Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 17:09, курсовая работа
Развитие рыночных отношений в нашей стране повлекло за собой возникновение целого ряда проблем у российских предприятий. Все они в основном связаны с отсутствием опыта работы производителей в условиях рынка. Несмотря на явный прогресс в деятельности российских экономических агентов, стоит признать, что, к сожалению, данная негативная тенденция ещё не вполне сломлена. Поэтому здесь особую актуальность приобретает изучение и использование зарубежного опыта хозяйствования предприятий в странах с рыночной экономикой.
Маркетинг можно охарактеризовать как целенаправленное осознание предприятием проблем потребителей и регулирование собственной рыночной деятельности.
Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты маркетинговой деятельности предприятия 5
Понятие и сущность маркетинговой деятельности предприятия 5
Сущность, цели и задачи анализа финансового состояния 6
Анализ конкурентоспособности предприятия. 9
Глава 2. Исследование деятельности компании ОАО «Саханефтегазсбыт» 11
2.1. Общая характеристика компании ОАО «Саханефтегазсбыт» 11
2.2. Анализ финансового состояния ОАО «Саханефтегазсбыт» 16
2.2.1. Общий обзор 16
2.2.2. Кредитная политика 21
2.2.3. Дебиторская и кредиторская задолженность 25
2.2.4. Расчеты с бюджетом 28
2.2.5. Ценовая политика 30
2.3. Анализ конкурентоспособности ОАО «Саханефтегазсбыт» 33
Глава 3. Пути совершенствования финансовой устойчивости и конкурентоспособности ОАО «Саханефтегазсбыт» 36
Заключение 41
Использованная литература: 44
Рис 5. Динамика цены реализации автобензина АИ-92 с Якутской нефтебазы ОАО «Саханефтегазсбыт» за 2011-2013 годы, рублей за 1 литр
Рис 6. Структура цены реализации автобензина АИ-92 с Якутской нефтебазы ОАО «Саханефтегазсбыт» за 2011-2013 годы, рублей за 1 литр
Размер снабженческо – сбытовой надбавки остается неизменным с 1 января 2011 года и составляет 5201, 48 руб. за 1 тонну, или 4,03 руб. за литр. Стоимость тонны нефтепродуктов на рынке у некоторых нефтетрейдеров на 4-5 тысяч рублей выше. ОАО «Саханефтегазсбыт» приобрело уже 20 тонн из плановых 125 тыс.тонн по ценам производителя. В течение года, с июня 2011 года по июль 2012 года, не повышали цен на бензин. С 1 июля 2012 года повысили. Контракт с Роснефтью позволяет предприятию рассчитывать, что в 2013 году ОАО «Саханефтегазсбыт» сможет избежать резкого повышения цен на топливо.
Приход железной дороги кардинально изменит транспортную схему завоза, позволит увеличить оборачиваемость и снизить количество кредитных ресурсов, что существенно повлияет на уровень цены для каждого потребителя. Фактически завоз в Якутск и центральную группу районов станет круглогодичным.
Изучение конкурентов - весьма интересный вопрос для всех предприятий, требующий особого внимания. Организации просто необходимо знать тех, с кем приходится бороться за ресурсы, которые она стремится получить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование. Конкурентная борьба нефтепродуктосбытовых предприятий характеризуется высокой динамикой и быстро реагирует на изменение конъюнктуры. Конкурирующие предприятия стали уделять большое внимание качеству продукции и сервису, а также информационно-рекламной составляющей продвижения товара. В ОАО «Саханефтегазсбыт» входят 25 нефтебаз, 53 автозаправочные станции, 39 контейнерных АЗС. Объем резервуарной емкости - около 2 млн м3. В районах Республики Саха (Якутии) ОАО «Саханефтегазсбыт» считается монополистом и не беспокоится о конкурентах, но в Якутске предприятию приходится сталкиваться с ними. К основным конкурентам относятся ОАО «Нефтяная компания „Туймаада-нефть“» и компания «Сибойл». Обе компании работают в сфере обслуживания предприятий и организаций нефтепродуктами, стабильно и динамично развиваются. Управление осуществляет команда профессиональных менеджеров и опытных технических специалистов. Организации заслужили доверие постоянных клиентов и репутацию надежного партнера, всегда выполняющего свои обязательства. Конкурентоспособность предприятия на рынке труда можно оценить по следующим показателям. Уровень удовлетворенности работников предприятия, количественно оцениваемый коэффициентом К, при расчете которого положительный результат оказался у всех трех предприятий. Уровень укомплектованности кадров (эффективность набора персонала), определяемый с помощью расчета двух показателей: Кс - коэффициент сбалансированности, Кор - коэффициент охвата работников аттестацией (соответствие качества рабочей силы требованиям рабочих мест). Выявилось несоответствие некоторых работников занимаемым местам; в ОАО «Саханефтегазсбыт» и ОАО «Нефтяная компания „Туймаада- нефть“» наблюдается нехватка кадров с техническим образованием. По сравнению величины средней заработной платы на предприятии не замечается особых различий, но на 3-м месте оказывается ОАО «Нефтяная компания «Туймаада-нефть». В целом всех работников устраивает их заработная плата, но от ее повышения никто бы не отказался. По наличию льгот на 1-е место попадает ОАО «Саханефтегаз- сбыт» реализующий систему мер оказания содействия и поддержки работников Общества в улучшении жилищных условий, что является весьма актуальным вопросом для работников. Месторасположение АЗС весьма выгодно у ОАО «Саханефтегаз- сбыт» и компании «Сибойл» с большим потоком автомобилей . Стратегия повышения конкурентоспособности персонала должна быть одной из главных компонент стратегии управления человеческими ресурсами предприятия. Здесь лидирует ОАО «Саханефтегазсбыт», так как сотрудники компании являются важнейшим ресурсом. Компания стремится предоставить им все возможности как для профессионального и личностного роста, так и для духовного и физического развития. В ОАО «Нефтяная компания „Туймаада-нефть“» тоже уделяется внимание трудовым ресурсам, но основная цель - извлечение прибыли и содействие удовлетворению потребностей российских и иностранных организаций и граждан в качественных продукции, работах и услугах. Компания «Сибойл» прилагает все усилия к тому, чтобы исключить влияние «человеческого фактора» на качество продаваемого топлива. Для этого введена в строй электронная система «Струна» позволяющая контролировать передвижение топливных емкостей от танкера до бака потребителя. Кроме этого в компании создана и действует собственная служба безопасности, главной целью которой является спокойствие в вопросе качества заливаемого топлива. Как дополнение в ОАО «Саханефтегазсбыт» было проведено разработанное тестирование о конкурентоспособности предприятия, состоящее из 16 параметров, оцениваемых по 7-балльной шкале 20 респондентами, которое показало, что оцениваемая компания относится к разряду конкурентоспособной. В качестве рекомендаций для удержания своего статуса ОАО «Саханефтегазсбыт» можно предложить: уделять больше внимания своим работникам, например повышение мотивации работников к более качественному и эффективному труду, так как именно трудовые ресурсы предприятия являются визитной карточкой организации; увеличить количество автозаправочных станций за счет строительства новых АЗС, а также продолжить реконструкцию АЗС и модернизацию АЗС в многотопливные, что в свою очередь повлечет за собой необходимость по приведению объектов к единому корпоративному стилю и потребует соответствующих денежных средств; внедрить карточную систему основанной на начислении бонусов клиентам в зависимости от объема и частоты покупок нефтепродуктов и сопутствующих товаров; провести ряд рекламных акций для автобензинов, которые находятся в стадии спада (например, скидки, розыгрыши и т. д.).
Финансовая отчетность отражает все процессы в деятельности предприятия. Анализ финансовой отчетности представляет собой использование финансовой отчетности для получения объективной информации о состоянии компании, об эффективности управления компанией. В данной работе был проведен анализ функционирующего предприятия и определено его финансовое положение.
В результате проведенного анализа финансового состояния ОАО «Саханефтегазсбыт» можно сделать следующие выводы:
Анализ структуры, состава активов и пассивов баланса показал что, оборотные активы, благодаря уменьшению доли краткосрочной дебиторской задолженности в 2011г. и долгосрочной дебиторской задолженности в 2012г., увеличилась оборачиваемость запасов, это свидетельствует о рационально выбранной хозяйственной стратегии, которая ведет к ухудшению финансового состояния.
Кредиторская задолженность увеличилась если на 2011г. их длоя составила 48,3% , то на 2012г. - 60 % , наибольший удельный вес в общей сумме имеют тенденцию к снижению на 2011г.-81,28% , и на 2012г.-49,21%; возросла на 2011г. - 8,46% и на 2012г. - 44,81 %.
За счет уменьшения себестоимости продукции, доля прибыли в выручке от продаж составила в 2011 году – 8,39%, и в 2012 году - 14%. Сравнивая 2011 и 2012 год, можно сказать, что рентабельность 2011 году составила 105% рентабельности 2011 года, а в 2012 она выросла до 170 % рентабельности 2011 года, что, безусловно, является положительным фактором.
Анализ финансовой устойчивости показал что, предприятие имеет неустойчивое финансовое состояние, связано с нарушением платежеспособности, но все же сохраняет свое равновесие за счет пополнения источников собственных средств, за счет сокращения дебиторской задолженности.
Анализ платежеспособности дает право считать ОАО «Саханефтегазсбыт» платежеспособной организацией, но тем не менее предприятию необходимо улучшить финансовое состояние необходимо, в первую очередь, стремиться к получению прибыли, а значит повышению рентабельности работы организации.
Достичь повышения рентабельности можно с помощью следующих мероприятий:
Здесь хотелось бы отметить, что себестоимость нефтепродуктов зависит, в первую очередь от цен поставщиков. Руководству организации следует обратить внимание на издержки обращения. Возможно, проанализировав расходы на продажу продукции по всем филиалам, удастся выявить резервы для снижения себестоимости реализуемой продукции.
Отделу кадров необходимо обратить внимание на показатели эффективности работы персонала. Так, по возможности следует избегать текучести кадров и влияния на выручку снижения эффективности предоставляемых услуг за счет уменьшения численности промышленно-производственного персонала.
Для более эффективного использования оборотных средств следует в первую очередь проанализировать, какой вид нефтепродуктов пользуется повышенным спросом и увеличить его долю в реализуемой продукции.
С увеличением оборачиваемости оборотных средств и уменьшением периода оборота, увеличится и такой показатель эффективности, как товарооборот, а значит возрастет и прибыль организации.
В глобальном масштабе нефтяная отрасль сталкивается сегодня с серьезными вызовами. Это, во-первых, высокая волатильность финансовых и сырьевых рынков, что затрудняет инвестиционное обеспечение долгосрочных проектов, во-вторых – ухудшение сырьевой базы и рост доли трудноизвлекаемых запасов и, в-третьих, ужесточение экологических требований к разработкам, что ведет к росту себестоимости продукции. При этом конкуренция растет.
Что касается анализа конкурентоспособности ОАО «Саханефтегазсбыт», к экономическим ограничениям можно отнести преимущества этого предприятия перед другими участниками рынка - это наличие большого количества нефтебаз и автозаправочных станций расположенных почти на всей территории республики. Предприятие является практически единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги по приему, складским операциям и хранению нефтепродуктов, все остальные участники рынка вынуждены приобретать данные услуги только у ОАО «Саханефтегазсбыт», неся дополнительные расходы, включаемые в розничную цену бензина и дизельного топлива. Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) ОАО «Саханефтегазсбыт» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке хранения нефтепродуктов. В отсутствие собственной нефтепереработки, весь объем светлых нефтепродуктов для нужд республики завозится централизованно из-за её пределов.
Ключевые факторы, препятствующие развитию конкуренции, основные барьеры доступа на рынок и деятельности ОАО «Саханефтегазсбыт» на рынке:
Основными барьерами входа на розничный рынок реализации нефтепродуктов являются экономические барьеры, связанные со спецификой Северного завоза:
Планируемые мероприятия по повышению конкуренции предприятия ОАО «Саханефтегазсбыт»:
Учитывая все вышеуказанные обстоятельства, специфику северных территорий (большие расстояния, «очаговый» характер расселения, отсутствие круглогодичных транспортных схем и крупного промышленного потребителя), закрытость энергетических рынков, их ограниченную емкость и практически повсеместный локальный монополизм, для конкуренции на энергетических рынках Республики Саха (Якутия), прежде всего, необходимо развитие нефте- и газопереработки (для обеспечения нужд республики в нефтепродуктах и конкуренции нефтепродуктам завозимым извне республики).
На рынке нефтепродуктов необходимо:
В качестве рекомендаций для удержания своего статуса ОАО «Саханефтегазсбыт» можно предложить: уделять больше внимания своим работникам, например повышение мотивации работников к более качественному и эффективному труду, так как именно трудовые ресурсы предприятия являются визитной карточкой организации; увеличить количество автозаправочных станций за счет строительства новых АЗС, а также продолжить реконструкцию АЗС и модернизацию АЗС в многотопливные, что в свою очередь повлечет за собой необходимость по приведению объектов к единому корпоративному стилю и потребует соответствующих денежных средств; внедрить карточную систему основанной на начислении бонусов клиентам в зависимости от объема и частоты покупок нефтепродуктов и сопутствующих товаров; провести ряд рекламных акций для автобензинов, которые находятся в стадии спада.
В данной курсовой работе рассматривались и анализировались основные направления маркетинговой деятельности и финансовое состояние предприятия нефтяной промышленности ОАО «Саханефтегазсбыт» и его конкурентоспособность. Также, в данной работе изучались теоретические аспекты маркетинга, рассматривалась роль маркетинга в деятельности предприятия.
Финансовая отчетность и умение на его основе анализировать финансовое состояние предприятия сегодня приобретает огромное значение для всех. Этому способствует то, что бизнес в России сегодня развивается большими темпами, даже несмотря на еще полностью не ушедший кризис, и все большее количество компаний решаются на раскрытие информации о себе, некоторые в связи с планами выпустить акции на бирже, другие с целью повышения своей привлекательности для инвесторов, доверия со стороны кредитных организаций, третьи для привлечения клиентов и т.д.
С отрицательной стороны финансовое положение и результаты деятельности ОАО «Саханефтегазсбыт» характеризовало неустойчивое финансовое положение, определенное по величине собственных оборотных средств, но за последние годы (2011-2012) отчет о финансовых результатах показал, что предприятие вполне платёжеспособно.
Что касается конкурентоспособности предприятия ОАО «Саханефтегазсбыт спрогнозировать ее развитие во времени, предусмотреть появление отдельных событий в связи с новыми явлениями, становится практически невозможно. В отсутствие собственной нефтепереработки, весь объем светлых нефтепродуктов для нужд республики завозится централизованно из-за её пределов. Организация производства собственных нефтепродуктов затруднена в связи с отсутствием транспортной инфраструктуры и относительно малым потреблением недостаточным для выхода на рентабельный уровень предполагаемых проектов по производству нефтепродуктов из нефти и газа.
Современная парадигма управления и организации маркетинговой деятельности в существующих компаниях пришла к необходимости повышения роли и значимости проведения непрерывного конкурентного анализа деятельности предприятия и выпускаемой им продукции, а также конкурентной среды, связывая это, в первую очередь, со стремлением обеспечить стабильность его функционирования в изменчивых условиях внешней среды. Говоря о современном состоянии вопросов формирования конкурентных стратегий и проведения конкурентного анализа, к сожалению, большинство отечественных предприятий не уделяет этому должного внимания. Не смотря на то, что к настоящему моменту времени накоплен немалый опыт в этом направлении и разработан довольно сильный методический и модельный аппарат. Надо сказать, что маркетинговая деятельность до сих пор является слабым местом подавляющего большинства российских компаний.