Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 00:23, реферат
По мере становления российского биржевого рынка создается и отлаживается система его регулирования. Идея разработки отечественного биржевого законодательства появилась едва ли не вместе с биржами. В июле 1990 г. Был подготовлен проект Закона РСФСР «О товарных биржах и биржевой торговле», вошедший в программу «500 дней». Затем появились проекты биржевого законодательства в других республиках (Казахстан, Латвия), а также проекты нормативных актов, исходивших от самих бирж.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Биржевое законодательство в России………………………………….4
2. Биржевое законодательство за рубежом……………………………….7
3. Лицензирование бирж…………………………………………………...9
Задача ……………………………………………………………………..12
Заключение………………………………………………………………..13
Список используемой литературы……………
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1. Биржевое законодательство в России………………………………….4
2. Биржевое законодательство за рубежом……………………………….7
3. Лицензирование бирж…………………………………………………...9
Задача ……………………………………………………………………..12
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………15
Введение.
По мере становления российского биржевого рынка создается и отлаживается система его регулирования. Идея разработки отечественного биржевого законодательства появилась едва ли не вместе с биржами. В июле 1990 г. Был подготовлен проект Закона РСФСР «О товарных биржах и биржевой торговле», вошедший в программу «500 дней». Затем появились проекты биржевого законодательства в других республиках (Казахстан, Латвия), а также проекты нормативных актов, исходивших от самих бирж.
Разработка правовой основы регулирования биржевой деятельности в России базировалась на имевшихся законах, постановлениях, положениях и указах, с помощью которых осуществлялся переход от командно-административной системы управления к рыночным механизмам.
Ниже приведу краткую характеристику документов, регулировавших биржевую деятельность в России.
Постановление Совета Министров РСФСР «О деятельности товарных бирж в РСФСР» от 20 марта 1991 г., которым утверждено временное положение о деятельности товарных бирж в РСФСР.
Положение о порядке лицензирования деятельности товарных бирж в РСФСР № 28, утвержденное приказом Госкомитета РСФСР по антимонопольной политеке и поддержке новых экономических структур от 31 мая 1991 г. В документе были определены порядок лицензирования, состав документов, требования к уставу биожи и правилами биржевой торговли.
Закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговли»от 20 февраля 1992 г. Стал основным документом, регулирующим деятельность товарной биржи и биржевой торговли в России[1].
1. Биржевое законодательство в России
Биржевая деятельность регулируется нормативными актами, имеющими общее значение для всех участников хозяйственных отношений: Гражданским Кодексом, содержащим общие положения о субъектах гражданского права, сделках, в том числе биржевых. Наряду с этим приняты специальные акты, непосредственно относящиеся к биржевой деятельности.
Основным из них является Закон Российской Федерации от 20 февраля 1992 г. "О товарных биржах и биржевой торговле''', действующий с изменениями от 30 апреля 1993 г. Им определяются правовой статус биржи, правомочия участников биржевой торговли, степень вмешательства государства в деятельность биржи и др.
30 апреля 1993 г. Верховным Советом Российской Федерации принято постановление "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О товарных биржах и биржевой торговле", которым предусматривается принятие ряда подзаконных нормативных актов, регулирующих биржевую деятельность.
Порядок лицензирования бирж определяется Положением о порядке лицензирования деятельности товарных бирж, утвержденным приказом Государственного комитета по антимонопольной политике (ГКАП) РСФСР от 31 мая 1991 г. (действует до принятия соответствующего Положения Правительством Российской Федерации). Биржам предоставлено право самостоятельно разрабатывать учредительные документы, правила биржевой торговли, положение об арбитражной комиссии и другие внутренние документы. Они обязательны для участников биржевой торговли и работников данной биржи.
Уставы многих бирж предусматривают систематизацию торговых обычаев и обыкновений, складывающихся на бирже. Они также имеют большое значение.
Правовой статус товарной биржи. Под товарной биржей законодатель понимает организацию с правами юридического лица, формирующую оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в заранее определенное время; по установленным ею правилам .
Законом о товарных биржах прямо не установлена организационно-правовая форма товарной биржи. Она может учреждаться в одной из форм, предусмотренных действующим законодательством, но при этом должны быть соблюдены следующие требования Закона о товарных биржах: товарная биржа является юридическим лицом; учреждается на основе членства физических и юридических лиц; число учредителей не должно быть менее 10, так как их доля в уставном капитале не может превышать 10%.
Закон предусматривает возможность выплаты членам биржи дивидендов, а следовательно, допускает коммерческий характер товарной биржи. Законодатель ограничил сферу осуществления биржами предпринимательской деятельности. Так, биржа не может заниматься торговой, торгово-посреднической и иной деятельностью, не связанной с организацией биржевой торговли, а также делать вклады, приобретать доли, акции предприятии, деятельность которых не связана с организацией биржевой торговли . Биржа не может совершать от своего имени и за свой счет биржевые сделки.
Товарная биржа подлежит государственной регистрации в установленном порядке. Чтобы начать свою деятельность, зарегистрированная биржа должна получить соответствующую лицензию. Лицензия, выдается Комиссией по товарным биржам при ГКАП Российской Федерации не позднее 2 месяцев со дня подачи заявления. Отказ в выдаче лицензии может быть обжалован в судебном порядке. До получения лицензии биржа не вправе предоставлять услуги, связанные с организацией биржевого торга.
Государственное регулирование деятельности товарных бирж. Закон возлагает государственное регулирование и контроль за деятельностью товарных бирж на Комиссию по товарным биржам при ГКАП Российской Федерации. Комиссия формируется из представителей государственных органов, биржевых союзов, ассоциаций и экспертов. Комиссия выдает, аннулирует, приостанавливает действие лицензии на право организации биржевой торговли; осуществляет и контролирует лицензирование биржевых посредников; контролирует соблюдение законодательства о биржах, изучает деятельность бирж, а также выполняет другие функции.
Комиссия по товарным биржам осуществляет свою деятельность на основании Положения о ней, утверждаемого Советом Министров Правительством Российской Федерации. Комиссия наделена широким кругом полномочий: может отказать в выдаче лицензии бирже, аннулировать или приостановить ее действие, направлять бирже и биржевым посредникам обязательное для исполнения предписание, применять к ним санкции в случаях, установленных законом. Непосредственный контроль за соблюдением биржевого законодательства возлагается Законом на Государственного комиссара, который назначается Комиссией по товарным биржам. Государственный комиссар присутствует на биржевых торгах, участвует в общих собраниях членов биржи; знакомиться с информацией о деятельности биржи; контролирует исполнение решений Комиссии.
Государство не случайно придает большое значение контролю за деятельностью бирж, так как биржи сильно воздействуют на экономику. Очень важно предупредить возможные противоправные действия со стороны биржевых макпоров и брокеров, чтобы они не привели к искусственному колебанию цен.
2. Биржевое законодательство за рубежом.
Современное правовое регулирования биржевой деятельности в США формировалось в течение длительного периода. Таким образом, сложившиеся система регулирования представляется наиболее разработанной.
В настоящее время независимым органом регулирования является Комиссия по товарной фьючерсной торговле, члены которой назначаются президентом США и утверждаются конгрессом. Эта комиссии имеет высшею власть в области фьючерсной торговли в США, хотя на практике обязанность разработки и внедрения эффективных мер по предотвращению манипулирования рынком перекладывается на непосредственно участников фьючерсной торговли. Она имеет право изменить или дополнить правила ведения торговли, если это необходимо для поддержания порядка на рынке. Основной задачей комиссии являются предупреждения манипулирования рынком, защита клиентов и обеспечение выполнения фьючерсными рынками функции переноса риска и выявления цены.
Комиссия по товарной фьючерсной торговли регистрирует либо исключает из списков различных категорий профессиональных участников, допущенных к операциям на бирже. Кроме того все фьючерсные биржи должны предоставлять в комиссию подробное обоснование для предлагаемых фьючерсных контрактов и устанавливаемых правил биржевой торговли. Функцией комиссии также является изменение и дополнение правил бирж по условиям контрактов, формам и методам осуществления покупки(продажи) с поставкой на срок, обработке информации о заключаемых сделках и платежах, обеспечению финансовой ответственности участников торговли.
В Великобритании до 1986 г. Государство практически не вмешивалось в деятельность фьючерсных бирж. Лишь в чрезвычайных ситуациях рекомендовать соответствующей бирже предпринять определенные действия могли Банк Англии и Департамент торговли, которые выполняли наблюдательные функции. С 1986 г. Наблюдение за товарными и фьючерсными биржами осуществляет совет по ценным бумагам и инвестициям. Задачами совета являются защита интересов клиентов, выработка единых требований в организации биржевой торговли, разработка системы учета сделок по времени их заключения. Для более строго контроля была организована ассоциация фьючерсных брокеров и дилеров, регулирующая деятельность основных участников биржевой торговли через из регистрацию.
Во Франции биржевая торговля регулируется Комиссией по фьючерсным товарным ранкам. В целом регулирование довольно жесткое; так , биржи и их члены обязаны предоставлять клиентам больше информации о рынках и движении цен. Кроме того, размер минимального капитала для зарегистрированных членов биржи должен составлять 3,5 млн франков.
В Японии контроль за деятельностью товарных бирж возложен на министерство финансов и министерство внешней торговли и промышленности(сырьевые товары). В 1983г. Правительством было введено законодательство, направленное против мошенничества в биржевой торговли, особенно во фьючерсной. Установлены лимиты числа открытых контрактов, которые могут иметь члены и нечлены биржи.
В Сингапуре министерство финансов контролирует деятельность бирж, включая утверждение создания биржи и прекращения торговли
В остальных «биржевых» странах используются другие подходы к регулированию фьючерсных рынков[2].
3. Лицензирование бирж.
Биржевая торговля может осуществляться на биржах только на основе лицензии, выдаваемой в установленном порядке Комиссией по товарным биржам при Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Для получения лицензии в Комиссию представляются следующие документы: заявление; устав товарной биржи; учредительный договор или заявка на регистрацию либо иной соответствующий документ, если он предусмотрен при создании товарной биржи; свидетельство о государственной регистрации товарной биржи; правила биржевой торговли; документ, подтверждающий внесение в уставный капитал товарной биржи не менее 50 процентов объявленной суммы; документ, удостоверяющий право пользования соответствующим помещением для проведения торгов; список учредителей и распределение между ними долей (в процентах) в уставном капитале товарной биржи с указанием для физических лиц их должностей по всем местам работы. Документы, прилагаемые к заявлению на лицензию, представляются прошитыми и скрепленными печатью биржи либо нотариально заверенными. За достоверность сведений, представленных для получения лицензии, заявитель несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством. Комиссия принимает решение о выдаче лицензии в течение двух месяцев со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами. Комиссия вправе отказать в выдаче лицензии в случае представления ненадлежащим образом оформленных документов, а также их несоответствия требованиям законодательства Российской Федерации и возвратить указанные документы заявителю для переоформления. Повторное рассмотрение документов осуществляется Комиссией в течение одного месяца со дня получения нового заявления на выдачу лицензии. Товарная биржа вправе обжаловать в судебном порядке решение Комиссии об отказе в выдаче лицензии. При принятии решения о выдаче лицензии Комиссия руководствуется заключением экспертизы документов товарной биржи, представленным в письменной форме членом Комиссии, которому они направлялись на рассмотрение. Каждый член Комиссии вправе ознакомиться с документами товарной биржи, поступившими на рассмотрение. Вопрос о выдаче лицензии рассматривается Комиссией в присутствии заявителя. Письменное уведомление о дате рассмотрения документов заявитель должен получить не менее чем за 3 дня до проведения заседания Комиссии. При соблюдении сроков уведомления заявителя о дате проведения заседания Комиссия вправе принимать решение о выдаче лицензии в отсутствие заявителя. Лицензия выдается товарной бирже в течение 15 дней после принятия решения, в одном экземпляре, при предъявлении документа, подтверждающего перечисление разового сбора. Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1994 г. N 151 "О сборах за выдачу лицензий товарным биржам" был установлен разовый сбор за выдачу лицензии на организацию биржевой торговли товарной бирже, зарегистрированной в качестве коммерческой организации, в 30-кратном размере установленной законом минимальной оплаты труда, товарной бирже, зарегистрированной в качестве некоммерческой организации, - в 20-кратном размере установленной законом минимальной оплаты труда. Сборы за выдачу лицензий товарным биржам перечисляются в федеральный бюджет. Товарная биржа получает право на организацию биржевой торговли с даты
принятия решения о выдаче ей лицензии. В случае утери лицензии на основании имеющихся в Комиссии документов товарной бирже выдается дубликат. Обо всех изменениях в своих учредительных документах и правилах биржевой торговли товарная биржа в течение 15 дней после их принятия должна сообщить в Комиссию. При несоответствии внесенных изменений нормативным документам, регламентирующим деятельность товарных бирж, Комиссия в месячный срок направляет бирже официальное предписание о приведении учредительных документов в соответствие с нормативными. Решения об аннулировании или приостановлении действия лицензии принимаются Комиссией в 2-месячный срок на основании:
- материалов осуществленных финансовыми органами проверок, установивших факты нарушений в деятельности товарной биржи;
- официальных уведомлений территориальных управлений Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, а также государственных комиссаров на товарных биржах о фактах нарушений Закона Российской Федерации "О товарных биржах и биржевой торговле" и других законодательных актов Российской Федерации.
По материалам проверок и официальным уведомлениям Комиссия направляет товарной бирже официальное предписание об устранении отмеченных в них нарушений. Товарная биржа после получения предписания обязана в 3-дневный срок проинформировать Комиссию о его получении, а в месячный срок - об устранении отмеченных в нем нарушений. При неисполнении товарной биржей в месячный срок официальных предписаний Комиссия направляет материалы в арбитражный суд. В случае аннулирования лицензии в судебном порядке товарная биржа за повторную выдачу лицензии уплачивает разовый сбор в пятикратном размере. Комиссия по товарным биржам вправе запрашивать у высших и местных органов государственной власти и управления, в том числе министерств и ведомств Российской Федерации, Советов Министров республик в составе Российской Федерации, а также банков, других предприятий, учреждений и организаций информацию, подтверждающую достоверность сведений, сообщаемых заявителем. Порядок выдачи, аннулирования и приостановки действия лицензии определяется Положением о лицензировании товарных бирж, которое утверждается Правительством Российской Федерации. Ликвидация биржи может быть осуществлена по решению высшего органа управления биржи, а также судом или арбитражным судом в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.
Задача.
Учредители товарной биржи обратились в комиссию по товарным биржам за получением лицензии на биржевую деятельность. Уставный капитал биржи составляет 10 млн руб. На момент обращения за получением лицензии оплаченный уставный капитал равен 5 млн руб. Будет ли бирже выдана лицензия?
Ответ: Да, бирже будет выдана лицензия. Так как для получения лицензии в Комиссию представляется документ, подтверждающий внесение в уставный капитал товарной биржи не менее 50 процентов объявленной суммы.