Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 18:48, контрольная работа
Целью данной работы является рассмотрение рынка мебели в Украине и определение наиболее подходящей для него рыночной модели. Для того, чтобы правильно выбрать модель рынка, в курсовой работе сначала будут рассмотрены все существующие модели. Это, прежде всего, совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, монополия и олигополия. Во второй главе подробно будет рассмотрен мебельный рынок Украины: его состав и структура, характеристика мебельной продукции, и экономическая политика предприятий данной отрасли.
ВВЕДЕНИЕ 2
1 КЛАССИФИКАЦИЯ РЫНКОВ 3
1.1 Понятие рынка. Классификация и функции рынков 3
1.2 Модели рынков 7
1.3 Рынок монополистической конкуренции 13
2 АНАЛИЗ РЫНКА МЕБЕЛИ В УКРАИНЕ 19
2.1 Состояние и структура рынка мебели в Украине 19
2.2 Характеристика продукции, представленной на мебельном рынке Украины 27
2.3 Экономическая политика мебельных предприятий в Украине 29
2.3.1 Ценовая политика в мебельной отрасли 29
2.3.2 Конкуренция на мебельном рынке 30
2.3.3 Организация сбыта на мебельном рынке Украины 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
Содержание
Темой моей курсовой работы я выбрал «Анализ рынка мебельной продукции», поэтому я попытаюсь провести анализ рынка мебели на Украине, определить его структуру, степень насыщенности товарами, уровень конкуренции.
На сегодняшний день рынок мебели в Украине уже достаточно изучен, но всё равно данная тема и сейчас является достаточно актуальной, т.к. этот рынок находится в постоянном движении. Структура рынка постоянно меняется: отечественные производители постепенно вытесняют зарубежных, на что направлена государственная политика в этой отрасли.
Нынешний мир невозможно представить себе без рынков, а рынки, в свою очередь, невозможно представить без конкуренции. Однако, рынки и, соответственно, конкуренция не одинаковы.
Кроме рынков совершенной конкуренции существуют рынки несовершенной конкуренции, о них, а именно о несовершенной конкуренции, и пойдет речь в данной курсовой работе, поскольку мебельный рынок Украины относится именно к рынку несовершенной конкуренции.
Целью данной работы является рассмотрение рынка мебели в Украине и определение наиболее подходящей для него рыночной модели.
Для того, чтобы правильно выбрать модель рынка, в курсовой работе сначала будут рассмотрены все существующие модели. Это, прежде всего, совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, монополия и олигополия.
Во второй главе подробно будет рассмотрен мебельный рынок Украины: его состав и структура, характеристика мебельной продукции, и экономическая политика предприятий данной отрасли.
Для изучения этой темы мною были переработаны украинские периодические издания, освещающие проблемы мебельной отрасли.
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур , взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
…
По определению рынок [28]- это организованная структура, где "встречаются" производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене ) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене ) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.
…
Исходя из написанного выше, можно сделать следующие выводы.
Рынок – понятие многомерное. В узком понимании его можно рассматривать как любое место торговли (обмена) товарами и услугами. В более широком смысле рынок – совокупность процессов торговли, актов купли-продажи, вне зависимости от того, где они происходят.
Рыночная экономика – такая экономическая система, в которой решение относительно того что, как и для кого производить является результатом взаимодействия продавцов и покупателей на рынке. Однако рыночная экономика предполагает высокий уровень развития рынка и ей характерны такие основные черты, как свобода предпринимательства, свободное ценообразование (исключается государственное вмешательство в процесс установления цен на многие виды товаров, цены дают обширную оперативную информацию о спросе и предложении товаров, об издержках производства, о положении на рынках отдельных регионов, страны и мирового сообщества); конкуренция (регулирует цены и количество производимых товаров). Перейдём к рассмотрению существующих моделей рынков.
В зависимости от
соотношения между количеством
производителей и количеством
потребителей различают
1. Большое количество
самостоятельных
…
2. Огромное число обособленных
потребителей и малое
…
3. Единственный потребитель
товара и множество самостоятел
4. Структура взаимосвязей,
где единому потребителю
Рассмотрим подробнее основные из вышеперечисленных рыночных структур.[3, 450]
Самой первой, распространенной и простейшей рыночной системой является совершенная конкуренция.
Условия совершенной конкуренции определяются следующими предпосылками:
- большое количество продавцов и покупателей , ни один из которых не имеет заметного влияния на рыночную цену и количество товара
- каждый продавец производит однородный продукт , который ни в каком отношении не отличим от продукта других продавцов
….
Последней ещё нерассмотренной мной рыночной структурой является олигополия. Можно сказать, что эта рыночная структура сочетает в себе черты монополии и монополистической конкуренции.
Олигополия [4, 156] – это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминирует очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Товар, реализуемый олигополистическими фирмами, может быть и дифферинцированным и стандартизированным.
Обычно на олигополистических рынках господствует от двух до десяти фирм, а которые приходится половина и более общих продаж продукта.
…
Исходя из анализа рассмотренных моделей рынков можно сделать выводы, что существует четыре известных модели рынков: совершенная конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция и олигополия, две из которых относятся ближе к идеальным моделям, а две – наиболее распространённые модели, существующие в рыночной экономике. Необходимо теперь выяснить, к какой из перечисленных моделей рынка будет относиться рынок украинской мебели.
Рассмотрим подробнее модель рынка монополистической конкуренции, поскольку я считаю, что мебельному рынку Украины наиболее соответствует именно эта модель рынка.
Монополистическая конкуренция подразумевает такую рыночную ситуацию, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. Различия между монополистической и чистой конкуренцией весьма значительные. Для монополистической конкуренции не требуется присутствия сотен или тысяч фирм, достаточно сравнительно большого их числа.
…
Можно сделать вывод, что под монополистической конкуренцией подразумеваются отрасли, состоящие из относительно большого числа фирм, которые действуют в производстве дифференцированных продуктов, не вступая между собой в тайные союзы. Ценовой конкуренции сопутствует неценовая конкуренция. Легкость вступления способствует появлению конкуренции со стороны новых фирм в долговременном периоде. Все эти признаки, как мне кажется, присущи мебельному рынку, анализ которого я проведу в следующей главе.
Украинский рынок сегодня
делят такие крупные
…
Оценить характеристики рынка офисной мебели по официальным статистическим данным невозможно, поскольку Госкомстат не делит мебель на домашнюю и офисную. А вот по сводным данным аналитиков мощных компаний-производителей, в прошлом году чуть больше половины всей приобретенной мебели приходилось на офисную, что в денежном выражении составляло от 825 млн до 1,76 млрд грн. Если оценивать рынок по количеству проданных единиц товара — в мебельной отрасли применяют параллельно два метода оценки — офисный сегмент составлял около 40%.
…
Сейчас на рынке мебели Украины действуют мебельные производители различного масштаба деятельности, из них:
— крупные предприятия с объемом выпуска продукции на сумму не менее $220 тыс. ежемесячно — 3-5%;
— средние предприятия с объемом выпуска продукции $25-35 тыс. ежемесячно — 60-65%;
— мелкие предприятия с объемом выпуска продукции менее чем $25 тыс. ежемесячно — 30%. [7, 5]
Рисунок 1 Структура мебельного рынка Украины
Всего же предприятий, занимающихся деревообработкой и изготовлением мебели, зарегистрировано около девяти тысяч.
Если же говорить об отраслевых предпочтениях, то лидерами в сегменте, например мягкой мебели считаются СП «Киянка-Шгайнгофф» (Львов), «Киевский мебельный комбинат», «Мебель Ливс» (г. Смела Черкасской обл.), «Экми-Мебель» (Киевская обл.), «Проун» (Чернигов), Днепропетровский мебельный комбинат «Прогресс», «Лагода», «Спецмебель» (Киев) и др. Компания «Лига-Нова» занимает на украинском рынке лидирующую позицию по ассортименту столов и стульев для дома.
…
За 2006 р, экспорт мебели составил 185 млн. дол. США и вырос сравнительно с соответствующим периодом в 2005 г. на 28,3%.
Потребителями украинской мебели является свыше 50 стран мира. Больше всего их поставляется в Россию, Польшу, Германию и Францию. Наблюдается тенденция уменьшения доли экспорта мебели к России - с 57% в 2001 г. до 32,6% в 2006 г. и роста в Польшу соответственно с 3% до 13%. За 2006 г. общий импорт мебели в Украину составил 177,8 млн дол. США, что на 50.7% больше, чем за соответствующий период в 2005 г. Мебельная продукция импортируется из 61 страну мира. Из стран прежнего СССР Импортировано мебели на сумму 30,3 млн дол. США, что составляет 17.1% от общего объема импорта, из стран Европы импортируется мебели на сумму 102,3 дол. США, что составляет 57,5% от общего объема импорта.
Крупнейшими странами импортерами остается: Италия - 27.7 млн. дол. США, что составляет 15,6% от общего объема импорта мебели в Украину и Китай - 27,3млн дол. США. или 15,4%, Российская Федерация - 24.6 млн. дол. США, или 13,8% от общего объема импорта; Польша - 22,9 млн. дол. США, или 12,9%; Турция - 15.2 млн. дол. США, или 8,6%; Германия - 7,2 млн. дол. США, или 4,1%. [14, 52]
Рынок мебели в Украине состоит из нескольких сегментов. Это рынки офисной мебели, мягкой мебели, корпусной мебели, кухонной мебели, мебели для ванной комнаты.
К товарам, реализуемым на рынке офисной мебели, относятся: столы, стулья, шкафы, стеллажи, тумбы, мягкая офисная мебель.
Офисная мебель используется повсеместно в деловой среде. Потребителями офисной мебели являются все предприятия любых размеров и форм собственности.
…
Как видно их представленных ценовых категорий, цены на мебель составляют немалую часть бюджета семьи. Это говорит о том, что средний потребитель не может себе позволить купить мебель «с одной зарплаты». И это свидетельствует об эластичности спроса на товары, представленные на мебельном рынке. Спрос на мебель эластичен. Так как при повышении цены на мебель люди отказываются от её приобретения в ближайшем будущем, а при снижении – стараются накопить денег, чтобы обновить свой интерьер. Поэтому многие производители и снижают цены на свою продукцию, привлекая этим новых покупателей.
Значит, рынок мебели в Украине состоит из нескольких сегментов, которые хорошо заполнены украинскими и иностранными производителями.
Общая тенденция в ценообразовании
по всей мебельной отрасли характеризуе
…
Снижение цен возможно
будет происходить и в
Можно видеть, что на украинском мебельном рынке представлено очень большое количество дифференцированных товаров разных ценовых категорий, направленных на потребителей различных социальных слоёв населения. По этим признакам этот рынок легко можно отнести к модели монополистической конкуренции.
Конкуренция на мебельном рынке ужесточается с каждым днём – слишком много фирм занимается этим бизнесом.
Если раньше конкурентная борьба сводилась преимущественно к снижению цен на продукцию (порой откровенный демпинг) и проведению бесконечных акций со скидками до 30%, то теперь производители отказываются от таких методов. Один из мотивов: дальше снижать цены — сделать производство нерентабельным.