Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 15:38, курсовая работа
Цель данной работы — рассмотрение особенностей маркетинговых мероприятий на фазах жизненного цикла товара.
Постановка указанной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
— определение сущности товара, его жизненного цикла;
— характеристика стратегий маркетинга и мероприятий маркетинга;
— характеристика фаз жизненного цикла товара.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ТОВАР В СИСТЕМЕ МАРКЕТИНГА……………………………………..6
1.1 Сущность товара……………………………………………………….6
1.2 Методы создания новых товаров…………………………………….6
2. МАРКЕТИНГОВЫЕ СТРАТЕГИИ И МАРКЕТИНГОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ……………………………………………………………………10
2.1 Разработка маркетинговой стратегии……………………………...10
2.2 Направления маркетинговой стратегии…………………………..14
3. ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА ФАЗАХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ТОВАРА……………………………………….21
3.1 Этап внедрения………………………………………………………..21
3.2 Этап роста……………………………………………………………...23
3.3 Этап зрелости………………………………………………………….24
3.4 Этап спада……………………………………………………………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...30
ГЛОССАРИЙ…………………………………………………………………...33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...34
На этапе зрелости товара зачастую имеется одна фирма, доминирующая на рынке, которая является признанным лидером и имеет самую большую рыночную квоту (ВАЗ на рынке автомобилей, «Кока-Кола» на рынке безалкогольных напитков). В то же время имеются фирмы не такие крупные, но все же занимающие определенное положение на рынке: АЗЛК (автомобили), «Пепси-Кола» (безалкогольные напитки). На этапе зрелости товара все эти фирмы имеют довольно стабильные позиции, причем изменить что-либо в их положении на рынке достаточно трудно. Как только одна из них начинает приобретать некоторые преимущества по сравнению с другой, последняя предпринимает ряд контрмер, которые способствуют восстановлению ее прежних позиций на рынке.
Основной сферой деятельности предприятия является работа с товаром. Прежде всего, необходимо выяснить, имеются ли возможности улучшить его по сравнению с товаром конкурента. Некоторые малые предприятия добивались существенного успеха, потому что им удавалось создать лучшие товары.
Предприятие должно попытаться найти такой сегмент рынка, который оказался бы вне поля деятельности основного конкурента. Во многих случаях крупные предприятия уделяют внимание наиболее представительным группам покупателей, пренебрегая множеством мелких рынков.
Малое предприятие должно изыскивать новые каналы сбыта своей продукции, которые могут дать ей существенную экономию затрат или обеспечат привлечение покупателей. Определенное внимание нужно уделить рекламе. Однако не следует считать, что реклама является единственным ключом к коммерческому успеху. Основа успешной деятельности на рынке — улучшение качества товара, эффективное использование сбытовой сети, подкрепленные хорошей рекламой.
3.4 Этап спада
Для большинства товаров рано или поздно наступает время заметного уменьшения объема продаж. Он может упасть до нуля, тогда товар будет изъят из обращения, или сбыт может стабилизироваться на низком уровне и будет находиться на этом уровне в течение многих лет.
К сожалению, большинство предприятий не разрабатывает действенной политики в отношении устаревших товаров. Их внимание привлечено к новым товарам и тем, которые находятся на этапе зрелости. Как только объем продаж товара заметно уменьшается, многие фирмы уходят с рынка, с тем чтобы вложить средства в более прибыльные области. Те, кто остаются на рынке, стремятся уменьшить предложение товара. Они прекращают продажу товаров на мелких сегментах рынка, ликвидируют каналы ограниченного сбыта, сокращают расходы на стимулирование спроса, снижают цены.
По целому ряду причин
предприятия неохотно отказываются
от производства и реализации устаревших
товаров. Некоторые из них надеются,
что объем продаж товара, не пользующегося
в данный момент спросом, возрастет,
если более благоприятной станет
общая экономическая ситуация. Иногда
считают, что спрос упал из-за ошибки
в программе маркетинга, и стремятся
ее перестроить. Часть фирм пытается
оживить спрос путем
При снижении объема
продаж предприятия ведут себя на
рынке по-разному. Для тех, кто
остается на рынке, отмечается временное
возрастание объема продаж в связи
с увеличением числа
Оставшееся на рынке
предприятие может осуществлять
прежнюю маркетинговую
Как показывает опыт
американской компании по производству
потребительских товаров «
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При анализе концепции
маркетинга значительная роль принадлежит
такому понятию, как товар. Главными
его составляющими выступают: потребительская
ценность (способность произведенной
продукции удовлетворять
Из повседневной
практики известно, что каждый товар
обладает своим жизненным циклом.
Каждый конкретный образец товара появляется,
существует, удовлетворяя какие-либо потребности.
Исчерпав свои возможности, он исчезает,
прекращает свое существование. Период
существования определенного
Жизненный цикл товара
характеризуется колебаниями
Выведение на рынок (внедрение) — этап появления товара на рынке и постепенного увеличения объема продаж. Предприятие в это время практически не получает прибыли вследствие больших издержек, связанных с внедрением товара на рынок.
Рост — этап быстрого признания товара на рынке и заметного увеличения прибыльности его реализации.
Зрелость — этап
постепенного замедления темпов роста
объемов продаж, так как товар
уже получил признание
Спад — этап резкого снижения объема продаж и прибыли.
Определить, где начинается и кончается каждый этап, достаточно сложно. Обычно началом нового этапа считается момент, когда увеличение или уменьшение объема сбыта становится достаточно явно выраженным.
Различные этапы жизненного цикла товара требуют использования разных стратегий маркетинга. Для того, чтобы максимально продлить период роста рынка для данного товара, фирма использует следующие подходы:
— повышение качества новинки, придание ей новых свойств;
— выпуск новых моделей того же товара;
— проникновение в новые сегменты рынка;
— использование новых каналов распределения;
— переориентирование рекламы;
— своевременное снижение цены для привлечения дополнительных потребителей и т.д.
Фирма, прибегающая к использованию этих стратегических приемов расширения рынка, укрепит свое конкурентное положение.
Глубокое знание
особенностей поведения потребителей
и товаров в ходе развития жизненного
цикла товаров гарантирует
Механизмом действия предпринимателя на этапе зрелости является модификация товара, а на этапе упадка — доведение товара, сходящего с рынка, до максимальной рентабельности. Это предупреждает ослабление позиций фирмы в будущем.
Предприятие редко
позволяет товару «прожить» полностью
стадии зрелости и, особенно, упадка. Интенсивное
использование научно-
Разработка товара в рамках его жизненного цикла является необходимым условием маркетинговой деятельности. Это — формула успеха на рынке.
глоссарий
№ п/п |
Понятие |
Содержание |
1 |
Жизненный цикл товара |
характеризуется колебаниями объема продажи и прибыли от его реализации. Состоит из четырех стадий: внедрения, роста, зрелости и насыщения, спада. |
2 |
Запрос (спрос) |
потребность, подкрепленная покупательной способностью |
3 |
Конкуренция |
соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара за наиболее выгодные условия производства и сбыта |
4 |
Маркетинг |
вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена |
5 |
Маркетинговая среда фирмы |
совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать |
6 |
Паблик рилейшнз |
неличное и неоплачиваемое
спонсором стимулирование спроса на
товар, услугу или деловую организационную
единицу посредством |
7 |
Реклама |
неличная форма представления информации о производимых товарах и услугах, открыто исходящая от определенного лица и организации, оплаченная ими с целью расширения числа клиентов и стимулирования продаж |
8 |
Стимулирование сбыта |
Маркетинговая деятельность по стимулированию продаж путем кратковременных побудительных мер поощрения покупки или продажи товара или услуги |
9 |
Товар |
материальное изделие или услуга, предлагаемые рынку с целью приобретения, использования или потребления |
10 |
Управление маркетингом |
это анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных задач организации, таких как получение, прибыли, рост объема сбыта, увеличение доли рынка и т.п. |
список использованной литературы
Афанасьев М.П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. — М.: АО «Финстатинформ», 1995. — 112 с.
Барышев А.Ф. Маркетинг: Учебник. / А.Ф. Барышев. — 2-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 208 с.
Голубков Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. — М.: Дело, 1995. — 192 с.
Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. Экспресс-курс. / Пре. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. — СПб.: Питер, 2001. — 496 с. — (серия «Деловой бестселлер»).
Лебедев О.Т., Филиппова Т.Ю. Основы маркетинга. / Учеб. пособие под ред. д-ра экон. наук, проф. О.Т. Лебедева. — изд. 2-е, доп. — СПб.: ИД «МиМ», 1997. — 224 с.
Маркетинг: Учебник для вузов. / Н.Д. Эриашвили, К. Ховард, Ю.А. Цыпкин и др.; Под ред. Н.Д. Эриашвили. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 631 с.
Маркетинг: Учебник,
практикум и учебно-
Моисеева Н.К., Конышева М.В. Управление маркетингом: теория, практика, информационные технологии: Учебн. пособие. / Под ред. Н.К. Моисеевой. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 304 с.
Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник. — М.: Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, 1999. — 398 с.
Цагарели Д., Хабаров В. Стратегия маркетинга. // Предпринимательство. — 2001. — №2-3. — с. 121-134.
1 Маркетинг: Учебник,
практикум и учебно-
2 Барышев А.Ф. Маркетинг. — М.: «Академия», 2002. — с. 101.
3 Маркетинг: Учебник,
практикум и учебно-
4 Маркетинг: Учебник,
практикум и учебно-
5 Маркетинг. / Под ред. Н.Д. Эриашвили. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — с. 209.