Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 21:25, реферат
Бурный рост туризма вызвал живой интерес к проблеме измерения влияния туризма на экономическое развитие стран и регионов. Быстрый рост доходов от туризма привлекает инвесторов не только в сферу производства регионального туристского продукта, но и в область экономического анализа, непосредственно обслуживающего данную сферу экономики. Масштабы затрат потребовали серьезного экономического обоснования, что способствовало выделению методологии измерения туристских влияний в отдельное направление экономического анализа, и создания специальных баз статистических данных.
Для экономически развитых стран Западной Европы, США, а также небольших государств, в экономике которых доля туризма высока, проблема социального влияния туризма приобретает в настоящее время решающее значение. В методических рекомендациях ООН и ЮНВТО (Всемирной туристской организации) по национальному и региональному планированию туризма выделяются три основные причины, побуждающие развивать туризм и рекреацию:
1) причины экономического
характера (туризм
2) социальные причины, так как туризм способствует воспроизводству духовных и физических сил людей, сохранению исторического наследия, развитию и сближению культур, созданию новых рабочих мест, улучшению качества жизни населения;
3) причины экологического характера, так как туризм способствует сохранению окружающей среды.
Следует отметить, что многие страны, национальные правительства которых, развивая туризм и рекреацию, первоначально преследовали преимущественно экономические цели, в настоящее время все большее внимание уделяют социальным и экологическим аспектам.
К таким странам можно отнести Испанию, Кипр, Грецию, Ирландию и др.
В результате исследования влияния туризма на региональное развитие должны вырабатываться методы измерения отношения местного населения к развитию туризма в среде их постоянного проживания. С. Ланкфорд, один из авторов шкалы отношений к туризму, отметил, что для того чтобы экономика, основанная на туризме, могла выжить, местные жители должны стать партнерами в этом процессе; их отношение к туризму и понимание уровня влияния на жизнь местного общества должны последовательно оцениваться. Для такой оценки была разработана специальная шкала TIAS (Tourism Impact Attitude Scale – шкала отношения к влиянию туризма). На основе обширного материала бала разработана шкала коэффициентов, которая, по мнению авторов, должна позволить более объективно оценить многочисленные статистические результаты, полученные в ходе эмпирических исследований.
4 ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ТУРИЗМА ДЛЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
На основании многочисленных исследований влияния туризма и рекреации на региональное развитие ЮНВТО сформулировала обобщенные выводы, раскрывающие выгоды, которые приносит туризм, и проблемы, с которыми сталкиваются туристские и рекреационные регионы.
Выгоды, связанные с развитием туризма и рекреации:
- социально-экономического характера:
- создание рабочих мест, способствующее прямой занятости, косвенной занятости, генерированной занятости;
- эффект мультипликации, выраженный в росте доходов туристской территории;
- вклад в общегосударственные доходы;
- социокультурного характера:
- повышение жизненного уровня населения;
- сохранение культурного наследия;
- содействие созданию и поддержке музеев, сохранение и финансирование культурно-исторических памятников;
- усиление чувства гордости местного населения за свою культуру;
- обеспечение возможностей для межкультурных обменов.
Проблемы, связанные с развитием туризма и рекреации:
- социокультурного характера:
- большая антропогенная нагрузка на территории;
- недовольство жителей,
если они не ощущают
- культурная деградация территории;
- чрезмерная коммерциализация, сопровождающаяся потерей регионом самобытности, обычаев, традиций, народного фольклора, ремесел и других культурных моделей;
- усугубление сложных
социальных проблем, связанных
с наркоманией, алкоголизмом, проституцией;
необходимость усиления мер
- экологического характера:
- загрязнение окружающей среды (почвы, воздуха, вод);
- ухудшение эстетики ландшафтов;
- проблемы с утилизацией отходов и бытового мусора;
- нарушение экологии природных зон (парков, заповедников и других природных охраняемых объектов);
- ущерб историческим и природным памятникам.
Перечисленные экологические проблемы заставили мировое сообщество по-новому взглянуть на взаимоотношение человека с окружающей средой, что послужило основой для широкого применения концепции устойчивого развития в области туризма.
При формировании стратегии развития туристско-рекреационных регионов необходимо опираться на концепцию устойчивого развития, так как человечество, являясь частью живой природы, не сможет существовать без ее ресурсов, что означает разумное использование и сохранение природной ресурсной базы.
ЮНВТО рассматривает устойчивое развитие туризма как управление всеми видами ресурсов, обеспечивающее удовлетворение экономических, социальных и эстетических потребностей при сохранении культурной целостности, основных экологических процессов, биологического разнообразия и систем жизнеобеспечения.
Туризм должен развиваться
так, чтобы способствовать развитию
местной экономики, рациональному
и бережному использованию
Главной заинтересованной стороной устойчивого развития туризма должны выступить национальные и региональные органы государственной власти и туристские организации. Именно государство через инструменты контроля, налоговой политики должно устанавливать пределы и условия развития туризма.
В качестве основных задач, решение которых позволит обеспечить устойчивое развитие, можно выделить:
- замену культуры интенсивного потребления культурой разумного потребления;
- уравновешивание экономических,
- обеспечение баланса интересов туристов и местного населения;
- справедливое распределение доходов от туризма между всеми членами местного сообщества, включая все слои населения, в том числе самые незащищенные (дети, пенсионеры, инвалиды и др.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе было раскрыто понятие туризма как ресурса экономического и социокультурного развития региона. С одной стороны, туризм является частью социокультурной деятельности, поскольку хранит достижения человеческой культуры, природные ценности, открывает вместе с окружающими рекреационными, социокультурными, историческими объектами возможность формирования нового пространства, обладающего воспитательным потенциалом особого свойства. С другой стороны, туризм основан на эксплуатации местных туристских ресурсов, и взамен регион должен получать доход от посещения туристских объектов.
Туризм будет способствовать экономическому и социокультурному развитию региона, если определить приоритетные направления развития туризма, создать условия для развития инфраструктуры туризма, проводить более эффективную рекламу туристского потенциала региона.
Каждый регион России обладает своей культурой. Более того, региональная культура также отражает особенности экономических, социальных, образовательных и экологических связей. Поэтому культура региона рассматривается не только как отрасль, но и как принципиально важный аспект развития туризма.
Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что одной из новых черт современности является растущий интерес человечества к бесконечному разнообразию мира, в котором мы существуем, с его мощным динамизмом современных процессов и уникальным величием прошедших эпох.
Только туризм позволяет современному человеку приблизиться к пониманию картины мира в целом. В новом постиндустриальном обществе туризм опирается на обширное историко-культурное наследие, оставленное прошлыми поколениями. Сохранение этих ценностей – залог выживания и стабильного развития всего человечества.
Список использованных источников.
1. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. – М., 2005.
2. Джанджугазова Е.А. Формирование стратегии развития регионального туристско-рекреационного комплекса. – М., 2008.
3. Джанджугазова Е.А. Маркетинг туристских территорий. – М., 2010.
4. Маршалов А.С., Новоселов А.С. Основы теории регионального воспроизводства. – М., 2002.
5. Афонин Г.И. Туризм как социо-культурное явление: автореф. дис. канд. филос. наук: спец. 24.00.01. - теория и история культуры / Г.И. Афонин. - Казань: Казан. гос. ун-т культуры и искусств, 2010. - 22 с.
6. Гапоненко Л.А. Цели и критерии социально-экономического
развития регионов / Л.А. Гапоненко // Материалы
международной научно-практический конференции
«Становление государственной службы
в России и подготовка высшего административно-
7. Горбылева З.М. Экономика туризма: учебное пособие / З.М. Горбылева. - Минск: БГЭУ, 2008. - 478 с.
8. Гуляев В.Г. Туризм экономика и социальное развитие / В.Г.Гуляев. - М.: Финансы и Статистика, 2007. - 304 с.
9. Даниленко Н.Н. Концепция развития туризма в регионе: основные положения / Н.Н. Даниленко // Регион: экономика, социология. - 2007. - № 4. - С. 37-46.
10. Жукова М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации / М.А. Жукова. - М.: Финансы и Статистика, 2010. - 200 с.
11. Жукова М.А. Менеджмент в туристском бизнесе: учебное пособие / М.А. Жукова. М.: КНО-РУС, 2009. - 192 с.
12. Комплексные региональные программы сохранения и использования культурного и природного наследия / Отв. ред. П.М. Шульгин. - М.: РАН. Рос. НИИ культ. и природ. наследия, 2004. - 173 с.
13. Кротова Н.В. Концепция развития туризма в России: новое видение и перспективы / Н.В. Кротова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2007. - №4. - С. 8-12.
14. Проблемы и программы туристско-рекреационного использования природного и историко-культурного потенциала в регионах России: сб. науч. тр./ В.И. Азар, М.Ю. Александрова, Т.А. Бабынина и др. НИИ культ. и природ наследия. Моск. центр Академии туризма. - М.: 1995. - С. 37.
15. Развитие туризма на муниципальном уровне / под редакцией Х. Бера, С. Исуповой. - М. : 2000. - 234 с.
16. Саак, А.Э. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: учебное пособие / А.Э. Саак, Ю.А. Пшеничных. - СПб.: Питер, 2007. - 512 с.: илл.
17. Савчук, В.В. Культуротворческая функция туризма / В.В. Савчук // Культура: управление, экономика, право. - 2004. - №4. - С. 8-13.
18. Туризм и культура - важные составляющие бюджета района // Муниципалитет. - 2003. - №2. - С. 25-26.
19. Чудновский А.Д. Социально-экономическое развитие регионов России как фактор формирования спроса на туристские услуги / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова, В.С. Сенина. - М.: КНОРУС, 2003. - 432 с.
20. Шторгин А.Б. Основы управления туристическими ресурсами / А.Б. Шторгин // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. - 2000. -№ 4. -C. 133-134.
21. Экологические проблемы сохранения исторического и культурного наследия: материалы 4-й науч.-практ. конф., Бородино, 17 - 18 нояб. 1999 г. / Гос. Бородин, воен.-ист. муэей-заповедвшк. Рос. НИИ культ и природ. наследия им. Д.С. Лихачева. - М.: 2000, - 395 с.
Информация о работе Влияние туризма и рекреации на региональное развитие