торговле,
превращает контрагентов конкурирующих
сторон в партнеров, взаимодополняющих
друг с другом в транспортном процессе.
Логистика, как отмечалось,
это единая техника, технология, экономика
и планирование. Соответственно, к задачам
транспортной логистики следует отнести
обеспечение технической и технологической
сопряженности участников транспортного
процесса, согласование их экономических
интересов, а также использование единых
систем планирования. Кратко охарактеризуем
каждую из этих задач.
Техническая сопряженность
в транспортном комплексе означает согласованность
параметров транспортных средств как
внутри отдельных видов, так и в межвидовом
разрезе. Эта согласованность позволяет
применять модальные перевозки, работать
с контейнерами и грузовыми пакетами.
Технологическая сопряженность
подразумевает применение единой технологии
транспортировки, прямые перегрузки, бесперегрузочное
сообщение.
Экономическая сопряженность
- это общая методология исследования
конъюнктуры рынка и построения тарифной
системы.
Транспортная логистика решает
комплекс задач, связанных с организацией
перемещения грузов транспортом общего
пользования. Основными из этих задач
являются:
выбор вида транспортного
средства;
выбор типа транспортного
средства;
оптимизация транспортного
процесса при смешанных перевозках;
определение рациональных
маршрутов доставки;
обеспечение технологического
единства транспортно-складского процесса;
координация транспортного
и производственного процесса.
Роль транспорта существенно
меняется с развитием логистических систем.
В современных условиях дисциплина транспортного
обслуживания определяется не интересами
отдельного отправителя (получателя),
а оптимальным соотношением расходов
и прибыли в указанно цикле производства
и потребления.
Существуют такие признаки
классификации транспортной составляющей
логистических систем:
. По видам доставки:
прямая;
с переработкой на транспортных
терминалах;
с переработкой и хранением
в распределительных центрах.
. По видам обслуживания:
со склада поставщика или распределительного
центра на склад потребителя или распределительный
центр;
со склада поставщика или распределительного
центра непосредственно потребителю;
с производства поставщика
на производство потребителя без складского
хранения и переработки.
. По видам транспортного сообщения:
прямое;
смешанное.
По назначению различают внешнюю
(в логистических каналах снабжения - сбыта)
и внутреннюю (внутрипроизводственную)
транспортировку. Оба вида транспортировки
взаимосвязаны между собой и образуют
транспортную систему предприятия.
. Выбор вида транспорта
Задача выбора вида транспорта
решается во взаимной связи с другими
задачами логистики, такими, как создание
и поддержание оптимального уровня запасов,
выбор вида упаковки и др. Основой выбора
вида транспорта, оптимального для конкретной
перевозки, служит информация о характерных
особенностях различных видов транспорта.
Существуют следующие виды
транспорта:
железнодорожный;
морской;
внутренний водный (речной);
автомобильный;
воздушный;
трубопроводный.
Сравнительные логистические
характеристики основных видов транспорта
представлены в табл.1.
Таблица 1
Сравнительная
характеристика основных видов транспорта |
Вид транспорта |
Достоинства |
Недостатки |
Железно- дорожный |
Высокая провозная и пропускная способности.
Высокая регулярность перевозок. Относительно
низкие тарифы. Значительные скидки для
транзитных отправок. Высокая скорость
доставки грузов на большие расстояния
|
Ограниченное число перевозчиков. Большие
капитальные вложения в производственно-техническую
базу. Высокая материалоемкость и энергоемкость
перевозок. Низкая доступность к конечным
точкам продаж. Недостаточно высокая сохранность
грузов |
Автомо-бильный |
Высокая доступность. Возможность доставки
груза "от двери до двери". Высокая
маневренность. Высокая скорость доставки.
Возможность использования различных
маршрутов и схем доставки. Возможность
отправки груза малыми партиями |
Низкая производительность. Зависимость
от погодных и дорожных условий. Относительно
высокая себестоимость перевозок на большие
расстояния. Недостаточная экологическая
чистота |
Воздушный |
Наивысшая скорость доставки грузов.
Высокая сохранность груза. Наиболее короткие
маршруты перевозок |
Высокая себестоимость перевозок. Высокая
капиталоемкость. Зависимость от погодных
условий. Недостаточная географическая
доступность |
Выделяют шесть факторов, влияющих на
выбор вида транспорта:
время доставки,
частота отправлений груза,
надежность соблюдения графика
доставки,
способность перевозить разные
грузы,
способность доставить груз
в любую точку территории,
стоимость перевозки.
Экспертная оценка значимости
этих факторов показывает, что при выборе
транспортного средства в первую очередь
принимают во внимание: надежность соблюдения
графика доставки; время доставки; стоимость
перевозки. Правильность сделанного выбора
должна быть подтверждена технико-экономическими
расчетами. 3. Организация внутренних перевозок
Формы организации внутренних
перевозок зависят от мощности грузопотоков
и объема грузооборота. Под грузопотоком
понимается объем перевозок грузов в определенном
направлении или через данный пункт за
определенный отрезок времени. Грузопотоки
разделяются на внешние и внутренние.
Внешние грузопотоки характеризуют объем
прибывающих на предприятие грузов (грузовые
потоки прибытия) и объем отправляемых
грузов (грузовые потоки отправления).
Внутренние грузопотоки - это количество
грузов, перемещаемых между подразделениями
предприятия. Мощность грузопотоков на
внутризаводском транспорте измеряется
в тоннах (иногда в тонно-километрах) в
единицу времени.