Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 13:38, реферат
Цель выкладки – с помощью методов комбинированного воздействия управлять восприятием и поведением потенциальных покупателей.
Между размещением и выкладкой товаров есть разница. Под размещением понимается распределение товаров на площади торгового зала, в то время как выкладка - это расположение, укладка и показ товаров па торговом оборудовании.
Выкладка товара в торговом зале: принципы, основные концепции и правила.
Разработка и построение планограмм
Выкладка товаров - это определенные способы укладки и демонстрации товаров в торговом нале. Эта услуга предназначена для демонстрации, облегчения поиска и выбора необходимых товаров, а также создания потребительских предпочтений. Выкладка - это не «красивая картинка», а эффективный (подчас единственный) инструмент управления продажами в торговом зале.
Цель выкладки – с помощью
методов комбинированного воздействия
управлять восприятием и
Между размещением
и выкладкой товаров есть
В зависимости от целей мерчендайзинга выкладка товаров может решать следующие основные задачи:
способствовать распределению познавательных ресурсов посетителя;
предопределять уровень обзора и привлекательность товара для посетителя:
способствовать формированию более тесных взаимоотношений между товарами и посетителями;
создавать условия для «перекрестного мерчандаизинга», при котором «товары-продавцы» наиболее полно используют свой потенциал по продаже дополняющих товаров, товаров импульсивного и пассивного спроса;
создавать предпочтительные условия для отдельных товаров и торговых марок:
способствовать достижению конкурентных преимуществ розничного торговца.
Основополагающее правило выкладки - поиск нужного товара для покупателя должен быть в максимальной степени облегчен.
В этих целях следует соблюдать основные принципы выкладки в торговом зале:
Принцип наглядности выкладки (товар должен быть открыт и доступен для обзора).
Принцип системности выкладки (основан на установлении и применении порядка при расположении товаров на оборудовании; отражением данного принципа служит правило комплексности выкладки, или иначе, формирование товарных комплексов когда, например, товары для детского питания выложены в одном месте).
Принцип эффективности выкладки (достижение наилучших результатов при разумных затратах). Достигается за счет рационального использования оборудования и торговых площадей при соблюдении правил открытости обзора товаров, товарного соседства и полноты отражения имеющегося в магазине ассортимента. Кроме того должны быть соблюдены требования эстетичности и безопасности выкладки. Признаками эффективной выкладки служат увеличение объема реализации товаров и снижение времени, затрачиваемого покупателем на поиск товара.
Принцип совместимости (способность
товаров к совместному
Принцип достаточности выкладки (полное представление торгового ассортимента предприятия). Это не только представление всех наименований товаров, но и показ их в достаточном количестве (определение количества фейсингов при размещении товара на торговом оборудовании). Это зависит от площади торгового зала и занимаемого полочного пространства, широты ассортимента, характера спроса (приоритетные, основные и дополнительные позиции) и маркетинговых мероприятий по продвижению товаров.
Приступать к формированию выкладки следует с разработки концепции преставления товара. На сегодняшний день существует несколько основных концепций выкладки товара:
Идейное представление. В основе представления лежит какая-либо идея, например: «Все, что вы можете поставить на полках в кухне». Наиболее часто встречаемый прием - в рамках своей группы упорядочиваются товары одного поставщика или товары, продаваемые под одной маркой.
Группировка по видам и стилям. «Все 100 % соки - в одном месте, нектары - рядом», «Сливочное масло — на этой полке, а маргарин — на той; молоко здесь, а кефир по соседству. Покупателю предельно ясно, какими свойствами обладает сгруппированный в блок товар, соответственно, такую группировку следует применять в магазинах и отделах, где различия в свойствах товара для него очень важны.
Выравнивание цен. В самом примитивном случае концепция выравнивания цен выглядит так: «на нижней полке - все по 10 руб.; на средней - по 20 руб.». Более часто концепция выравнивания встречается в виде размещения товаров по возрастанию цен.
Группировка по назначению. «Майонезы — на одном стеллаже, соусы - на следующем». «Весь сахар - в одном месте, конфеты - в другом».
Если такое представление в магазине доминирует, покупатель может не заметить товары, размещенные далеко друг от друга (соль, сахар).
Респектабельно-
Различают следующие виды выкладки:
- Положение товара на
полке может быть вертикальным
и горизонтальным. При вертикальной
выкладке однородные товары
- В целях обеспечения
узнаваемости товаров
- Дисплейная выкладка.
Обычно этот способ выкладки
применяют на дополнительных
точках продажи. Он
- Напольная выкладка - использование паллет и похожих конструкций для представления и продажи товара.
В мерчендайзинге существуют следующие основные правила выкладки:
«Лицом к покупателю».
Товар, выставленный фронтально, должен
быть расположен с учетом угла зрения
покупателя. Основная информация на упаковке
должна быть легко читаема и не
закрываться ценниками или
Естественно для того,
чтобы товар стопроцентно был
замечен, он должен иметь
Идеальный фейсинг может быть получен только экспериментальным путем, на базе исследования продаваемости товара, размеров упаковки, «видимости» товара и т. д.
«Основные марки». Основные
марки следует размещать в
начале каждой ассортиментной
группы. В еще не заполненную
корзину человек возьмет
«Приоритетные полки». Решая,
какой товар ставить на полки,
находящиеся на уровне глаз, следует
руководствоваться принципом: в
наиболее выгодном положении должен
находиться товар, приносящий наибольшую
прибыль. Это может быть и товар,
которому посвящены проводимые в
магазине мероприятия по стимулированию
сбыта (рекламная акция, дегустация,
сопутствующие рекламные
«Нижние полки». На самых нижних полках должны быть размещены продукты, которые покупают не импульсивно, а осознанно. Например, пятилитровые бочонки пива. За неделю в магазине может уходить три-четыре бочонка, но покупатель, зная, где искать этот специфический товар, не поленится за ним наклониться.
«Верхние полки». Верхние
полки целесообразно
«Ротация товаров». Ближе всего к покупателю должен располагаться товар, у которого срок реализации близок к концу. При пополнении запаса в торговом зале товар, поступивший со склада, должен ставиться назад, а уже имеющийся на полке товар – передвигаться вперед. При этом надо проверить сроки хранения.
«Высота полок». Полка но высоте должна соответствовать продаваемому товару. Известен принцип: если между верхним краем товара и следующей полкой можно засунуть два пальца, нужно менять расстояние между полками. На сэкономленном пространстве можно будет разместить еще одну полку.
«По размеру упаковки». При фронтальном (по отношению к покупателю) расположении полок маленькие упаковки выставляются слева, а большие – справа.
«Среди конкурентов». Товар выгоднее разместить рядом с сильным конкурентом (чтобы заимствовать популярность) и подальше от слабого. Если товар – лидер, его выгоднее разместить отдельно.
РАЗРАБОТКА И ПОСТРОЕНИЕ ПЛАНОГРАММ
Планограмма - визуальное представление выкладки товара на вертикальном оборудовании, выполненное в виде графических схем или фотографий.
Основные принципы при составлении планограмм:
Выделение для каждого вида товара соответствующей продажам площади.
Предоставление большей площади быстрореализуемым и рекламируемым товарам.
Применение как горизонтальной и вертикальной выкладки, так и их комбинации.
Учет направления основного потока покупателей (движения вдоль оборудования по залу).
Распределение приоритетных мест на оборудовании.
Расположение товаров по принципу логики представления товаров, с точки зрения более полного удовлетворения запросов покупателей (в т.ч. товарного соседства), а не из удобства работы продавца.
Использование правила приоритетных полок (расположенных на уровне глаз и на уровне вытянутой руки).
Использование нужной высоты полок (расстояния между ними). Для этого надо иметь данные о размерах товара (его высоту) или производить изменения уже при выкладке товара.