Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 00:05, реферат
Переход нашей страны на новую систему хозяйствования, конечно же, затронул и предприятия. Ранее руководители советских предприятий даже не задумывались о конкуренции, о повышении эффективности, об увеличении прибыли, так как предприятия не являлись собственностью начальника или директора. Ныне же политика предприятия полностью изменилась и руководство вынуждено включать в аппарат управления службу маркетинга. Служба маркетинга занимается разработкой тактики фирмы и осуществлением товарной, ценовой, сбытовой политики и стратегии продвижения товара на рынке.
-создать мотивацию к постоянному улучшению.
Принципы и этапы процесса бенчмаркинга
Выделяет следующие основные принципы бенчмаркинга.
1. Взаимность.
Бенчмаркинг является деятельностью, основанной на взаимном отношении, согласии и обмене данными, которые обеспечивают "выигрышную" ситуацию для обеих сторон. Но взаимность не бывает вслепую. Сначала необходимо согласовать пределы диапазона информации, порядок обмена данными, логику проведения исследования. В бенчмаркинговом альянсе любой партнер должен иметь гарантии по поведению других и только уважение правил игры всеми участниками гарантирует всем хороший результат. Все должно быть заранее установлено и согласовано.
2. Аналогия.
Оперативные процессы партнеров
должны быть схожими. Может быть оценен
любой процесс, только бы группа исследования
могла перевести его в
3. Измерение
Бенчмаркинг - это сравнение характеристик, измеренных на нескольких предприятиях; целью является установление того, почему существуют различия в характеристиках и как достигнуть их наилучшего значения. Важнейшим считается определение ключевых характеристик процесса, что позволяет улучшить характеристики на основе изучения процесса.
4. Достоверность.
Бенчмаркинг должен проводиться на основе фактических данных, точного анализа и изучения процесса, а не только на базе интуиции.
Процесс бенчмаркинга можно разбить на пять фаз:
1. Определение объекта
анализа превосходства. Здесь
нужно установить те объекты
предприятия полиграфической
Существует возможность критически пересмотреть организацию в целом или ее отдельные составные части. Более того, надо решить, проводить ли анализ превосходства с внутренней или внешней точки зрения, например, с позиции восприятия покупателя. Далее, этот инструмент может найти применение при анализе товаров, контрольных показателей объема продаж, ориентации клиентов и т.д. В принципе нет никаких ограничений применения, кроме тех, которые следуют из потребностей покупателя и требований самого предприятия.
2. Выявление партнеров
по анализу превосходства.
-беглый обзор (от английского слова "to skim" - бегло прочитывать, пробежать глазами).На этой стадии осуществляют поверхностный обзор имеющихся источников информации, а также собирают уже доступные данные.
-приведение в порядок (от английского слова "to trim" - отделывать, шлифовать, приводить в порядок). В этой фазе, принимая во внимание дальнейшую информацию, подробно описывают имеющиеся к этому моменту сведения.
-выбор лучших (от английского слова "to cream" - снимать сливки). На этой стадии процесса выбирают партнеров, которых сочли подходящими.
В качестве источников информации предлагаются:
отчеты о деятельности фирм; журналы, книги, базы данных; перечень предприятий; деловые связи; консалтинговые компании; специализиро-ванные конференции, семинары, ярмарки; союзы, исследовательские учреждения; специалисты; маркетинговые клубы; сотрудники различных комиссий; участие в наблюдательных советах.
3. Сбор информации. Эта
фаза включает не только сбор
качественных данных, но и изучение/описание
содержания труда, процессов
Сбор информации включает следующие подзадачи:
-концепция опросных листов, которая содержит определения и объяснения;
-подбор информации о
собственном предприятии (
-сбор фактов о партнере по анализу превосходства;
-использование дополнительных источников;
-документальное оформление информации;
-проверка имеющихся в
наличии данных, чтобы гарантировать
их признание и одобрение
4. Анализ информации. Этот
шаг выдвигает высочайшие
5. Целенаправленное проведение
в жизнь полученных сведений.
Пятая стадия включает в себя
не только внедрение
Речь идет о том, чтобы
копировать достижения лучших предприятий;
напротив, они должны служить стимулом
для дальнейшего инновационного
развития собственной организационной
структуры - иначе анализ превосходства
выльется в стратегию побежденного.
Выявленный потенциал для улучшения
нужно реализовывать
Выводы и рекомендации
Анализ конкурентов по системе бенчмаркинга стал постоянным процессом на всех уровнях управления компанией. Объектами сравнения становятся конструкции, технологии и методы управления за пределами автомобильной индустрии.
Изменения коснулись и процесса производства. Бенчмаркинг показал более высокую стоимость процессов сборки по сравнению с конкурентами. Для решения этой проблемы основное внимание было уделено рекомендациям рабочих, заявленных через кружки качества, когда-то лежавшие в основе методологии японского бенчмаркинга.
Эта ситуация в компании Ford еще раз подчеркивает целесообразность и даже необходимость учета и копирования передового опыта конкурентов и обучения у лидеров отрасли, а значит – необходимость применения бенчмаркинга.
Заключение
Бенчмаркинг можно рассматривать как одно из важнейших направлений стратегически ориентированных маркетинговых исследований. В таблице 1. представлены сводные данные, характеризующие значение бенчмаркетинга в процессе стратегически ориентированных маркетинговых исследований.
Бенчмаркинговый подход приводит к существенному изменению процедуры принятия решения в маркетинге. Традиционно маркетинговые решения принимались на основе результатов маркетинговых исследований и интуиции менеджеров в отношении комплекса маркетинга. На основе этого разрабатывалась маркетинговая стратегия фирмы. Современные условия бизнеса приводят к тому, что для обеспечения конкурентоспособности фирмы и ее устойчивого положения подобных действий становиться недостаточно. Необходимо изучение опыта деятельности и поведения на рынке лидеров бизнеса для повышения обоснованности стратегий маркетинга.
Таблица 1. Сравнительная характеристика значения бенчмаркинга в процессе проведения стратегически ориентированных маркетинговых исследований .
|
Исследования рынка |
Анализ конкурентов |
Бенчмаркинг |
Общая цель |
Анализ рынков, рыночных
сегментов или признание |
Анализ стратегий конкурентов |
Анализ, того, что, почему и как хорошо делают конкуренты или лидирующие предприятия |
Предмет изучения |
Потребности покупателей |
Стратегии конкурентов |
Методы ведения бизнеса,
удовлетворяющие потребности |
Объект изучения |
Товары и услуги |
Рынки и товары |
Методы ведения дел, а также товары |
Основные ограничения |
Степенью удовлетворенности покупателей |
Деятельность на рынке |
Не ограничен |
Значение для принятия решения |
Не значительное |
Некоторое |
Очень большое |
Основные источники информации |
Покупатели |
Отраслевые эксперты и аналитики |
Лидирующие предприятия отрасли, а также конкуренты |
Процесс маркетингового планирования, устанавливающий стратегические направления развития бизнеса, является важнейшей сферой, для которой бенчмаркинг имеет решающие значение. Цели и руководящие принципы, зависящие от миссии предприятия, во многом определяются результатами бенчмаркетинга. Применение бенчмаркинга в процессе стратегического маркетингового планирования обеспечивает, что требования, предъявляемые внешней средой и покупателями, рассматриваются на основе релевантных данных. В процессе разработки маркетинговых стратегий важен взгляд со стороны, так как он устанавливает стратегическое направление развития и содействует распределению ограниченных ресурсов. Знания о методах работы лучших фирм и потребностях покупателей, полученные в процессе бенчмаркетинга, являются важной информацией, необходимой для развития предприятия и обеспечения его конкурентоспособности. В процессе преобразований маркетинг-менеджер должен изучить и проанализировать на сколько его предприятие адаптировано к требованиям рынка, как и за счет чего можно улучшить его деятельность, что для этого необходимо сделать и т.д. То есть, изначальной проблемой является преобразование деятельности внутри предприятия в соответствии с требованиями рынка.
Список литературы
1. Аренков И.А., Ченцов В.И. Маркетинговые исследования./Под ред. проф. Багиева Г.Л. - Л.: ЛОП ВНТОЭ, 1991.
2. Аренков И.А. Маркетинговые исследования: основы теории и методики. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992.
3. Аунапу Ф.Ф. Научные методы принятия решений в управлении производством. - М.: Экономика, 1974.
4. Афанасьева Н.В., Багиев Г.Л., Лейдиг Г. Концепция и инструментарий эффективного предпринимательства: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
5. Багиев Г.Л. Методы получения и обработки маркетинговой информации. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
6. Багиев Г.Л., Аренков И.А., Мартынова М.В. Benchmarking в разработке стратегий маркетинга // Маркетинг в системе управления предпринимательством. - Киев, 1996.
7. Багиев Г.Л., Аренков И.А. Основы маркетинговых исследований: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
8. Багиев Г.Л., Аренков И.А. Основы современного маркетинга: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995.
9. Багиев Г.Л., Аренков И.А., Соловьева Ю.Н. Бенчмаркетинг - как функция и инструмент предпринимательской деятельности. В кн.: Международная научная конференция " Маркетинг и культура предпринимательства: Тезисы докладов. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996. - Ч.1.est.ru