Значение цен в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 20:08, курсовая работа

Краткое описание

Цена, как и деньги, является фундаментальной экономической категорией, возникшей и сформировавшейся в процессе разделения общественного труда, развития товарного производства и обмена товаров.
Цена - это одна из важнейших экономических категорий.

Содержание

Введение
Глава1 Цена как категория рыночного хозяйства
1.1 Условия возникновения рыночного хозяйства
1.2Сущность и функции цены
1.3 Система цен и их классификация
Глава2 Значение цен в рыночной экономике
2.1 Цены в условиях рынка
2.2 Место и роль цен в управлении предприятием
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 38.08 Кб (Скачать файл)

передавались только по наследству. Объектом купли-продажи стала и рабочая

сила. Работники могли ею свободно распоряжаться в отличие от крепостных и

цеховых ремесленников и подмастерьев. Так возникли рынки капитала, земли и

труда. Экономика, в которой все главные отношения построены на рыночных

основах, получила название рыночной. Здесь товарное производство приобретает

развернутый характер и начинает играть определяющую роль в системе

общественного хозяйства, при этом все или почти все продукты труда

производятся для обмена.

Итак. как уже отмечалось, общей предпосылкой или необходимым условием

существования товарного производства служит общественное разделение труда

между производителями, каждый из которых специализируется на изготовле­нии

определенных продуктов.

По мере углубления специализации и разделения труда различия

внутрипро­изводственного и общественного разделения труда не исчезают, а

получают новые формы своего выражения. Это отражается в углублении

общественного раз­деления труда, многообразии предприятий, появлении все

новых форм включе­ния труда отдельных звеньев в общественный труд. поиске

способов регулиро­вания поведения производителей в общественном хозяйстве.

В эпоху капитализма общественное разделение труда стремительно

прогрес­сирует: промышленность отделяется от сельского хозяйства, внутри

самого про­мышленного производства происходит отделение обрабатывающей

промыш­ленности от добывающей. Последняя подразделяется на горнорудную.

угольную, нефтедобывающую. Еще более интенсивное разделение труда

наблю­дается в обрабатывающей промышленности — проявляется тенденция к

специа­лизации на производстве отдельных частей продуктов и технологических

опе­раций по их изготовлению. Этот высокий уровень   и зрелые формы

общественного разделения труда достигаются на поздних стадиях капитализма.

Однако товарное производство не порождается только лишь общественным

раз­делением труда. Истории известны славянские общины и другие сообщества,

где имелось развитое общественное разделение труда, но не было товарного

рыночного производства. Продукты труда становятся товарами при условии, что

они произво­дятся для обмена самостоятельными, независимыми, экономически

обособленными производителями. Такая экономическая обособленность

производителей порожда­ет необходимость обмена товарами в качестве

единственно возможной формы эко­номических связей между ними.

Экономическая обособленность производителей есть такое состояние, которое

вытекает из их относительно свободного владения, пользования и распоряжения

про­изводимой продукцией по своему усмотрению. Производители являются

собственни­кам и продукции и средств производства, с помощью которых она

произведена.

Исторический процесс развития экономической обособленности базируется на

историческом процессе развития форм собственности и степени зрелости

товарного производства. Частная собственность обеспечивает наиболее возможную

и полную экономическую обособленность производителей: они сами решают, что.

как. для кого производить.

Товарное производство имеет характерные особенности: во-первых, оно

всегда обусловлено разделением труда, которое является следствием технического

про­гресса. Промышленная революция началась с изобретения рабочей машины,

кото­рой была передана от человека исполнительная функция: затем машинам была

пере­дана двигательная функция. В настоящее время созданы автоматизированные

системы, которым человек передает управленческую, контролирующую функции.

Следовательно, одно из бесспорных преимуществ товарного производства по

срав­нению с натуральным - его неразрывная связь с ростом разделения труда, с

про­грессом техники, технологии и других элементов производительных сил.

     Во-вторых, товарное  производство является открытой  системой экономических

отношений, так как продукты производятся не для собственного потребления, а для

продажи, они выходят за пределы хозяйственной единицы.

     В-третьих, товарному  производству свойственны косвенные (опосредованные)

экономические связи между производством и потреблением. Они складыва­ются по

схеме: «производство — распределение — обмен — потребление». Изготовленная

продукция поступает сначала на рынок для обмена на другие изделия (или на

деньги) и лишь затем попадает в производительное или личное потребление.

Рыночный обмен подтверждает (или не подтверждает) необходи­мость изготавливать

данную продукцию для продажи. При этом потребитель обладает свободой выбора

полезных вещей. Это одна из форм экономической свободы. Отсюда видно, что

товарному хозяйству, в отличие от натурального, свойственна такая структура

общественного труда, при которой сложилась система специализации производителей

благ и услуг. Происходит завершение формирования общественного труда как

целостной системы, связь в которой осуществляется через опосредованную рынком

товарную форму, через куплю-продажу и через потребление. При этом хозяйству

свойственна специфическая система противоречий общественного труда — труд в

рамках отдельной еди­ницы выступает как частный, независимый, самостоятельный

вид деятельнос­ти, но в то же время он скрытообщественный, т. е. является

трудом для других. Для этого типа хозяйства характерен и особый порядок

выявления обществен­ной необходимости частного труда, который после окончания

процесса произ­водства на рынке через куплю-продажу принимает общественную

форму.

Эволюция товарного хозяйства демонстрирует большое многообразие

раз­новидностей, которые могут быть сведены к нескольким моделям.

1. Товарное хозяйство  свободной конкуренции характеризуется  тем, что

разви­тие экономики не стеснено никакой монополией. Основные черты данной

модели: обособленность производителей, независимость рынка, свободная

конкуренция, действие законов обмена.

2. Модель простого товарного  хозяйства имеет более узкое  значение.

Истори­чески и логически она предшествовала капитализму. В качестве объекта

анализа рассматривается мелкое, основанное на собственном труде производство.

Модель товарного хозяйства свободной конкуренции более универсальна, она

охватывает черты нетолько мелкого, но и капиталистического товарного

производства.

3. Товарное хозяйство  организованного рынка — это  модель экономики более

высокого уровня, она развивается при наличии различных форм экономического

монополизма, государственного регулирования экономики.

Так же, как и в условиях натурального хозяйства, обнаруживается следующая

за­кономерность — многообразие форм экономики на основе одной и той же

товарной формы хозяйства и даже при одном и том же техническом базисе. Отсюда

различие то­варного хозяйства в отдельных странах, например в США, Франции,

Японии и т. д.

1.2 Сущность и функции цены

В условиях рыночных отношений резко возрастает роль цены для любой коммерческой организации. Это обстоятельство обуславливается многими причинами. От уровня цены зависят:

 

- величина прибыли коммерческой организации

- конкурентоспособность организации и её продукции;

- финансовая устойчивость предприятия.

Выбор правильной ценовой политики является достаточно непростым делом и требует создания маркетинговых служб. Цена как экономическая категория выполняет ряд важнейших функций.

1) Первичной функцией  цены следует считать измерительную. Благодаря цене удается измерить, определить стоимость товара, иначе  говоря, определить, какое количество  денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за проданный  товар. Цены дают возможность  деньгам как платежному средству  обрести количественную определенность  в акте купли-продажи.

2) Учетная функция цены  отражает общественно необходимые  затраты труда на выпуск и  реализацию той или иной продукции. Цена определяет, сколько затрачено  труда, сырья, материалов, комплектующих  изделий на изготовление товаров. В конечном счете, цена отражает  не только величину совокупных  издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли.

В учетной функции цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей, как количественных - валовой внутренний продукт, национальный доход, объем капитальных вложений, объем товарооборота, объем продукции фирм, предприятий и отраслей, так и качественных - рентабельность, производительность труда, фондоотдача.

Таким образом, цена используется для определения эффективности производства, служит ориентиром для принятия хозяйственных решений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования.

3) Распределительная функция  цены состоит в том, что государство  через ценообразование осуществляет  перераспределение национального  дохода между отраслями экономики, государственным и другими её  секторами, регионами, фондами накопления, социальными группами населения.

Функция реализуется через включение в себестоимость многих налогов, которые затем являются источником накопления дорожных фондов, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда занятости населения, а также через включение в цену косвенных налогов (НДС и акцизов).

 

4) Функция сбалансирования  спроса и предложения выражается  в том, что через цены осуществляется  связь между производством и  потреблением, предложением и спросом. Цена сигнализирует о диспропорциях  в сферах производства и обращения  и требует принятия мер по  их преодолению. Она служит гибким  инструментом для достижения  соответствия спроса и предложения.

5) Функция цены как  средства рационального размещения  производства проявляется наиболее  полно в условиях рыночной  экономике. С помощью механизма  цен происходит перелив капиталов  в секторы экономики и производства  с более высокой нормой прибыли.

6) Стимулирующая функция  цены проявляется в том, что  цена при определенных условиях  может стимулировать ускорение  НТП, улучшение качества продукции, увеличение выпуска продукции  и спроса на неё. Это связано  с тем, что цены дифференцированы  в зависимости от технического  уровня и качества продукции. По этим же причинам цены  могут оказывать и дестимулирующее воздействие на производство.

7) Цена выполняет очень  важную социальную функцию. С  ценами и их изменением связаны  структура и объемы потребления  благ и услуг, расходы, уровень  жизни, прожиточный минимум, потребительский  бюджет семьи. Социальная реакция  людей на уровень цен и его  изменение чувствительна и высока. В бытовом восприятии розничных  цен на потребительские товары  и услуги люди считают, рост  цен снижает уровень жизни, тогда  как снижение цен заведомо  улучшает жизнь. При этом обычно  не принимаются во внимание  другие, неценовые факторы, такие, как  доходы, наличие товаров на рынке, структура потребления.

В рыночной экономике цены на товар постоянно колеблются. Направления изменения цен для конкретных видов товаров и в конкретные периоды может быть различным. Однако есть и общие тенденции, характерные как для отдельных групп потребительских товаров, так и для всей их номенклатуры в целом.

Посредством цены можно:

1.воздействовать на развитие  науки и техники;

2.способствовать более  рациональному использованию ресурсов;

3.воздействовать на уровень качества продукции;

4.воздействовать на структуру выпуска продукции и ее потребления.

Стимулировать деятельность экономических агентов можно при помощи увеличения прибыли в цене, а также при помощи скидок и надбавок.

Таким образом, цены играют исключительно важную роль в развитии экономики страны в целом и для каждого отдельно взятого субъекта хозяйствования. Отсюда вытекает значимость политики в области ценообразования.

 

1.3 Система цен и их классификация

 

Все действующие в экономике цены взаимосвязаны и образуют систему, которая находится в постоянной динамике под влиянием множества рыночных факторов. Эта система, в свою очередь, состоит из отдельных систем цен, взаимозависимых и взаимодействующих.

В основе взаимосвязи всех цен лежит принцип «сообщающихся сосудов». Изменение цен в одном из основных блоков данной системы довольно быстро передается по цепочке во все другие блоки. Так, изменение цен на энергоносители находит быстрое отражение в уровне цен всех остальных блоков. Взаимосвязь и взаимозависимость цен, входящих в единую систему, обусловлена в основном двумя важными обстоятельствами:

- все цены формируются  на единой методологической основе - на законах стоимости, предложения и спроса;

- все предприятия, производства  и отрасли, хозяйственная деятельность  которых обслуживается ценами, взаимосвязаны.

Наиболее важными, основными системами цен являются:

- оптовые цены;

- цены на строительную продукцию;

- закупочные цены;

- розничные цены;

- тарифы транспорта и  связи.

Оптовые цены - цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. В свою очередь оптовые цены подразделяются на два подвида:

- оптовые цены предприятия;

- оптовые (отпускные) цены промышленности.

Оптовые цены предприятия - цены изготовителей продукции, по которым они реализуют произведенную продукцию потребителям - другим предприятиям и организациям, а также сбытовым и оптовым органам. Разновидностью оптовой цены предприятия является трансфертная цена. Она применяется при совершении коммерческих операций между подразделениями одной и той же фирмы или предприятия и может использоваться как в отношении готовых изделий, полуфабрикатов, сырья, так и по услугам, в том числе управленческим платежам и процентам за кредит. Закупочные цены - это цены (оптовые), по которым реализуется сельскохозяйственная продукция сельскохозяйственными предприятиями, фермерами и населением.

Информация о работе Значение цен в рыночной экономике