Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 21:49, курсовая работа
Цель курсовой работы – найти и раскрыть проблемы взаимодействия между человеком и группой, и предложить методы для решения этих проблем.
Для этого нужно изучить все характерные особенности группы, подробно изложить вхождение человека в группу и вливания в ее общество. Найти проблему взаимодействия между человеком и окружением в группе. Понять и изучить межличностные отношения
Введение
Тема « Взаимодействие человека и группы» очень актуальна на данный момент времени. Актуальность этой темы заключается в том, что изложенную здесь информацию можно применять в повседневной жизни. Она поможет нам разобраться и научить правильному поведению, вступая в новое общество, а также оставаясь и в старом.
Важно знать, что основой любой группы являются люди, и без них функционирование общества невозможно. Человек, находившийся в группе, сразу же начинает с ней взаимодействовать. Он влияет на группу, а группа на человека. Вступая в определенное общество, мы приносим в него что-то новое от себя, при этом группа оказывает на нас такое же влияние. Обычно группа людей имеют общие интересы, иногда бывает не просто в нее влиться, для этого иногда приходится много стараться.
Выбрав эту тему для написания курсовой, мне хотелось узнать, какие существуют группы, и как решить проблему взаимодействия между человеком и обществом.
Цель курсовой работы – найти и раскрыть проблемы взаимодействия между человеком и группой, и предложить методы для решения этих проблем.
Для этого нужно изучить все характерные особенности группы, подробно изложить вхождение человека в группу и вливания в ее общество. Найти проблему взаимодействия между человеком и окружением в группе. Понять и изучить межличностные отношения
§1. Общие понятия. Структура и характерные особенности группы
1.1. Понятия
Группа является одним из главных элементов социальной структуры общества и представляет собой совокупность людей, объединенных любым существенным признаком — общей деятельностью, общими экономическими, демографическими, этнографическими, психологическими характеристиками. Это понятие употребляется в правоведении, экономике, истории, этнографии, демографии, психологии. В социологии обычно используется понятие «социальная группа».
Не всякое сообщество людей называют социальной группой. Если люди просто находятся в определенном месте (в автобусе, на стадионе), то такое временное сообщество можно назвать «агрегация». Социальная общность, которая объединяет людей только по одному или нескольким схожим признакам, также не называется группой; здесь употребляется термин «категория». Например, социолог может отнести учащихся от 14 до 18 лет к категории молодежи; пожилых людей, которым государство платит пособие, предоставляет льготы по оплате коммунальных услуг, — к категории пенсионеров и т.д.
Социальная группа - это объективно существующая устойчивая общность, совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе нескольких признаков, в частности разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.
Не существует канонизированного определения малой группы, так как это достаточно гибкое и подверженное влиянию обстоятельств явление. Однако широко принят достаточно общий, устоявшийся взгляд на малую группу (далее всегда термин «группа» будет употребляться в этом смысле) как относительно обособленное объединение небольшого количества людей (обычно не более десяти), находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течение достаточно долгого промежутка времени. Взаимодействие членов группы базируется на некоем общем интересе и может быть связано с достижением так называемой групповой цели. При этом группа обладает определенным групповым потенциалом либо групповыми возможностями, позволяющими ей вступать во взаимодействие с окружением и адаптироваться к изменениям, происходящим в окружении. 1
Группы состоят из людей, общества - из групп. Индивиды, группы и общества - это три современные реальности, они взаимосвязанны. Все группы более или менее специализированы. Их специализация зависит от потребности людей. Так, семья в промышленном городе имеет одновременно генетическую и воспитательную функции. Другие группы выполняют другие функции. Индивиды участвуют во многих группах. Некоторые группы предполагают физическое присутствие ее членов. Одновременно можно участвовать в нескольких группах: члены команды по футболу, учебные заведения. Существуют постоянные, временные, случайные или спорадические группы. Некоторые группы созданы для длительного существования и стремятся к этому: школы, деревня, предприятия, заинтересованные в продолжении своего дела. Это группы, которые не хотят исчезнуть. Другие группы обречены на недлительное существование (туристы). Некоторые группы являются свободными, другие имеют обязательный характер. Так, появившись на свет, мы не выбирали семью, этническую группу или нацию, другие группы, куда вступают по желанию: спортивный клуб, культурные общества или социальное объединение.2
1.2. Характерные особенности группы
Особенности:
1)Члены группы идентифицируют себя и свои действия с группой в целом и тем самым во внешних взаимодействиях выступают как бы от имени группы. Человек говорит не о себе, а о группе в целом, употребляя местоимения "мы", "у нас", "наши", "нам";
2)Взаимодействие между членами группы носит характер непосредственных контактов, личных разговоров, взаимопомощи. В группе люди непосредственно общаются друг с другом, придавая формальным взаимодействиям "человеческую" форму;
3) В группе наряду с формальным распределением ролей обязательно складывается неформальное распределение ролей, обычно признаваемое группой;
в хорошо функционирующих группах обычно создаются возможности для того, чтобы человек мог вести себя в соответствии со своими способностями к групповым действиям и органично присущей ему определенной ролью члена группы.
Почему возникают группы, что заставляет людей формировать группы и входить в них? Данные вопросы очень важны для понимания поведения человека на предприятии. Очевидно, что группы возникают и функционируют как обособленные структурные подразделения на предприятии в связи с тем, что в результате разделения труда выделяются отдельные специализированные функции, требующие для выполнения определенной совокупности людей, обладающих требуемой квалификацией, имеющих необходимую профессию и готовых совместно выполнять определенную работу. Аналогичная ситуация наблюдается при формировании групп, признанных решать целевые задачи, а также при создании неформальных групп. В теории управления принято делить группы на формальные и неформальные.3
Существует два типа групп: формальные и неформальные. Оба эти типа групп имеют значение для организации и оказывают большое влияние на членов организации.
Формальные группы обычно выделяются как структурные подразделения в организации. Они имеют формально назначенного руководителя, формально определенную структуру ролей, должностей и позиций внутри группы, а также формально закрепленные за ними функции и задачи. Формальные группы могут быть сформированы для выполнения регулярной функции, как, например, бухгалтерия, а могут быть созданы для решения определенной целевой задачи, например, комиссия по разработке какого-либо проекта.
Пример формальной группы – школьный класс, который был собран педсоветом по возрасту и месту жительства.
В организации существует три основных типа формальных групп:
Неформальные группы создаются не распоряжениями руководства и формальными постановлениями, а членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями, привычками и т.п. Данные группы существуют во всех организациях, хотя они не представлены в схемах, отражающих строение организации, ее структуру. Неформальные группы обычно имеют свои неписаные правила и нормы поведения, люди хорошо знают, кто входит в их неформальную группу, а кто нет. В неформальных группах складывается определенное распределение ролей и позиций. Обычно эти группы имеют явно или неявно выраженного лидера. Во многих случаях неформальные группы могут оказывать на своих членов влияние, равное или даже большее, чем формальные структуры.
Пример неформальной группы – это группа друзей, которые сами выбрали друг друга.4
Также существуют Целевые группы, где членов объединяет общая цель. Территориальные группы, например, соседская община. Классовые группы, например, группа рабочих, гильдия ремесленников, группа «новых русских». Этнические и расовые группы, например, группа чеченцев или группа афро-американцев. Группы бывают первичные и вторичные. Примеры первичных групп – это семья, друзья в детстве, иногда соседи. Во вторичных группах отношения строятся не на личных привязанностях, а на вещественных контактах по принципу теории обмена «ты – мне, я – тебе». Первичные группы являются более сплочёнными, чем вторичные. Сплочённые группы солдат лучше сражаются, ибо у них существует мотив: «Я не должен подводить своих парней!».
Понятие «первичная группа» ввёл Ч. Х. Кули (годы жизни:1864-1929 гг.).
К характеристикам членов группы, оказывающим влияние на ее функционирование, относятся личностные характеристики человека, а также способности, образование и жизненный опыт. Ранее достаточно подробно были рассмотрены личностные характеристики человека, поэтому мы не будем на них останавливаться в данном рассмотрении. Что касается остальных характеристик, то отмечено, что способности человека выполнять работу оказывают очень большое влияние на функционирование группы и на выполнение человеком своей роли. Также существенное влияние на группу оказывают уровень образования человека и его жизненный опыт.5
1.3. Структура группы
Каждая группа имеет свою структуру, которая определяется численным составом, целями и задачами, стоящими перед ней, обязанностями и функциями ее членов, а также характером взаимосвязей между ними.
Прежде всего структура группы зависит от ее величины. Чем больше по величине группа, тем сложнее ее структура и чем меньше - тем она проще. В психологии лучше всего изучена структура малых и первичных групп. Численный состав таких групп сравнительно небольшой. Он включает общее количество членов группы, их дифференциацию по возрасту, полу, образованию, квалификации, семейному положению и т. д. Каждый член группы занимает определенное место в ее структуре. Положение личности в структуре группы зависит от важности тех официальных функций, которые она выполняет в группе, а также от отношения к ней членов группы.
Под структурой группы мы понимаем следующие ее компоненты:
Формальное лидерство. Почти каждая группа имеет своего формального лидера. Типичные формальные лидеры группы: начальник подразделения, руководитель проекта, председатель комитета, президент ассоциации. Значение лидера для успеха работы группы крайне велико. Лидеры во многом определяют моральный климат, взаимоотношения в коллективе и в конечном счете эффективность его работы. Чему руководитель должен отдать предпочтение: авторитарным или демократическим формам работы? Когда следует делегировать полномочия, а в каких случаях следует от этого воздержаться? Лидерами рождаются или становятся? Эти и многие другие вопросы будут подробно рассмотрены в следующем параграфе.
Роли. За каждым членом группы обычно закрепляются определенные роли, т.е. модели поведения, ожидаемые от членов групп в соответствии с тем местом в группе, которое они занимают. При этом не возникает проблем, если каждый постоянно играет только одну роль. В действительности же все намного сложнее. Каждому из нас приходится играть не одну, а несколько ролей. Например, менеджер по персоналу одновременно может являться председателем комиссии по разрешению трудовых споров, членом комиссии по высвобождению рабочей силы с предприятия, вице-президентом
Ассоциации специалистов кадровых служб. К тому же он может выполнять еще целый ряд социальных ролей: мужа, отца, сына, брата, а также председателя садового товарищества или капитана футбольной команды. В ряде случаев эти роли могут оказаться несовместимыми и противоречить одна другой. Там, где поведение работника приходит в противоречие с тем, чего от него ожидают окружающие, возникает ролевой конфликт. Типичный пример: работающая женщина, которой с трудом удается совмещать успешное выполнение своей роли на производстве с теми стереотипами, которые существуют в обществе и семье относительно ее роли жены и матери.
Нормы. Для того чтобы успешно трудиться, все группы вырабатывают определенные нормы поведения, т.е. принятые образцы поведения внутри группы, которые должны выполняться всеми ее членами. Нормы могут быть формализованы в определенных документах: стандартах, положениях и процедурах. Однако большинство норм, которыми руководствуются группы, носят неформальный характер. Вместе с тем именно они могут оказывать наиболее существенное влияние на взаимоотношения в коллективе и эффективность его работы. Условно может быть выделено три совокупности норм.
Первая совокупность норм касается непосредственно выполнения работы и ее качества (какова интенсивность работы, насколько терпимо группа относится к браку и просчетам в работе, нарушению сроков выполнения заданий и т.п.).