Виды и формы подготовки кадров. Методы обучения персонала. Требования к переподготовке сотрудников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 05:41, контрольная работа

Краткое описание

Система обучения подразумевает использование определенных форм, видов и методов обучения. Выбор того или иного метода или формы зависит от целого ряда факторов, таких как: цели организации, кадровая политика, характеристики обучающегося персонала (должностной уровень, образование, опыт работы, возраст и т.д.), а также от численности обучающихся и бюджета компании на повышение квалификации персонала.

Вложенные файлы: 1 файл

махмутова З.смс 344.docx

— 85.13 Кб (Скачать файл)

Казахский экономический университет им. Т. Рыскулова

Факультет «Инженерно-экономический»

Кафедра «Менеджмент »

 

 

                                                                

 СРСП №6

По дисциплине : «Управление персоналом» 

Тема 9: «Виды и формы подготовки кадров. Методы обучения персонала. Требования к переподготовке сотрудников»

 

 

                                                        Проверил(а)  : к.э.н.,доцент  Смаилова Ж.П

                                                        Выполнил(а) : Махмутова З.

                                                        Группа :   ССМ-_344

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алматы, 2014 г.

Виды и формы подготовки кадров

Система обучения подразумевает использование определенных форм, видов и методов обучения. Выбор того или иного метода  или формы зависит от целого ряда факторов, таких как: цели организации, кадровая политика, характеристики обучающегося персонала (должностной уровень, образование, опыт работы, возраст и т.д.), а также от численности обучающихся и бюджета компании на повышение квалификации персонала. 

Формы обучения персонала:  
üйИндивидуальное и групповое;  
üйВнешнее и внутреннее.

Внешнее обучение представляет собой обучение по долгосрочным академическим программам учебных заведений (программы среднего специального образования, бакалавриата, специалистов, магистратуры, МВА) или обучение по специальным многоуровневым программам учебных центров (курсы переподготовки, повышения квалификации, тренинги, семинары и т. п.).

Внутреннее обучение проводится на территории Компании в специально выделенных для этих целей помещениях или на арендуемых площадях.

Профессиональная подготовка кадров - приобретение знаний, умений, навыков и обучение способам общения, направленных на выполнение определенных производственных задач. Включает профессиональную начальную подготовку и профессиональную специализированную подготовку.Подготовка считается законченной, если получена квалификация для осуществления конкретной деятельности (обучается учащаяся молодежь).

Профессиональная начальная подготовка - это развитие знаний, умений, навыков и способов общения как фундамента для дальнейшей профессиональной подготовки.üйПрофессиональная специализированная подготовка предназначена для получения специфической профессиональной квалификации. Углубление знаний и способностей с целью овладения определенной профессией.  
Профессиональное совершенствование (повышение квалификации)  - расширение знаний, умений, навыков и способов общения с целью приведения их в соответствие с современными требованиями производства, а так же стимулирования профессионального роста (обучаются занятые в производстве работники, имеющие практический опыт). Включает совершенствование профессиональных знаний и способностей и профессиональное совершенствование с целью продвижения по службе.  
Совершенствование профессиональных знаний и способностей - это приведение знаний и способностей в соответствие с требованиями времени, их актуализация и углубление. Обучаются специалисты (горизонтальная мобильность).  
Профессиональное совершенствование с целью продвижения по службе - подготовка к выполнению качественно более высоких задач. Обучаются руководители (вертикальная мобильность).  
Профессиональная переподготовка (переквалификация) - это получение знаний, умений, навыков и овладение способами обучения (поведения) для освоения новой профессии и качественно другой профессиональной деятельности (обучаются занятые в производстве работники или безработные, имеющие практический опыт).

Отдельные виды обучения не следует рассматривать в отрыве друг от друга. Целенаправленное обучение квалифицированных кадров предполагает тесную связь и координацию между этими видами обучения. Обучение персонала основано на использовании различных методов обучения.   
Существует несколько определений методов обучения персонала очень близких по содержанию. Представим два из них, наиболее полных, на наш взгляд.

Методы обучения персонала - это   способы, при которых достигается овладение знаниями, умениями, навыками обучающихся».

Метод обучения персонала - ориентированный на достижение дидактических целей способ организации учебно-познавательной деятельности работника с заранее определенными:  
Задачами;  
Уровнями познавательной активности;  
Учебными действиями и ожидаемыми результатами».  
Выбор методов обучения персонала зависит от множества факторов, основными из которых являются: цели обучения, ожидаемые результаты обучения, индивидуальные особенности обучаемых и многие другие.  
Хорошее обучение требует индивидуального подхода к потребностям каждого работника. Любой метод имеет свои преимущества и недостатки. Это необходимо учитывать при составлении программы обучения.

К выбору метода обучения нужно подходить дифференцированно - обучающие программы отличаются и по уровню сложности, и по стоимости, и по времени прохождения, и по длительности воздействия.

Методы обучения классифицируются на:  
а) пассивные и активные;  
б) индивидуальные и групповые;  
в) с отрывом от производства и без отрыва от производства.

По видам обучение делится на: подготовку новых работников, переподготовку, повышение квалификации, развитие компетенции. По формам обучение бывает: групповое  и индивидуальное обучение. По длительности можно выделить  долгосрочное и краткосрочное обучение.  
Все методы обучения можно разделить на две большие группы: методы обучения на рабочем месте и методы обучения вне рабочего места.  
К пассивным  (традиционным) относятся:  
Лекции,  
Семинары,  
Учебные видеофильмы и другие.  
Эти методы являются преобладающими при передаче и закреплении знаний. Несмотря на то, что традиционные методы преобладают и сегодня, они имеют ряд недостатков: не позволяют учитывать разный уровень знаний, не предполагают обратной связи, демонстрирующей степень усвоения материала.

При активных методах обучения большое внимание уделяется именно практической основе передаваемых слушателям знаний, навыков и умений. В настоящее время распространены:  
Тренинги,  
Программированное обучение,  
Групповые обсуждения,  
Деловые и ролевые игры и другие.

Разделить методы обучения однозначно на активные и неактивные непросто. Некоторые из них являются переходными к практическим занятиям и самостоятельной работе. Бесспорно, к активным методам обучения можно отнести разбор конкретных ситуаций, занятия-дискуссии по проблемам предприятия, а также учебно-практические конференции по обмену опытом. Разновидностями активных методов обучения со специальными возможностями формирования и развития социально-психологических качеств являются ролевой разбор конкретной ситуации (инсценировка) и методы социально-психологического тренинга.

К наиболее распространенным методам обучения на рабочем месте относятся:  
Наставничество, 
Метод усложняющихся заданий,  
Смена рабочего места,  
Направленное приобретение опыта,  
Производственный инструктаж,  
Метод делегирования ответственности и другие методы.

К основным методам обучения вне рабочего места относятся:  
чтение лекций,  
Проведение деловых игр,  
Разбор конкретных производственных ситуаций,  
Проведение конференций и семинаров,  
Формирование групп по обмену опытом,  
Создание кружков качества и другие методы.

Названные методы обучения не исключают друг друга, так как обучение в стенах организации может вестись с отрывом или без отрыва от работы. Кроме того, они могут дополнять друг друга, так как обучение в процессе работы часто совмещается с обучением в других организациях или учебных заведениях.

Обучение на рабочем месте отличается своей практической направленностью, непосредственной связью с производственными функциями работника, предоставляет, как правило, значительные возможности для повторения и закрепления вновь изученного.

Методы обучения вне рабочего места дают учащемуся возможность абстрагироваться от сегодняшней  ситуации  на рабочем месте и выйти за рамки традиционного поведения. Такое обучение способствует формированию принципиально новых поведенческих и профессиональных компетенций.  Обучение вне рабочего места связано с дополнительными финансовыми затратами и отвлечением работника от его служебных обязанностей. При этом сознательно меняется среда, работник отрывается от повседневных дел; обучение осуществляется в процессе чтения лекций, практических занятий тренинга (деловые игры, производственные ситуации).

Приведенная классификация методов обучения персонала обобщает несколько классификационных признаков, но она не является исчерпывающей.

Существует множество методов обучения персонала, и  каждый из них имеет свои преимущества и недостатки.  Это необходимо помнить при построении системы обучения персонала. Главным критерием при выборе того или иного метода должна являться его эффективность для достижения целей обучения каждого конкретного работника.

 

Требования к переподготовке сотрудников

 

Переподготовка персонала — подготовка кадров с целью освоения новых ЗУН в связи с изменившимися требованиями к результатам труда и его содержания или овладением новой профессии. 
 
Переподготовка персонала означает обучение квалифицированных работников с целью изменения их профессионального профиля для достижения соответствия квалификации кадров требованиям производства. 
 
Причины, выражающие необходимость переподготовки внутри организации: 
 
А) нехватка квалифицированных кадров на национальном уровне; 
 
Б) увеличение стоимости рабочей силы; 
 
В) давление конкурентов требует эффективного использования труда; 
 
Г) технические особенности, изменения, связанные с НТП, появление более совершенных процессов, информационных технологий; 
 
Д) переход на другую должность; 
 
Е) рост объемов торговли и производства; 
 
Ж) необходимость развивать потенциал работников, социальную ответственность фирмы за ее работников. 
 
Переподготовка кадров проводится за счет средств, относимых на себестоимость продукции. Кроме того, источником финансирования выступают специально создаваемые в службах занятости фонды, часть которых может быть передана на предприятия для переподготовки кадров в рамках программ занятости населения на данной территории.  
 
Переподготовка кадров почти тождественна повышению квалификации. 
 
Вопрос 4. Повышение квалификации и его отличие от других видов обучения. 
 
Повышение квалификации персонала — процесс совершенствования теоретических знаний и практических навыков с целью повышения профессионального мастерства работников, освоение передовой техники, технологии, организации труда, производства и управления (подготовка кадров с целью совершенствования ЗУН в связи с повышением требований к профессии или повышением в должности). 
 
Повышение квалификации состоит в углублении профессиональных ЗУН, полученных в процессе подготовки. 
 
Повышение квалификации занимает особое место в обучении персонала как основной способ обеспечения соответствия квалификации работников современному уровню развития науки, техники и экономики. Известно, что полученные знания устаревают наполовину каждые пять лет, если человек не занимается самообразованием и не повышает уровень квалификации. 
 
Цели повышения квалификации: 
 
А) удержать, уберечь, охранить работника; 
 
Б) создание резерва в сфере управления, а значит продвижение по служебной лестнице; 
 
В) необходимость повышения производительности труда с одной стороны, и с другой стороны – повышение качества продукции, качества труда; 
 
Г) поиск для работников тех работ, которые соответствуют их запросам, характеру, специальности. 
 
Повышение квалификации достаточно популярно на предприятиях по ряду причин: 
 
- дешевле подготовки специалистов 
 
- меньшая продолжительность обучения по сравнению с подготовкой персонала 
 
- целевая направленность обучения на узком круге учебных модулей для специалистов и руководителей, например, «Персонал», «Маркетинг», «Ценные бумаги», «Стандартизация», «Качество» и т.д. 
 
Принципы повышения квалификации: 
 
1. Создание условий для развития личности человека в тех сферах, где он недостаточно подготовлен, и проявления его разносторонних способностей. 
 
2. Целевая интенсивная подготовка на базе широкого набора учебных модулей. 
 
3. Широкое использование методов активного обучения (деловые и ролевые игры, анализ конкретных ситуаций, круглые столы, тренинги и т.д.) с доведением их до 60-75% от общего фонда учебного времени. 
 
4. Привлечение высококвалифицированных специалистов и ориентация обучения на личность преподавателя. 
 
5. Гибкая обратная связь со слушателями. 
 
6. Комплексная оценка потенциала слушателей. 
 
7. Индивидуально-групповой метод обучения. 
 
8. Автоматизация учебного процесса с использованием современных технических средств. 
 
Работа по повышению квалификации является частью подготовки кадрового резерва и потому предусматривается коллективным договором администрации с работниками предприятия. А сами мероприятия по повышению квалификации находят отражение в системе планирования на предприятии.

 

 

 

 

 


Информация о работе Виды и формы подготовки кадров. Методы обучения персонала. Требования к переподготовке сотрудников