Анализ внешней среды маркетинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 20:06, контрольная работа

Краткое описание

Внешнюю среду предприятия подразделяют на микро- и макросреду.
Микросреду представляют поставщики, покупатели, посредники, конкуренты.
К элементам (факторам) макросреды относят факторы политического, экономического, природного, научно-технического, культурного и демографического характера.

Содержание

1. Понятие внешней среды предприятия в маркетинге
2. Разработка инструментария для анализа внешней среды
3. Практический анализ внешней среды предприятия
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

анализ внешней среды маркетинга.doc

— 71.00 Кб (Скачать файл)

 

Динамика основных показателей деятельности (объем продаж, прибыль, рентабельность, численность работающих): Первый супермаркет «Чудодом» был открыт в марте 2005 года в барнаульском гипермаркете «Алтай». Сегодня в сеть входят пять супермаркетов средней площадью 70—1500 кв. м. Второй «Чудодом» был открыт в Барнауле (ТЦ «Пассаж»), и по одному магазину – в Новосибирске (ТРК «Континент»), в Кемерове (ТЦ «Променад-2» и в Новокузнецке (ТК «Ника»). Сеть вышла за пределы Сибири еще апреле 2006 года, когда «Чудодом» открылся в Казани (ТЦ «Мега»). В сентябре 2006 - открытие второго магазина в Казани (ТЦ «Тандем»), в декабре планируется открытие магазина  в Екатеринбурге, в январе 2007 г. — в Оренбурге (ТЦ «Кит») и Ярославле (ТЦ «Вернисаж»).  

Руководитель ООО «Компоненты  Бизнеса» - Михаил Кокорич, он же – один из первых инвесторов компании. Сегодня вложения в развитие сети принадлежит пулу частных лиц, привлеченных к проекту лично М. Кокоричем. Вложения в один магазин составляют порядка 1 млн. долларов, сроки окупаемости – около трех лет. Рентабельность одного магазина – около 2,5 млн. долларов в год. Сеть развивает компании ООО «Компоненты бизнеса». Оборот компании не раскрывается. Владельцы – физические лица.

 

 

2.Характеристика внешней среды  предприятия по результатам анализа 

 

Общий вывод об экономическом положении предприятия в современных условиях: По словам Михаила Кокорича, его (к моменту создания сети «Чудодом») всегда интересовала розница, как один из быстрорастущих сегментов бизнеса. В итоге он остановился на направлении «товары для дома» - как показывали исследования, доля расходов населения на товары данной категории за последние несколько лет ежегодно вырастает на 20-30%.

 

«Компоненты Бизнеса» планируют занять около 10% рынка товаров для дома в каждом новом для себя городе в течение всего 2006 года. В более долгосрочных перспективах – развитие сети по России в ближайшие 5-7 лет.

 

«В ближайшие 5-7 лет данный рынок  очень перспективен для развития. Позже здесь начнется активное перераспределение  между крупными игроками. К тому моменту маленькие отдельные магазины практически «уйдут» с рынка, а их место займут более подходящие для данного направления супермаркеты, - делает прогноз Михаил Кокорич. – Такое развитие рынка уже сегодня подталкивает нас осваивать больший формат – магазины от 1,5 тысяч кв. м.  до 2,5 тысяч кв. м.». 

 

Маркетинговая стратегия предприятия

  1. Придерживаться принципа «веерного» открытия в качестве якорного арендатора в крупнейших концептуальных торговых центрах.
  2. Отказ от франчайзинга, только самостоятельная работа силами собственных кадров.
  3. Многоуровневая, постоянная работа с потребителями.
  4. Формирование широкого, взаимозаменяемого ассортимента.

 

И конкуренты, и консультанты, и  маркетологи – все отмечают наиболее интересный момент в стратегии развития «Чудодома» - это выбор «веерной» стратегии. По мнению Кокорича, именно «веер» позволил менее чем за год работы открыть семь супермаркетов.

 

Эксперты рынка отмечаются возможность  «выхватывать» подходящие площадки также одним из главных преимуществ  «верности». Найти сегодня сразу несколько подходящих площадок в одном городе (и не только в сибирском) практически невозможно по причине их катастрофического дефицита. «Веерность» же позволяет быстро реагировать – как только появляется интересное предложение в любом регионе, где планирует работать компания.

 

Факторы внешней среды прямого  и косвенного воздействия:

 

Стоит отметить, что перечисление таких факторов может занять не один десяток страниц исследования, так  как слишком большое  количество факторов оказывает влияние на работу розничных сетей. Перечислим лишь некоторые из них:

    • Главная составляющая успеха в работе «Чудодома» - работа с потребителями. Она включает в себя четыре вещи: грамотный персонал (это и предварительная подготовка, и периодическая проверка навыков), широкий ассортимент товара, оптимальные цены и различные акции и бонусы. Целевая аудитория «Чудодома» - молодые семьи, как правило, имеющие ребенка. В основном это люди с доходами среднего и выше среднего уровня. Это экономически активное население, стремящееся к определенному положению в обществе и к созданию стильного и уютного интерьера в своем доме. Сейчас им нужны современные технологии продаж и возможность в оном месте и по выгодной цене приобрести весь необходимый товар. 
    • Ассортимент. Следуя концепции компании, во всех магазинах сети каждый месяц обновляется часть ассортимента (в среднем он насчитывает порядка 10-15 тысяч наименований). Подлежит обновлению и ценовая политика, которая строится на регулярном анализе конкурентной среды и потребностей потребителей. При этом магазины «Чудодома» не позиционируют себя как продавцы «брэндов», а отличаются функциональностью (здесь нет дорогостоящих брэндов той или иной категории).
    • Ситуация в регионах. Сибирь, по мнению специалистов компании, является одним из самых тяжелых рынков в России (культура потребления товаров «домашней» категории в регионе пока слабо развита, к тому же сейчас здесь практически нет подходящих площадок для развития), но в «Сибири живет достаточно много людей, поэтому местный рынок перспективен, и на нем просто необходимо работать». Зато в европейской части России при более высокой лояльности потребителя гораздо сильнее конкуренция, на рынке есть свои сильные операторы.
    • Конкуренты. Основные конкуренты – американские компании «Санта Хаус» и сеть IKEA, которые, начав работу в Москве и в Санкт-Петербурге, теперь стремятся в регионы. Есть и некоторые сибирские конкуренты, например, холдинг «Сибирский Гигант». Конкуренты считают, что выбранный формат не слишком успешен, как и позиционирование «Чудодома» - получился какой-то «гибрид» дискаунтера (по глубине наполняемости групп ассортимента товаров для дома) и «премиального» позиционирования (по цене).
    • Признание ТЦ якорным арендатором. Одна из главных причин такого решения – невысокая арендная ставка. В отдельно стоящих магазинах, расположенных на торговых улицах, она, как правило, слишком высока для «Чудодома». А в ТЦ  для якорных арендаторов плата за аренду площадей обычно намного ниже. В свою очередь, для торговых комплексов «Чудодом» интересен новизной предложений: обычно магазин привлекает в ТЦ до 1500 человек в день.

 

Можно отметить сложность внешней  среды для работы компаний, подобных «Чудодому». По мнению руководителя информационно-аналитического центра ГФК «Русь» Асахата Куталиева, сегодня в конкурентной борьбе на самых разнообразных рынках выживают прежде всего крупные компании. Поэтому на первое место выходит именно ускоренный количественный рост.

 

С точки зрения автора, вероятные  сценарии дальнейшего развития компании «Чудодом» будут следующие: наиболее объективный показатель работы компании – планомерное открытие магазинов. Именно это (появление новых супермаркетов) неминуемо приведет к увеличению доли присутствия на рынке. Активное развитие поможет компании быть вполне конкурентоспособными с магазинами типа cash&carry, и с такими сильными игроками, как компания IKEA (в случае ее прихода на рынок в тех городах, где есть «Чудодом»).

 

Стратегии локального расширения сети свои магазинов не охватывают все  возможные рыночные нише, основные усилия российских сетей сегодня направлены на территориальное расширение. «Захват территорий» пока в полном разгаре и он, по мнению специалистов, может продлиться еще года 3-4, а компания, которая «пришла первой» имеет больше шансов выбрать лучшие места. По этой причине розничные сети открываются сразу в нескольких городах.

 

 

Список литературы

 

1. Рольбина Е.С. Маркетинговые исследования: методика и практика / Е.С. Рольбина. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2005. – 110 с.

2. Божук С.Г. Системное управление маркетинговым исследованием / С.Г. Божук; СПбГИЭУ. – СПб., 2005. – 277 с.

3. Божук С.Г. Маркетинговые исследования. Основные концепции и методы / С.Г. Божук. - СПб.: Вектор, 2005. - 280 с.

4. Березин И. Маркетинговые исследования. Как это делают в России / Игорь Березин; Гильдия маркетологов. - М.: Вершина, 2005. - 427 с.

5. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: учеб. пособие / И.К. Беляевский. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 319 с.

6. Полунина Ю. Успеть захватить «домашний» регион. – Континент-Сибирь: Стратегия успеха. - № 3. – 2006. – с. 51-53.

 

7. Полунина Ю. «Веерное» наступление. – Континент-Сибирь. – 28.10.2005.

 

8. Гринев И. Сеть «Чудодом» займет вакантную нишу на рынке товаров для дома – информационный Интернет-проект «Има-консалтинг». – Дата публикации: 18.07.2006.

 

9. «Чудодом» идет на запад. – Ведомости. – 13.07.2006.


Информация о работе Анализ внешней среды маркетинга